Литературно- музыкальная композиция « Я ушла из детства в санитарный взвод»
материал по краеведению на тему

Арбатская ( Бортюк ) Людмила Валерьевна

Композиция посвящена медсестрам, связанным с Тюменской областью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно- музыкальная композиция « Я ушла из детства в санитарный взвод»

(Продолжительность - 20-25 минут.)

Оформление сцены : на заднике

  • Название
  • Большой красный крест
  • Три портрета с именами и датами  : Юлия Друнина ( 1924-1991)  Валерия Гнаровская ( 1923 -1943)   Мария Цуканова( 1924- 1945)

Костюмы:   военная форма, девушки- с санитарными сумками.

Участники: 6 чтецов – 2 юноши, 5 девушек.

Вступление песни " Журавли"

Выходят 2 юноши.

1-й: Если молнии в тучах заплещутся жарко  ,

        И огромное небо от грома оглохнет.

         Если крикнут все люди земного шара,

        Ни один из погибших даже не вздрогнет.

         Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет.

         Знаю : песня тяжелых могил не откроет.

          Но от имени сердца, от имени жизни

          Повторяю : Вечная Слава Героям!

2-й:   Вспомним всех поименно! Горем вспомним своим!

          Это нужно не мертвым. Это нужно живым.

           Вспомним гордо  и прямо погибших в борьбе,

          Есть великое право – забывать о себе,

           Есть высокое право – пожелать и посметь.

           Стала вечною Славой мгновенная смерть!

Юноши остаются ( по бокам сцены).

Звучит 2-й куплет  из песни  Б. Окуджавы

« До свидания , мальчики!»

На ее фоне- действие:

Одна девушка в военной форме, другая – ее сестра. Рядом – мать. Старшая держит в руках белое платье, отдает сестре .Та прижимает его к себе, вытирает слезы. Потом все трое обнимаются. Старшая уходит, мать и сестра машут ей в след и  сами уходят. Потом снова бросаются друг к другу и расходятся.

1-й: Она была смешлива, весела,

         Болтались косы в лентах за плечами.

         Ее сестренкой братья величали,

         Еще девчонка, мол, не доросла

2-й: Но школа кончена. Война . И вот

     уже ей тесен мир бумажной   карты.

    И в мир живой она со школьной парты          Ушла сестрой. В сражение. На фронт.

Звучит "Священная война".

Выходят строем

 с разных сторон кулис девушки. Встают в ряд с юношами.

1-й м. :  Был я ранен, и капля за каплей

              Кровь горячая стыла в снегу…

              Наши близко, но силы иссякли

              И не страшен я больше врагу.

  Мне столетьем казалась минута.

  Шел по - прежнему яростный бой.

   Медсестра, дорогая Анюта

   Подползла, прошептала :

1-я д.: " Живой!

             Отзовись, погляди на Анюту,

             Докажи , что ты парень герой.

             Не сдавайся же смертушке лютой,

             Посмеемся над нею с тобой!"

1-й м.: И взвалила на девичьи плечи,

            И согрелась во фляге вода.

            Нашу встречу в тот зимний вечер

           Не забыть ни за что, никогда.

2-й м. : Говорят, у войны не женское лицо. Говорят, что женщины слабые и беззащитные, но у военного времени свои законы.

2-я д. : До сих пор не совсем понимаю,

             Как же я, худа и мала,

             Сквозь пожары к победному маю

             В кирзачах стопудовых дощла?

3-я д.: И откуда взялось столько силы

            Даже в самых слабейших из нас?

            Что гадать? Был и есть у России

            Вечной прочности вечный запас.

4-я д.: " Я решила пойти в Ялуторовский военкомат. Лично. Добраться туда можно было только пешком, по шпалам, оттопав 20 с лишним километров. Обычно в Заводоуковске не останавливались никакие поезда."

1-й м. : Эта девушка добилась своего. В 1942 году из города Заводоуковска Тюменской области ушла на фронт санинструктором Юлия Друнина, ставшая после войны известной поэтессой.

4-я д.: Четверть роты уже скосило.

           Распрастертая на снегу,

           Плачет девочка от бессилья,

           Задыхается : " Не могу!"

5-я д. : Тяжеленный попался малый

            Сил тащить его больше нет.

            ( Санитарочке той усталой

              Восемнадцать сравнялось лет.)

1-я д. : Если вас не найдут снаряды,

            Не добьет диверсанта нож,

          Ты получишь, сестра , награду-

            Человека опять спасешь!

Песня " Медсанбат"

( НА фоне 2 куплета пара в военной форме  танцует вальс.)

2-я д. : 13 августа 1943 года. Дорогие мамочка, Вика, бабушка! Сегодня лежу в окопе, приходит связной из штаба и приносит твое, мамуленька, письмо. Мамочка, ты напомнила мне про дом, и от этих воспоминаний слезы навернулись. Я уже теперь не такая, нет беспечной девчонки, есть взрослый, серьезный человек. Ваша Валерия.

