Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 16-18 лет (Коррекционная школа I вида)
рабочая программа (11 класс) по теме
Данная программа разработана на основе:
· Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Г.И. Беленького, 9 класс. М., «Мнемозина», 2009г.
· Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с ОВЗ
«Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 23 I, II, III, IV и VI видов»
«Согласовано» «Согласовано» «Принято»
Руководитель МО Заместитель директора по ВР Директор школы-интерната №23
Манакова Л.А._______ Кузьмина С.А. ____________ Годин А.Е. __________________
Протокол № ______ «____» _____________2013г. Приказ № ________
От «____»_____ 2013г. От «____»_________ 2013г.
Рабочая программа
воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 16 -18 лет
на 2013- 2014 учебный год
Составитель:
Манакова Л.А.,
воспитатель 11д класса,
высшая квалификационная категория
Белгород, 2013
Пояснительная записка к занятиям по видам деятельности
Данная программа разработана на основе:
- Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Г.И. Беленького, 9 класс. М., «Мнемозина», 2009г.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.
Овладение глухими детьми основным общим образованием обеспечивается действующей системой обучения лиц с нарушениями слуха, которая имеет образовательный, развивающий, воспитывающий характер. Коррекционная направленность обучения и воспитания, благодаря особым его формам и методам, способствует использованию и развитию больших потенциальных возможностей школьников, удовлетворению их образовательных и специальных потребностей.
Перед специальными школами-интернатами для детей с недостатками слуха стоит глобальная задача: повышение уровня воспитательной работы в целях умственного, нравственного и речевого развития учащихся, не только в процессе обучения в школе, но и при организации их разнообразной внеклассной деятельности во второй половине дня.
Целью воспитания является всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ, возможно более полная его самореализация в социуме. Успешная социализация воспитанника с особыми образовательными потребностями возможна при соблюдении определенных условий воспитательного процесса. Прежде всего, это комплексный подход, который предполагает использование различных видов деятельности, игры, труда и общения как единого механизма формирования личности.
Среди многообразия содержания и форм внеклассной деятельности в специальных школах-интернатах для детей с недостатками слуха особое место занимают коррекционные групповые занятия. На этих занятиях воспитатель имеет возможность в полной мере осуществлять коррекционную работу, которая в условиях специальной школы включает в себя две стороны: содержательную и речевую.
Целенаправленная работа воспитателя будет способствовать не только закреплению программного материала обучающимися, воспитанниками, но и освободит часть урочного времени для объяснения учителем нового материала.
Работа по социализации воспитанников с нарушениями слуха осуществляется главным образом через систему учебных предметов (в том числе в связи с обучением языку, развитием словесной речи школьников, которая является общепринятым средством общения, приобретения социального опыта) и во внеклассное время. Для организации работы по социализации воспитанников старших классов во внеурочное время разработана данная программа.
Основные цели:
- реализация практической подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях;
- овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме;
- повышение общего и речевого развития обучающихся, воспитанников.
Задачи работы по социализации воспитанников:
- всесторонне формирование личности школьника;
- становление и развитие процесса самопознания;
- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
- накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живет воспитанник;
- формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
- накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.
Занятия по Рабочей программе направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулки, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.
Особенности организации учебно-воспитательной деятельности с учетом коррекционной направленности:
- внедрение методических путей для повышения эффективности процесса обучения и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении глухих школьников посредством использования в учебно-воспитательном процессе компьютерных технологий;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный процесс;
- создание коррекционно-развивающей среды: звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, адаптированные тексты изучаемых произведений, мультимедийные наглядные пособия, видеотека художественных фильмов по мотивам изучаемых произведений.
Формы и методы обучения:
- практические работы;
- экскурсии;
- игры;
- беседы;
- рассказы;
- праздники, встречи.
Формы организации работы:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- парами,
- бригадами.
Виды учебно-познавательной деятельности:
- самоподготовка;
- внеклассное чтение;
- беседа;
- тематические экскурсии;
- деловая игра.
Самоподготовка
В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
В целях максимальной эффективности самоподготовки старшеклассников и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. В конце самоподготовки подводится итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных воспитанников.
