Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 16-18 лет (Коррекционная школа I вида)
рабочая программа (11 класс) по теме

Манакова Людмила Анатольевна

Данная программа разработана на основе:

·        Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Г.И. Беленького, 9 класс. М., «Мнемозина», 2009г.

·        Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_klass.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ОВЗ

«Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 23 I, II, III, IV и VI видов»

«Согласовано»                                   «Согласовано»                                            «Принято»

Руководитель МО               Заместитель директора по ВР             Директор школы-интерната №23

Манакова Л.А._______      Кузьмина С.А. ____________             Годин А.Е. __________________

Протокол № ______           «____» _____________2013г.              Приказ № ________

От «____»_____ 2013г.                                                                      От «____»_________ 2013г.

Рабочая программа

воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 16 -18 лет

на 2013- 2014 учебный год

Составитель:

Манакова Л.А.,

воспитатель 11д класса,

высшая квалификационная категория

Белгород, 2013

Пояснительная записка к занятиям по видам деятельности

Данная программа разработана на основе:

  • Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Г.И. Беленького, 9 класс. М., «Мнемозина», 2009г.
  • Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.

Овладение глухими детьми основным общим образованием обеспечивается действующей системой обучения лиц с нарушениями слуха, которая имеет образовательный, развивающий, воспитывающий характер. Коррекционная направленность обучения и воспитания, благодаря особым его формам и методам, способствует использованию и развитию больших потенциальных возможностей школьников, удовлетворению их образовательных и специальных потребностей.

Перед специальными школами-интернатами для детей с недостатками слуха стоит глобальная задача: повышение уровня воспитательной работы в целях умственного, нравственного и речевого развития учащихся, не только в процессе обучения в школе, но и при организации их разнообразной  внеклассной деятельности во второй половине дня.

Целью воспитания является всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ, возможно более полная его самореализация в социуме. Успешная социализация воспитанника с особыми образовательными потребностями возможна при соблюдении определенных условий воспитательного процесса. Прежде всего, это комплексный подход, который предполагает использование различных видов деятельности, игры, труда и общения как единого механизма формирования личности.

        Среди многообразия содержания и форм внеклассной деятельности в специальных школах-интернатах для детей с недостатками слуха особое место занимают коррекционные групповые занятия. На этих занятиях воспитатель имеет возможность в полной мере осуществлять коррекционную работу, которая в условиях специальной школы включает в себя две стороны: содержательную и речевую.

        Целенаправленная работа воспитателя будет способствовать не только закреплению программного материала обучающимися, воспитанниками, но и освободит часть урочного времени для объяснения учителем нового материала.

        Работа по социализации воспитанников с нарушениями слуха осуществляется главным образом через систему учебных предметов (в том числе в связи с обучением языку, развитием словесной речи школьников, которая является общепринятым средством общения, приобретения социального опыта) и во внеклассное время. Для организации работы по социализации воспитанников старших классов во внеурочное время разработана данная программа.

Основные цели: 

  • реализация практической подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях;
  • овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме;
  • повышение общего и речевого развития обучающихся, воспитанников.

Задачи работы по социализации воспитанников:

  • всесторонне формирование личности школьника;
  • становление и развитие процесса самопознания;
  • формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
  • накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живет воспитанник;
  • формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
  • накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.

Занятия по Рабочей программе направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулки, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.

Особенности организации учебно-воспитательной деятельности с учетом коррекционной направленности:

  • внедрение методических путей для повышения эффективности процесса обучения и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении глухих школьников посредством использования в учебно-воспитательном процессе компьютерных технологий;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный  процесс;
  • создание коррекционно-развивающей среды: звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, адаптированные тексты изучаемых произведений, мультимедийные наглядные пособия,  видеотека художественных фильмов по мотивам изучаемых произведений.

Формы и методы обучения:

  • практические работы;
  • экскурсии;
  • игры;
  • беседы;
  • рассказы;
  • праздники, встречи.

Формы организации работы:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • парами,
  • бригадами.

Виды учебно-познавательной деятельности:

  • самоподготовка;
  • внеклассное чтение;
  • беседа;
  • тематические экскурсии;
  • деловая игра.

