Проект программы летнего лагеря с дневным пребыванием для учащихся 5-7 классов "Познай себя!"
проект (5, 6, 7 класс) на тему
Летнее оздоровление является непременным условием сохранения и укрепления здоровья детей в физическом, психологическом и нравственном аспектах.
Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20 % - состоянием окружающей среды и на 50% оно определяется образом жизни. Исследуя данную проблему, педагогический коллектив сделал вывод, что именно учитель может сделать гораздо больше, чем врач для профилактики различных заболеваний. Никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемое развитие, если нет здоровья.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
Цель : освоение учащимися нового типа знаний – знания о самом себе
Программа рассчитана на 18 дней. День состоит из:
1.Кричалка.
2.Трудовой десант – 15 час.
3) Занятия:
Тренинги, игры, тесты -5 час.
Мастер-классы- 6 час.
4) Отрядные мероприятия:
Экскурсии-6 час.
Итоговые мероприятия- 8 час.
Познавательные мероприятия – 2 час.
ОФП – 2 час.
5) Общешкольные мероприятия – 18 час.
6) Итог дня. Ритуал прощания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_programma.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крыловская основная общеобразовательная школа»
Проект программы летнего лагеря с дневным пребыванием
для учащихся 5-7 классов
«Познай себя!»
Автор:
Ольга Павловна Полыгалова
Крылово, 2015
Пояснительная записка.
Лето – это пора отдыха для детей, разрядка накопившейся за год напряжённости, однообразности и учебной рутинности. Лето даёт возможность восполнить израсходованные за учебный год силы, укрепить физическое и психическое здоровье, развить творческий потенциал. Правильная организация летнего отдыха - это путь к совершенствованию личностных способностей, время открытий и приключений, игры и труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Летнее оздоровление является непременным условием сохранения и укрепления здоровья детей в физическом, психологическом и нравственном аспектах.
Эта работа важна и значима в общенациональном демографическом аспекте, так как она предполагает активное приобщение школьников к здоровому образу жизни, получение ими дополнительных знаний о себе, умений заботиться о своём здоровье, развитие их способностей, предупреждение вредных воздействий на них.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20 % - состоянием окружающей среды и на 50% оно определяется образом жизни. Исследуя данную проблему, педагогический коллектив сделал вывод, что именно учитель может сделать гораздо больше, чем врач для профилактики различных заболеваний. Никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемое развитие, если нет здоровья.
"Здоровье – это динамическое состояние психического, физического и социального благополучия индивида (и общества), а не только отсутствие болезней и физических недостатков".
Рассматривая человека как целостную систему, выделяют преимущественно следующие виды его здоровья: физическое, психическое, нравственное, социальное. Следовательно, здоровье необходимо рассматривать как многомерную интегративную характеристику личности.
Психическое и психологическое здоровье. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со сверстниками и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Психическое здоровье соотносится с переживанием психологического дискомфорта.
Социальное здоровье. Социальное здоровье может быть представлено как динамическая совокупность свойств и качеств личности, позволяющих ей успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы.
Социально здоровый человек стремится к самоактуализации, обладает стрессоустойчивостью, жизненной стойкостью, т.е. способностью к преодолению жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности.
Физическое здоровье. Под физическим здоровьем, чаще всего, понимается интегрированная оценка состояния организма человека: отсутствие дефектов развития, отсутствие болезни; устойчивость к действию болезнетворных факторов, способность сохранять состояние здоровья и работоспособность при неблагоприятных изменениях внешней среды, т.е. адаптационные (приспособительные) возможности организма.
С медицинской точки зрения физическое здоровье рассматривается как состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это не только нормальная структура и функции органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений, но и уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-приспособительных реакций.
В педагогической литературе существенного разночтения с медиками в понимании сути понятия «физическое здоровье» - нет, и рассматривают его как совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни.
Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы школы.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
Цель : освоение учащимися нового типа знаний – знания о самом себе
Задачи:
- Воспитать у детей осознанную потребность в здоровье и здоровом образе жизни.
- Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.
- Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности школьников в разнообразных видах деятельности
4. Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
5. Обеспечить профориентационную работу.
Реализация задач проекта осуществляется по направлениям: физическое развитие, психическое и психологическое развитие; социальное развитие ребенка; духовно-нравственное развитие ребенка.
Формы и методы оздоровления детей в летний период
в лагере «Познай себя».