Внеклассное чтение
Планирование по внеклассному чтению в 11 классе осуществляется на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Г.И. Беленького, 9 класс. М., «Мнемозина», 2009г. Соответственно программе планируются цели и задачи обучения. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 11 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, способной чутко и вдумчиво относиться к художественному слову;
- развитие познавательных интересов, коммуникативных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, читательской зоркости; повышение читательской компетенции учащихся;
- освоение основного материала о русской литературе, осознание ее духовно-нравственного и эстетического значения; приобретение знаний о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых литературоведческих знаний; умением выявлять в художественных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
- обучение учащихся определять тему, проблему и идею произведения, выявлять функцию художественных деталей, пейзажей, портретных характеристик.
Достижение этих целей предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений — выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений — основа изучения литературы в школе.
Глухие воспитанники испытывают большие затруднения при чтении художественных произведений, в определении тематики произведения, комплекса проблем, рассматриваемых в нем, роли языковых средств выразительности, что в итоге приводит к неполному восприятию художественного текста. В этой связи особо важное значение в курсе преподавания литературы является формирование читательской компетенции. Согласно государственному стандарту по литературе, под читательской компетенцией понимается формирование у учащихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков.
Коррекционные цели курса
- Развитие психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, речь). Развитие психических процессов воспитанников с нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы. В познавательной деятельности неслышащих обучающихся наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.
В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный анализатор ребенка с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Для неслышащих детей необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Перечисленные особенности вызывают значительные трудности при обучении неслышащих.
- Совершенствование навыка слухо-зрительного восприятия устной речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Работа над грамматически правильным построением фраз.
- Формирование активного и пассивного словаря.
- Развитие слухового восприятия, контроля и самоконтроля над произносительными навыками.
Индивидуальный подход к обучению и воспитанию обучающихся воспитанников, имеющих сложную структуру дефекта
Поляков Сергей, 18. 05.1995 г. р., имеет заключение ОМПМПК от 24.02.2009 года. Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III –VI степени. Рекомендовано: Продолжить обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида по специальной (коррекционной) программе VIII вида, 6 класс. Психолого-педагогическая коррекция.
По результатам углубленного медицинского осмотра в 2012 году имеет диагнозы: органическое поражение ЦНС (последствия менингококковой инфекции), эписиндром в анамнезе, диспластическая кардиопатия.
Физическое развитие ослабленное, на уроках физической культуры занимается в специальной группе. Наблюдаются нарушения координации в крупных и мелких движениях, низкая дифференциация тонких движений пальцев.
По итогам 2012-2013 учебного года имеет оценки «4» по физической культуре, сельскохозяйственному труду и трудовому обучению, по остальным предметам имеет оценку «3». Уровень обученности – 0,4.
Обучение Полякова Сергея идет по данной программе с индивидуальным подходом к уровню усвоения учебных знаний, умений и навыков и к объему речевого материала. Изучаются отрывки из программных произведений и произведения в адаптированном виде. Обучение идет на уровне объяснительного чтения. Усвоение идет с опорой на видеофильмы и иллюстрации.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
В результате изучения литературы (в т.ч. на занятиях по внеклассному чтению) выпускники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы І вида должны знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- основные теоретико-литературные понятия: тема, идея, композиция;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору).
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны уметь:
- выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
- писать отзыв о прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, ресурсы Интернета).
Тематический план внеклассного чтения
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 четверть | ||
1. | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» | 8 |
2 | А.С. Пушкин «Пиковая дама». | 8 |
Итого | 16 | |
2 четверть | ||
3 | М.Ю.Лермонтов «Маскарад» | 8 |
4 | Н.В.Гоголь «Портрет», «Нос» | 8 |
Итого | 16 | |
3 четверть | ||
5 | М.А. Булгаков. Рассказы из цикла «Записки юного врача». | 16 |
6 | А.Н.Островский «Снегурочка» | 4 |
Итого | 20 | |
4 четверть | ||
7 | У. Шекспир. «Гамлет». | 8 |
Итого | 8 | |
Всего | 68 |
Содержание программного материала:
- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Жизнь и творчество (основные вехи). Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
- А.С. Пушкин «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека.
