Литературно - музыкальная гостиная "Вечный светоч материнства"
методическая разработка (10 класс) по теме

Красутских Ольга Викторовна

 

Литературно- музыкальная гостиная для старших классов,

 посвященная Всероссийскому  Дню матери

Участники: 4 ведущих , чтецы, ученики - актеры.

Инсценировка стихотворений, заочная экскурсия по Эрмитажу,

чтение лирических произведений, исполнение музыкальных произведений,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya_vechnyy_svetoch_materinstva.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Вечный светоч   материнства»

/ литературно- музыкальная гостиная для старших классов

 ко Всероссийскому  Дню матери/

На экране слайды- фотографии женщин

Звучит голос:

Ты спрашиваешь: кто я?

Отвечаю

Я- след от жизни матери моей…

Я- древнего народа продолженье,

Прекрасных женщин, доблестных мужей…

Ты спрашиваешь : кто я?

Отвечаю

Любовью материнской я рожден

…Я самой лучшей долей награжден!

С.Мамур

/ звучит фоном классическая музыка /

Чтец:                        Ты – женщина, ты- книга между книг,

Ты – свернутый запечатленный свиток,

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовской напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник,

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит, бешено средь пыток.

Ты – женщина и этим ты права.

От века убрана короной звездной,

Ты – в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся – от века  - на тебя!

                                /В.Я.Брюсов/

Ведущий:                

Женщина… Сколько о ней сказано и написано! Во все времена  ей покланялись художники, поэты, музыканты. Она была  мечтой, улыбкой, вселенской радостью… А какая она женщина?  

/инсценировка стих.  Э.Асадова  «Колдун»/

ЧТЕЦ:

В горах, на скале, о бесчинствах мечтая,

Сидела Измена, худая и злая,

А рядом под вишней сидела Любовь,

Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,

Они отдыхали у горных озер,

И вечно вели нескончаемый спор-

С улыбкой одна, а другая с презреньем.

ЛЮБОВЬ:

Одна говорила: « На свете нужны

Верность, порядочность, чистота…

Мы светлыми, добрыми быть должны:

В этом- и красота!»

ИЗМЕНА:

Другая кричала: «Пустые мечты!

Да кто тебе скажет за это спасибо?!

Тут, право, от смеха порвут животы

Даже безмозглые рыбы!

Жить надо умело, хитро и с умом.

Где- быть беззащитной, где- лезть напролом,

А радость увидела- рви, не зевай!

Бери! Разберемся потом!»

ЛЮБОВЬ:

А я не согласна бессовестной жить!

Попробуй быть честной и честно любить!

ИЗМЕНА:

Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха!

Да есть ли что выше, чем радость греха?

КОЛДУН:

Однажды такой они подняли крик,

Что в гневе проснулся косматый старик,

Великий колдун, раздражительный дед,

Проспавший в пустыне три тысячи лет.

И рявкнул старик: «Это что за война?

Я вам покажу, как будить колдуна!

Так вот,чтобы кончить все ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена».

ЧТЕЦ:

Схватил он Любовь колдовскою рукой,

Схватил он Измену рукою другой

И бросил в кувшин их, зеленый, как море,

А следом туда же- и радость, и горе,

И верность, и злость, доброту и дурман,

И чистую правду, и подлый обман.

КОЛДУН:

Едва он поставил кувшин на костер,

Дым взвился над лесом, как черный шатер,

Все выше и выше, до горных вершин.

Старик с любопытством глядит на кувшин:

Когда переплавится все, перемучится,

Какая же там чертовщина получится?

ЧТЕЦ:

Кувшин остывает.Опыт готов.

По дну пробежала трещина.

Затем он распался на сотню кусков.

И…

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Появилась женщина

Ведущий:

Клеопатра, Джульетта, Кармен, Наташа Ростова… Эти яркие образы блистали в веках. А в тени жизни несли свой нетленный крест Марьи, Авдотьи, Дарьи, Матрёны…с щедрым сердцем, заботливыми руками, безграничным терпением. Катастрофы произошедшие в ХХ столетии, не пощадили и женские судьбы.

