Реквием женщине. Лакримоза
материал на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Сценарий "Лакримоза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekviem.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реквием Женщине.

«ЛАКРИМОЗА»

Из конца зала выходит девушка с чемоданчиком, открывает ключами дверь.

ДЕВУШКА Мама! Дядя Валера! Леночка! Славик! Мама!..( садится на стул, что-то припоминая…)                              

ДЕВОЧКА Я знаю, никакой моей вины

                    В том, что другие не пришли с войны,

                    В том, что они, кто старше, кто моложе,

                    Остались там, и не о том же речь -

                    Я не смогла их, не смогла сберечь!

                    Речь не о том, но все же, все же, все же…

1 После выпускного вечера мы поехали по реке на остров. Уезжали – город как город был, все  нормально. Возвращаемся с острова – город весь бурлит, люди плачут… Кругом: «Война! Война!..» Какая война? Мы такие счастливые, такие планы строили: кто куда пойдет учиться, кто кем станет… И вдруг война.

2 Мы начали все понимать, когда в дома стали приходить похоронки. Нам казалось: война без нас не война, мы тоже хотим воевать! Тут же оружие нам давай! Мы побежали в военкомат. И 10 февраля я ушла на фронт.

ДЕВУШКА Валя, не уходи! Что ты делаешь? Ну какой из тебя вояка?

12 Меня вызвали в военкомат и сказали: «Вот вам два часа времени, собирайтесь, отправляем вас на фронт». Я собралась, сложила все в один маленький чемоданчик.

 ДЕВУШКА Что вы взяли с собой на войну?

12 Конфеты.

ДЕВУШКА Что?!

12 Целый чемодан конфет. Мне там, в той деревне, куда направили, дали подъемные, и я на все деньги купила целый чемодан шоколадных конфет.

МАЛЬЧИК  Пройдя шестимесячные, а то и трехмесячные курсы, они уже имели удостоверение медсестер, окончив по ускоренным программам снайперскую школу, летное или саперное училище, зачислялись снайперами, летчиками, саперами. Необычные солдаты представали перед военной комиссией. Направляешь такого солдата в партизанский отряд, а он спрашивает:

ДЕВУШКА А как маме оттуда писать в Москву?

3 Я просила маму, только не надо плакать. Это было не ночью, но было темно, стоял сплошной вой. Они не плакали, наши матери, провожавшие своих дочерей. Они выли.

4 Я ушла из детства в грязную теплушку,

   В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

   Дальние разрывы слушал и не слушал

   Ко всему привыкший сорок первый год.

 Я пришла из школы в блиндажи сырые,

 От прекрасной дамы в «мать» и «перемать»,

 Потому что имя ближе, чем Россия,

 Не смогла сыскать…

ДЕВУШКА Не смогла сыскать…

3 Но моя мама не плакала, она стояла как каменная. Она держалась, она боялась, чтобы я не заревела. Я же была маменькина дочка, меня дома баловали, а тут такое…

5 А я верила, что вернусь, что не погибну. Как это я могу умереть? Как это меня убьют, меня не станет?

 Начальник связи выстроил всех нас и говорит:

 МАЛЬЧИК Вот, девчата, началась война жестокая. Вам будет очень трудно, девушкам. И пока не поздно, если кто хочет, может вернуться к себе домой. А те, кто желает остаться на фронте, шаг вперед!

               ( все шагают вперед)

6 Самая дорогая моя награда – первая медаль «За Отвагу». Солдаты залегли. Команда: «Вперед! За Родину!» А они лежат. Опять команда, опять лежат. Я сняла шапку, чтобы все видели, что я девчонка, поднялась… И они все встали…

И пошли в бой.

Я после войны в разведку ходила потом лет 15. Каждую ночь. И сны такие: то у меня автомат отказал, то нас окружили… Просыпаешься – зубы стучат.