Самоподготовка

В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

В целях максимальной эффективности самоподготовки старшеклассников и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. В конце самоподготовки подводится итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных воспитанников.

Внеклассное чтение

Планирование по внеклассному чтению в 11 классе осуществляется на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Г.И. Беленького, 9 класс. М., «Мнемозина», 2009г. Соответственно программе планируются цели и задачи обучения. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 11 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, способной чутко и вдумчиво относиться к художественному слову;
  • развитие познавательных интересов, коммуникативных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, читательской зоркости; повышение читательской компетенции учащихся;
  • освоение основного материала о русской литературе,   осознание ее духовно-нравственного и эстетического значения; приобретение знаний о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых литературоведческих знаний; умением выявлять в художественных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
  • обучение учащихся определять тему, проблему и идею произведения, выявлять функцию художественных деталей, пейзажей, портретных характеристик.

Достижение этих целей предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений — выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений — основа изучения литературы в школе.

Глухие воспитанники испытывают большие затруднения при чтении художественных произведений, в определении тематики произведения, комплекса проблем, рассматриваемых в нем, роли языковых средств выразительности, что в итоге приводит к неполному восприятию художественного текста. В этой связи особо важное значение в курсе преподавания литературы является формирование читательской компетенции. Согласно государственному стандарту по литературе, под читательской компетенцией понимается формирование у учащихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков.

Коррекционные цели курса

  • Развитие психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, речь). Развитие психических процессов воспитанников с нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы.  В познавательной деятельности неслышащих обучающихся  наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретает зрительное  восприятие. Зрительный анализатор ребенка с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Для неслышащих детей необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Перечисленные особенности вызывают значительные трудности при обучении неслышащих.

  • Совершенствование навыка слухо-зрительного восприятия устной речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  •  Работа над грамматически правильным построением фраз.
  •  Формирование активного и пассивного словаря.
  •  Развитие слухового восприятия, контроля и самоконтроля над произносительными навыками.

Индивидуальный подход к обучению и воспитанию обучающихся воспитанников, имеющих сложную структуру дефекта

Поляков Сергей, 18. 05.1995 г. р., имеет заключение ОМПМПК от 24.02.2009 года. Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III –VI степени. Рекомендовано: Продолжить обучение в специальном (коррекционном) образовательном  учреждении  I вида по специальной (коррекционной) программе VIII вида, 6 класс. Психолого-педагогическая коррекция.

По результатам углубленного медицинского осмотра в 2012 году имеет диагнозы: органическое поражение ЦНС (последствия менингококковой инфекции), эписиндром в анамнезе, диспластическая кардиопатия.

Физическое развитие ослабленное, на уроках физической культуры занимается в специальной группе. Наблюдаются нарушения координации в крупных и мелких движениях, низкая дифференциация тонких движений пальцев.

По итогам 2012-2013 учебного года имеет оценки «4» по физической культуре, сельскохозяйственному труду и трудовому обучению,  по остальным предметам имеет оценку «3». Уровень обученности – 0,4.

Обучение Полякова Сергея идет по данной программе с индивидуальным подходом к уровню усвоения учебных знаний, умений и навыков и к объему  речевого материала. Изучаются отрывки из программных произведений и произведения в адаптированном виде. Обучение идет на уровне объяснительного чтения. Усвоение идет с опорой на видеофильмы и иллюстрации.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

В результате изучения литературы (в т.ч. на занятиях по внеклассному чтению) выпускники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы І вида  должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному  изучению;
  • основные теоретико-литературные понятия: тема, идея, композиция;
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору).

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны уметь:

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;
  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
  • давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
  • писать отзыв о прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература,  ресурсы Интернета).

Тематический план внеклассного чтения

п/п

Содержание

Кол-во часов

1 четверть

1.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

8

2

А.С. Пушкин «Пиковая дама».

8

Итого

16

2 четверть

3

М.Ю.Лермонтов «Маскарад»

8

4

Н.В.Гоголь «Портрет», «Нос»

8

Итого

16

3 четверть

5

М.А. Булгаков. Рассказы из цикла «Записки юного врача».

16

6

А.Н.Островский «Снегурочка»

4

Итого

20

4 четверть

7

У. Шекспир. «Гамлет».