Ведущий:

Менялись века и поколения. Но женщина всегда оставалась бессменным символом красоты и добра, хранительницей жизни на земле.

Чтец:

/Л.Щипахина «Быть женщиной»/.

Я знаю, на моих плечах

Все держится: дела и вещи.

Мне нравится забота женщин

Всю жизнь лелеять свой очаг,

Надеждой для ребёнка быть,

В его глазах читать доверы,

Не испытать высокомерья

К тому, что надо печь и мыть.

Мне нравится в гуденье дня

Так напрягаться, сил не пряча,

Чтобы желанная удача

Не смела обойти меня!

Быть женщиной и жить любя

Светить и озаряться светом,

И тратить целый век себя

Какая честь в призвании этом!

Ведущий:

Что мир без женщины? Да только серость. Оставь планету без ее участия, мужчины просто перебьют друг друга, падут державы, рухнут города. И только чудная улыбка Моны Лизы спасет наш мир, и станет он добрей и милосердней. В чем смысл всего? Конечно же, в любви к прекрасной женщине, дарующей жизнь, дарующей нам свет.

Ведущий:

Сюжетна жизнь: комедии, трагедии и фарсы. Но через годы, порой себе не признаваясь, несем в сердцах частицу той любви, что озарила дни хоть на мгновенье. И лириком становится «сухарь». И в честь любимых вновь звучат сонеты…

/звучит фонограмма песни в исполнении Витаса « Мама»/

Ведущий:

О матери – особые слова! Страстей всех выше  ее любовь святая к детям. Поклон вам, наши мамы! За каждую слезинку мы готовы вымаливать прощенье, припав к рукам, прося благословления…

Чтец:

                От чистого сердца

                Простыми словами

                Давайте, друзья,

                Потолкуем о маме

Мы любим ее

Как хорошего друга

За то, что у нас с нею

Все сообща,

За то, что когда

Нам приходится туго

Мы можем всплакнуть

У родного плеча

                Мы любим ее и за то,

                Что порою

                Становятся строже

                В морщинках глаза

                Но стоит с повинной

                Придти головою –

                Исчезнут морщинки

                Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце своё

И просто зато, что она

Наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим её!

Ведущий:

Мама мамочка! Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем самого близкого, дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг.

Ведущий:

Мама – самое первое слово, которое ребёнок произносит, не научившись еще ходить. А став взрослыми, дети вспоминают мамин голос, улыбку, глаза и руки.

Чтец ( читает на фоне музыки):

Я помню руки матери моей,

Что утирали слезы мне когда – то,

В пригоршнях приносила мне с полей

Все, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого ее прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

святее вас нет ничего на свете!»

                        /Н.Рыленков/

Ведущий:

И сколько ни было б человеку лет, ему всегда нужна мама, ее взгляд, ее забота. Не пора ли рядом с монументами героям – защитникам  Родины, великим ученым, большим поэтам поставить памятник Матери? Потому что нет ни героя, ни гения без матери, без ее теплых не знающих усталости рук! Все мы – ветви материнского дерева.

Чтец:

/Стих Р.Гамзатова  «По – русски  «мама», по – грузински «нана»… звучит на фоне музыки/

По- русски «мама», по- грузински «нана»,

А по- аварски- ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого- особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину-

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем- нибудь горюя.

И, скрыв слезу при ясном свете дня,

« Не беспокойся,- маме говорю я,-

Все хорошо, родная у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По- русски «мама2, по- грузински 2нана2

И по- аварски- ласково «баба».

Ведущий:

Поэты всех времен преклоняли колена перед святость материнского долга, перед ее преданностью, ее нежностью, теплотой сердечной.

/ Звучит украинская народная песня « Рушник вышиваный»/

(После песни выходит Хозяйка, Друг и Экскурсовод.)

