Память о Холокосте – путь к толерантности.
классный час (7 класс) на тему

Купцова Ольга Васильевна

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.kholokost._polnyy_variant.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС.

Автор: Купцова О.В., учитель истории.

Тема: «Память о Холокосте – путь к толерантности».

«Все сожжено: пороки с добродетелями

                                                   И дети с престарелыми родителями.    

                                                А я стою пред тихими свидетелями

                                       И тихо повторяю: сожжены».

                                           Борис Слуцкий.

Цель: Мы сочувствуем страданиям жертв и черпаем вдохновение в их борьбе. Наше обязательство — помнить о погибших, уважать уцелевших и вновь подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

План.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Представление гостей. (Заранее приглашены: узник Украинского гетто – Аркадий Арьевич Либерзон, секретарь Ладушкинского Совета ветеранов войны – Владимир Иванович Киселев.)
  3. Показ отрывка документального фильма.
  4. Слово предоставляется А.А. Либерзону.
  5. Стихотворение – «Холокост» - автор Валентина Штейн. Читает ученик.
  6. Заключение.

 Оборудование: Медиаоборудование для демонстрации презентации и документального кино.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя. Оргмомент. Тема мероприятия и представление гостей.

2-3.    Свой путь к диктатуре А. Гитлер начал в 1919г., примкнув к небольшой политической партии национал-социалистов, возникшей в Мюнхене. Вскоре он стал руководителем партии, одной из программных целей которой стал государственный антисемитизм.

Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, революционные потрясения, разочарование в демократии пробудили во многих немцах агрессивный национализм. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер своими выступлениями открыто утверждал расистскую теорию. Фюрер считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья». Он провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, как важнейший элемент борьбы за чистоту «арийской расы».  

Приход нацистов к власти в Германии означал насаждение антисемитизма в государственном масштабе.

В апреле 1933 г. был инспирирован общегерманский еврейский погром.

Нацисты пикетировали магазины, адвокатские бюро, врачебные кабинеты, принадлежавшие евреям. Слайд   2.

Государственная и партийная пропаганда стремилась использовать все возможности для демонизации образа еврея.  

10 мая 1933 г. в Берлине состоялось сожжение «вредных» книг, организованное министром пропаганды Геббельсом. Наряду с книгами классиков мировой литературы (Т. Манна, Э.М. Ремарка, Д. Лондона, Э. Золя ) сожжению были преданы произведения Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна - знаменитых писателей и ученых еврейского происхождения. Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой». Так началась нацификация немецкой культуры. 

В сентябре 1935 г. на съезде нацистской партии были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом, нацисты реализовали первый этап «решения еврейского вопроса»: они лишили евреев всех гражданских прав.  Слайд   3.

С принятием Нюрнбергских законов расистская идеология и антисемитизм получили легальный статус. Антиеврейская политика становилась все более жестокой. Под патронажем нацистского режима, «СС» и органов внутренних дел на всех уровнях образования получили поддержку идеи «расовой гигиены». В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: приборами и таблицами, определяющими размер скул, цвет глаз и волос. Все это было направлено на то, чтобы вызвать неприязненные чувства к людям другой расы.  Слайд 4..

В 1938 г. детям, отличающимся «неполноценными расовыми признаками», было запрещено посещать немецкие школы.

Постепенно нацисты переходят от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии.

В ночь на 10 ноября произошел еврейский погром, вошедший в историю как «Хрустальная ночь» (ночь разбитых стекол).

Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблено более 7000 еврейских магазинов.  Слайд 5.

Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря. В январе 1939 г. началась подготовка мероприятий по второму этапу «решения еврейского вопроса»: лишения евреев рейха права жить в Германии. Слайд  6.

Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов :

Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже все евреи Европы. Это и было «окончательное решение еврейского вопроса»: лишение целого народа права на жизнь.

  20 января 1942 г. в пригороде Берлина - Ванзее состоялась конференция, на которой представители крупных ведомств рейха обсуждали план проведения мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса». Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, назвав 33 государства, где их предстоит уничтожить. Слайд 7.

В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Здесь оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории.

В лагерях смерти, как правило, не было бараков для заключенных, которые существовали в концентрационных лагерях.

Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» - и через 5 минут все люди оказывались мертвыми. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше 1100000 человек. 9/10 всех жертв составили евреи. Слайд 8.

В 1941-1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из всех оккупированных стран Европы.

После захвата германской армией территории СССР, она была разделена на две административные зоны: военную (восточнее Днепра) и гражданскую.

На всех территориях, находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после оккупации. Массовые убийства евреев часто осуществлялись при участии местных коллаборационистов. Жертвы вывозили или выводили на окраины, где и расстреливали. Подобным образом на оккупированной территории были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.  Слайд 9.

 В состав  гражданской входили    Украина, Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии).     Еврейское население подлежало особой регистрации. Только оно было обозначено особыми знаками на одежде и повязками с шестиконечными звездами. Слайд 10.

  Специалистов, ремесленников, врачей и членов их семей заключили в сотни больших и малых гетто.

Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежащих кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда и за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением в гетто у евреев конфисковывали все ценности. Слайд 11.

Фашисты полностью изолировали евреев. Между собой гетто не имели никакой связи. Время от времени устраивались обыски, отнималось последнее. Всех трудоспособных евреев ежедневно угоняли на принудительные работы, за которые чаще всего ничего не платили.

Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни.

Весной-осенью 1942 г. в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в концлагеря.

Осенью 1943 г. были ликвидированы последние крупные гетто в Минске, Каунасе, Вильнюсе, Шауляе, Риге. К концу 1943 г. почти все узники гетто были уничтожены. Те, кто решил бежать из гетто или сумели скрыться из расстрельных рвов, нуждались в надежном укрытии, в документах.

 Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами Холокоста. Уцелели лишь бежавшие в партизанские отряды, укрывавшиеся под чужими документами, либо спрятанные местными жителями. Около 70 000 евреев выжили на территории, находившейся под румынским контролем.

4. Слово пердоставляется Либерзон А.А.

5. Стихотворение читает Касперавечуте Мария, ученица 11 кл.

 Холокост.

Памяти приподнимается занавес,

За поворотом и скромен, и прост,

Маленький памятник,

                        памятник каменный

Он нам не даст позабыть Холокост.

Берег янтарный пред ним

                                               преклоняется,

Солнце целует в погожий денёк,

Ветры балтийские перекликаются,

Песни слагает поющий песок.

           

Песня еврейская, песня печальная

Тихо над морем и миром летит,

Ветер не гасит свечу поминальную,

Значит, ещё Холокост не забыт.

           

Берег балтийский цвёл майскою

                                                      зеленью,

Берег последним свидетелем был,

Как погибали семь тысяч

                                                 расстрелянных,

Как их балтийский прибой хоронил.

Чёрному делу не скрыться во времени,

Вечная память погибшим родным,

Вечная память моим соплеменникам,

Мёртвым и всё-таки вечно живым.

                                     (Валентина Штейн).

           

6. Заключение.

Вы нас, возможно, спросите: почему именно сейчас, когда прошло более полувека после Холокоста, когда мир так напряжен, так наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем — мы снова говорим о Холокосте.

Почему сейчас, когда взрываются дома-небоскребы (чудо человеческих возможностей, совершенство человеческой фантазии и мысли), и тысячи людей гибнут только потому, что одному безумцу этого захотелось, и он дозволил себе вершить жизнь и смерть ни в чем не повинных людей?! Почему опять о Холокосте? Вот именно поэтому — и печи Освенцима и, спустя шестьдесят лет, два взорванных близнеца-небоскреба — это все оттуда, от вседозволенности возомнивших себя вершителями человеческих судеб, от испепеляющей душу и сердце ненависти к чужим, непохожим. К тем, кто творит, а не разрушает, кто созидает, а не крушит. Любить свое — вовсе не значит ненавидеть чужое. Мир содрогнулся от глобальной ненависти, перед которой все заповеди, все постулаты человеческого сосуществования — ничто. А начинается все с молчания, с такого удобного, комфортного: «Нас не трогай, мы не тронем...».   На это долго не обращают внимания, а потом, когда грянет гром, и в центре Москвы банда фашистов будет бить непохожих, обыватель вздрогнет: «Где закон, где порядок, где власть?» И власть удивится:

«Где закон?» И закон растеряется: «Где власть?»

Я очень хочу, чтобы вы поняли: Холокост — это всечеловеческая трагедия. Холокост — это вершина человеческой низости. И нам сегодня очень важно понять ее истоки. Где, когда, на каком трижды проклятом месте это начинается? Адольф Гитлер хотел уничтожить всех евреев и подчинить себе мир.  Современные террористы хотят уничтожить весь цивилизованный мир и держать в страхе тех, кто останется.  

Первая жалкая попытка наших фашистов проявить себя была в 1990-м. Семьдесят маргиналов пришли в Московский Дом литераторов. Они развернули плакаты с лозунгами «Евреи, убирайтесь в Израиль», «Долой евреев из России». Потом был судебный процесс, единственный в нашей стране антифашистский процесс, который закончился обвинительным приговором.

Тогда мы не думали, что эти юнцы превратятся в откормленных, хорошо обученных, хорошо экипированных молодчиков. Не думали, что они станут легионерами. Не думали, что они будут вскидывать руку на площадях и улицах России в фашистском приветствии «Хайль». Не думали, что они придут в консерваторию в черных рубашках со свастикой, и весь зал будет молчать.  

Мы хотим, чтобы Вы поняли, что такое ненависть, что такое унижение человеческого достоинства, что такое толпа, которая поглощает и убивает личность.   Мы — Люди, независимо от того, кто мы по национальности, где мы родились или откуда приехали.  

 На пороге XXI века в Стокгольме прошел Международный Форум по Холокосту.

Президенты, премьер-министры, видные политики, общественные деятели заявили: «Мы сочувствуем страданиям жертв и черпаем вдохновение в их борьбе. Наше обязательство — помнить о погибших, уважать уцелевших и вновь подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости».

 «На наш взгляд, человечество, если оно хочет сохранить себя, обречено на толерантность, на поиск стратегии согласия людей, различающихся цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, взглядами и убеждениями. И осознание трагедии Холокоста займет важное место в программе по толерантности».

Из выступления на Стокгольмской конференции зам. Председателя Правительства РФ Валентины Матвиенко.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Урок - исследование в 9 классе...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Память о Холокосте - путь к толерантности."

В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе  с молодежью стараемся показать, насколько ...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

«Память о Холокосте- путь к толерантности».

Урок расчитан на старшие классы. Проводится совместно с библиотекарем....