"Мы все-таки очень друг другу нужны"
методическая разработка (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие, рассказывающее от отношении к братьям нашим меньшим(кошкам и собакам)_.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vse.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы все-таки очень друг другу нужны».

Литературно – музыкальный час для учащихся 6 класса.

Или прочих

Животных –

Серьезных котов

И щенков

Беззаботных,

Кто может

Любить

И осла, и козла,

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

Роман Сеф.

Звучит песня Е. Птичкина на стихи М. Пляцковского «Не дразните собак».

Ведущая: Ребята! Сегодня мы собрались по довольно необычному поводу. Мы поговорим о наших любимцах, о наших верных друзьях,  о тех, кто умеет нас понимать с полуслова, с одного взгляда. И хотя они никогда не смогут поговорить с нами, но всегда готовы доказать свою преданность и верность.

1 – й ученик: Собаки… Сколько их и какие они разные! Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше 0,5 кг. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг.

2-й ученик: Есть длинноногие и коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, а у других – торчком.

Ведущая: Да, ребята, собака была, по всей видимости, первым живтным, которое пришло на помощь к человеку, и союз этот был выгоден для обеих сторон. В давние, очень давние времена человеку нужно было добывать пищу. Охота была занятием опасным, требующих участия всех мужчин племени. Постепенно люди заметили, что часто вместе с ними охотятся волки, они помогали загонять добычу и довольствовались ее объедками. Так возникла у человека мысли приручить волков. С тех пор трудно себе представить человеческое общество без этих помощников.

1-й чтец:

Сначала из дикого волка

Немного мы видели толка,

Боялся меня, боялся огня

И как-то вместо кости

Он чуть не слопал гостя.

Но время шло, и волк умнел,

Уже он многое умел.

И оказалось вдруг,

Что он отличный друг.

1-й ученик:  Конечно, люди приручили волков, а потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак.

Ведущая: Собаки имеют огромное значение в нашей жизни, за свой многовековой путь рядом с человеком они освоили различные специальности, и перечень их постоянно расширяется. Какие профессии собак вы знаете?

Ребята рассказывают о различных профессиях собак.

  • Есть собаки охотничьи.  Они помогают людям на охоте.  И у каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков, лисиц… и на охоте они ведут себя по-разному. Фокстерьеры и таксы (показ рисунка или фото) выгоняют зверей из нор. Лайки (показ) отыщут добычу и облаивают ее, задерживают, пока не подоспеет охотник. А легавые найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке, этим они указывают охотникам, где затаилась птица. Гончие (показ) с громким лаем преследуют зверя.
  • Кто не знает пограничных собак?! Днём и ночью помогают охранять они священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его, а если потребуется, вступают в схватку.
  • Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака – ищейка – гроза для нарушителей закона.
  • Служебные собаки пасут и охраняют стада (южно – русская овчарка; кавказская овчарка; пули;). В горах сенбернары спасают попавших в беду людей; ньюфаундленды спасают тонущих.
  • Во время Великой Отечественной войны собаки выносили и вывозили раненых из-под огня, работали связными, помогали саперам разыскивать мины, подтаскивать снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.
  • Благодаря великолепному чутью собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работали» газовщиками – почуяв запах газа, лаем собаки сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые. Человеку, потерявшему зрение, собака – поводырь, как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Собака – чабан пасет овец, охраняет и защищает их от хищников (Восточно – европейская овчарка; южно – русская овчарка; колли;.)

Ведущая: Служебные собаки – очень серьезные животные, но ведь они тоже когда-то были маленькими щенками. И как все дети, мечтали совершить подвиги, хотели быстрее вырасти.

2-й чтец:

Я не зря глаза таращу –

Я давно хочу узнать,

Как овчаркой настоящей

Поскорее можно стать.

Чтобы уши не болтались,

Чтобы стал послушен хвост,

Чтобы сразу догадались,

Как умен я и непрост.

Чтобы взяли за границу,

Чтоб в дозоре я лежал.