- М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Сведения о жизни и творчестве. Проблематика, художественные особенности произведения.
- Н.В.Гоголь «Портрет», «Нос». Жизнь и творчество (основные вехи).Проблематика, художественные особенности произведения.
- М.А. Булгаков. Рассказы из цикла «Записки юного врача». Сведения о жизни и творчестве. Рассказы «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звёздная сыпь».
- А.Н.Островский «Снегурочка». Сведения о жизни и творчестве. Сюжет сказки. Связь с русским народным творчеством, художественные особенности произведения.
- Ф. Достоевский. «Бедные люди». Сведения о жизни и творчестве. Тема «униженных и оскорбленных» в произведении.
- У. Шекспир. «Гамлет». Сведения о жизни и творчестве. Трагедия Гамлета.
Беседа
Беседа как метод обучения широко используется в школе для неслышащих детей. Ее признак - наличие вопросов и ответов, которые могут быть краткими или подробными. При подготовке к ней, воспитатель продумывает характер вопросов и ответов. В ответы должна включаться информация в связи с темой беседы, новые термины, типы фраз разговорной речи учащихся, необходимая для обогащения речи детей.
Главным условием бесед является их мотивированность, создание которой достигается путем специальной организации бесед. У неслышащих детей появляется много вопросов, когда они встречаются с новыми для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нем узнать, но не умеют задавать вопросы. Если педагог вовремя поможет, то беседа пойдет при большой речевой активности детей. Требования к содержанию и организации бесед растут с каждым годом обучения, рассматривается тематика бесед, усложняется содержание и формулировка вопросов, возрастает самостоятельность и активность детей.
Методика проведения бесед включает в себя:
- подготовительный этап;
- проведение беседы;
- организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относятся:
- художественные произведения;
- публицистические и деловые статьи в периодической печати;
- кино- и диафильмы;
- презентации.
Основные направления, цели и задачи проведения бесед
I. Учебно- познавательное
- Целенаправленно и систематически развивать мышление, внимание, память детей.
- Расширять вербальный опыт, общую осведомленность.
- Развивать у воспитанников навыки самостоятельной мыслительной деятельности.
- Учитывать индивидуальные особенности обучающихся воспитанников во время внеклассных занятий, на самоподготовке с целью повышения качества знаний и успеваемости по предметам.
- Систематически работать над развитием речевого слуха и внятности речи.
II. Нравственно-эстетическое
- Воспитание нравственных чувств и формирование нравственного сознания, эстетического отношения к действительности.
- Развитие художественных способностей, воспитание эстетического вкуса.
- Воспитывать культуру поведения, потребность соблюдать правила деятельности учащихся.
III. Гражданско-патриотическое
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории и культуре своего края, хранению народных традиций, чувства общенациональной гордости к родине.
- Формировать морально-волевые качества личности у воспитанников, учить проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
IY. Трудовое
- Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, любовь к школе и ученическому труду, добросовестное отношение к выполнению заданий и поручений.
- Развивать общественно-трудовую активность обучающихся воспитанников.
- Создание условий для накопления знаний о профессиях.
Y. Физкультурно-оздоровительное и санитарно-гигиеническое
- Укрепление здоровья, подготовка каждого обучающегося, воспитанника к труду, физическому совершенствованию, воспитанию здорового образа жизни.
YI. Экологическое и краеведческое
- Познакомить с историей и природой родного края.
- Прививать у обучающихся, воспитанников потребность беречь и охранять природу.
YII. Организация воспитательной работы по укреплению дисциплины среди воспитанников
- Прививать у обучающихся, воспитанников потребность строго и точно соблюдать порядок и правила поведения в школе, требования учителей и воспитателей.
- Систематически анализировать состояние дисциплины в классе. На основе анализа принимать необходимые меры по ее укреплению
- Изучать индивидуальные особенности детей, их морально-психологические качества, настроение и запросы.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать:
- о событиях, происходящих в стране;
- государственные праздники;
- правила поведения в различных ситуациях;
- о здоровом образе жизни;
- о профессиональном самоопределении;
- о своих правах и обязанностях.
Воспитанники должны уметь:
- задавать встречные вопросы, высказывать свои суждения;
- выступать с кратким сообщением о проведенной беседе;
- записывать тематику бесед, терминологию, связанную с ней;
- продумывать последовательность вопросов;
- анализировать состояние дисциплины в классе.
Тематический план бесед
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 четверть | ||
1 | Правила поведения в школе. | 1 |
2 | Рациональное питание – залог здорового образа жизни. | 1 |
3 | Основные потребности человека. | 1 |
4 | 29 сентября – Международный день глухих. | 1 |
5 | Я нужен коллективу, коллектив нужен мне. Пользуюсь ли я авторитетом? | 1 |
6 | Моё здоровье – моё богатство. | 1 |
7 | Склонности и способности человека. Их влияние на выбор профессии (тестирование). | 1 |
8 | Права и обязанности граждан РФ. | 1 |
Итого | 8 | |
2 четверть | ||
1 | О вреде курения. | 1 |
2 | Правила выбора профессии. | 1 |
3 | Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 |
4 | Мой характер. Мешает или помогает он в жизни? | 1 |
5 | 12 декабря – День конституции. | 1 |
6 | Профессии, доступные лицам с ОВЗ. | 1 |
7 | Правила безопасного поведения на новогодних праздниках, каникулах. | 1 |
Итого | 7 | |
3 четверть | ||
1 | Народные традиции. | 1 |
2 | Законы РФ. Умение отстаивать свои права. | 1 |
3 | Выбор учебного заведения. | 1 |
4 | Алкоголь. Его влияние на организм человека. | 1 |
5 | Праздник в доме. Как отмечать? | 1 |
6 | Документы гражданина РФ. | 1 |
7 | Моя семья. Взаимоотношения в семье. | 1 |
8 | Правила этикета. | 1 |
9 | Выбор места работы. Государственные и частные предприятия. | 1 |
10 | Народные традиции встречи весны. | 1 |
Итого | 10 | |
4 четверть | ||
1 | Наркомания и молодёжь. | 1 |
2 | Народные и православные пасхальные традиции. | 1 |
3 | Оформление документов, необходимых для устройства на работу. | 1 |
4 | Как влияет выбор профессии на будущее. | 1 |
5 | ГИА – важное событие в моей жизни. Как правильно подготовиться? | 1 |
6 | 9 мая – День Победы! | 1 |
7 | Мои профессиональные перспективы. | 1 |
8 | Правила поведения на каникулах. | 1 |
Итого | 8 | |
Всего | 33 |
Содержание программного материала:
- Правила поведения в школе. Знакомство с правилами поведения для воспитанников в школе-интернате. Правила техники безопасности для обучающихся, воспитанников.
- Рациональное питание – залог здорового образа жизни. Режим питания. Связь рационального питания со здоровьем человека.
- Основные потребности человека. Потребности человека и важность формирования духовных потребностей.
- 29 сентября – Международный день глухих. Организации глухих. Их роль в жизни неслышащего человека.
- Я нужен коллективу, коллектив нужен мне. Пользуюсь ли я авторитетом?
- Моё здоровье – моё богатство. Факторы, влияющие на здоровье человека. Осознанный выбор здорового образа жизни.
- Склонности и способности человека. Их влияние на выбор профессии (тестирование).
- Права и обязанности граждан РФ. Законы РФ. Права и обязанности несовершеннолетних.
- О вреде курения. Профилактика табакокурения.
- Правила выбора профессии. Подготовка к выбору профессии.
- Профилактика инфекционных заболеваний. Забота о своём здоровье – самостоятельный выбор каждого человека.
- Мой характер. Мешает или помогает он в жизни?
- 12 декабря – День конституции. 20 лет со дня принятия действующей конституции РФ.
- Профессии, доступные лицам с ОВЗ. Особенности выбора профессии.
- Правила безопасного поведения на новогодних праздниках, каникулах.
- Народные традиции. Рождество. Святки. Крещение.
- Законы РФ. Умение отстаивать свои права. Обращение в полицию, прокуратуру, суд.
- Выбор учебного заведения. Знакомство с учебными заведениями России, принимающими на учёбу лиц с нарушением слуха.
- Алкоголь. Его влияние на организм человека.
- Праздник в доме. Как отмечать без вреда для организма?
