Детский концлагерь "Саласпилс"
классный час (11 класс) по теме

Этот классный  час я проводила в 11 классе. Материал содержит презентацию, исторический материал, видеозапись, сопровождаемую песней "Саласпилс" (Саласпилс" - ВИА "Поющие гитары" Видеоклип). В конце классного часа выступили ученики, они расказывали о судьбе своих прабабушек и прадедушек, которые были детьми во время войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исторический материал25.81 КБ
Файл Презентация453.09 КБ

Предварительный просмотр:

Са́ласпилс

Са́ласпилс (концлагерь "Куртенгоф") — лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов. Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.

Способы убийства людей        

Данными экспертизы и свидетельскими показаниями констатируются факты следующих способов истребления людей:

  • Нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами;
  • Голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти. Наряду с этим, немало жизней унесли инфекционные заболевания;
  • Отравление больных детей и взрослых мышьяком
  • Впрыскивание различных веществ (в основном — детям);
  • Проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей)
  • Частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти (только детей);
  • Применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы[1];
  • Пытки;
  • Смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников
  • Тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями
  • Тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови (каждый раз до состояния обморока);
  • Казнь через повешение; Смерть в душегубках — специальных газовых камерах, установленных в автомашинах («Газенвагенах»);
  • Закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года);
  • Убийство путём раздробления голов прикладами — способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов».

Акт об истреблении немецко-фашистскими захватчиками на территории Латвийской ССР 35 000 советских детей.

…Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников.

Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток.

  • Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).

Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей…

…Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день

Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода.
           За грудными младенцами присматривают 5–8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции – впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать вовнутрь разные средства…

Воспоминания очевидцев

Михаил Марин, Петрозаводск: "Здесь все было вытоптано, утрамбовано и словно отцементировано сотнями сапог и ботинок. Здесь не то, что цветку - самой неприхотливой травинке не за что было зацепиться, не во что пустить корни. И вдруг шестилетний житель концентрационного лагеря увидел за колючей проволокой это маленькое манящее чудо, цветок, которому он не знал названия. И он потянулся за ним, забыв обо всем на свете. Где ему было в те минуты помнить о строжайшем запрете лагерных властей: под угрозой расстрела не покидать пределов лагеря. Его сухонькое исхудалое тельце скользнуло под проволоку; и тут на мальчика обрушился град ударов. Резиновая плеть надзирателя только тогда перестала опускаться, когда его тщедушное тельце покинули последние признаки жизни".

Аркадий Ярицын, Петрозаводск: "Много лет после освобождения, да и теперь ещё иногда, как только закрою глаза, вижу перед собой ряды колючей проволоки с часовыми на вышках. Передо мной проходят исхудалые лица женщин и измождённых мужчин, детей с потухшими глазами, одетых в тряпьё. Вижу страшную вывеску с предупреждением о расстреле. Из дома, что и сегодня стоит на улице Олонецкой в Петрозаводске, время от времени доносились страшные крики. Там истязали и пытали людей. Туда доставляли виновных в нарушении лагерного режима или тех, кого охранники считали таковыми по своему усмотрению. Новоявленные палачи, не считаясь с девической стыдливостью, не слыша детского плача, срывали со своих жертв одежду и избивали резиновыми плётками. Такому избиению мог подвергнуться каждый, ибо никто не мог предвидеть, к чему придерётся надзиратель".

Ещё, наверное, никому не удавалось подсмотреть, как раскрывается трепетный цветок любви. И когда Юрий впервые, придя на свидание, преподнёс Валентине букет роз, она печально задумчиво сказала: "Спасибо, милый, но их стебли с шипами мне напоминают колючую проволоку"…

Мог ли человек, пишущий стихи, пройти мимо такого потрясающего образа. И в тот же вечер я написал такие строки:

Не покупай мне, милый, розы. 
Ты должен помнить, что они 
В душе рождают только слёзы, 
Как вспомнишь лагерные дни. 
Мне их шипы - ты знаешь лучше - 
Напоминают до сих пор 
Ряды натянутых колючек, 
На нас глядевшие в упор. 
…За ними простиралась воля 
в своей немыслимой красе… 
Ты принеси мне лучше с поля 
Букетик в солнце и в росе".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мне вспоминать об этом страшно, Но буду, буду все равно! Чтоб дети наши, внуки наши, Имели детство лишь одно!

Слайд 2

Дети в концлагерях

Слайд 3

Концентрацио́нный ла́герь , сокращённо концла́герь ( англ. concentration — «сосредоточение, сбор» от лат. Concentratus — «сосредоточение») — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: военнопленных и интернированных во время войны; политических заключенных при некоторых диктаторских режимах, во внесудебном порядке; лиц, лишенных свободы по национальному или иному признаку; заложников , обычно во время гражданских войн или оккупации; предназначенных к ликвидации в лагерях уничтожения в нацистской Германии.

Слайд 4

Официально признаны Правительством ФРГ 22 концентрационных лагеря (1939—1945 гг.). 14 тысяч. Германия, Польша, Нидерланды, Польша, Литва, Австрия, Эстония. В 1942 году для «окончательного решения еврейского вопроса» в Польше были созданы лагеря смерти . Массовое уничтожение евреев также производилось в Освенциме и Майданеке. 11 апреля объявлен ООН Международным днем освобождения узников нацистских концентрационных лагерей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся

Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий  уровень преподавания,  развить творческий потенциал ребёнка, форми...