Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин"
рабочая программа (5 класс) на тему

Астраханцева Елена Александровна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                            ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                             

по курсу «Я - гражданин»

общекультурное направление

(наименование учебного предмета, курса)

 5-6 классы

основное общее образование

(уровень образования)

2015-2016 год

(срок реализации первого этапа программы)

 

программа составлена учителем

истории и обществознания

(предмет)

Астраханцевой Еленой Александровной

первая квалификационная категория

(Ф.И.О, квалификационная категория)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_5_klass_ya-_grazhdanin.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Приказом МБОУ СОШ № 7

от  22 июня  2015   г. №  333

                                                                                                                                                                       

                                                                                           

\

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                              

по курсу «Я - гражданин»

общекультурное направление

(наименование учебного предмета, курса)

 5-6 классы

основное общее образование

(уровень образования)

2015-2016 год

(срок реализации первого этапа программы)

программа составлена учителем

истории и обществознания

(предмет)

Астраханцевой Еленой Александровной

первая квалификационная категория

(Ф.И.О, квалификационная категория)

                                                             

г. Черногорск.

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» разработана в соответствии со следующими  документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании  в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования» (с изменениями);
  • Приказом директора МБОУ СОШ № 7 от 09.02.2015 года № 424 «Об утверждении положения о рабочих программах (курсах) учебного плана, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования»;
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 7, утвержденной приказом от 22.06.2015 г. № 333.

1.2. Цели и задачи

            Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности  реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни,  и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

            Для интеграции данных аспектов была разработана программа внеурочной деятельности Я - гражданин», основной целью которой является:

           Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

            Задачи:

  • познакомить учащихся c основными законами, символами, культурой и историей нашего государства;
  • привлекать  детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции; знанию и соблюдению норм правового государства;
  • воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

2. Общая характеристика курса

2.1. Распределение учебного времени

           Срок реализации программы внеурочной деятельности «Я - гражданин» два года. Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 35 минут (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») в 5-6 классах.

             Общее количество - 68 часов.

Классы

Объем часов

5

34 ч.

6

34 ч.

Итого

68 ч.

             2.2. Формы организации работы

             В основу программы положены идеи педагогики сотрудничества.

        Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую, самостоятельную познавательную деятельность. Сотрудничество с родителями, как детей, так и педагога.

        Для реализации программы внеурочной деятельности «Я - гражданин» используются следующие формы работы:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Теоретические:

  • беседы;
  • сообщения;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии;
  • просмотр видео фильмов и электронных презентаций.

Практические:

  • конкурсы;
  • выставки;
  • соревнования;
  • праздники;
  • викторины;
  • участие в школьных и городских мероприятиях.

           3. Описание программы внеурочной деятельности «Я - гражданин»

           3.1. Специфика курса (основополагающие принципы)   

Программа построена на единых для всех учебных предметов основополагающих    принципах:

  • личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника;
  • природосообразность  рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей, обеспечение помощи учащимся; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей;
  • принцип педоцентризма предполагает отбор содержания программы, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для учащихся 5-6 классов. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли);
  • принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

     

             3.2. Межпредметная интеграция

             Программа внеурочной деятельности  «Я – гражданин» тесно связана со следующими учебными дисциплинами:

  • «История»;
  • «Обществознание»;
  • «Литература»;
  • «География;
  • «ИЗО»;
  • «Музыка»;
  • «Физическая культура»;

       Внеурочная деятельность интегрирует  учебные действия по денным предметам.

              3.3. Возможности курса

              В ходе изучения данного курса учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

              В ходе планирования и выполнения заданий учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки, получат возможность развивать ИКТ - компетентность.

             При работе над проектами учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

          Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

  • Социальный портрет моего сверстника.
  • Знай свои права (пособие для подростка).
  • Защита правопорядка.
  • Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
  • Бизнес (иллюстрированный словарь).
  • Как работает современный рынок.
  • Здоровый образ жизни.
  • Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
  • Мой город - город для всех.
  • Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
  • Человек долга -  кто он, каков он?

            4. Личностные и метапредметные результаты

            4.1. Личностные

  • осознание себя членом большой семьи, знание традиций уклада своей семьи;
  • понимание того, что семья есть часть государства;
  • самодисциплина,  знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;
  • умение видеть и ценить прекрасное в окружающем мире;
  • понимание того, что гражданин должен гордиться своей Родиной, изучать её историко-культурное, духовное наследие, быть верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

   

            4.2. Метапредметные

  • умение учиться: навык поиска, анализа и интерпретации информации;
  • знания о различных источниках информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • умение выделять существенную информацию из различных видов текстов.