№ п/п | Формы и методы | содержание | Контингент детей |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни |
| Все дети |
2 | Физические упражнения |
| Все дети |
3 | Гигиенические и водные процедуры |
| Все дети. |
4 | Свето-воздушные ванны |
| Все дети. |
5 | Активный воздух |
| Все дети. |
6 | Свето- и цветотерапия |
| Все дети. |
7 | Музыкатерапия |
| Все дети. |
8 | Аутотренинг и психогимнастика |
| Все дети |
10 | Пропаганда ЗОЖ | 1.Организация консультаций, бесед. 2. Самомассаж. 3.Дыхательная, звуковая гимнастика | Все дети |
11 | Витаминотерапия. | 1.Включение в рацион питания: соков, фруктов, овощей, зелени, фиточая (сбор трав осуществляется детьми) | Все дети |
12 | Пропаганда волонтерского движения |
| Все дети |
13 | Экскурсии |
–полиции; -типографии; -музея; -памятника ВОВ; -хлебозавода; -детского сада. | Все дети |
Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с работниками разных профессий (психолог, парикмахер, хореограф и др.), оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность
Механизм реализации проекта программы:
I.Подготовительный этап:
- подбор кадров;
- комплектование отрядов
- разработка документации.
II. Организационный этап :
-знакомство;
- выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
- сплочение отряда;
- формирование законов и условий совместной работы;
-подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
-познают, отдыхают, трудятся;
-делают открытия в себе, в окружающем мире;
-помогают в проведении общешкольных мероприятий;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
-развивают способность доверять себе и другим;
-укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, ведут уголок достижений за день «Зажигай», заполняют «Дневник достижений» за день.
IV. Заключительный этап.
-Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
Принципы реализации программы:
• Личностно-ориентированный подход к организации коллективной жизнедеятельности лагеря, признание личности как социальной ценности;
• Единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми, взаимосвязь с семьёй и социальной средой;
• Дифференциация интересов детей с учётом уровня их потребностей, социально значимая направленность деятельности;
• Массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах свободного времени;
• Участие детей в реальном самоуправлении;
• Отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
• Обеспечение гарантий социальной защищённости, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
• Развитие ценностных ориентаций, превращение обобщённого социального опыта в навыки общественно-ценной деятельности.
Условия реализации программы.
Одним из преимуществ представленного проекта программы лагеря с дневным пребыванием «Познай себя» является ее универсальность применения. Она может быть использована как психологами, так и классными руководителями.
Ожидаемые результаты программы:
- Учащиеся приобретают ценный личный опыт, узнают себя с разных сторон.
- Актуализируется процесс самопознания и самоопределения.
- Формируются необходимые навыки и умения, связанные с самоопределением и преодолением трудностей.
- Знакомятся с людьми разных профессий, определяют свои склонности к профессиональному выбору.
Критерии результативности:
1. Повышение потребности учащихся к здоровому образу жизни.
2. Улучшение состояния здоровья: через «Дневник достижений».
3. Отсутствие правонарушений среди подростков за летний период.
5. Положительные отзывы детей и родителей.
Структура и планирование занятий.
Программа рассчитана на 18 дней.
- Кричалка.
- Трудовой десант – 15 час.
3) Занятия:
- Тренинги, игры, тесты -5 час.
- Мастер-классы- 6 час.
4) Отрядные мероприятия:
- Экскурсии-6 час.
- Итоговые мероприятия- 8 час.
- Познавательные мероприятия – 2 час.
- ОФП – 2 час.
5) Общешкольные мероприятия – 18 час.
6) Итог дня. Ритуал прощания.
Циклограмма
п/п | Краткое содержание занятия |
01.06 | Идея дня: Чтобы придти к цели, нужно сделать первый шаг. Задачи дня:
1) Знакомство, мотивация, принятие правил. 2) Трудовой десант 3)Занятие «Дневник дня». 4) Отрядное мероприятие «Подготовка к открытию лагеря». 5) Общешкольное мероприятие «Сказочная фиерия» 6)Итоги дня. 7)Ритуал прощания. |
02.06 | Идея дня: Не бойся делать то, что не умеешь! Помни, что Ковчег построил любитель, а Титаник профессионалы. Задачи дня:
1)День начинается с разучивания кричалки: Ведущий: Настроение каково? Дети хором, показывая большой палец, отвечают: «ВО»! Ведущий: Все такого мнения? Дети: Всё! Все без исключения? Дети: ДА! 2)Трудовой десант 3) Занятие «Мастер-класс «Самомассаж» (И.И.Василишина – учитель биологии) 4) Отрядное дело «ОФП» 5) Общешкольное мероприятие «Открытие лагеря». 6) Итоги дня. Оформление дневников. 7) Ритуал прощания. |
03.06 | Идея дня: Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными и для других людей. Ш. Амонашвили Задачи дня:
1) Кричалка. 2) Трудовой десант 3) Занятие «Мастер-класс «Дыхательная гимнастика» (И.И.Меньшикова – учитель биологии) 4) Отрядное мероприятие 5) Общешкольное мероприятие «Стартинейджер». 6) Итоги дня. 7) Ритуал прощания. |
04.06 | Идея дня: « Посеешь поступок – пожнёшь привычку , Посеешь привычку – пожнёшь характер, Посеешь характер – пожнёшь судьбу .» (Восточная пословица) Задачи дня:
1) Кричалка. 2) Трудовой десант 3) Занятие с психологом «Кто я»? (О.В.Ануфриева – педагог-психолог) 4) Отрядное мероприятие «По сказкам А.С.Пушкина» 5) Общешкольное мероприятие «Школа безопасности» 6) Итоги дня. 7) Ритуал прощания. |
05.06 | Идея дня: Всё увидеть, всем овладеть, чтобы потом щедро отдавать людям. Альфред Брем Задачи дня:
1) Кричалка. 2) Занятие «Мастер-класс «Уличные танцы» (А.И.Артемьев – педагог-хореогров ЦДНиК). 3) Просмотр 3D фильма (т-ц «Монетка»). 4) Занятие на спортивных тренажёрах (площадка 4 школы). 5) Итоги дня. 6) Ритуал прощания. |
08.09 | Идея дня: Друг познаётся в беде. Самая трудная профессия - быть человеком. Хосе Хулиан Марти Задачи дня:
5) Итоги дня. 6) Ритуал прощания. |
09.06 | Идея дня: Я мыслю, следовательно, я существую. Рене Декарт Задачи дня
1)Кричалка. 2) Трудовой десант 3) Занятие с психологом «Эмоции правят мной или я ими? (О.В.Ануфриева – педагог-психолог) 4) Отрядное мероприятие 5) Общешкольное мероприятие «Форд-Бойярд» 6)Итоги дня. 7)Ритуал прощания. |
10.06 | Идея дня: Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. Агата Кристи Задачи дня:
1)Кричалка. 2) Занятие «Мир природы Осинского района», «Соотечественники во время ВОВ» (Экскурсия в краеведческий музей). 3) Отрядное мероприятие «Работа типографии», «Сотрудники полиции». 4) Общешкольное мероприятие «День клуба» 5) Итоги дня. 6) Ритуал прощания. |
11.06 | Идея дня: Люди одиноки лишь потому, что вместо мостов они строят стены. Задачи дня:
6) Итоги дня. 7) Ритуал прощания. |
15.06 | Идея дня: Даже если все вокруг считают тебя злобным чудовищем, ты не обязан этому верить! Шрек. Задачи дня:
5)Итоги дня. 6)Ритуал прощания. |
16.06 | Идея дня: Совет друга - лучшая опора против врагов. Уильям Шекспир Задачи дня:
1)Кричалка. 2)Трудовой десант 3) Занятие с психологом ««Я-глазами других людей» (О.В.Ануфриева – педагог-психолог). 4) Отрядное мероприятие 5) Общешкольное мероприятие 6) Итоги дня. 7)Ритуал прощания. |
17.06 | Идея дня: Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад. Виктор Мари Гюго Задачи дня:
1) Кричалка. 2) Трудовой десант. 3) Занятие «Мастер-класс «Прическа» (А.А.Спешилова – парикмахер) 4) Отрядное мероприятие «Конкурс причесок». 5) Общешкольное мероприятие «Мисс-лагеря». 6) Итоги дня. 7)Ритуал прощания. |
18.06 | Идея дня: «Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.» Е. Евтушенко Задачи дня:
1) Кричалка. 2) Трудовой десант. 3) Занятие с психологом «Как победить свою и чужую агрессию» (О.В.Ануфриева – педагог-психолог). 4) Отрядное мероприятие «Я –организатор». 5) Общешкольное мероприятие «Вечерний лагерь». 6) Итоги дня. 7)Ритуал прощания. |
19.06 | Идея дня: Искусство - одно из средств различения доброго от злого. Лев Николаевич Толстой Задачи дня:
1)Кричалка. 2) Трудовой десант. 3) Занятие «Мастер-класс «Музыка и здоровье» (Л.Д.Чугаева – учитель музыки). 4 )Отрядное мероприятие «Музыкальный калейдоскоп». 5) Общешкольное мероприятие «День клуба») 6) Итоги дня. 7) Ритуал прощания. |
22.06 | Идея дня: Не ждите чудес, чудите сами! Задачи дня:
1) Кричалка. 2) Трудовой десант. 3) Занятие – Отрядное мероприятие « Еще тогда нас не было на свете…». 4) Общешкольное мероприятие «Митинг возле памятника ВОВ». 5) Итоги дня. 6) Ритуал прощания. |
23.06 | Идея дня: Когда у человека нет цели в жизни, он становится мишенью. Гарри Симанович Задачи дня:
( Л.Д.Чугаева – учитель музыки).
6)Итоги дня. 7)Ритуал прощания. |
24.06 | Идея дня: Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. Эллионора Рузвельт Задачи дня:
|
25.06 | Идея дня: Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса. Леонард Луис Левинсон Задачи дня:
1) Кричалка 2) Трудовой десант 3) Закрытие лагеря. 4) Подведение итогов смены. |
Методическое обеспечение.
1. Работа по данной программе предполагает обеспечение каждого учащегося личным дневником для записей, ручками, цветными карандашами и фломастерами, материалами для упражнений, бланками тестовых методик.
2. Кадровый состав: педагог-психолог, учителя-предметники, парикмахер, хореограф.
3. Помощь со стороны администрации образовательного учреждения предусматривается в виде предоставления для занятий помещения, горячего двухразового питания для лагеря с дневным пребыванием и материально-технического обеспечения для полноты и эффективности реализации программы: компьютер, проектор, автобус для экскурсий.
Методы мониторинга, формы подведения итогов эффективности программы:
Специфика задач проекта программы исключает традиционную систему оценки знаний и умений учащихся. Все полученные теоретические знания, результаты тестирования, размышления, сочинения фиксируются в дневнике, что позволяет составить свой психологический портрет.
Каждый день ученики заполняют «Дневник достижений», что позволяет развивать способность к рефлексии и оценивать нужность полученных в этот день знаний о себе и профессиональной деятельности, умений и навыков в самоопределении.
- Красным цветом отмечается день «Интересно, получил новые знания и умения».
- Зелёным – « Пока не понял, зачем нужна полученная информация».
- Синим – «Не интересно, бесполезная трата времени».
Кроме этого в конце лагеря проведется анкетирование родителей, напишутся отзывы участников лагеря.
Список литературы
- Айзенк Г. Проверь свои способности. – М.: Мир, 1997.
- Н.А. Мельчекова. - Киров, 2004.
- Лавровская И.В. Изучение личности. – К.: Генезис, 1991.
- Мой выбор – моя жизнь. – Киров, 2001.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 часть. – К.: Генезис, 1997.
- Источники Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей
Прогграмма лагеря "Цветик -семицветик" представляет игровую модель смены - в основе, которой лежит сюжетная игра через которую ребенок познает важнейшие формы социального поведения....
Педагогический проект "Закрытие лагерной смены летнего лагеря с дневным пребыванием"
Подготовка и проведение праздника закрытия лагерной смены. Сценарий праздника....
Педагогический проект "Закрытие лагерной смены летнего лагеря с дневным пребыванием"
Подготовка и проведение праздника закрытия лагерной смены. Сценарий праздника....
«В шахматном королевстве» Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
laquo;Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры»В.А. Сухомлинск...
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Радуга"
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей....
Программа модуля «Хогвартс-Елово-транзит. Летняя сессия» с английским уклоном летнего лагеря с дневным пребыванием
Программа модуля «Хогвартс-Елово-транзит. Летняя сессия» с английским уклоном летнего лагеря с дневным пребыванием.Пояснительная запискаПрограмма обучения английскому языку в школьно...
Программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием «Яркое и весёлое лето!»
Организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период.Физическое и духовное ра...