Программа художественный труд
методическая разработка (5 класс) по теме

Половинкина Людмила Дмитриевна

Цель программы:  Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОДОБРЕНО МС МОУ СОШ №5

ПРОТОКОЛ №6 от 23.10.2010г.

                                  Автор программы:

 ПОЛОВИНКИНА Людмила.Ддмитриевна,

                                                         учитель технологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г.Лабытнанги

              В основу данной программы взята программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по декоративно-прикладной деятельности.

Пояснительная записка.

       Вышивка это исконно русское традиционное народное искусство. Узнать народное искусство – значит и полюбить его, понять, что это основа всей художественной культуры народов. С древности народом создана высокая культура бытовой вещи. Создавая сегодня бытовую вещь, мы должны знать историю сюжета, направления. Важно осмыслить себя частицей своего народа, пробудить желание творить, создавать и украшать свой быт, свою жизнь.

   Основным источником народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм. Образы родной природы обязательно воплощались в предметах имеющих практическое назначение.  Издавна по законам целесообразности и красоты народные мастера создают вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную, резную и расписную посуду, прялки т.д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель, оформление интерьера .

     Со временем в оформлении интерьера появляются новые тенденции, основой которых являются все также традиционные народные промыслы. Вышивка  в оформлении интерьера это сравнительно новое направление основанное на традиционной вышивке и низании бисера. В упрощенном виде овладеть техникой вышивания может даже ребенок младшего школьного возраста. Зная законы и закономерности построения композиции и цветовидения, можно, даже применяя ограниченные технические приемы вышивания изготовить оригинальные произведения прикладного искусства.

            Программа объединяет в себе два вида прикладной деятельности – бисероплетение  и вышивка. Учащиеся разделены на 4  возрастные группы:

Две по 8– 12 лет и две по 13 – 15 лет. На занятиях кружка  учащиеся приобретают умения и навыки по вышивке , знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, с разнообразием народных орнаментов с художественными традициями народов нашей страны. На занятиях вышивки дети знакомятся с историей создания произведений искусства. Используются словесный, практический и наглядный методы обучения. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор сюжета, темы. Это литературные произведения, сюжеты народного фольклора. Выполнение тематических произведений способствует  расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей. Используются групповые и индивидуальные методы обучения.

     Подготовка школьников к самостоятельному труду и созданию самостоятельного выбора происходит на протяжении всего курса обучения.

      Большую роль в работе с детьми имеют коллективные работы. Коллективной работой могут быть крупные изделия декоративного предназначения для украшения жилого интерьера. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и способности каждого. Сочетание во многих изделиях разнообразных приемов вышивки по степени сложности технического исполнения дает возможность участия в коллективной работе всех членов коллектива.

    Программа ручной вышивки разработана для групп первого и второго года обучения с учетом возрастных особенностей и рассчитана на 144  часа в учебный год. Она предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями основных центров вышивального искусства, беседы о народных художниках, анализ образов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).

    Практическая работа по вышивке включает в себя знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельная работа над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания.

    Ручной труд стал очень ценен в современном мире. И от того в каком возрасте дети будут знакомиться с малоизвестными видами работ, зависит насколько интересными и творческими будет их дальнейшее развитие.

Цель: 

   Обучение элементарным навыкам художественного шва, развивая технику и побуждая к творчеству и самостоятельности.

Задачи: 

  1. Осуществить трудовое и эстетическое воспитание учащихся, привить детям интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству.

  2. Развить художественный вкус и воображение, творческое мышление, фантазию, владеть средствами художественной выразительности.

3. Освоить приемы компоновки и композиции, реализовать практические навыки художественного шва.

         

     

П Р О Г Р А М М А

Для  младшей группы

1 год обучения.

  1. Шов: «Вперед иголку»

ЦЕЛЬ:

Освоение шва и его разновидностей.

ЗАДАЧИ:

Подготовить группу к работе с инструментами и материалами.

Вводное занятие:

 Правила поведения, оборудование рабочего места. Техника безопасности на занятиях по вышивке и бисероплетению, необходимые принадлежности и материалы для занятий.

Задание:

  Выполнение учебного образца, выполнение разновидностей шва в готовых изделиях (носовой платок, салфетка).

  1. Шов: «Назад иголку».

ЦЕЛЬ: 

Освоение шва и его разновидностей.

ЗАДАЧИ:

 Освоить швы и разработать сюжет с применением освоенных швов.

Задание: 

               1. Выполнение учебного образца.

               2. Вышивка по разработанному сюжету (салфетки, платочки и        

                   т.д.).

               

  1. Стебельчатый шов.

ЦЕЛЬ:

Освоение шва.

ЗАДАЧИ: 

Применить швы в разработанном сюжете платка, медальон.

Задание:

               1. Выполнение учебного образца.

               2. Вышивка по разработанному сюжету с применением  

                   изученного ранее.                  

  1. Оформить работу плотными рядами стебельчатого шва. Швы в обрамлении работы.

4.Тамбурный шов.

