Родительское собрание «Семья познаётся в труде»
материал (9 класс) на тему

Губанищева Нина Федоровна

Выступление на родительском собрании  «Семья познаётся  в труде»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семья познаётся  в труде» - выступление на родительском собрании

Наш разговор пойдет о трудовом  воспитании в семье  Поводом служит то, что часто в школе и семье по этому вопросу нет единого мнения. Между тем, воспитание хорошего, достойного человека вне труда и труда невозможно .Первые представления о роли труда в жизни человека , об отношении к нему  ребёнок получает в семье ещё задолго до поступления в школу. Поэтому на родителях лежит большая ответственность за то , как  в  будущем  ребёнок станет сам относиться к трудовой деятельности. Понятия эти самые разные, несмотря на  то что в нашем государстве в каждой семье день начинается трудом. В тех семьях ,где отец  или мать не любят свою профессию, тяготятся ею , и дети начинают смотреть на труд как на тяжкое бремя. Если взрослые

любой труд оценивают только с  точки зрения той прибыли, которую им лично приносит, то и детям прививается корыстное отношение к труду. Бывает и так .Родители увлечены своим трудом, относятся к нему с огромной ответственностью, добиваются больших успехов, но с детьми не делятся, ничего им не рассказывают о работе.  домашними делами они тоже справляются почти без всякого участия детей. В результате получается парадокс: в семье тружеников  вырастают тунеядцы.

Нельзя ограничивать трудовые обязанности даже младших школьников только учебной работой. Малы они ещё , толком – то ничего  сделать не могут: начнут посуду  мыть обязательно что – нибудь  разобьют, возьмутся за мытьё  полов только грязь  разведут. Я сама быстрей и лучше всё сделаю!- такое можно услышать не редко. Из-за боязни, что сын испортит новый шкаф,  вытирая пыль, а дочь потеряет деньги по дороге в магазин, взрослые  потом сами отстраняют детей от домашнего труда. А потом сами обижаются, сердятся на внуков и детей за то, что они в грязных ботинках идут по вымытому  полу, не убирают за собой одежду, посуду после еды. Объяснить это явление просто:  уважает, бережёт  труд  других только тот, кто трудится сам. Бывает труд в нашей повседневной жизни занимает значительное место. Уборка,  стирка, магазины, обеды и прочие дела, всего не перечислишь Изо дня в день повторяется одно и то же, и никогда от этого не деться. Постепенно  привлекая  детей к выполнению домашних обязанностей мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней и привычку заботиться о других.

Наверное, самый лучший подарок  для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: »ты отдохни – я сам почищу картошку» Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И неважно, кем станет ребёнок , когда вырастет, - летчиком  или поваром, рабочим или ученым. Привычка, умение делать что – то своими руками пригодится ему в любой профессии, и , кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Ведь любая трудовая операция требует от него умственного напряжения. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли , что любой труд ,направленный на пользу, благороден .Не внушив нашим ребятам этого в детстве, мы вырастим белоручек и лентяев, которым тяжело придется в будущей семье и коллективе.  Чтобы научить детей добросовестно, с желанием выполнять посильную для них работу, нужно терпение и время . Ребёнок в 7 10 лет в начале с огромной охотой берётся за дела, которые ему поручают старшие. Но как только он убеждается, что у него эта работа не спорится так же хорошо, как у взрослых , интерес к ней  пропадает.  Тогда ребенок под всякими предлогами начинает  отлынивать от поручений. В таких случаях родители начинают бранить ребенка, заставляя его под угрозой наказания выполнять домашние трудовые задания, либо, чтобы «не портить себе нервы», делают всё сами. В результате одни вызывают у детей отвращение к работе, стремление сделать ее кое – как,  чтобы только  отвязаться от брани , другие прививают ребенку безответственное отношение к делу, растят барчуков. Чтобы избежать этого, поручайте ребенку только посильную работу, постепенно усложняя ее по мере того, как ребенок приобретает необходимые навыки. Посильная работа выполняется всегда хорошо, такой труд приносит радость. Радостное, интересное, дело не утомляет так быстро, захватывает на длительное время даже неустойчивое внимание ребёнка. Во многих семьях огромное воспитательное значение придают именно повседневным трудовым обязанностям ребенка.

Это очень верно, потому что постоянные поручения повышают чувство   ответственности, вырабатывают необходимую в жизни привычку к трудовому усилию и к трудовой дисциплине.

К примеру, 10 – летнему Алеше поручено ежедневно покупать  хлеб для семьи. Однажды заигравшись с товарищами, он не сходил вовремя в магазин. Обедал молча, без хлеба. У Алеши каждый кусок застревал в горле, ему было стыдно. Он только тогда почувствовал всю ответственность за порученное дело . А общее молчаливое обсуждение родителей оказалось тягостнее всякого наказания. Можно много говорить о том за какой труд и как поощрять школьника, каким образом наказывать его за леность и безответственность. Решение этих вопросов в каждом случае особое. Оно зависит от возраста, характера ребенка , его здоровья ,степени воспитанности, семейной обстановки и многого другого, что не всегда удаётся предвидеть заранее Но исходить надо из того, что поощрение не  должно  восприниматься ребенком как плата за труд, а наказание не должно вызывать ненависти и отвращения к выполнению трудовых обязанностей. Одна из самых грубых непростительных ошибок , которые допускают некоторые родители,-  это наказание трудом. Например, сын разбил Футбольным мячом  окно  «Придется  тебе за это убирать мусор со двора,» - таково заключение отца. Школьница получила двойку по физике. »За такие успехи» пойдёшь на кухню , перемоешь всю грязную посуду, таково повеление матери. И дети, которые обычно с охотой относились к любой работе, в подобных случаях относятся к труду с явным неудовольствием. Если же мера наказания практикуется часто, то у них неизбежно развивается отвращение к определённого рода работе. И, напротив, высокая оценка труда, произведённого ребенком, всегда  благотворна для его сознания и вызывает встречную  инициативу - самому сделать что – нибудь,  даже когда его об этом не просят.

