Воспитательный час "Что такое толерантность?"
классный час по теме

Волкова Юлия Викторовна

Что такое толерантность?

Цель:  знакомство воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантного человека.

Задачи:

·       Изучить понятие «толерантность». Выявить основные черты толерантного человека. Дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности.

·       Способствовать формированию дружеских отношений в семье (группе).

·       Воспитывать чувство уважения друг к другу, взаимопонимание.

Форма занятия: познавательный урок. 

Оборудование и материалы: китайская притча «Ладная семья»; символическое дерево толерантности, нарисованное на ватмане; «листочки» (дерева) с качествами толерантного человека; кружки двух цветов (красный и синий); памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»; салфетки;  презентация, смайлики (грустный и веселый).

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tolerantnost.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое толерантность?

Цель:  знакомство воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантного человека.

Задачи: 

  • Изучить понятие «толерантность». Выявить основные черты толерантного человека. Дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности.
  • Способствовать формированию дружеских отношений в семье (группе).
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, взаимопонимание.

Форма занятия: познавательный урок.  

Оборудование и материалы: китайская притча «Ладная семья»; символическое дерево толерантности, нарисованное на ватмане; «листочки» (дерева) с качествами толерантного человека; кружки двух цветов (красный и синий); памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»; салфетки;  презентация, смайлики (грустный и веселый).

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Ход занятия

Организационный момент. Создание позитивной атмосферы, настрой детей на работу.  

Воспитатель: Здравствуйте дети и уважаемые гости!  

          Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, подарим свои улыбки друг другу. Поприветствуем своими улыбками гостей и присядем на свои места.

Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться и позитивный настрой друг к другу.

Вводная часть. Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня мы начнем наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья» (Слайд 1). Слушайте внимательно! (воспитатель читает притчу). 

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».    

       Итак, какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (Ответы детей)  

             Любовь, прощение, терпение.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Дети:  Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Воспитатель: Все то, о чем вы сейчас, ребята, говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

Мы должны познакомиться с понятием «толерантность», определить, какими качествами должен обладать толерантный человек, а также оценить степень толерантности каждого из вас.

Основная часть.

Итак, ребята, что означает понятие «толерантность»? (Слайд)

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 и более человек, и эти люди отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением. Толерантным будет тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

Толерантность – это способность терпеть что–то или кого-то. Например, если тебе уронили тяжелый портфель на ногу, а ты вместо того, чтобы ругать, вежливо, толерантно говоришь: «Ничего, в следующий раз, я уверен, ты будешь держать портфель крепче».

Понятие толерантности связано с именем Талейрана Перигора – французским князем, министром иностранных дел. Его талант заключался в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные, удобные для всех выходы из сложившейся ситуации. (Слайд).

В разных языках определение «толерантности» трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.(Слайд). Прочитаем и ответим на вопрос «Что общего в определениях?» 

  • В испанском языке  Толерантность – это способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных.
  • В арабском языке Толерантность – это прощение, сострадание, терпение.  
  • Во французском языке Толерантность – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
  • В немецком языке Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, поведению.
  • В русском языке Толерантность – это умение терпеть (мириться с чем-либо), признавать существование кого-либо.

Что общего в этих определениях? (Ответы детей). 

Воспитатель: Да, умение жить в мире и согласии со всем миром. А какими словами можно заменить слово «толерантность»? (Мир, дружба, понимание, уважение, любовь, терпимость,…).

Ребята, в нашей семье говорить о толерантности актуально, важно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). 

- Действительно, чтобы в нашей семье не было ни ссор, ни ругани и, ни в коем случае, драк. Мы должны учиться быть толерантными, ведь все мы разные. Так ли это? (Ответы детей). Давайте, ребята, проверим, убедимся, что все мы разные (или все – таки похожи друг на друга). Выполним следующее упражнение…

«Снежинка индивидуальности»  

У каждого на столе лежит салфетка.

  1. Сверните ее пополам. Оторвите верхний правый угол.
  2. Еще раз сверните и оторвите верхний левый угол.
  3. Вновь сверните салфетку, оторвите нижний правый угол.
  4. В последний раз сверните ее и оторвите нижний левый угол.
  5. А теперь разверните их и посмотрите, какие получились у вас «снежинки», поднимите вверх и покажите всем. Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет, точно так же, как нет одинаковых людей. Все мы индивидуальны, не похожи друг на друга. Но, мы с вами должны учиться жить друг с другом в мире и согласии. Если бы мы были все одинаковыми – жить на свете было бы просто неинтересно.

Ребята, быть толерантным непросто. А представляете себе, как было бы хорошо, если бы все стремились воспитывать в себе черты толерантного человека. Для этого надо, конечно, приложить немало усилий, но вместе мы, я думаю, можем с этим справиться. И для начала я предлагаю вам посадить символическое «дерево толерантности». Дерево будет напоминать, какие качества могут помочь нам мирно общаться. На листочках («деревьев») записаны качества ,человека, нужно выбрать и приклеить те, которые характеризуют толерантную личность.

Итак, начнем!  

  • Помощь друг другу
  • Уважение другого человека
  • Умение прощать
  • Конфликт
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть
  • Терпение
  • Доверие друг к другу
  • Умение не осуждать других
  • Агрессивность
  • Умение прислушиваться друг к другу
  • Равнодушие
  • Ложь
  • Бессердечность
  • Раздражение .

Таким образом, быть толерантным человеком значит: (воспитатель обобщает)

Помогать друг другу, быть дружными,

Не ссориться, стараться понять друг друга,

Не обращать внимание на национальность, внешность, привычки,

Уважать друг друга; принимать друг друга таким, какой он есть.

