Программа гражданско-патриотического воспитания
рабочая программа по теме

Пискунова Анастасия Юрьевна

Программа гражданско-патриотического воспитания рассчитана на один учебный год (2013-2014). Содержит перечень основных мероприятий, способствующих развитию личности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа гражданско-патриотического воспитания

Составила: Пискунова А.Ю.

2013-2014 гг.

Пояснительная записка.

В настоящее время неотъемлемой частью общей системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к  истории нашей страны, историческому прошлому народа, национальным корням становления и развития духовного потенциала нации – одной из основных направлении реформирования российской системы образования, о чем свидетельствует региональная программа воспитательной деятельности.  В связи с этим на первый план выходит проблема совершенствования Гражданско – патриотического воспитания учащихся.

Заполняя с раннего детства духовный мир ребенка такими высокими понятиями, как Родина, Отечество, Россия, школа воспитывает полноценных граждан своей страны.

Данная программа призвана обогатить знания, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мужества, героизма и мудрости народов России, изучать традиции своего народа, а также развивать интеллектуальные способности учащихся, коллективизм, чувство долга, ответственность перед страной и ее жителями.

 Не менее важна экологическая направленность: необходимость охраны природы, формирование природоохранного сознания у учащихся. Фундаментом формирования экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ заключается в следующем:

  • В актуализации приоритетных задач учебно- воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе – прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;
  • В пробуждении и учете интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов;
  • В использовании эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, ярмарок, туристических походов по родному краю, поездок, экскурсии);
  • В поиске наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование у них бережного отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха.

ЗАДАЧИ:

  1. Пробудить интерес к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
  2. Воспитать чувство патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора;
  3. Развить художественный вкус и культуру поведения учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
  4. Совершенствовать организацию досуга, приобщить к художественному творчеству, выявить таланты и дарования среди учащихся;
  5. Способствовать формированию здорового образа жизни;
  6. Изучить природу родного края, культуру общения с ней;
  7. создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  8. развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
  9. сформировать первичные экологические и исследовательские знания, умения и навыки посредством создания классного экологического уголка и школьной экологической тропы.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

  1. Программа охватывает различные области природоведческих и исторических знаний, предоставляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности и экологической культуры.
  2. Одним из принципов программы является краеведческий принцип, реализация которого дает возможность обучающимся понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.
  3. В программе также используется принцип развивающего обучения, который направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Изучение истории своей деревни, сбор материала о земляках;
  • Коллективно- творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы: месячник мужества, вахта памяти, операция «Помоги старшим», игра «Зарница», «Безопасное колесо» и т.п.;
  • Праздники общешкольные: День Защитника Отечества, День Матери, День Победы и т.п;
  • Устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, просмотр кинофильмов о войне, читательские конференции, походы по родному краю, спортивные турниры, дни здоровья, участие в районных и областных соревнованиях, туристические поездки;
  • Работа краеведческого кружка: «Мы с детства- лесниковцы», работа поисковых групп;

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

Мониторинг: анализ уровня воспитанности школьников, анализ удовлетворенности учебно- воспитательным процессом школьников, анализ подведении итогов работы по четвертям, полугодиям.

Подведение итогов школьных соревнований и выступлении сборных команд школы; анализ здоровья учащихся.

Анкетирование по выявлению уровня воспитанности, нравственных качеств, значимых для современного подростка. Сбор материала в краеведческий музей, участие в районных и областных конкурсах в рамках гражданско- патриотического воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Программа гражданско- патриотического воспитания «Мы с детства-лесниковцы» (на основе эколого- краеведческой деятельности рассчитана на три года).

В 2013-2014 году будет решаться основная задача: воспитание достойных граждан своей страны.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

№ п/п

Виды деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1.

Организация работы группы в школе, организация краеведческого кружка

Сентябрь 2013 г.

А.Ю.Пискунова;

2.

Сбор и систематизация материала об истории д.Лесниково, о достойных гражданах малой Родины

Сентябрь- ноябрь 2013 г.

А.Ю.Пискунова;

3.

Подготовка экспозиции для краеведческого музея деревни

Ноябрь 2013 г.

А.Ю.Пискунова;

О.И.Маркова;

4.

Проведение коллективно-творческих дел и общешкольных мероприятий: месячник к Дню Защитника Отечества; традиционный праздник День Земли;

Семейный праздник «Мамин день»

Январь- февраль 2014 г.

Апрель 2014 г.

Март 2014 г.

Т.И.Кепина;

О.И.Куликова;

5.

Школьный и районный туры игры «Зарничка» и «Зарница»

Февраль-  Май 2014 г.

А,Ю.Пискунова;

М.М.Овечкин;

Т.И.Кепина;

 6.

Тематические линейки по истории России, символике и знаменитых людях России

В течение года

М.И.Овечкин;

Л.Г. Большакова;

7.

Спортивные праздники: весенний и осенний кроссы, полосы препятствий; игры футбол и волейбол между учащимися и учителями; игра в настольный теннис; «Веселые старты»; соревнования по легкой атлетике

В течение года:

Октябрь 2013 г.

Апрель 2014 г.

Май 2014 г.

В течение всего года;

Сентябрь, Март

В.В. Кузнецов;

М.М. Овечкин;

8.

Устные журналы, встречи с ветеранами войн, уроки мужества, просмотр кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины.

Февраль-май 2014г.

Л.Г.Большакова;

О.В.Пискунова;

В.А. Алферова;

Т.Ф. Горбова;

9.