7 На войне самое трудное было – сон побороть. Изо дня в день не досыпать приходилось, и наступал такой момент, когда владеть собой человек уже не мог. На посту ходила без остановки взад-вперед и стихи вслух читала, старалась, чтобы за два часа не повторяться…

                         Я помню чудное мгновенье:

                         Передо мной явилась ты…

                          Как мимолетное виденье…

                    (все поворачиваются)

ДЕВУШКА  Как мимолетное виденье…

8 Мы вывозили раненых из Минска. Я шла на высоких каблуках, стеснялась, что мала ростом. Каблук один сломался, а тут кричат: «Десант!» И я босиком бегу, а туфли в руке. Жалко, очень красивые туфли.

                              КРИК : ЛОЖИСЬ! (Все ложатся)

Когда нас окружили и видим, что не вырвемся,  мы с санитаркой Дашей поднялись из канавы, уже не прячемся, стоим во весь рост. Пусть лучше головы снарядом сорвет, чем они возьмут нас в плен, будут издеваться. И раненые, кто мог встать, тоже встали …

9 Когда я увидела первого фашистского солдата, я не могла слова выговорить, у меня отнялась речь. А они идут молодые, веселые и улыбаются. И где бы они ни остановились, где бы ни увидели колонку или колодец, начинали мыться. Рукава у них всегда закатаны. И моются, моются… Кровь вокруг, крики, а они моются, моются… И такая ненависть поднималась изнутри! Сердце останавливалось, что они здесь, на твоей земле… И еще смеются. Я готова была сделать все для своей Родины.

10  Я готова была сделать все для своей Родины…

4 Но у вас был маленький ребенок!

10 Дочка родилась на болоте, в стогу сена. Пеленочки я на себе сушила, положу за пазуху, согрею и опять пеленаю. Вокруг все горело, жгли деревни вместе с людьми…

3 Я сама огарки собирала, собирала подруге семью. Косточки находили, в могилку общую клали. Где остался кусочек одежды, хоть окраешек какой, узнавали6 кто это. Подняла я один кусочек…

10 Мамина кофта! Мамина…

                    ВСЕ ЗАКРЫВАЮТ ЛИЦО.  ДЕВУШКА ЗАКРЫВАЕТ ЛИЦО

Я с дочкой на руках на задание ходила. Комиссар меня отправляет, а сам и говорит:

МАЛЬЧИК Как ты пойдешь с грудным – то? Душа болит…

10 Медикаменты из города приносила, бинты, сыворотку…  Между ручек и между ножек положу, пеленочками перевяжу и несу. Раненые в лесу умирают, надо идти.

11 О себе некогда было думать: буду убита, буду ранена или останусь жива. На себя не было ни минуты. Только раненые и раненые в глазах. Помню, лежим где-то в пшенице, день солнечный. Автоматы немецкие… и тихо. Только слышишь, как пшеница шумит. Опять немецкие автоматы…  И думаешь: услышишь ли ты когда-нибудь еще, как пшеница шумит?

12 На войне я думала: никогда ничего не забуду. Но забывается… А эту картину помню до мельчайших подробностей… Молодой такой, интересный парень. И лежит убитый. Вырыли могилу – ямку неглубокую, только чтобы он лег. Солнце такое светило…

ДЕВУШКА Солнце светило…

14 … И на него -  тоже. Обыкновенная земля, бугорок сверху. Часто хоронили в лесу под деревьями… под этими дубами, под этими березами… Я в лес до сих пор не могу ходить. Особенно, где растут старые дубы или березы…

                       ВСЕ ОТВОРАЧИВАЮТСЯ СПИНОЙ К ЗАЛУ

ДЕВУШКА  Даже слово «страшно» - не то слово, чтобы им все передать!

ДЕВОЧКА  Я знаю, никакой моей вины

                    В том, что другие не пришли с войны.

                    В том, что они, кто старше, кто моложе,

                    Остались там, и не о том же речь -

                     Я не смогла их, не смогла сберечь!
                    Речь не о том, но все же, все же, все же…

                                           «ЛАКРИМОЗА» 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».

Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина  с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Классный час «Самая красивая из женщин – женщина с ребенком на руках!»

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 8-9 классов, посвященная "Дню матери"...