В 12 – 14 лет начинается самый бурный период развития школьников. Они меняются буквально на глазах: вытягиваются, мужают, физически крепнут .Ощущая прилив физической силы, подросток стремится проявить ее всюду, где надо и не надо .И как важно верно направить эту жажду деятельности. Подросткам уже можно поручить ту часть домашнего труда, которую до сих пор выполняли только взрослые По нашим наблюдениям, подростки обычно с большим энтузиазмом проводят генеральную уборку класса, работают в школьном саду, убирают территорию у памятника погибшим войнам, облагораживают улицы села. Объясняется это опять – таки возрастными особенностями. Всё, что подчеркивает взрослость, им особенно по душе. Кроме того , общественный труд – это не только работа для коллектива, но и работа в коллективе. А у подростков чувство коллективизма проявляется особенно сильно. И мнение друзей одноклассников для них часто значит больше ,чем мнение родителей. По словам Сухомлинского,» трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем  эфффективнее  воспитание каждого подростка». В трудовой деятельности подростков имеет место два вида труда – безвозмездный и оплачиваемый. Проблема летнего трудоустройства подростков в нашем районе в последние годы стала сдвигаться с мертвой точки . Во время   каникул многие школьники трудятся в сельскохозяйственных предприятиях, в  пансионатах  на озере Инерка. За свой труд ребята получают заработную плату. В этой связи следует затронуть материальный вопрос. С одной стороны , деньги эти честно заработаны, а значит, по праву принадлежат подростку. С другой – очень может быть, что потратить он их не на разумное  и доброе, по крайней мере, с родительской точки зрения. В подобном случае надо заранее обсудить с сыном или дочерью их планы. И обязательно проконтролировать трату заработанных денег. Трудолюбивый  сын , трудолюбивая дочь. Когда так можно сказать о ваших детях – это  не только приятно. Расценивайте это как свою родительскую победу и достижение. Тот же Сухомлинский  назвал  трудовое воспитание гармонией трёх начал: надо, трудно и прекрасно, - вложил в это определение   глубочайший смысл .Надо…..Ещё как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие, целеустремленность, упорство помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Труд .    Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание  трудолюбия у ребёнка требует настойчивости, терпения и времени. Ежедневно , в мелочах и главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко. Прекрасно. Да. Потому  что ничего не даёт человеку такого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд

        Выступление на  методобъединении учителей химии и биологии

        Тема « Использование компьютера на уроках химии и биологии»

         Современный этап развития образования характеризует ряд отличительных особенностей, связанных с научно – техническим прогрессом, стремительным ростом количества учебной информации. Все новинки  информационных технологий с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую  познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного  интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного  усвоения курса химии .Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся в позитивное русло. На   уроках под руководством  учителя школьника могут научиться  использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Ведя исследование в этом направлении, я пытаюсь решать нр уроках задачу активизации познавательной  деятельности учащихся с помощью использования компьютерных технологий .

Новые подходы к обучению  позволяют сделать изучения предмета более мобильным , адаптированным к требованиям современного общества. Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большой степени, чем любые другие технические средства, представляемые в распоряжение  учителя, повышает эффективность обучения. Прежде всего ,компьютер значительно расширяет  доступ к источникам информации, которую учитель использует при подготовке к занятиям. Один из важнейших методических принципов ,  позволяющих  эффективно использовать информационно – коммуникационные технологии, - совмещение их с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью моде. К информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае ,  если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

 Компьютер в состоянии заменить  основную часть наглядных пособий и  моделей . Например, при изучении токсичных веществ  можно проводить виртуальный химический эксперимент без риска для здоровья учашихся. Я также использую видеофрагменты опытов мз \


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"

Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....

Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"

 Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...

Презентация к родительскому собранию: "Семья как фактор укрепления духовно -нравственного и социального здоровья детей".

Презентация подготовлена к родительскому собранию в5-6 классах. В ней  выделены  некоторые виды родительской любви, которые по мнению специалистов только портят детей. Отмечены  ош...

Родительское собрание "Семья и школа"

Презентация к родительскому собранию, анализ анкетирования учащихся 7-11 классов, отношение к насилию и жестокости....

Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"

Материал для выступления на родительском собрании ....

Родительское собрание «Семья –помощник, защитник, наставник» «Любимым посвящается…» « SOS - Соревнуемся отдыхаем семьей» (Программа для детей с родителями)

На сцену выходит ведущий. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья! Я приветствую всех участников игры. Сегодня у нас – игра под названием «SOS».. Почему «SOS»? Потому что мы редко отдыхаем вм...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...