8

Итого

8

Всего

68

Содержание программного материала:

  1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».  Жизнь и творчество (основные вехи). Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
  2. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека.
  3. М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Сведения о жизни и творчестве. Проблематика, художественные особенности произведения.
  4. Н.В.Гоголь «Портрет», «Нос». Жизнь и творчество (основные вехи).Проблематика, художественные особенности произведения.
  5. М.А. Булгаков. Рассказы из цикла «Записки юного врача». Сведения о жизни и творчестве. Рассказы «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звёздная сыпь».
  6. А.Н.Островский «Снегурочка». Сведения о жизни и творчестве. Сюжет сказки. Связь с русским народным творчеством, художественные особенности произведения.
  7. Ф. Достоевский. «Бедные люди». Сведения о жизни и творчестве. Тема «униженных и оскорбленных» в произведении.
  8. У. Шекспир. «Гамлет». Сведения о жизни и творчестве. Трагедия Гамлета.

Беседа

Беседа   как   метод  обучения широко используется в школе  для  неслышащих детей.  Ее признак - наличие вопросов и ответов, которые могут быть краткими или подробными. При подготовке к ней, воспитатель  продумывает характер вопросов и ответов. В ответы должна включаться информация в связи с темой  беседы,  новые термины, типы фраз разговорной речи учащихся, необходимая для обогащения речи  детей.

 Главным условием  бесед  является их мотивированность, создание которой достигается путем специальной организации  бесед. У  неслышащих    детей  появляется много вопросов, когда они встречаются с новыми для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нем узнать, но не умеют задавать вопросы. Если педагог  вовремя поможет, то  беседа  пойдет при большой речевой активности  детей. Требования к содержанию и организации  бесед  растут с каждым годом обучения, рассматривается тематика  бесед, усложняется содержание и формулировка вопросов, возрастает самостоятельность и активность  детей.

Методика проведения бесед включает в себя:

  • подготовительный этап;
  • проведение беседы;
  • организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относятся:

  • художественные произведения;
  • публицистические и деловые статьи в периодической печати;
  • кино- и диафильмы;
  • презентации.

Основные направления, цели и задачи проведения бесед

I. Учебно- познавательное

  1. Целенаправленно и систематически развивать мышление, внимание, память детей.
  2. Расширять вербальный опыт, общую осведомленность.
  3. Развивать у воспитанников навыки самостоятельной мыслительной деятельности.
  4. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся воспитанников во время внеклассных занятий, на самоподготовке с целью повышения качества знаний и успеваемости по предметам.
  5. Систематически работать над развитием речевого слуха и внятности речи.

II. Нравственно-эстетическое

  1. Воспитание нравственных чувств и формирование нравственного сознания, эстетического отношения к действительности.
  2. Развитие художественных способностей, воспитание эстетического вкуса.
  3. Воспитывать культуру поведения, потребность соблюдать правила деятельности учащихся.

III. Гражданско-патриотическое

  1. Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории и культуре своего края, хранению народных традиций, чувства общенациональной гордости к родине.
  2. Формировать морально-волевые качества личности у воспитанников, учить проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

IY. Трудовое

  1. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, любовь к школе и ученическому труду, добросовестное отношение к выполнению заданий и поручений.
  2. Развивать общественно-трудовую активность обучающихся воспитанников.
  3. Создание условий для накопления знаний о профессиях.

Y. Физкультурно-оздоровительное и санитарно-гигиеническое

  1. Укрепление здоровья, подготовка каждого обучающегося, воспитанника  к труду, физическому совершенствованию, воспитанию здорового образа жизни.

YI. Экологическое и краеведческое

  1. Познакомить с историей и природой родного края.
  2. Прививать у обучающихся, воспитанников потребность беречь и охранять природу.

YII. Организация воспитательной работы по укреплению дисциплины среди воспитанников

  1. Прививать у обучающихся, воспитанников потребность строго и точно соблюдать порядок и правила поведения в школе, требования учителей и воспитателей.
  2. Систематически анализировать состояние дисциплины в классе. На основе анализа принимать необходимые меры по ее укреплению
  3. Изучать индивидуальные особенности детей, их морально-психологические качества, настроение и запросы.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

Воспитанники должны знать:

  • о событиях, происходящих в стране;
  • государственные праздники;
  • правила поведения в различных ситуациях;
  • о здоровом образе жизни;
  • о профессиональном самоопределении;
  • о своих правах и обязанностях.

