"Азбука здоровья"
рабочая программа по обж по теме

Программа  «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена, составлена с учетом возрастных особенностей и степени знаний и умений, полученных детьми ранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Азбука здоровья».

Здоровье - это ничто,
но без него мы никто.

                                       Пояснительная записка                              Сократ

Программа  «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена, составлена с учетом возрастных особенностей и степени знаний и умений, полученных детьми ранее.  

Содержание программы объединило в себе сведения по  анатомии, физиологии, гигиене, психологии человека, НОТ школьника, ОБЖ и различные здоровьесберегающие педагогические технологии.

Цель программы  -  научить воспитанников ценностному  отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения и укрепления.

Задачи программы: 

1. Изучить и проанализировать состояние здоровья воспитанников, их отношение к вредным привычкам.

2.  Дать сведения об  анатомических и физиологических особенностях человека, о факторах, влияющих на состояние его здоровья.

3. Научить приемам самопознания и саморегуляции, методам восприятия и оценки себя и окружающего мира;

4. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм, культуры быта, безопасной жизнедеятельности, развитию физических способностей, основных социальных навыков.

 5. Формировать правильное представление о взаимоотношениях полов, ценностях семьи и брака.

6. Организовать просветительскую   работу по профилактике вредных привычек, пропаганду ценности здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий, спортивно-оздоровительных мероприятий.

Сроки работы над программой

1 этап: подготовительный (1 год) 

  • Диагностика уровня заболеваемости детей, анализ динамики формирования их отношения к вредным привычкам;
  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ;
  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап: апробационный (2 года)

  •  внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
  •  систематическая   учебная   и   воспитательная   работа   по пропаганде  

 здорового образа жизни;

  •  выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап: контрольный (1 год)

  •  сбор и анализ результатов выполнения программы;
  •  коррекция деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие осознанного бережного отношения детей  к состоянию собственного здоровья.
  • Снижения у них уровня нервно-психических и сердечнососудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения,  опорно-двигательного аппарата.
  • Повышения внимания школьников  к вопросам питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  • Овладение воспитанниками навыками здорового образа жизни (соблюдать правила гигиены, выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром).

Для реализации  программы  имеются следующие условия:

  • Проводятся регулярные врачебные осмотры  учащихся с комплексной оценкой их здоровья;
  • Работают узкие специалисты: психолог, учитель физкультуры, педагоги дополнительного образования по изодеятельности и музыкальному воспитанию.
  • Имеются:

- зал для физкультурных  занятий, который оборудован необходимым инвентарём.

- картотека подвижных игр, разработки  сценариев бесед, занятий, праздников

здоровьесберегающей направленности.

Основными формами организации занятий по разделам программы являются: занимательные беседы, сюжетно-ролевые  игры, оздоровительные минутки, экскурсии, комбинированные занятия,  встречи с психологом, педиатром, инспектором ГИБДД, и включают в себя интегрированный подход к каждому воспитаннику, приемы фантазирования, психогимнастику, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов, использование ИКТ.

 

В реализации программы принимают участие воспитатель ГПД 1-4 классов, педагог-психолог, учитель физкультуры, педагоги дополнительного образования по изодеятельности и музыкальному воспитанию,  медицинский работник, приглашенные специалисты.

Тематическое планирование занятий программы “Азбука здоровья”

Раздел I                                                Я познаю себя. 

Тема

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды деятельности

Мое тело: 

Строение тела человека.

Внутренние органы и их роль в организме человека.

Внешние сходства и различия людей.

Иметь представлений о строении тела человека, органов и систем организма, и их значение в жизни человека. Знать индивидуальные особенности полового различия.

Видео занятие «Как устроен человек»

Скелет и его  назначение. Значение правильной осанки.  Способы формирования правильной осанки.  

Знать, что такое осанка и почему ее нужно сохранять. Уметь следить за сохранением осанки.

Разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц.

Строение органов зрения и слуха. Правила предупреждения их заболеваний.

Усвоить правила сохранности зрения и слуха. Уметь выполнять комплекс упражнений для развития слуха, гимнастику для глаз.

Практическое занятие «Как я вижу, что я слышу»

Строение органов дыхания. Зачем мы дышим?

Знать, как происходит дыхание. Уметь дышать через нос, выполнять комплекс дыхательной гимнастики.

Разучивание комплекса дыхательной гимнастики, приемов самомассажа шеи, гимнастики для горла.

