Методические разработки
классный час на тему

Шафикова Гульшат Флюровна

Как подготовить и провести классный час (методические рекомендации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить и провести классный час (методические рекомендации)

КЛАССНЫЙ ЧАС - ЭТО...

Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжку определения этого понятия.

Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Н.И. Болдырев

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью,

способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Н.Е. Щуркова, Н.С. Финдащевич

Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. Е.В. Титова

Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным. Л. И. Маленкова А

Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. В. П. Сазонов

Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Л В. Байбородова

Обобщенное понятие классного часа: Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса. Это гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

КЛАССНЫЙ ЧАС  СПОСОБСТВУЕТ   РЕШЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

1)   обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;

2)   усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3)   формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4)   содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его творческих  и других способностей; 5)   формирование и развитие классного коллектива.

Сравнительная характеристика традиционного и личностно – ориентированного классного часа

(по Е.Н.Степанову)

Компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно – ориентированный классный час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.

Целевые установки связаны, прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.

Содержательный

Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления.

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяет тему и содержание классного часа.

Организационно - деятельностный

Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

Оценочно - аналитический

При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступает личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.  

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА   (no E.H.   Степанову)

Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

ПЕРВЫЙ  ШАГ

Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год

В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм»* журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов). В определении тем классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

ВТОРОЙ ШАГ

Уточнение темы личностно - ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению

Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной -двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т.п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.

ТРЕТИЙ ШАГ

Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов

Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа

Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.

ПЯТЫЙ ШАГ

Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа

Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1.. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3. В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?

4. Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?

5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?

Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

ШЕСТОЙ ШАГ

Проведение классного часа

Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ

Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению

В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем,  насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

ПРОЕКТ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ «ПОЛОЖЕНИЕ О  КЛАССНОМ ЧАСЕ»

1.Классный час в лицее является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.

2.Классный час основывается на принципах, изложенных в концепции воспитательной системы школы

3.Тематика системы классных часов определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

4. Творческие объединения классных руководителей 1-4; 5-6; 7-8; 9-11-х классов определяют традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года, с целями и задачам на предстоящий учебный год.

5. Форму, место и время проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.

6.Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.

7. Классный руководитель вносит в общее расписание классных часов примерную дату, время и место проведения классных часов в своем классе.

8. В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа.

9. ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ, ЗАМЕЧАНИЯ???!!!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...