ВЕРНИСАЖ

Хозяйка:         Добрый день, дорогие гости. Мы хотим пригласить вас на наш небольшой вернисаж.

Друг:         Сегодняшний наш вернисаж познакомит вас с образом богоматери в изобразительном искусстве.

Хозяйка:         Тема материнства- одна из древнейших тем в мировой культуре.Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.Друг: В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери- Деве Марии. К ее образу неоднократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме,- Леонардо да Винчи (1452- 1519)

( звучит «Аве Мария» И.С.Баха)

Экскурсовод:         Образ Мадонны ( так в Италии называют Богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Высокого Возрождения. Одно из первых произведений, исполненных Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. Перед вами « Мадонна с цветком», написанная во Флоренции в 1472 году.

Перед картиной испытываешь трепет восхищения; в ней все так просто и ясно, и в то же время бесконечно сложно. Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно его рассматривает. Ласковая и живая девочка- мать и ее дитя воплощают радость бытия и красоту познания.

Хозяйка:         Интересна судьба этого шедевра. До 17 века картина находилась в Италии, затем неизвестно где… В 1824 году русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, приобрел у  бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную какими- то записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Бенуа Николая Леонтьевича, где и  было установлено, что это творение Леонардо да Винчи. В 1912 г. «Мадонна Бенуа»( под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.

( звучит музыка, демонстрируется следующая картина)

Экскурсовод:         Еще один волнующий материнский образ, созданный Великим Леонардо- « Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Лита» (1490 г.)

Изображено состояние спокойной радости, в которое погружена прекрасная молодая женщина, кормящая ребенка. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны вьющиеся волосы младенца, его взгляд устремлен и на зрителя. Живой и гибкий силуэт Марии вписан симметрично расположенных окон. Отчего композиция приобретаеьт завершенность и четкость.

Хозяйка:         Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение.

Чтец : (читает стих- е «В прохладных залах Эрмитажа» )

В прохладных залах Эрмитажа,

Среди героев и дриад,

На фоне мирного пейзажа

Она к ребенку клонит взгляд

Остановившегося кадра

Переливая нежный цвет,

Сияет- кистью Леонардо

Векам завещанный портрет.

Была ль та женщина земная

Простой моделью для него,

Иль, краски легкие втирая,

Он видел в смертной божество,-

Не все ль равно? Она когда-то

Не с райских кущ к нему сошла

В лучах умбрийского заката

С чистейшей ясностью чела.

И вот, ничем не знаменита,

Ткача иль медника жена,

Живет теперь Мадонна Лита

В лазурной дымке полотна.

С ней столько душ вошло в единство,

Она пленила столько глаз,

И вечный светоч материнства,

Зажженный ею, не угас.

Хозяйка:         Когда волны житейского моря захлеснут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем.

( звучит музыка,  демонстрируется следующая картина…)

Экскурсовод:         За приверженность к теме материнства другого известного живописца Возрождения современники прозвали «мадоньеро» т.е. изображающий мадонн. Слава этого мастера столь велика, что и по сей день мы называем его только по имени- Рафаэль. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля «Мадонну Конестабиле» ( около 1500 г.) Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом лица и окутанных струящимся покрывалом плеч словно исходит страдание. Целомудрием и душевной чистотой покоряет это маленькое тондо ( так называется изображение, вписанное в круг0. В огромном музейном зале, в пышной золоченой раме, образ Мадонны невольно притягивает к себе.

Хозяйка:         Моделью художнику служила одна и та же женщина. Это прекрасная Маргарита, возлюбленная Рафаэля, дочь пекаря. Изящные, правильные черты ее лица угадываются и в самом прославленном изображении Богоматери кисти Рафаэля.

( звучит музыка, демонстрируется следующая картина…)

Экскурсовод:         Это большая алтарная картина, написанная в 1515- 1519 гг. по заказу монастыря святого Сикста. Ныне она под названием «Сикстинская Мадонна» экспонируется в Дрезденской галерее. Рафаэль изобразил не просто Божественную матерь с младенцем, но чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед ней Сикст 4 и святая Варвара. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Они как бы сами зрители, глубоко переживают впечатление, произведенное кистью художника. Впервые, наверное, религиозное полотно, прямо и непосредственно обращается к человеку.