Воспитанники должны уметь:

  • задавать встречные вопросы, высказывать свои суждения;
  • выступать с кратким сообщением о проведенной беседе;
  • записывать тематику бесед, терминологию, связанную с ней;
  • продумывать последовательность вопросов;
  • анализировать состояние дисциплины в классе.

Тематический план бесед

п/п

Содержание

Кол-во часов

1 четверть

1

Правила поведения в школе.

1

2

Рациональное питание – залог здорового образа жизни.

1

3

Основные потребности человека.

1

4

29 сентября – Международный день глухих.

1

5

Я нужен коллективу, коллектив нужен мне. Пользуюсь ли я авторитетом?

1

6

Моё здоровье – моё богатство.

1

7

Склонности и способности человека. Их влияние на выбор профессии (тестирование).

1

8

Права и обязанности граждан РФ.

1

Итого

8

2 четверть

1

О вреде курения.

1

2

Правила выбора профессии.

1

3

Профилактика инфекционных заболеваний.

1

4

Мой характер. Мешает или помогает он в жизни?

1

5

12 декабря – День конституции.

1

6

Профессии, доступные лицам с ОВЗ.

1

7

Правила безопасного поведения на новогодних праздниках, каникулах.

1

Итого

7

3 четверть

1

Народные традиции.

1

2

Законы РФ. Умение отстаивать свои права.

1

3

Выбор учебного заведения.

1

4

Алкоголь. Его влияние на организм человека.

1

5

Праздник в доме. Как отмечать?

1

6

Документы гражданина РФ.

1

7

Моя семья. Взаимоотношения в семье.

1

8

Правила этикета.

1

9

Выбор места работы. Государственные и частные предприятия.

1

10

Народные традиции встречи весны.

1

Итого

10

4 четверть

1

Наркомания и молодёжь.

1

2

Народные и православные пасхальные традиции.

1

3

Оформление документов, необходимых для устройства на работу.

1

4

Как влияет выбор профессии на будущее.

1

5

ГИА – важное событие в моей жизни. Как правильно подготовиться?

1

6

9 мая – День Победы!

1

7

Мои профессиональные перспективы.

1

8

Правила поведения на каникулах.

1

Итого

8

Всего

33

Содержание программного материала:

  1. Правила поведения в школе. Знакомство с правилами поведения для воспитанников в школе-интернате. Правила техники безопасности для обучающихся, воспитанников.
  2. Рациональное питание – залог здорового образа жизни. Режим питания. Связь рационального питания со здоровьем человека.
  3. Основные потребности человека. Потребности человека и важность формирования духовных потребностей.
  4. 29 сентября – Международный день глухих. Организации глухих. Их роль в жизни неслышащего человека.
  5. Я нужен коллективу, коллектив нужен мне. Пользуюсь ли я авторитетом?
  6. Моё здоровье – моё богатство. Факторы, влияющие на здоровье человека. Осознанный выбор здорового образа жизни.
  7. Склонности и способности человека. Их влияние на выбор профессии (тестирование).
  8. Права и обязанности граждан РФ. Законы РФ.  Права и обязанности несовершеннолетних.
  9. О вреде курения. Профилактика табакокурения.
  10. Правила выбора профессии. Подготовка к выбору профессии.
  11. Профилактика инфекционных заболеваний. Забота о своём здоровье – самостоятельный выбор каждого человека.
  12. Мой характер. Мешает или помогает он в жизни?
  13. 12 декабря – День конституции. 20 лет со дня принятия действующей конституции РФ.
  14. Профессии, доступные лицам с ОВЗ. Особенности выбора профессии.
  15. Правила безопасного поведения на новогодних праздниках, каникулах.
  16. Народные традиции. Рождество. Святки. Крещение.
  17. Законы РФ. Умение отстаивать свои права. Обращение в полицию, прокуратуру, суд.
  18. Выбор учебного заведения. Знакомство с учебными заведениями России, принимающими на учёбу лиц с нарушением слуха.
  19. Алкоголь. Его влияние на организм человека.
  20. Праздник в доме. Как отмечать без вреда для организма?
  21. Документы гражданина РФ. Паспорт. СНИЛС. ИНН. Медицинский полис. Для чего они нужны, где их можно получить.
  22. Моя семья. Взаимоотношения в семье.
  23. Правила этикета.
  24. Выбор места работы. Государственные и частные предприятия. В чем разница между этими предприятиями.
  25. Народные традиции встречи весны.
  26. Наркомания и молодёжь. Вред наркотиков на организм человека.
  27. Народные и православные пасхальные традиции. Великий пост. Подготовка к пасхе. Праздники.
  28. Оформление документов, необходимых для устройства на работу. Трудовая книжка, медицинская книжка.
  29. Как влияет выбор профессии на будущее. Важность осознанного выбора профессии.
  30. ГИА – важное событие в моей жизни. Как правильно подготовиться?
  31. 9 мая – День Победы! Традиции празднования. Отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
  32. Мои профессиональные перспективы. Возможности каждого при выборе профессии.
  33. Правила поведения на каникулах (на водоемах, дома, на отдыхе).