Моя душа: 

Эмоции, чувства и здоровье. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения  чувств. Выход из конфликтных ситуаций.

Знать об отрицательных и положительных эмоциях и их роли в нашей жизни.  Уметь контролировать эмоциональные проявления, позитивно относиться к себе и окружающим. Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях.

Тренинг «Эмоции положительные и отрицательные».

Праздник «Наше здоровье в наших руках».

Мое питание. 

Пища и ее значение для организма. Режим и правила приема пищи. Основные питательные вещества.

Знать режим питания, правила поведения за столом во время еды, и приема пищи. Уметь организовать рациональное питание, оценить сроки хранения продуктов по упаковке.

Игра «Советы доктора Неболейко».

Конкурсная программа «Лакомств – 1000, а здоровье одно» 

Мир вокруг меня.

Я и общество. Мое поведение на улице, в транспорте и общественных местах.

Знать правила  поведения человека в обществе, в транспорте, в общественных местах.  Демонстрировать навыки общения – уметь слушать, начинать и прекращать разговор, вести себя корректно.  

Дискуссия: «Что такое общественное место и как нужно себя вести?»

Беседа «Мы пассажиры»

Викторина «У меня зазвонил телефон».

Дружба, честность, доброта, милосердие, уважение, взаимопомощь.

Знать содержание основных нравственных понятий, правила групповой деятельности, соблюдать их в повседневной жизни.

Клубный час «Доброта и милосердие».

Кукольный спектакль по русским народным сказкам.

Мои права и обязанности.

Знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми, основные права ребенка, об ответственности н/летних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная). 

Встречи с сотрудниками ОДН «Закон и порядок».

Индивидуальные беседы с воспитанниками.

Я и моя семья. Значение семьи в жизни человека.

Знать, что такое семья, семейные обязанности, традиции, правила семейного общения. Уметь планировать бюджет семьи.

Тренинги по разрешению конфликтных ситуаций в семье.

Ролевая игра «Тихие радости».

Я и режим дня 

Зачем  нужен режим дня? Активный и пассивный отдых.

Знать правила рациональной организации  деятельности человека. Уметь планировать самостоятельно режим нагрузок и отдыха. Усвоить на практике способы активного отдыха.

Беседа «Режим дня школьника»

 

Составление индивидуального режима дня.

Сон – это отдых для моего организма. Нужен ли дневной сон?

Знать гигиенические требования к организации сна, о том, сколько надо спать, как правильно спать, какой должна быть постель.

Устный журнал «Здоровый сон - это важно».

Раздел II                        «Я учусь творить свое здоровье»

Тема

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды деятельности

Я и гигиена 

Назначение  одежды, соответствие разным видам деятельности.  Гигиенические требования к одежде.

Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте.

Индивидуальные беседы и занятия с учащимися.

Занятие – игра «Я собрался погулять».

Чистота моего дома. Пыль и здоровье человека. Что такое режим проветривания?

Уметь соблюдать и поддерживать чистоту в комнатах, подобрать гигиенические средства. Знать основные принципы уборки различных помещений.

Беседа: «Мой дом – моя крепость».

Профилактическая беседа.

Гигиена полости рта. Профилактика заболеваний десен.

Пища, которую «любят» и «не любят» зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его.

Иметь общее представление о строении ротовой полости. Усвоить правила гигиены полости рта, зубов и навыки правильных движений зубной щеткой. Знать факторы риска развития стоматологических заболеваний.

Видео –занятие «В гостях у зубной Феи».

Внешний вид человека. Гигиена тела.

Уметь выполнять простейшие правила ухода за своим телом. Иметь  красивый внешний вид.

Беседа «Мой друг - Мойдодыр» Советы педиатра: «Болезни грязных рук».

Индивидуальные беседы и занятия с учащимися.

Я болею:

Внешние и внутренние признаки заболевания. Причины  различных заболеваний  и способы их предупреждения.

Уметь определить свои состояния и ощущения. Уметь защитить себя от воздушно-капельных инфекций. Знать правила обращения с домашним термометром, грелкой, знать назначение и способы применения основных лекарственных средств, содержание домашней аптечки.

Практическое занятие Изготовление защитной маски и защитного медальона «Чесночок».

 

Видео – занятие «В гостях у Айболита»

Приготовление витаминного коктейля.

Я и физическая культура:

Правила и нормы ЗОЖ

Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. Закаливающие процедуры.

Двигательный режим.

Знать факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье, о  роли закаливания и правила его выполнения. Соблюдать режим достаточной двигательной активности, соответствующей возрасту.

Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт»

Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

 Тест - анкета  самооценки  факторов риска ухудшения здоровья. 

Дискуссия «Три главных ценности в жизни». Соревнование «Веселые старты». Проведение «Дней здоровья».

Выполнение закаливающих процедур.

Раздел III                          «Я учусь сохранять свое здоровье»

Тема

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды деятельности

Я и вредные привычки:

Сквернословие - духовная болезнь. Что такое алкоголизм, токсикомания, наркомания,

табакокурение, и их влияние на организм человека.

Знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, правила поведения с людьми, употребляющими психоактивные вещества.

Уметь осознанно противостоять вредным привычкам и формировать у себя полезные привычки.

Анкетирование «Нет вредным привычкам».

Конкурс запрещающих знаков «Наши НЕЛЬЗЯши».  Конкурсная программа «Необычное видение привычной проблемы».

Акция «Мы выбираем здоровый образ жизни».

 Я и природа:

Что такое экология.

Правильное поведение на природе. Лесные опасности - укусы зверей, змей, насекомых, ядовитые и съедобные грибы. Лекарственные растения.  

 

Иметь элементарные представления об окружающей среде и ее влиянии на здоровье человека, навык обращения с незнакомыми растениями и ягодами. Знать о лекарственных растениях и правилах поведения в природе. Уметь оказать первую помощь на природе.

Экскурсия по «экологической тропе».

Викторина «Зеленая аптека».

Игра –викторина Секреты в лукошке

Занятия – походы в весенний и осенний лес.

Безопасность на дорогах:

Правилам дорожного движения, поведения на улицах и дорогах.

Части дороги, переход улицы. Опасность на проезжей части. Дорожные знаки.

Знать правила пешехода на городских улицах  и на загородной дороге, что такое светофор, “островок безопасности”, сложный перекресток. Уметь переходить улицу. Понимать дорожные знаки.

Урок-экскурсия «Что мы видим на дороге».

Игровая программа «Правила дорожные знать каждому положено»

Встреча с инспектором ГИБДД «Права пешехода».

Праздник «Знай правила движения, как таблицу умножения».

Безопасность в повседневной жизни:

Экстремальные ситуации.  Опасности дома и на улице.

Иметь представление о различных экстремальных ситуациях, в которые может попасть человек. Знать порядок действий в опасных жизненных ситуациях. Знать,  как вызвать экстренные службы помощи, спасения: 01, 02, 03, 04. Уметь избегать рискованных для здоровья форм поведения.

Беседа «Порядок действий в экстремальной ситуации». Конкурс - игра «Внимание всем!»

 

Безопасность на водоемах.

Безопасность на льду.

Знать правила безопасного поведения на водоемах в разное время года.

Инструктажи «Осторожно, тонкий лед», «Правила поведения на катке»

«Правила безопасного поведения во время купания в водоеме».

Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время. Безопасность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами, с бытовыми химикатами. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей. Правила безопасности при катании на велосипеде.

Знать правила безопасного поведения во дворе и на улице. Выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности и отдыха.

Тест «Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье».

Безопасность при общении с электричеством и электроприборами. Опасность при использовании пиротехнических средств.

Знать причины различных возгораний, средства пожаротушения и правила пользования ими. Уметь применять правила пожарной безопасности.

Практикум «Домашние опасности - электроприборы»

Инструктаж «Правила эвакуации при пожаре». Видео – занятие «Загорелось все кругом».

Что такое травмы? Оказание первой помощи при травмах.

Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр. Уметь оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, ожогах и др. травмах.

Видео – занятие «Я смогу себе помочь»

Безопасность при общении с незнакомыми людьми.

Знать меры по обеспечению безопасности личных вещей, основные способы защиты жилища от проникновения посторонних, правила поведения в криминальной ситуации.

Беседа «Незнакомые мне люди».

Иммунитет. Польза прививок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 1-2 классов по здоровьесбережению "Азбука здоровья"

Внеклассное мероприятие по теме "Здоровьесбережения" для 1-2 классов...

внеклассное занятие "Азбука здоровья"

Внеклассное занятие по формированию ЗОЖ в коррекционной школе...

Программа кружка "Азбука здоровья"

программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...

программа дополнительного образования детей "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно от...

Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья"

Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья".Задачи:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему з...

Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...