Походы по родным просторам с целью его изучения.

Сентябрь- июнь 2013-2014 гг.

О.И.Куликова;

И.В. Янцен;

10.

Дни здоровья

Один раз в четверть

Классные руководители;

11.

Пропагандистская работа по здоровому образу жизни

В течение года

Классные руководители;

12.

Педагогический совет «Гражданско- патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время»

Январь 2014 г.

М.И.Овечкин;

13.

Семинар классных руководителей «Работа классного руководителя по приобщению учащихся к духовным ценностям России»

Апрель 2014 г.

Т.И.Кепина;

Н.Т.Родичкина;

14.

Подведение итогов года

Май 2014 г.

М.И.Овечкин;

Л.Г. Большакова;

15.

Конкурс альбомов учащихся «Мой земляк»

Сентябрь 2013 г.

О.В.Пискунова;

16.

Организация поездок по «золотому кольцу» малой Родины ( церковь в д. Крюково; кладбище татаро-монгольского поселения недалеко от д. Лесниково; Исторический музей, расположенный в СОШ п.Золотково)

Сентябрь- октябрь 2013 г.

А.Ю.Пискунова;

М.М. Овечкин;

17.

Знакомство с экспозицией музея хрусталя (г. Гусь- Хрустальный)

Ноябрь 2013 г.

О.И. Куликова;

18.

Конкурс сочинений и стихов о духовных традициях русского народа

Декабрь 2013 г.

Л.Г. Большакова;

О.В. Пискунова;

Е.А. Кепина;

Н.Т. Родичкина;

19.

Школьный конкурс подделок «Мир моих увлечений», позволяющий выявить таланты и дарования учащихся

Январь- февраль 2014 г.

А.Ю.Пискунова

20.

Совместная работа с ФАП по поиску наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся

В течение года

В.Л. Матвеева;

Т.А. Фролова;

21.

Общешкольные КТД и мероприятия

В течение года

Классные руководители;

22.

Конкурс военно-патриотической песни

Март 2014 г.

О.В. Пискунова;

23.

Организация виртуального путешествия «По тропам истории»

Апрель 2014 г.

А.Ю.Пискунова;

24.

Презентация макетов, газет, проектов учащихся на тему: Край мой родной

Май 2014 г.

И.В. Янцен;

25.

Вахта памяти

Май 2014 г.

В.В. Кузнецов;

26.

Педагогический совет «Общечеловеческие ценности в воспитании детей»

Май 2014 г.

М.И. Овечкин;

Примечания

Ознакомление учащихся с современными молодежными субкультурами; организация встреч с их представителями (байкеры г. Гусь – Хрустальный; реперы; неформалы; парккуры)

Февраль 2014 г.

О.В. Пискунова;

Гражданско- патриотическое воспитание

Встречи за круглым столом: «Наркомания: болезнь, преступление, мода?»

Март 2014 г.

В.Л. Матвеева;

А)

Организация и проведение встреч с земляками, прославившими свои край.

Апрель 2014 г.

А.Ю. Пискунова;

Б)

Беседы по классам «Гражданином быть обязан»

По планам классных руководителей

Классные руководители;

В)

Оказание шефской помощи пожилым людям

В течение года

Классные руководители;

Г)

Проведение выставки рисунков и фоторабот на тему «Моя родословная»

Декабрь 2010 г.

А.Ю.Пискунова;

Д)

Сбор, анализ языкового материала (диалектов и топонимов родного края); составление словаря.

В течение года;

О.В.Пискунова;

Л.Г. Большакова;

Е)

Организация и проведение школьных конференции истории (исследования по истории родной деревни)

В марте каждого года

Классные руководители;

Экологическое воспитание

Эколого- географическая характеристика деревни

Сентябрь

О.И. Куликова;

1.

Описание флоры и фауны деревни

Октябрь- декабрь

Классные руководители;

2.

Создание экологической тропы на территории лесничества;

Апрель-май

Классные руководители;

3.

Операция «Птичий дом», «Птичья столовая»

Март

В.В. Звездкин;

В.В. Кузнецов;

4.

Экскурсии в национальный парк «Мещера»

В течение года

Классные руководители;

5.

Акции «Берегите природу!», «Птичья свадьба», «Вам, зимующие птицы!»

В течение года

Классные руководители;

6.

Организация выставки «Дары природы»

Осень

Учителя-предметники;

7.

Знакомство с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными;

В течение года

О.И. Куликова;

8.

Экскурсии, игры- путешествия: «В гостях у осени», «Игры на поляне»

Осень

А.Ю.Пискунова;

9.

Участие в проекте «Зеленая проекта глазами детей»

Май

А.Ю.Пискунова;

10.

Благоустройство школьной территории и улучшение качества окружающей среды;

В течение года;

Учителя-предметники;

11.

Проведение выставки работ «Мой домашний любимец»

Ноябрь 2013 г.

О.В.Пискунова;

12.

Интерактивное медиа- путешествие к центру Земли, вглубь водных пространств.

Октябрь

О.И. Куликова;

13.

Изучение лечебных свойств растений, сбор лекарственного сырья;

Июнь

Воспитатели лагеря

14.

Организация поездки к источнику в д. Черсево

Июнь

Воспитатели лагеря

15.

Миссия «Наш воздух» (проведение бесед с директорами предприятий, загрязняющих окр. Среду). Проект «Служба внешних связей»

 Май

М.И. Овечкин;

Н.Т. Родичкина;

16.

Наблюдение за поведением животных и птиц;

В течение года

О.И. Куликова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания

Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....