ЦЕЛЬ:

Освоение шва.

ЗАДАЧИ:

 Применить тамбур и двойной тамбур в ассоциативной связи с образом – цепь, дерево, цветок  и т.д.

Задание: 

Выполнение учебного образца. Составить сюжетные композиции в ассоциативной связи с формой шва. Использовать шов в индивидуальных и коллективных работах.

5.Петельный шов.

ЦЕЛЬ:

 Освоение шва и его разновидностей (вертикальные, наклонные, разноцветные ряды петельного шва, выпуклые фестоны) .

ЗАДАЧИ: 

Применить шов в обработке платочка выполненного в технике шов «назад иголку»

Задание:

 Выполнение учебного образка по всем видам шва. Обработать ранее выполненный платочек швом «выпуклые фестоны».

6. Шов «Рококо».

ЦЕЛЬ: 

Разработать сюжет  для вышивки детского платья. Освоить шов.

ЗАДАЧИ: 

Применить шов в своей разработке.

Задание:

 По разработанному сюжету выполнить вышивку с применением ранее изученных швов. Распределить в цвете узелки рококо, цвет стебля и листа.

П Р О Г Р А М М А

Для младшей группы

2 год обучения.

  1. Гладь.

Контурная, теневая, выпуклая гладь или гладь с настилом, горошина.

ЦЕЛЬ: 

Освоение шва в его многообразии.

ЗАДАЧИ:

Теоретически и практически освоить шов используя возможности цветового решений, тонких цветовых градаций в вышивании цветка.

Задание: 

Выполнение учебного образца во всем видам шва. Выполнение сюжетной картины, салфетки.

  1. Крест, полукрест, козлик, гобеленовый шов.

ЦЕЛЬ:

Освоение разновидностей шва.

ЗАДАЧИ:

Самостоятельно выбрать шов подходящий для композиции. Решить в цвете.

Задание:

Выполнить приемом крест, полукрест картинку, гобелен.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

младшая группа

                 Тема                                     кол-во часов                     кол-во      

                                                                                                   часов практ.

1. Шов «вперед иголку» (шнурок, цепочки, геометрический) Практическая работа:

Салфетки

          24                                      

            24

2.Шов «назад иголку» (россыпь, строчки) Практическая работа:

Платочек

          24

           24

3. Стебельчатый шов «назад иголку». Практическая работа: Мотив для детского платья

          24

           24

4. Тамбурный шов. Практическая работа – медальон, картины

          24

           24

5. Петельный шов. Практическая работа: Обработка платочков, салфеток

          24

           24

6. Рококо.

 Практическая работа: Сюжет для детского платья, медальон, картина. Применение узелков во взаимосвязи с др. видами шва

          24

           24

      ИТОГО

        144

         144

                             

2 год обучения

младшая группа.

             

                         Тема:                                                          кол-во часов

  1. Гладь.

Контурная гладь.

 Практическая работа:

Салфетки                                                                              10

Теневая гладь.

Практическая работа:

Картина                                                                                   8

 

  1. Выпуклая гладь.

Практическая работа:

Прихватки.                                                                            18

3. Горошина.

Практическая работа:

 Сюжет с использованием

элемента «горошина»                                                             8

4. Крест.                                                                                 10

Цветы..                                                                                     8

Пейзаж                                                                                   10

5.  Гобеленовый шов.

 Сюжетная картинка по выбору                                           18

  1. Козлик.

Обработки, украшение салфетки                                         18

7.  Цветок из бисера – объемное плетение                          18

8.  Коллективная работа из индивидуальных элементов

плетения                                                                                  18

ИТОГО:                                                                                 144

П Р О Г Р А М М А

Для старшей группы

1 год обучения.

  1. Изготовление изделий на проволочной основе.

ЦЕЛЬ:

Освоить приемы бисероплетения, дающие объемность изделий из бисера.

ЗАДАЧИ:

 Создание художественного изделия путем низания. Освоение приемов низания. Освоить различные виды низания придающие форму цветка различный вид и характер.

Задание: 

Выполнить работу – изделие из проволоки и бисера (цветок, веточки,

букетик, брошь).

  1. Вышивки бисером.

ЦЕЛЬ: 

Развитие фантазии и воображения, знакомство с различной техникой выполнения изделий из бисера.

ЗАДАЧИ: 

Освоение приемов вышивания бисером, ознакомление со свойствами художественного материала. Создание цветовой гармонии посредством использования предметного цвета материала.

Задание:

Пользуясь художественными возможностями материала создать сюжет на различные темы.

  1. Вышивка тамбурным швом.

ЦЕЛЬ: 

Освоение шва в его многообразии.

ЗАДАЧИ:  

Применение шва в ассоциативной связи с образом. Создание образа возможностями данного шва.

Задание:

Придумать и вышить  на учебном образце деталь ассоциативно связанную с формой шва. Выполнить работу изученным швом.

ТЕМЫ:

 «Детство», «Природа», поздравительная открытка, сказочный персонаж животный мир.