Это дерево останется с нами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги наших успехов в толерантном общении с людьми.

Ребята, подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантного человека? 

Дети: нет, ссоримся.

Воспитатель: Все ли мы можем спокойно выслушивать друг друга? Поддержать в трудную минуту?  

Я хотела бы предложить вам ситуации, в результате решения которых мы определим «Толерантны ли вы?». Ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если вы согласны с 1-м вариантом, вы откладываете красный кружок, если со 2-м вариантом, то синий кружок.

  • Обратить внимание на то, что каждый ребенок отвечает сам за себя, а не так, как должно быть (как, например, Саша, ты поступаешь в данных ситуациях, ты Анжелика и тд.).  

Начинаем! 

  1. Цвет кожи Вики отличается от твоего…
  1. Ты стараешься лучше узнать ее.
  2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.  
  1. Антон плохо одет…
  1. Это неважно.
  2. Ты посмеиваешься над ним.
  1. Пожилая женщина медленно идет…
  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  1. На твоих глазах на кого-то нападают (бьют)…
  1. Ты пытаешься защитить его.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
  1. Младший брат (сестра) сломал(а) твою игрушку…
  1. Ты его (ее) прощаешь.
  2. Ты кричишь на него (нее).
  1. Ты смотришь телевизор, а брат (сестра) тебе мешает: играет, разговаривает сам(а) с собой громко…
  1. Ты не обращаешь внимание.
  2. Ты начинаешь кричать на него (нее).
  1. Тебя не отпускают на прогулку с друзьями…
  1. Ты не идешь.
  2. Ты устраиваешь истерику.
  1. Ты поссорился со своей сестрой (братом)…
  1. Находишь выход.
  2. Обижаешься и мстишь.

Сосчитайте кружки.

Воспитатель: 

  • Если у тебя все кружки одного цвета – красного (8 шт.), ты проявляешь большую толерантнось. Прекрасно! Ты можешь выразить свое мнение и принять чужое.
  • Если у тебя от 3 до 8 красных кружков, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы выражать свое мнение. Однако, ты добрый и у тебя все получится!
  • У тебя менее 3-х красных кружков: -ай! –ай! –ай! Ты совсем не толерантен. Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать счастливым!

Ребята, а теперь каждый сделайте для себя вывод «Что нужно изменить в себе?». Задумайтесь над этим вопросом.

Если все толерантны, то можно сказать следующее:

Ребята, в данных ситуациях вы толерантны, но ведь есть и другие ситуации, в которых вы можете быть нетолерантными.

А что нужно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? Как можно избежать драки? (обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся). 

_ Я дам каждому из вас памятку, которая поможет вам правильно вести себя в конфликтной ситуации (воспитатель раздает).

Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации» 

  1. Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  2. Имей выдержку (умение сдерживать свои чувства, когда это требуется).
  3. Имей терпение выслушать собеседника.
  4. Спокойно объясни свою точку зрения.
  5. Подумай, из-за чего возник спор.
  6. Разреши конфликт мирным путем.  

(Дети читают по очереди). 

Воспитатель: Ребята, люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы. И решать их мирно! Ссора, и уж тем более драка – не лучший способ решения проблем. Относиться к людям нужно так, как хотели бы вы, чтобы относились к вам. Всем нужно стремиться к тому, чтобы жить в мире с окружающими людьми.

                     

                       Итог

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Ребята, давайте           еще раз скажем:  

  1. Что такое «толерантность»?
  2. Какими чертами должен обладать толерантный человек?
  3. Как нужно вести себя в конфликтной ситуации? (Ответы детей).

- Хорошо! Молодцы!

Ребята, я желаю, чтобы в нашей семье всегда царили  доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани никогда. Чтобы в семье все были здоровые, добрые, терпеливые, понимающие, поддерживающие друг друга, внимательные, отзывчивые, окружающие друг друга заботой и, конечно же, счастливые. Нужно уважительно относиться друг к другу и тогда никто никого обижать не будет.

   

Рефлексия  

А теперь, ребята, ответьте еще на один вопрос: Понравилось ли вам на занятии, чувствовали ли вы себя хорошо? Если да, то покажите веселый смайлик (желтый), а если нет, то грустный смайлик (зеленый), которые лежат у вас на столе. Что больше всего понравилось? Что вы полезного взяли для себя из занятия?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный час на тему: «Сохраним мир таким, какой он есть. Исчезающие птицы.»

Занятие по направлению «Мир вокруг нас», формирует у учащихся ответственное отношение к окружающей природной среде;  побуждает детей задуматься о том, как можно справиться с экологическими пробле...

воспитательное мероприятие с презентацией Что такое жизнь?" 7-8 кл

воспитательное мероприятие с презентацией Что такое жизнь?" 7-8 кл...

Воспитательный час «Что такое хорошо, что такое плохо»

Занятие по программе "Начала этики" для обучающихся первого класса...

Программа воспитательной работы по формированию толерантности в 5-9классах «Мы все такие разные»

Представлена программа по формированию   гражданственской идентичности, уважительному отношению к  различным социальным группам...

Разработка воспитательного мероприятия "Нет такого дружка,как родная матушка"

Воспитательное мероприятие "Нет такого дружка,как родная матушка" для учащихся 10-12 лет....

"Что такое толерантность?" воспитательное мероприятие

воспитательное мероприятие. цель:воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных нар...

Конспект группового занятия воспитательного характера «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 10-12 лет)

Данный материал рекомендуется к использованию на классных часах, во внеурочной деятельности, а так же подобное мероприятие преемлемо для проведения с детьми , организованными на  непродолжительно...