"Сквернословие, или культурная катастрофа"
методическая разработка (9 класс) по теме

Козловская Вера Николаевна

Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и биологии для учащихся 9-10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий91 КБ
Office presentation icon презентация1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №31 имени А.П. Жданова»

Сквернословие, или культурная катастрофа

Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и биологии.

Авторы сценария:

Козловская В.Н. учитель истории и обществознания

Братск, 2013г.


Цель внеклассного мероприятия:   привить любовь к родному языку путём искоренения слов, оскверняющих русскую речь.

Задачи: 

1. привлечь внимание к проблеме сквернословия;

2. показать влияние сквернословия на здоровье;

3. попробовать выработать механизмы регулирования потока информации и сдерживания негативных её проявлений;

4.  узнать о возникновении сквернословия и его проявлениях;

5. сформировать навыки работы в группах;

6. сформировать умение вести дискуссию, высказывать собственное мнение, делать выводы;

Форма:  конференция.

Объект:  9 класс.

Предполагаемый результат:  привлечь внимание к проблеме сквернословия, найти пути решения проблемы на уровне школы.

Сквернословие, или культурная катастрофа

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский        

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем говорить о культуре человека и человеческих отношениях. Эта проблема, я думаю, вы со мной согласитесь, очень актуальна в наши дни, потому что по-настоящему культурных людей сейчас очень мало. Как вы считаете, какого человека можно назвать культурным?............ (Мнения учащихся).

Посмотрите, сколько качеств культурного человека вы перечислили. Действительно, культура человека - это то, что одним взглядом не окинешь. Но чтобы легче нам с вами было понять, что же такое культурный человек, давайте разделим понятие "культура человека" на две части:

культура внутренняя (духовная) и

культура внешняя.

Как вы считаете, какие качества характера мы имеем в виду, говоря о духовной культуре человека? (Мнения детей). Действительно, под внутренней культурой человека мы понимаем такие качества его характера, как способность сопереживать, сочувствовать другим людям, ставить себя на место другого человека и т.п. То есть, внутренняя культура - это состояние души человека.

Ребята, как вы думаете, что мы подразумеваем под внешней культурой человека? (Мнения детей). Действительно, внешняя культура человека - это умение со вкусом одеваться, правильно общаться, вести себя в транспорте, общественных местах и т.п.

Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к одной из проблем нашего общества (проблеме сквернословия).


Статист    Результаты диагностик (__________)

1. Есть ли среди твоих знакомых люди, не употребляющие нецензурные выражения?

а)  да                                  28 человек = 34%

б) нет                                 24 человека = 30 %

в) затрудняюсь ответить  29 человек = 36%

2. Как часто вы сквернословите?

а) это норма моей жизни                                                 20 человек = 25 %

б) я стараюсь избегать подобных слов и выражений   32 человека = 39%

в) только в кругу друзей                                                  29 человек = 36%

3. Почему вы сквернословите?

а) это принято в моей семье                                      10 человек = 12%

б) это принято в кругу моих друзей                          41 человек = 51%

в) хочу быть «как все»                                                30 человек = 37%

4. Сквернословят ли в твоей семье?

а) да                  27 человек = 33%

б) нет                 26 человек = 32%

в) иногда           28 человек = 35%

Цель: привить любовь к родному языку путём искоренения слов, оскверняющих русскую речь. Мы узнаем о возникновении сквернословия и его проявлениях,  о влиянии сквернословия на здоровье; попробуем выработать механизмы регулирования потока информации и сдерживания негативных её проявлений. Я надеюсь, что вы покажите своё умение вести дискуссию, высказывать собственное мнение, делать выводы.

В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Мат стал суровой реальностью

Сегодня мы поговорим с вами и о вреде сквернословия. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров, и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. Сквернословие свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне неизбирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа. Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен.

   А каковы же корни сквернословия? Об этом нам расскажет ………………………

………………………………………………………………………………………………                                                                                    

Доклад уч-ся: Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них – представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение.  

 В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою  жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном.  А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период.   В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

      В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях.

 Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким  уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, никак не отмечены, они входят в обычные словесные ряды их лексико-фразеологического тезауруса (словаря) и используются, можно сказать, автоматически. Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую:  например, для крестьянина, за плечами которого было два класса церковноприходской школы, матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мы видим привычно и уныло матерящиеся студентов, инженеров и врачей.

Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти, наверное, вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

      Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

     Еще одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, попытки  разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата  весьма широк – от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений  некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

учитель  Вот такие, ребята, неопровержимые факты. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно  развит.

Э.Асадов      О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.

В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.

– Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

– Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

– Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” отмечал: “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать”.

Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа?

Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным их содержанием.

Разгадка подобного отношения к матерщине объясняется тем, что матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве.

Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных, так или иначе, с плодородием.

Давайте сейчас послушаем, что нам  расскажет младший научный сотрудник института словесности Шабловскую А.

Доклад уч-ся.   В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником.

В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – “то есть жидовское слово” – т.е. речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца.

Помимо языческой этимологии, существует также представление и о татарском происхождении матерной брани (появление целой группы нецензурных слов, сниженной лексики во время татаро-монгольского ига).

Для выяснения роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – Повесть “Святой отец о пользе душевной всем православным христианам”, приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: “…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби”.

В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием. (Обратиться к эпиграфу урока – словам Я. Козловского:

И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.)

Таким образом, слова “проклятие” и “заклинание” – слова однокоренные, говорящие о том, что творить добро или зло на земле можно и с помощью магии слова.

Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мёртвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом предков. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле “родителей”.

В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода.

Статист    Результаты диагностик

1. Знаете ли вы, что употребление нецензурных выражений вредит вашему здоровью?

а) да        10 человек =   12%

б) нет      33 человека = 41%

в) я в это не верю 38 человек = 47%

На самом деле сквернословие изменяет генную структуру человека, что влечёт за собой деградацию человека. Представляю вам доклад кандидата биологических наук ____________.

Доклад уч-ся: Группа учёных под руководством кандидата биологических  наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

 Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова  в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).  Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать             противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти  все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.

Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.  На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

            Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

            Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых,             исцеляли больных.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи,  на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

Статист    Результаты диагностик

1. Можно ли употреблять нецензурные выражения?

а) не стоит сквернословить, это показатель низкой культуры                                45 человек = 56%

б) раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять  19 человек = 23%

в) сквернословить нельзя, так как это великий грех                                                 17 человек = 21%

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).

Анатолий Лысов    Дикарь

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

Непристойность матерщины осознаётся всеми. Однако не все понимают, что это – сильное зло. Язык подонков и “блатарей” грозит стать уже нормой. Именно поэтому ему должна быть объявлена беспощадная война.

Давайте подумаем, что можно предпринять, что бы этого избежать?

  1. на государственном  уровне;
  2. на школьном уровне.

Работа детей.  Их предложения.

Решение……………………

      Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений. Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося  люмпена или проститутку с площади никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе – в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на  духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и  действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Попытайтесь хотя бы месяц обойтись  без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей,  поступков и любовь ваших близких.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. (Л.И. Скворцов).

Анкета

1.  что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем мероприятии?

2.  Изменилось ли у вас отношение к сквернословию?

3.  Появилось ли у вас желание избавиться от этой вредной привычки и донести эту информацию до своих близких?

Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиеничес

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиени...

Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускника.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

Образовательный проект по направлению культура «Культурной столице – культурных жителей»

Разработка по вовлечению в проектную деятельность обучающихся посредством организации  экскурсий  по  наиболее  значимым  местам Санкт–Петербурга....

Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...

Статья "Культурно-экологическая тропа в аспекте культурно-ориентированного образования школьников"

образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в г...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

статья "ИЗУЧЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Данной теме я посвятила ряд уроков английского языка в 10 классе , где мы с ребятами работали над проектом «Чудеса света» в рамках темы всемирное культурное наследие и его сохранение...