2-й м. : Санинструктор Валерия Гнаровская, ушедшая на фронт из Бердюжского района Тюменской области отличилась не в одном сражении. В одном из боев она вынесла37 раненых с их оружием.

1-й м. : 23 сентября 1943 года стрелковый полк, где служила Валерия вел бой. Несколько атак было отбито. Фашисты предприняли еще одну.

 Звуки стрельбы.

2-я д. : Два танка прорвались к штабу и пункту сосредоточения раненых. Вот они уже в 80-60 метрах. Валерия схватила связку гранат и бросилась на идущий впереди танк.

3-я д.: На носилках около сарая,

           На краю отбитого села,

           Санитарка шепчет, умирая:

            " Я еще, ребята, не жила…"

4-я д.:  И бойцы вокруг нее толпятся

            И не могут ей в глаза смотреть.

            Восемнадцать - это восемнадцать,

             Но ко всем неумолима смерть.

2-й м. :  У войны не женское лицо. У войны страшное лицо. И оно предстало перед молодыми санитарочками.

Музыка фоном. (Альбинони. Адажио.)

5-я д.: Бои тяжелые. В рукопашном была. Это ужас. Это не для человека. Вой стоит, крик, стон. Колют в живот, в глаз, душат друг друга.

1-я д.: Что я видела? Под Могилевым бомбят станцию. И там состав с детьми. Их стали выбрасывать в окно вагонов.  Маленькие дети, три-четыре годика. Тут же пошли танки, и танки пошли по детям. Никого в живых не осталось от этой картины и сейчас можно сойти с ума.

2-я д. : Мужчины не все выдерживали , что я видела. Операционная палатка, и там есть такое место, где бросают отрезанные руки, ноги. Однажды зашел со мной в операционную офицер. Как открыл , увидел и - упал. Мужчина не выдержал!

 

3-я д. : На твоих глазах человек умирает. И ты знаешь, видишь, что не можешь ему помочь. Целуешь его, ласковые слова говоришь. Эти лица у меня и сейчас в памяти. Город разрушен, дома - это так страшно. Но когда люди лежат, молодые мужчины…

1-й м. : Сколько душевных сил надо было иметь, чтобы вынести все ужасы войны!

           И каждый день спасать бойцов, рискуя собственной жизнью!

2-й м. : Сколько их, сестер Милосердия , полегло в той войне ! Молодых, еще только вступивших во взрослую жизнь.

3-я д. : Мы не ждали посмертной славы,

             Мы хотели со славой жить.

             Почему же в бинтах кровавых

             Светлокосый солдат лежит ?

4-я д. : И старушка в цветастом платье

            У иконы свечу зажгла.

            Я не знаю, как написать ей,

             Чтоб тебя она не ждала.

5-я д. : " Мамочка, я уезжаю. Скоро, очень скоро кончится война, и мы опять будем вместе."

1-я д. : Так писала санинструктор Мария Цуканова, уроженка села Смоленка Тюменской области. Она отправлялась служить на Тихоокеанский флот.Но надежды на встречу со своей семьей не оправдались.

1-й м. : О подвиге Марии Цукановой в наградном листе записано: " Будучи раненой в ногу, она не покинула бойцов и , превозмогая боль , оказывала посильную помощь.

Потом Цуканова потеряла сознание и попала в руки озверелых японских захватчиков.

2-й м. : Японцы, издеваясь над ней,  пытались выведать наличие наших сил. Но Цуканова молчала. Японские бандиты выкололи ей глаза. Но не добившись никаких сведений, зверски изрезали тело ножами. Мария погибла 14 августа 1945 года.

2-я д. : 14 сентября 1945 года Марии Никитичне Цукановой присвоено звание Героя Советского Союза. Одной из улиц Тюмени присвоено имя Марии Цукановой.

1-й м. : Склонитесь и молод и стар !

             В честь тех, кто полвека назад жизнь ради жизни отдал.!

2-й м. : Это нужно не мертвым! Это нужно живым!

Метроном. Минута молчания.

1-я д. : Спасибо за память, потомки!

2-я д. : Спасибо за верность, потомки!

3-я д. : Спасибо за то, что алеет заря !

4-я д. : Не зря мы над смертью смеялись !

5-я д. : Не зря наши слезы и ярость !

Вместе: Не зря !

Звучит " До свидания, мальчики!"

Участники уходят.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы

В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной»

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для детей старшего школьного  возраста «Детство, опаленное войной». Цель:- воспитание  чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских...

Литературно-музыкальная композиция "А были вместе - детство и война..."

Литературно-музыкальная композиция «А были вместе - детство и война…» может быть поставлена на празднике, посвященном Дню Победы. Фрагменты данной композиции могут использоваться на...

сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств....