Классный час "А на спасском на плоту русалка моется в пруду"
классный час на тему

Резчикова Елена Борисовна

Классный час по экологии. Спасское озеро - биогеоценз, ООПТ регионального значения и просто красивое озеро, где можно отдохнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spasskoe_ozero.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

          Классный час

  « А на Спасском на плоту русалка моется в пруду».

Цель: привлечь внимание школьников к сохранению природной среды

          и биологического разнообразия уникальных и ценных

          природных объектов; сделать значимой экологическую    

          деятельность школьников, направленную на охрану и    

          улучшение состояния окружающей среды.

Задачи:

  1. экологическое и историко- культурное прсвещение школьников;
  2. сохранение целостности природных и природно- исторических ландшафтов, уникальных и эталонных природных комплексов и объектов растительного и животного мира;
  3. помочь школьникам сформулировать собственные

представления о необходимости сохранения биоразнообразия;

  1. привлечь познавательный интерес к исследовательской

деятельности;

  1. познакомить учащихся с многообразием водных  животных

и растений ближайшего водоема;

           6)    воспитывать бережное отношение к природе.

 Учитель:

                                   Много разных дворов и крылечек,

                                   Где-то рядышком иль вдалеке,

                                   Вьется множество маленьких речек,

                                   Чтобы слиться в огромной реке.

                                   Вьются речки, сливаясь в колечки,

                                   Путь - дорога у них далека.

                                   Если высохнут малые речки-

                                   Обмелеет большая река.

В пойме реки Волги, в нижней части города Городца, расположено Спасское озеро. Это     место знает каждый житель города, потому что хотя бы раз в жизни купался здесь, ловил рыбу, либо просто приходил отдохнуть с друзьями. Из озера вытекает небольшая речушка Змейка, которая в весеннее половодье разливается огромным водяным покрывалом до самой Волги. Этот разлив и является бедствием для озера. Местные жители складывают мусор недалеко от дворов, который во время разлива устремляется с водой в пойму. После спада воды вокруг остаются целлофановые пакеты, банки и прочий хлам. Рядом проходит автомобильная дорога, которая зимой посыпается солью, а весной с талыми водами вся грязь устремляется в озеро, а затем в Волгу. Иногда  подъезжают машины, где нерадивые водители, взяв ведра, начинают их мыть.

       За долгие годы такой эксплуатации, озеро « заболело», вода стала мутной, дно заилилось. Местные жители говорят, что лет пятьдесят назад вода была прозрачной, чистой, но сейчас даже родники не справляются с очисткой воды, нарушился ее естественный баланс. Берега заросли осокой и камышом, белокрыльник начал образовывать островки, а часть озера затянулась ряской.

                 Ученик 1:

        В Спасском озере ловил рыбу мой дед, папа, когда был подростком. Бабушка с мамой полоскали белье, а затем окунались в его водах, чтобы освежиться и снять усталость после трудового дня. Наше озеро по сей день привлекает местных жителей.

Особенно любят резвиться у воды местная ребятня. По выходным дням сюда идут семьями, прихватывают своих друзей и знакомых. Здесь зимой моют мотыля ( личинок комара ), а потом  на него едут ловить рыбу, но уже на Горьковском водохранилище.

     ( По ходу рассказа демонстрация слайдов).

                 Ученик 2:

         История названия озера тесно связана с историей Городца. В 19 веке  в нижней части города был сильный пожар и люди, спасаясь от огня, бежали к Волге, к воде, к озеру, которое тогда называлось Ильмень. По другой легенде озеро назвали в честь храма, который стоит на возвышенности. Спасская  церковь была первой восстановлена во времена перестройки. Свое название она получила благодаря празднованию Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда-то весь город утопал в яблоневых садах. Яблоки несли в церковь, освящали, до праздника Спаса их есть не могли.

         В языческой мифологии особое место отводится « существам низшей демонологии. В Спасском озере тоже водилась нечистая сила. Доказательством тому  может служить рассказ городчанки Е. И. Гусевой. «Мне было лет 15 . Ранним летним утром я спустилась по бережку Спасского озера и пошла к мосткам холсты стирать.

         Кругом было тихо, лишь чайки летали над озером. Издалека вижу, кто-то в воде на плоту. Подошла поближе и увидела: сидит спиной ко мне одна-одинешенька и нежится под лучами восходящего солнышка стройная, нагая девушка. Тело ее блестело.

         Стала я тише ступать по траве, приблизилась к мосткам и вижу ее черные, небрежно раскинутые по спине длинные волосы. Девушка расчесывает их частым гребнем. Заслышав мои шаги, девушка подняла голову, издала странный звук и ушла под воду. Я подбежала к воде и гляжу, где она вынырнет, да так и не дождалась. Прибежала домой в Каратайку ( современная улица Орджоникидзе ) и рассказала обо всем людям. А они в ответ; « А мы знаем, что в Спасском озере русалка живет. Эта красавица- ведьма людей утаскивает с плота в озеро».

                 Ученик 1:

         Сейчас Спасское озеро нуждается в охране и очистке воды. Теперь из его вод вместо рыбы можно « выловить» пластиковые бутылки, железные банки, старые резиновые покрышки. « Закон об охране природы» запрещает спускать в водоемы загрязненную воду, вырубать деревья вокруг водоемов, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоемы обмелеют, и могут совсем исчезнуть.

                         Кромсаем лед, меняем рек теченье,

                         Твердим о том, что дел невпроворот,

                         Но мы  еще придем просить прощенье

                         У этих рек, барханов и болот,

                         У самого гигантского восхода,

                         У самого мельчайшего малька…

                         Пока об этом думать неохота,

                         Сейчас нам не до этого … пока.

                         Аэродромы, пирсы и перроны,

                         Леса без птиц и земли без воды….

                         Все меньше окружающей природы,

                         Все больше окружающей среды.

         Так вот, чтобы окружающей среды было как можно меньше, мы с вами должны заботиться о каждой былинке, о любом ручейке и роднике, об озерах, которые расположены рядом с нами.

                 Ученик 2:

                         На нашем шарике земном,

                         Где мы родились и живем,

                         Где в травах летняя роса

                         И голубые  небеса,

                         Где море, горы, степи, лес-

                         Полно таинственных чудес.

                         По лесу бродит серый волк,

                         И ландыш тоненький цветет,

                         В степи ковыль, как нежный шелк,

                         Расчесывает ветерок.

                         Гремит на скалах водопад,

                         И брызги радугой летят.

                         А в синем море толстый кит-

                         Большой, как дом, на волнах спит.

                         Не разрушайте этот мир,

                         Девчонки и мальчишки,

                         Иначе чудеса

                         Останутся лишь в книжке.

                         Чтоб был в источниках нарзан,

                         С полянки - земляника,

                         Будь осторожен, как Тарзан,

                         Дружи с природой дикой.

                         Ты – тоже часть ее чудес

                         И для тебя темнеет лес,

                         И речка светлая течет.

                         И надо  постараться

                         Нам с этим не расстаться.

                 Учитель:

         Когда- то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной  для нас одежды и обуви. Жизнь людей зависела от капризов природы. Наши предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали зависимость от нее.

         Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее. Природа- это самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек- это часть природы. Если мы по-прежнему варварски будем относиться  к природе, то нас ожидает мрачное  будущее. Сегодня мы попробуем выяснить, что же все-таки происходит с нашим Спасским озером.

         Исполнение песни на мотив « Мир не прост».

                            Мир не прост, совсем не прост,

                            Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.

                            В нем есть деревья, и есть цветы,

                            И есть еще, есть еще ты!..

                            Есть в нем совы, и есть соловей,

                            Есть в нем бабочки и муравей,

                            Есть медведи, и есть кроты,

                            И есть еще, есть еще ты!..

                            Все, что в этом мире цветет,

                            Все, что дышит, любит, поет,

                            Все, что мы Природой зовем,

                            Пусть живет, пусть живет в сердце твоем(2 раза).

                           

                           

                 Ученик  1:

         Спасское озеро- это биоценоз, где все взаимосвязано. Хозяйственная деятельность человека, рекреационная нагрузка привели к нарушению многих естественных связей. Постоянное полоскание белья и мытье ковров, машин привело к тому, что в    воде появились остатки моющих средств, нефтяных продуктов, а мусор с берега незаметно   «перебрался» в воду.

         Исполнение песни, мотив « Ведьма- речка».

                             А у нас в Городце

                             Спаса озеро есть.

                             И с дороги в него

                             Грязь ручьями бежит.

                             Хоть прозрачна на вид,

                             В водоеме вода,

                             Пить не надо ее

                             Никому никогда…

                                        В жару и стужу жгучую,

                                        Чтоб не было беды,

                                        Не пей ни в коем случае

                                        Из озера воды…

                                        Водичку очень грязную

                                        Разлив прибавил ей,

                                        И ты ее, заразную,

                                        Не пей, не пей, не пей…

         

       ( Демонстрация итогов исследований на озере, презентация)

                 Ученик 2:

         Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности - бактерий, грибов, зеленых растений и животных. При сильном  загрязнении самоочищения воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов. Но в нашем  озере есть животные – фильтраторы – беззубка, перловица, большой и малый прудовики. Они за сутки прогоняют через себя до 30 литров воды. Фильтруют воду и небольшие рачки, обитающие на поверхности водоемов. Один рачок способен отфильтровать до полутора литров воды в сутки.

         Демонстрация презентации о беспозвоночных животных озера.

        В озере обитают разнообразные позвоночные: рыбы, земноводные, млекопитающие и птицы, жизнь которых тесно связана с водой.

         (демонстрация презентации « Животные Спасского озера»)

                 Ученик 1:

         Растения тоже очищают воду, такие  произрастают и на нашем озере.

          Демонстрация презентации « Растения Спасского озера»  

Камыш очищает воду от болезнетворных бактерий, излишек солей, отходов нефти. Хорошо очищает воду осока, рогоз, хвощ болотный, хлорелла.

                 Учитель:

         Мы рассмотрели многие проблемы Спасского озера, увидели презентации, услышали интересный рассказ ведущих из истории. Сейчас вы должны организовать две команды, которые ответят на несколько экологических заданий, отражающих знания о водных биоценозах.

         ( Учитель раздает командам карточки с заданиями).

Задания командам:

         1. Из предложенных картинок необходимо собрать цепи питания пресных водоемов.

         а) Прудовик, осока, жук плавунец, карась, щука.

         б) Личинка комара, ряска, карась, окунь.

         в) Стрекоза, комар, камыш, лягушка.

         г) Малек рыбы, хлорелла, окунь, щука.

         2. Если бы вы были главой администрации нашего города, то какие мероприятия провели по благоустройству Спасского озера. Ваши предложения.

                 Учитель:

         Стремительное изменение окружающей среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием человека на природу. В результате значительно улучшается жизнь людей, лучше обеспечиваются их конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причина здесь неоднозначна. Одна из них - экологическая неграмотность населения. Вот из-за этого мы сегодня и собрались. Я надеюсь, что многие из вас заинтересуются проблемами нашего города и района, связанные с охраной окружающей среды.

                              Прекрасней быть должна земля-

                              Она у всех у нас одна

                              А мы - хозяева, Земли.

                              Мы охранять ее должны.

         Исполняется песня на мотив « Бременские  музыканты».

                              Ничего на свете лучше нету,

                              Чем беречь, друзья, свою планету.

                              Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

                              Ведь экологи всегда в дороге.

                              Мы свое призванье не забудем

                              Сохраним мы воду  чистой, людям,

                              Сбережем мы воздух, лес и реки.

                              Чтоб природу сохранить навеки.

                             

-

                         

 

           

:

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...