Долго мне еще учиться?

Очень долго? Очень жаль.

Ведущая: И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

3-й чтец:

Два года прожил водолаз

И вдруг подумал мрачно,

Что никого еще не спас,

Что жизнь его не удалась,

Сложившись неудачно.

А сколько раз в геройских снах

Он плыл в стремительных волнах,

Нырял бесстрашно в глубину,

Искал на дне,

Со дна тянул.

И сколько раз, ах, сколько раз!

Ему спасенный лапу тряс!

А там, в толпе на берегу,

Кричали все об этом:

«Я за медалью побегу!»,

«Я сообщу в газету!»

… Но просыпался каждый раз

На этом месте водолаз.

Звучит песня Л. Деревягина на стихи Н. Савельева «Бой будущий пес».

        Ведущая:  Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки: болонки, тойтерьеры, карликовые пинчеры, пекинессы. Они живут в наших домах  и выполняют свое предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Декоративных собак можно часто увидеть в цирке.

4-й чтец:

А на что способны шпицы –

Можно в цирке убедиться:

Он танцует и играет,

И по карточкам считает,

Прыгает через каркас,

А таблицу умноженья

Знает он не хуже вас.

… Размечтался зритель Вася,

Ученик второго класса:

«Вот бы мне такого шпица –

Ах, как стал бы я учиться!»

А в шестом ряду партера

Размечталась тетя Вера:

«Вот бы шерсть такого шпица

Мне попала бы на спицы!»

… Цирк грохочет:

«Браво! Бис!

Замечательный артист!»

Ведущая: Ребята, а это что за собаки?

Вежливые, словно колли,

Упрямые, как бульдоги,

Сильные, как волкодавы,

Умные, как сенбернары,

Храбрые – хоть не с заставы,

Славным овчаркам в пару.

(Дворняжки).

Исполняется песня Ю. Чиркова на стихи П. Синявского «Мой щенок».

Ведущая: Почему –то к дворняжкам иногда бывает неправильное отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос.

        А вы знаете, как их зовут? (Лайка, Белка и Стрелка, Уголек и Ветерок, Альбина, Денёк и др.)

Многие ребята любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают. Но бывает так, что собака живет не дома, а во дворе, но она не беспризорная, за ней ухаживают многие ребята, кормят ее, смотрят, чтобы никто не обидел.

        Да и у нас во дворах есть такие собаки. И вы, наверное, переживаете, если вдруг куда-то пропала ваша собака. Так же , как в этой песне.

Звучит песня В. Шаинского на стихи А. Ламм «Пропала собака».

        Ведущая: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

1-й ученик: В Санкт – Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И.П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке.

2-й ученик: В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на ее спине – ребенок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.

3-й ученик: В Берлине – памятник собаке – проводнику слепых.

4-й ученик: На Аляске – вожаку упряжки Бальту, доставившему во время эпидемии лекарства в занесенный снегом поселок.

5 ученик: В Италии – псу Верному, который каждый вечер приходил встречать своего хозяина, убитого на войне.

Ведущая: О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много. Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром им поставлены памятники.

        Каждый человек мечтает или мечтал когда-либо иметь собаку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.

        Но бывает и так: завёл человек себе собаку, а она требует внимания и заботы. Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом.

БАЛЛАДА О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ.

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

-Прощай, брат!

Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

…В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что гед-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы.

Ведущая: Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другое животное.

        А теперь мы поговорим о других наших домашних любимцах: о пушистых и ласковых кошек. Что мы знаем о них? Давно ли они с нами делят стол и кров? Оказывается, недавно. Если собака соседствует с человеком не меньше 16 тысячелетий, то кошка пришла к нему гораздо позже, она долго приглядывалась к человеку и, наконец, сочла его достойным своего общества. Человек уже строил себе жилища, пас стада, уже лежали в закромах золотистые зерна пшеницы, когда кошка вошла в повседневную жизнь людей.

        Давайте послушаем и посмотрим, как это было.

Инсценировка.