4.3. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Я - гражданин» (5-6 классы)

      Учащийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

В  результате прохождения курса должны прослеживаться:

      Сформированность гражданских навыков

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

      Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • уважение чести и достоинства других граждан.

4.4. Формы подведения итогов

Формами подведения итогов работы по программе внеурочной деятельности

 «Я - гражданин» могут быть:

  • выставки работ учащихся (рисунки, плакаты);
  • конкурсы чтецов, знатоков;
  • праздники;
  • защита проектов.

     

            5. Основное содержание курса

            5.1. Распределение учебного времени (68 часов)

5 КЛАСС

Наименование разделов

Кол-во часов

Я живу в России

7 ч.

Из прошлого в будущее

8 ч.

Россия становится близкой

6 ч.

Россия и мир

10 ч.

Заключение. Россия - моя Родина

1 ч.

Проектная деятельность

2 ч.

Итого

34 ч.

6 КЛАСС

Наименование разделов

Кол-во часов

Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история?

1 ч.

 Древняя Русь

6 ч.

Московское государство

6 ч.

Российская империя

5 ч.

Россия в XIX веке

5 ч.

XX–XXI века. История и современность

8 ч.

Заключение

1 ч.

Проектная деятельность

2 ч.

Итого

34 ч.

             5 класс.  Я – моя страна – мой мир. (34 часа)

             Раздел I. Я живу в России (7 часов)

             Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва -  столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности  национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на  отдельных примерах). Гражданин России. Конституция. Права и обязанности

граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных  примерах).

             Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

             Раздел II. Из прошлого в будущее (8 часов)

             Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

             Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог,  неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

              Раздел III. Россия становится близкой (6 часов)

              Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

             Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

              Раздел IV. Россия и мир (10 часов)

              Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

            Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Заключение. Россия – моя Родина (1 час)

              6 класс. Мое настоящее и далекое прошлое (34 часа).

              Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1 час)

              Раздел I. Древняя Русь (6 часов)

              Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

           Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык

             Раздел II. Московское государство (6 часов)

             Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.

             Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке

             Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп,ополчение, сотник, дворяне.

            Раздел III. Российская империя (5 часов)

            Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета. Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.

            Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

            Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)

           Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

           Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

           Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 часов)

           Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).

            Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

            Заключение (1 час)

            6.  Система оценки достижения планируемых результатов

           Два раза в год  отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

  • усвоение знаний по базовым темам программы;
  • овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
  • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

           Используются следующие формы проверки:

  • игра-конкурс;
  • викторина;
  • выставки (тематические, праздничные);
  • конкурсы (школьные, муниципальные, республиканские, всероссийские);
  • защита проектов.

           7. Тематическое и календарно-тематическое планирование

             (см. Приложение № 1, 2)

           8. Описание учебно-методического и матриально-технического обеспечения образовательного процесса

           8.1. Список литературы, использованной учителем при реализации рабочей программы

  1. В. Я. Бутанаев Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское кН. Изд-во, 1996. – 224 с.
  2. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие/ И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2013 – 224с.
  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2010. – № 7.
  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  5. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993. – 399 с.
  6. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  7. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. М., 2006 – 180 c.
  8. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2004. - 32 с.

  8.2. Список литературы для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. Т. 13 Страны. Народы. Цивилизации/ Глав. Ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2012. – 704 с.
  2. Чутко Н. Я. Я - гражданин России (Я - моя страна – мой - мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 160 с.
  3. Чутко Н. Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 192 с. ЦОР.

        8.3.  Перечень наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения, имеющихся в кабинете и используемых в образовательном процессе:

  • портреты политических  и исторических деятелей;
  • таблицы и схемы по основным разделам курса (отражающие причинно-следственные связи событий, явлений и процессов) 5-6 классы;
  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, (компьютер,  мультипроектор);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС. "Я гражданин"

Рабочая программа " Я _ГРАЖДАНИН" по внеурочной деятельности по ФГОС.Для учащихся 5-6 классов.Программа предназначена в целях гуманитарного развития детей.Привития чувства патриотизма к РОДИ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социал...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России."

Программа внеурочной деятельности,  для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Рабочая программа  «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы, запросами р...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов

Программа  воспитательной  работы по  социальному  направлению "Я - гражданин  России" для  обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....