Деловая игра

Деловая игра для школьников – это имитационная и игровая модель профессиональной деятельности. Дети, играющие в деловые игры, приобретают необходимые навыки, которые пригодятся в повседневной жизни, сделают детей более уверенными в себе и своих знаниях.

В деловой игре для школьников есть определенный сюжет и свои правила. Деловая игра копирует деятельность людей различных профессий. Каждому участнику назначается определенная роль, и он начинает действовать, достигая поставленных целей. В завершение игры нужно обязательно сделать выводы, какие знания и навыки приобрели в процессе игры, что понравилось, какие ошибки допустили и справить их.

Значение деловой игры для школьников:

  1. Участвуя в различных играх, школьник начинает ориентироваться в большом количестве профессий современности, и может сделать осознанный выбор будущей профессии.
  2. Дети учатся оценивать себя и свои способности. Существует очень много различных деловых игр направленных на оценивание своих компетенции, на умение работать в команде, на развитие у детей качества предпринимателей, креативного мышления и много других способностей. Такая оценка происходит непринуждённо во время игры, без стрессов для детей, так как стресс сопровождается любой оценкой качеств. Дети будут знать свои сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях и при возможности смогут их развивать.
  3. Деловая игра учеников старших классов может подтолкнуть к выбору профессии.

Задачи:

  • развитие творческих и организаторских способностей подростков;
  • познание основных идей и принципов деятельности лидера-организатора;
  • выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению;
  • развитие навыков работы в группе, команде.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

Воспитанники должны научиться:

  • правильному сотрудничеству и конкуренции;
  • правильному ведению переговоров;
  • умению управлять конфликтами;
  • умению управлять эмоциями в конфликтах;
  • работать в команде.

Знание своих особенностей станет опорой для того, чтобы сделать правильный выбор:

  • будущей профессии,
  • тренингов по развитию творческих способностей, лидерских качеств и др.
  • дополнительных занятий, кружков и секций.

Экскурсия

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы. Экскурсию можно отнести к одним из самых популярных  педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Внешкольные экскурсии направлены на:

  • расширение культурного кругозора детей,
  • воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду,
  • дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток. Все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д..

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, должно быть больше познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Цели экскурсии:

  • воспитание патриотизма;
  • интернациональное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • экологические воспитание;
  • показ достижения населенного пункта в экономике страны;
  • показ исторической роли населенного пункта;
  • знакомство с особенностями природы края;
  • расширение кругозора.

Объекты экскурсии:

  • памятные места;
  • здания и сооружения;
  • природные объекты;
  • производственные и промышленные объекты;
  • экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и   временные выставки;
  • памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,
  • курганы с захоронениями и т.д.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

Воспитанники должны знать:

  • основные сведения об объектах экскурсии;
  • исторические факты, с которыми познакомились на экскурсии;
  • правила поведения во время экскурсии в музее, на улице, в общественном транспорте.

Воспитанники должны уметь:

  • составить рассказ, сделать отчет по итогам экскурсии;
  • выполнять правила поведения во время экскурсии в музее, на улице, в общественном транспорте.