Выходит хозяйка, ее одежда представляет собой кусок ткани, обернутый вокруг тела.

Хозяйка: Мерзкие крысы и гадкие мыши!

                Вздрогну, лишь только их шорох услышу!

                Больше воришек терпеть не жедаю!

                Сторожа я подыщу урожаю!

                Крадущейся походкой появляется Кошка.

                Кошка: Я одинока и своенравна,

                              Но благодарна и нековарна,

                              Стала собака наемным работником,

                              Я же осталась свободным охотником.

Хозяйка встает перед ней на колени.

Хозяйка: Какая стать! Какой прелестный хвост!

                Войди ко мне под кров, чудесный гость!

                Спаси меня и всю мою семью,

                Тебе я расскажу печаль мою:

                Покоя нет от крыс ни день, ни ночь!

                Быть может, ты сумеешь мне помочь?

                Тебе тогда отвечу я любовью!

Кошка:    Ну что же, принимай мои условия.

                 Я буду спать на той большой лежанке,

                 И помни, что тебе я не служанка.

                 Не беспокой меня, когда я сплю,

                 Зависимости я не потерплю,

                 А коли мы с тобою будем ладить –

                 Я разрешу тебе себя погладить!

Хозяйка и Кошка уходят.

Ведущая: С кошкой человек знаком гораздо меньше, чем с собакой, и неслучайно она кажется ему весьма загадочным существом. Она остается до сих пор животным во многом таинственным, хотя живет рядом с человеком не одну тысячу лет. В разные времена, в разных странах к ней относились по-разному.

1-й ученик: В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из «священных стражей» хлебных амбаров. Случайное убийство кошки наказывалось большим штрафом. Если же кошка умирала совей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей. Это делали потому, что египтяне верили, будто в потустороннем мире человек или животное продолжают жить.

2-й ученик: В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам: полагали, что они приносят в дом несчастья.

3-й ученик: В Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковные служители. Они –то и поставили ее под защиту церковного закона.

4-й ученик: А хотите узнать, сколько стоила кошка? В древнерусском судебнике 16 века  есть упоминание о том, что за украденное животное устанавливается штраф, в частности, за собаку и кошку по три гривны. Много это или мало? Судите сами: кошка приравнивалась по цене к волу.  Три гривны были деньгами немалыми.

5-й ученик:  В начале 17 века в Японии после многих лет гонений императорским декретом вернули доброе имя кошке. Вот одна из старых историй, связанных с кошкой.

        Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и все больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.

Ведущая: Но как уже говорилось, относились к кошкам по-разному. Кто – то их любил, а кто-то боялся и прогонял, считая их ведьмами и сатаной. Всё это, конечно, выдумки. Кошка не богиня и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами. Какими именно?

  • У кошки очень тонкий слух. Она даже малейший шорох слышит, который производят мыши, и тотчас же настораживается. В то же время слух ее весьма своеобразен, кошка может не обратить внимание, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом.
  • Кошка очень чистоплотна и часто умывается.  А знаете почему?

Кошка проснулась, потянулась – и ну вылизывать себя с головы до лап. Но кошки постоянно вылизывают не только грязь, сколько собственный запах. Все кошки – и домашние, и дикие – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почувствует опасность – останешься голодным.

  • У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый блеск в глазах. Глаза у них крупные, и смотрят они в одном направлении. Кошки верно определяют расстояние до предмета. Они спокойно ходят в темноте. А помогают им в этом вибрисы – длинные жесткие волосики, которые мы называем усами.
  • Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко. И по-прежнему есть много тайного в жизни кошки.

Ведущая: Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ. А теперь об этих особенностях кошки мы услышим в стихах.

1-й чтец: Кошка первой входит в дом

И живет подолгу в нем,

То мяучит, то играет,

То куда-то исчезает.

Исчезает далеко,

А когда придет обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

2-й чтец: И погладить разрешает,

И работать не мешает,

Половицей не скрипит,

А ложится за подушку,

Что-то нежное на ушко

Скажет шепотом и спит.