( звучит классическая музыка)

Хозяйка:         Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа) .Церковная традиция считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства. Тем не менее некоторые иконы- истинные шедевры, занимающие достойное место в истории мировой культуры.

Экскурсовод:         В первую очередь это главная святыня земли Русской- «Богоматерь владимирская», икона начала 12 века. Приблизимся к древнему творению и взглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете.

Посмотрите еще несколько образов Богородицы…

( демонстрируется несколько репродукций…)

Хозяйка:         Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир искусства, воспевающего красоту женщины с ребенком на руках. Достаньте из семейных альбомов фотографии, на которых изображены мамы, держащие своих маленьких и беззащитных деток на руках. Вглядитесь: их лица так же нежны и одухотворены светом любви, как лики Мадонн леонардо или Рафаэля.

/после вернисажа звучит песня « Мама»/

Чтец:

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная

Ей – то уж добра не занимать!

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

Все на свете метится следами,

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

Ведущий:

Так уж устроена жизнь, что только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать, какое это счастье - когда мама рядом. Как хорошо когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью или бедой. Но время идёт, дети вырастают, мамы стареют…

Ведущий:

Безмерна наша ответственность перед матерями. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? И не только задумаемся…

Ведущий:

Мы очень хотим, чтобы каждый человек пронес через всю жизнь свет материнской любви.

Чтец 1 ( читает на фоне музыки):

Как бы не манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите,

От обид, от тягот и невзгод.

Боль за сыновей – сильнее мела

Выбелила косы до бела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова!

Знайте: дети ранят всех больней!

Чтец 2:

Если ваши матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны…

Берегите их от черных шалей!

Берегите женщин от войны!

Мать уйдёт, в душе оставив рану.

Мать уйдёт, и боли не унять…

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

/Звучит  песня «Поговори со мною ,мама.»/



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Юрченок В.Г. « Весны центробежная сила…» // Читаем, учимся, играем. Вып.3: Сб. сценариев для библиотек.- 2001.- №1.- с.71- 76.

Литературно- поэтическая  композиция, посвященная Международному женскому дню 8 Марта.

                              2.Боброва Л.В., Будковая Л.Н. « Штрихи к портрету женщи    

                                   ны» // Читаем, учимся, играем.: Сб. сценариев для библио

                                  тек- 2001.- №8.- с.49- 53

                                 Поэтический концерт

3.Энциклопедия  российскиъх праздников / Сост. В.М. Воско    

  бойников, Н.М. Голь.- СПб.: РЕСПЕКС, 1997.- С. 142- 143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

Литературно-музыкальная композиция "Вечная память героям".

Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла к празднику Победы. Наш долг - помнить , какой ценой далась нам Победа, чтить память погибших и проявлять неустанную заботу о ветера...

Литературно-музыкальная гостиная «…Воспеваю то, что вечно ново…»

Воспитательное мероприятие предполагает подготовить учащихся к разговору о Богородице как матери Христа и  идеала  женщины – матери, создать у учащихся восприятие образа Богородицы как реаль...

Музыкальная гостиная "Вечный солнечный свет, имя тебе Моцарт!"

Сценарий музыкальной гостиной посвящён жизни и творчкству великого австрийского композитора - В. А. Моцарту.На сцене- ведущие, Дамы, Академик, с ними мы попадаем в мир чарующей  музыки 18 века....

литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."

Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 65-летию Победы «Свет родных берёз и Вечного огня».

Вед. 1. Здравствуйте. Мы рады приветствовать  гостей и хозяев в нашей литературно-музыкальной гостиной. Наша встреча будет посвящена приближающейся знаменательной дате – 65-летию Победы в Великой...