  1. Вышивки крестом.

Крест, полукрест, гобеленовый шов.

ЦЕЛЬ:

Освоение разновидностей шва.

ЗАДАЧИ: 

Иглой и цветными нитками создать декоративную работу пользуясь возможностями материала. Передать оттенки путем подбора ниток.

Задание:

 Выполнить работы на темы  

  • «Красная Шапочка и серый Волк»
  • «Букет цветов корзине»
  • «Собор»
  • «Ангел»
  • «Золотая рыбка»
  • «Гном»
  • «Попугай»
  • «Котенок».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Старшая группа

1 год обучения.

                        Тема:                                                               кол-во часов

  1. Изготовление изделий из бисера

На проволочной основе                                                         44

                                                                                                   

2.   Вышивка бисером                                                                   40

                                                                                                         

  1.  Вышивка тамбурным швом                                                  10

                                                     

                                                                                                         

4.   Вышивка крестом                                                                    50

______________________________________________________________

               ИТОГО:                                                                          144

П Р О Г Р А М М А

Для старшей группы

2 год обучения.

  1. Вышивка гладью.

Контурная, теневая, гладь с настилом.

Владимирский верхошов.

ЦЕЛЬ:

Овладеть техникой выполнения шва.

ЗАДАЧИ:

Освоить шов используя возможность цветового решения картины путем подбора и техники плавного перехода из цвета в цвет.

Задание: 

 Выполнить изделие, применяя изученную технику. Сюжеты: букет цветов (незабудки, маки и т.д.). Контрастная вышивка.

  1. Вышивка бисером.

ЦЕЛЬ:

Развитие фантазии и воображения, знакомство с различной техникой выполнения работ из бисера.

ЗАДАЧИ:

 Освоение приемов вышивания бисером. Ознакомление со свойствами художественного материала. Создание цветовой гармонии посредством использования предметного цвета материала.

Темы: 

Пейзаж, букет цветов, сюжетные композиции.

Задание: 

Пользуясь художественными возможностями бисера, создать сюжет на разные темы (пейзаж, портрет, сюжеты по сказкам, былинам).

  1. Крест, полукрест.

ЦЕЛЬ: 

Освоение разновидностей шва.

Задание: 

Создать декоративную работу одним из видов шва.

Темы:

 Пейзаж, натюрморт, портрет,  сюжетная картина, растительные и зооморфные сюжеты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 2 год обучения

старшая группа.

         

               Тема                                                                       кол-во часов

1. Гладь                                                                                       48

2. Вышивка бисером                                                                  24

3. Низание бисером                                                                    24

4. Крест, гобеленовый шов                                                        48


                 ИТОГО:                                                                     144

     Результатом работы кружка является приобретение знаний по технике выполнения художественного шва и низания бисера, знание основ общей и специальной композиции. На занятиях кружка дети ознакомились с особенностями форм и цвета изобразительных мотивов в орнаменте народной вышивки, значении ритма и симметрии, форм и цвета в полосе, квадрате, круге. Освоено самостоятельное чтение схем. На основе изученных швов дети второго года обучения самостоятельно подбирают шов к избранному сюжету, а также способны на самостоятельную разработку сюжета.

    Освоив приемы низания бисером, дети, как первого, так и второго года обучения способны собрать из отдельных элементов одну общую композицию, разработать, опираясь на изученное – свою работу – воплощая свою фантазию в реальную игрушку, цветок, животное и т.д.

   Получение основ по бисероплетению и вышивке позволяют решать самые сложные задачи по технике выполнения и композиционного размещения выбранного сюжета, а также позволяет к концу обучения перейти на самостоятельную  работу по этим видам деятельности.

Подведением итогов работы за год является тематическая вышивка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Бисер  плетение и вышивка» А. Магина, Москва Олма -Пресс 1998 г.
  2. «Чудесные мгновения» - вышивка крестом. Агентство «Дистьебьютер» Пресс». Москва 1999 г.
  3. «Сюжеты для детей» – Вышивка крестом. ТОО «Внешсигма», Москва 1999 г
  4. Гармония цветов. И.Н. Котова  Начальный курс. Санкт-Петербург Издательство  «Дом МИМ» 1997 г.
  5. Бисер «Волшебная игла» Санкт-Петербург 1998 г И.Н. Котова
  6. «Бисер» М. Ляукина  «Основы художественного ремесла» Москва АСТ-Пресс 1999 г
  7. «Игрушечки» – Н.А. Бергини Издательство «Культура и традиции», Москва 1999 г.
  8. «Сюзанна»  - октябрь 1997 г. № 2
  9. «Сандра»  - № 6 1996 г.
  10. «Валя – Валентина» № 12, 1997 г
  11. «Валентина» Ова – Пресс  № 5
  12.  Ксюша – январь-февраль  № 1 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под ред. Б.М.Неменского в 6 классе

Рабочая программа составлена на основе программы " Изобразительное искусство и художественный труд" под. ред. Б.М. Неменского. 1час в неделю, 36 час в год, 1час-резерв....

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...