3-й чтец: видеть кошку на окошке

Я всегда, ребята, рад.

Для мурлыканья у кошки у кошки…

Есть особый аппарат!

Он работает прекрасно –

Это всем на свете ясно –

Но к несчастью детворы,

Разбирать его опасно:

Когти кошкины остры!

Выдвигаются мгновенно –

Только ноги уноси!

А на морде, как антенны,

Установлены усы!

4-й чтец: Ищет кошка дух мышиный        ,

В сумрак ввинчивает взгляд,

Точно фары у машины,

У нее глаза горят.

Уступают ей дорогу,

Повстречавши у ворот –

Если хочет – пусть пройдет!

Вдруг возьмет, да на подмогу

Братца – тигра позовет!

5-й чтец: Вдруг из парка или сквера,

Со двора, из-за угла,

Выйдет черная пантера,

Скажет: -Мура, как дела?

Вдруг придут ее проведать

Дядя барс и тетя рысь,

Сядут вместе пообедать…

Тут уж точно – берегись!

6-й чтец: Кошка бегает с азартом

За катушкою полдня.

А сама в родстве с гепардом,

Льву могучему родня!

7-й чтец: Тем, кто с кошкой добр и мягок,

Может кошка другом стать,

Но обидчику, однако,

Может кошка сдачи дать!

Ведущая: Что правда, то правда : кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Вспомните сказку Киплинга о кошка, которая любила гулять сама по себе. Кошка любит полную свободу действий, а если она хочет, чтобы ее погладили, поласкали, она придет сама, поверьте.

Звучит песня А. Морозова на стихи Ю. Марцинкевича «Мурлыка».

Ведущая:  Но есть такие ребята, которые берут к себе маленьких котят, но плохо ухаживают за ними. А родители порой ругают не детей, а этих котят. Помните, если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе.

8-й чтец:

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом.

Все хотелось котенку,

Чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста, одинокий,

Прошуршал желтый лист –

Показалось котенку,

Что позвали: «Кис-кис!».

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

Ведущая:  Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Я все-таки верю, что вы все хорошо относитесь к своим маленьким друзьям. И надеюсь, что отношения с ними у вас будут такими, как в этом стихотворении…

Когда я в расстройстве, когда я в печали,

Я маме звоню на работу в начале.

Но маму нельзя беспокоить до срока,

Ведь мама еще не вернулась с урока,

Тогда я на кухню к бабуле иду,

Несу ей обиду, печаль и беду.

Но даже минутки у бабушки нет,

Ей нужно скорей приготовить обед.

Хотел поделиться проблемами с дедом,

Но он на рыбалку уехал с соседом.

Я к папе пошел бы, но слышу уже –

Машина фырчит у него в гараже.

Я слезы роняю в компот и окрошку,

Но тихо ко мне подбирается кошка,

Мурлычет мне на ухо: «Все ерунда»,

Ты завтра увидишь: беда – не беда,

Собака неслышно ложится у ног,

И снова с друзьями я , не одинок.

Ведущая: Можно было бы еще продолжать рассказывать об этих удивительных животных. Но наша встреча подошла к концу.

        Ребята, я думаю , что из нашего урока вы сделаете верные выводы о том, как надо относиться к кошкам и собакам, чтобы они стали настоящими вашими друзьями. Ведь вы сами знаете, что «собака бывает кусачей только от жизни собачей».

Звучит песня С. Никитина «Собака бывает кусачей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию "Мы все нужны друг другу"

Пояснительная записка   Воспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринуж...

Программа ЧОУ-СОШ «Новый путь» по патриотическому воспитанию школьников «Мы нужны друг другу» на 2012 - 2017 годы»

Программа рассчитана на пять лет, в основе ее лежит воспитание комплекса таких качеств, как нравственность и патриотизм, культура и физическое здоровье, уважение к национальным традициям и духов...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Что такое дружба? Настоящий друг. Презентация

Занятие педагога-психолога с учениками 5 класса в условиях дистанционного обучения....