- Документы гражданина РФ. Паспорт. СНИЛС. ИНН. Медицинский полис. Для чего они нужны, где их можно получить.
- Моя семья. Взаимоотношения в семье.
- Правила этикета.
- Выбор места работы. Государственные и частные предприятия. В чем разница между этими предприятиями.
- Народные традиции встречи весны.
- Наркомания и молодёжь. Вред наркотиков на организм человека.
- Народные и православные пасхальные традиции. Великий пост. Подготовка к пасхе. Праздники.
- Оформление документов, необходимых для устройства на работу. Трудовая книжка, медицинская книжка.
- Как влияет выбор профессии на будущее. Важность осознанного выбора профессии.
- ГИА – важное событие в моей жизни. Как правильно подготовиться?
- 9 мая – День Победы! Традиции празднования. Отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Мои профессиональные перспективы. Возможности каждого при выборе профессии.
- Правила поведения на каникулах (на водоемах, дома, на отдыхе).
Деловая игра
Деловая игра для школьников – это имитационная и игровая модель профессиональной деятельности. Дети, играющие в деловые игры, приобретают необходимые навыки, которые пригодятся в повседневной жизни, сделают детей более уверенными в себе и своих знаниях.
В деловой игре для школьников есть определенный сюжет и свои правила. Деловая игра копирует деятельность людей различных профессий. Каждому участнику назначается определенная роль, и он начинает действовать, достигая поставленных целей. В завершение игры нужно обязательно сделать выводы, какие знания и навыки приобрели в процессе игры, что понравилось, какие ошибки допустили и справить их.
Значение деловой игры для школьников:
- Участвуя в различных играх, школьник начинает ориентироваться в большом количестве профессий современности, и может сделать осознанный выбор будущей профессии.
- Дети учатся оценивать себя и свои способности. Существует очень много различных деловых игр направленных на оценивание своих компетенции, на умение работать в команде, на развитие у детей качества предпринимателей, креативного мышления и много других способностей. Такая оценка происходит непринуждённо во время игры, без стрессов для детей, так как стресс сопровождается любой оценкой качеств. Дети будут знать свои сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях и при возможности смогут их развивать.
- Деловая игра учеников старших классов может подтолкнуть к выбору профессии.
Задачи:
- развитие творческих и организаторских способностей подростков;
- познание основных идей и принципов деятельности лидера-организатора;
- выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению;
- развитие навыков работы в группе, команде.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны научиться:
- правильному сотрудничеству и конкуренции;
- правильному ведению переговоров;
- умению управлять конфликтами;
- умению управлять эмоциями в конфликтах;
- работать в команде.
Знание своих особенностей станет опорой для того, чтобы сделать правильный выбор:
- будущей профессии,
- тренингов по развитию творческих способностей, лидерских качеств и др.
- дополнительных занятий, кружков и секций.
Экскурсия
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы. Экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Внешкольные экскурсии направлены на:
- расширение культурного кругозора детей,
- воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду,
- дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток. Все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д..
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, должно быть больше познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.
Цели экскурсии:
- воспитание патриотизма;
- интернациональное воспитание;
- трудовое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- экологические воспитание;
- показ достижения населенного пункта в экономике страны;
- показ исторической роли населенного пункта;
- знакомство с особенностями природы края;
- расширение кругозора.
Объекты экскурсии:
- памятные места;
- здания и сооружения;
- природные объекты;
- производственные и промышленные объекты;
- экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;
- памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,
- курганы с захоронениями и т.д.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать:
- основные сведения об объектах экскурсии;
- исторические факты, с которыми познакомились на экскурсии;
- правила поведения во время экскурсии в музее, на улице, в общественном транспорте.
Воспитанники должны уметь:
- составить рассказ, сделать отчет по итогам экскурсии;
- выполнять правила поведения во время экскурсии в музее, на улице, в общественном транспорте.
Тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 четверть | ||
1 | Экскурсия. Знакомство с микрорайоном. | 3 |
2 | Рефлексивно-деловая игра. Выбор лидера (старосты) от класса. | 1 |
3 | Рефлексивно-деловая игра. Выработка групповых правил поведения. | 1 |
4 | Деловая игра. Как оформить деловые бумаги. | 2 |
5 | День рождения одноклассника. | 1 |
Итого | 8 | |
2 четверть | ||
1 | Экскурсия. Достопримечательности нашего города. | 2 |
2 | Деловая игра. Я заболел. Получение медицинского полиса. Обращение к врачу. Оформление больничного листа. Больница. К кому и зачем обращаться. | 3 |
3 | Деловая игра. Почтовое отделение. | 1 |
4 | Подготовка к Новогоднему вечеру. | 2 |
Итого | 8 | |
3 четверть | ||
1 | Рождественские посиделки. | 1 |
2 | Рефлексивно-деловая игра. Давай договоримся. | 3 |
3 | Широкая Масленица. | 1 |
4 | Экскурсия. Достопримечательности нашего города. | 2 |
5 | Деловая игра. Как сдать в магазин некачественный товар. | 1 |
6 | Рефлексивно-деловая игра. Я – глава семьи. | 2 |
Итого | 10 | |
4 четверть | ||
1 | КВН. 1 апреля – день юмора и смеха. | 1 |
2 | Экскурсия на предприятие, где могут работать люди с ОВЗ. | 1 |
3 | Деловая игра. Диалог в ССУЗе. Прием документов. | 1 |
4 | Деловая игра. Диалог в отделе кадров. Приём на работу. | 1 |
5 | Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Музей под открытым небом. | 1 |
6 | Ситуационно-деловая игра. Я собираюсь в путешествие. | 1 |
7 | Выездная экскурсия. Прохоровское поле. | 1 |
8 | Ситуационная игра. Какие три желания я бы загадал, если бы у меня была волшебная палочка? | 1 |
Итого | 8 | |
Всего | 34 |
Содержание программного материала:
- Экскурсия. Знакомство с микрорайоном. Адрес школы. Прилегающие улицы, скверы, храм.
- Рефлексивно-деловая игра. Выбор лидера (старосты) от класса. Развитие навыков группового обсуждения и активного слушанья.
- Рефлексивно-деловая игра. Выработка групповых правил поведения. Разработка правил поведения в классе. Развитие рефлексивного сознания учащихся.
- Деловая игра. Как оформить деловые бумаги. Автобиография. Заявление, Докладная записка. Объяснительная.
- День рождения одноклассника. Правила этикета на празднике.
- Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Знакомство с памятников князю Владимиру, со смотровой площадкой.
- Деловая игра. Я заболел. Получение медицинского полиса. Обращение к врачу. Оформление больничного листа. Больница. К кому и зачем обращаться.
- Деловая игра. Почтовое отделение. Получение и отправление посылок, бандеролей, заказных писем.
- Подготовка к Новогоднему вечеру. Разработка сценария. Репетиции.
- Рождественские посиделки. Народные традиции празднования Рождества, Святок.
- Рефлексивно-деловая игра. Давай договоримся. Получение школьниками опыта партнерского поведения в ситуациях с противоположными интересами партнеров. Развитие позитивного эмоционального отношения к договору как способу сотрудничества.
- Широкая Масленица. Народные традиции празднования.
- Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Контактные скульптуры. Музейная площадь.
- Деловая игра. Как сдать в магазин некачественный товар. Правила торговли.
- Рефлексивно-деловая игра. Я – глава семьи. Получение школьниками опыта партнерского поведения в ситуациях семейных проблем.
- КВН. 1 апреля – день юмора и смеха.
- Экскурсия на предприятие, где могут работать люди с ОВЗ. Профессиональная ориентация. Выбор профессии.
- Деловая игра. Диалог в ССУЗе. Прием документов.
- Деловая игра. Диалог в отделе кадров. Приём на работу.
- Экскурсия. Достопримечательности нашего города. Музей под открытым небом.
- Ситуационно-деловая игра. Я собираюсь в путешествие. Где купить путевку. Что взять с собой.
- Выездная экскурсия. Прохоровское поле.
- Ситуационная игра. Какие три желания я бы загадал, если бы у меня была волшебная палочка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе VIII вида
материал к дисциплине СБО...
рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида
Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....
Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида
В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....
Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....
Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...
Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся данной логопедической группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...