П Р О Г Р А М М А по гражданскому воспитанию школьников
рабочая программа на тему

Пешко Людмила Николаевна

     Актуальность проблемы

гражданского воспитания детей и молодежи

     Гражданское  воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания гражданина своей страны. Под гражданским  воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к  защите интересов своей страны.  Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе социума к  образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в  действенный фактор развития общества.  В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма, так как гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –  патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации гражданского и патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

П Р О Г Р А М М А    

по  гражданскому воспитанию школьников

 

 

 


 

 

     Актуальность проблемы

гражданского воспитания детей и молодежи

     Гражданское  воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания гражданина своей страны. Под гражданским  воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к  защите интересов своей страны.  Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе социума к  образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в  действенный фактор развития общества.  В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма, так как гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –  патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации гражданского и патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

        Этим и определяется необходимость создания целевой программы по гражданскому воспитанию учащихся .

       Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданского,  патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. 

      Модель воспитанника  ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Ввиду все более заметной постепенной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого гражданского и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе –интернате направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

Обоснование актуальности

         Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

       В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

     Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей  деятельности.

   Воспитание, являясь частью образовательного процесса, направлено на созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.

      В основу целевой программы гражданского воспитания   положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации,  одобренной  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование»

      На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.

       Центральное место в ней занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.

      Программа направлена  на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому  создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.  

 

Концептуальные основы

  • формирование ведущих качеств личности;
  • практическая деятельность педагогов и воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
  • неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.

Цели и задачи

      Исходя из анализа актуальности программы, можно сформулировать цели и задачи гражданского воспитания:

Цель программы гражданского воспитания

          Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основные задачи программы:

  • формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
  • воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных граждан, патриотов и защитников Отечества;
  • формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания.

Содержание

      Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

    В   основе процесса образования  и воспитания лежит идея личностного подхода,  принцип преемственности и непрерывности,  толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.

        Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине.

Основные направления реализации Программы

  • Использование государственных символов России в гражданско-патриотическом воспитании.
  • Совершенствование процесса гражданского воспитания
  • Развитие научно-теоретических и методических основ гражданского воспитания
  • Информационное  и техническое обеспечение в области гражданского воспитания

     С учетом психологических,  физиологических возрастных особенностей детей и подростков  в школе-интернате созданы условия для обеспечения гражданского воспитания  ребенка на каждом из возрастных этапов  (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе  выделены три ступени.

На I ступени обучения

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
  • гуманизировать отношения между воспитанниками, педагогами и учащимися;
  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы, КТД , и т.д.

На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив  школы-интерната стремится:

  • продолжить формирование системы ценностей и установок поведения подростка;
  •  заложить фундамент предпрофильной подготовки воспитанников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе-интернате и вне ее.

Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;
  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

   

В педагогической копилке имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические материалы постоянно пополняются,  наиболее интересные находки обобщаются.

Мероприятия по реализации Программы

 

Направления работы

Базовые мероприятия по реализации направлений

Реализация образовательных программ гражданско-патриотического воспитания обучающихся в урочное время

  • Уроки ОБЖ, музыки,

истории и права, литературы, ИЗО

Формирование гражданско – патриотического сознания

  • Декада Знаний «Торжественная повесть о войне, прочитанная нами»
  • Читательская конференция «История моей семьи в истории моей страны» (1-4 классы)
  • Конкурс военно-патриотической песни
  • Музейные уроки (в музеях города)
  • Конкурс рисунков «Мир отстояли, мир защитим!»

Привлечение общественности к решению проблем

патриотического воспитания детей и молодежи

  • Встреча с ветеранами «Как это было»
  • Уроки мужества
  • Акция «Голубь – птица мира»
  • Акция «Письмо солдату»
  • Акция «Памяти ветеранов»

Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей

 

  • Традиция - чествование флага России, флага  школы на торжественных школьных мероприятиях
  • Участие в Параде Победы 9 Мая
  • Вахта Памяти
  •  Конкурс «Внуки Победы»
  • Смотры художественной самодеятельности
  • Неделя «Памяти и отваги»

Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

  • Оформление тематических стендов
  •  Выставки книг в школьной библиотеке
  • Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»
  • Тематические фоторепортажи
  • Исследовательские работы
  • Проект  «Виртуальный музей школы»

Гражданское воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы

 

  • Обзорные экскурсии по городу, в краеведческий  музей,.;
  • Походы «По местам отгремевших боев…»
  • Экскурсии в Краеведческий музей, в музей «Салют, ПОБЕДА!»

Сотрудничество с родителями и педагогами

  • Родительские собрания
  •  Участие в военно-патриотической игре «Зарница»
  •  Альбом Памяти  «Война в истории моей семьи»;
  • Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам!»

 

Система воспитательной работы, направленная на благотворительность

  • Операция «Забота» - помощь по дому пожилым людям;
  • Акция «Памяти достойны»
  • Акция «Букет благодарности» (поздравление  педагогов-пенсионеров с Днем пожилых людей, с Днём  учителя,  8 Марта, 23 февраля, 9 Мая)
  • Акция «Спешите делать добро

      В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.   

      Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса нашей школы ,  важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.

      В соответствии с этим,  развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:

  • формирование чувства гражданственности, патриотизма и сознания воспитанников, сохранение и развитие у них чувства гордости за свою страну;
  • формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;
  • воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;
  • формирование здорового образа жизни на основе  бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью
  • подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;
  • социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, педагогов  и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.

 

Ожидаемый результат

Реализация целевой программы гражданского воспитания «Я – гражданин России»

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;
  • создание условий для преемственности поколений;
  • конкретизация цели воспитательной работы;
  • содействие решению проблемы формирования гражданских, духовно-патриотических ценностей у учащихся;
  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся,
  • поступление обучающихся в  учебные заведения.

     Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы-интерната; повышению их  социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине – городу Оренбургу и Оренбургской области.

     Мы стремимся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения, отсюда  идея целостного подхода к воспитанию . Главная наша задача состоит в том,  чтобы каждый ребёнок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....