Тематический план

п/п

Содержание

Кол-во часов

1 четверть

1

Экскурсия. Знакомство с микрорайоном.

3

2

Рефлексивно-деловая игра.  Выбор лидера (старосты) от класса.

1

3

Рефлексивно-деловая игра. Выработка групповых правил поведения.

1

4

Деловая игра. Как оформить деловые бумаги.

2

5

День рождения одноклассника.

1

Итого

8

2 четверть

1

Экскурсия. Достопримечательности нашего города.

2

2

Деловая игра. Я заболел. Получение медицинского полиса. Обращение к врачу. Оформление больничного листа. Больница. К кому и зачем обращаться.

3

3

Деловая игра. Почтовое отделение.

1

4

Подготовка к Новогоднему вечеру.

2

Итого

8

3 четверть

1

Рождественские посиделки.

1

2

Рефлексивно-деловая игра. Давай договоримся.

3

3

Широкая Масленица.

1

4

Экскурсия. Достопримечательности нашего города.

2

5

Деловая игра. Как сдать в магазин некачественный товар.

1

6

Рефлексивно-деловая игра. Я – глава семьи.

2

Итого

10

4 четверть

1

КВН. 1 апреля – день юмора и смеха.

1

2

Экскурсия на предприятие, где могут работать люди с ОВЗ.

1

3

Деловая игра. Диалог в ССУЗе. Прием документов.

1

4

Деловая игра. Диалог в отделе кадров. Приём на работу.

1

5

Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Музей под открытым небом.

1

6

Ситуационно-деловая игра. Я собираюсь в путешествие.

1

7

Выездная экскурсия. Прохоровское поле.

1

8

Ситуационная игра. Какие три желания я бы загадал, если бы у меня была волшебная палочка?

1

Итого

8

Всего

34

Содержание программного материала:

  1. Экскурсия. Знакомство с микрорайоном. Адрес школы. Прилегающие улицы, скверы, храм.
  2. Рефлексивно-деловая игра.  Выбор лидера (старосты) от класса. Развитие навыков группового обсуждения и активного слушанья.
  3. Рефлексивно-деловая игра. Выработка групповых правил поведения. Разработка правил поведения в классе. Развитие рефлексивного сознания учащихся.
  4. Деловая игра. Как оформить деловые бумаги. Автобиография. Заявление, Докладная записка. Объяснительная.
  5. День рождения одноклассника. Правила этикета на празднике.
  6. Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Знакомство с памятников князю Владимиру, со смотровой площадкой.
  7. Деловая игра. Я заболел. Получение медицинского полиса. Обращение к врачу. Оформление больничного листа. Больница. К кому и зачем обращаться.
  8. Деловая игра. Почтовое отделение. Получение и отправление посылок, бандеролей, заказных писем.
  9. Подготовка к Новогоднему вечеру. Разработка сценария. Репетиции.
  10. Рождественские посиделки. Народные традиции празднования Рождества, Святок.
  11. Рефлексивно-деловая игра. Давай договоримся. Получение школьниками опыта партнерского поведения в ситуациях с противоположными интересами партнеров. Развитие позитивного эмоционального отношения к договору как способу сотрудничества.
  12. Широкая Масленица. Народные традиции празднования.
  13. Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Контактные скульптуры. Музейная площадь.
  14. Деловая игра. Как сдать в магазин некачественный товар. Правила торговли.
  15. Рефлексивно-деловая игра. Я – глава семьи. Получение школьниками опыта партнерского поведения в ситуациях семейных проблем.
  16. КВН. 1 апреля – день юмора и смеха.
  17. Экскурсия на предприятие, где могут работать люди с ОВЗ. Профессиональная ориентация. Выбор профессии.
  18. Деловая игра. Диалог в ССУЗе. Прием документов.
  19. Деловая игра. Диалог в отделе кадров. Приём на работу.
  20. Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Музей под открытым небом.
  21. Ситуационно-деловая игра. Я собираюсь в путешествие. Где купить путевку. Что взять с собой.
  22. Выездная экскурсия. Прохоровское поле.
  23. Ситуационная игра. Какие три желания я бы загадал, если бы у меня была волшебная палочка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...