Методическая разработка "Моя Малая Родина"
методическая разработка на тему

Слабуха Елена Владимировна

Методическая разработка "Моя Малая Родина" в помощь руководителям школьных музеев, как можно организовать внеклассную работу в школе, используя экспонаты музейной комнаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Авиловская средняя общеобразовательная школа»

Автор методических материалов:

Слабуха Елена Владимировна

МБОУ «Авиловская СОШ», учитель истории и обществознания,

Руководитель музейной комнаты «Память живёт»

Адрес: 346585, Ростовская область

Родионово-Несветайский район

х. Авилов

ул. Советская – 20 кв. 2

2015 год

Пояснительная записка

«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том,

чтобы эта любовь была у отцов»

Шарль Луи Монтескье

   Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в  наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации Родины. Ребенок, подросток, который  будет знать историю своей деревни, быта своих предков, памятников архитектуры никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Именно поэтому я выбрала тему моей работы «Моя Малая Родина». Музейная комната в нашей школе создана усилиями всех в 2008 году. Этому предшествовала большая поисковая работа. Сплочение вокруг общего дела, совместное творческое дело объединило школьников, учителей, родителей, ветеранов, жителей близ лежащих деревень.

В результате длительной работы были созданы экспозиции «Крестьянская изба», «Из бабушкиного сундука», «Они живут рядом», «Память сердца». 

Цели и задачи:

Цель: Создание условий для развития гражданских инициатив учащихся и формирование у них патриотического отношения  к Малой Родине, сопричастности к ее истории;

Задачи:

·        утверждать в сознании   и чувствах ребят  уважение  к традициям, культурному и  историческому  прошлому своей страны, своего района, своего хутора;

·        формировать у подростков и юношей  позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии;

·        прививать  школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания  символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;

·        создавать условия  для самовыражения, самореализации   каждого ребёнка через конкретные дела патриотической направленности;

·        воспитание уважения к героям и защитникам Отечества, ветеранам-землякам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям – сиротам войны;

·        воспитание уважения к ветеранам труда, трудовым подвигам жителей села;

·        знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей и их родителей  в организацию и проведение праздников и досуга.

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Основным направлением и актуальностью  деятельности школьной музейной комнаты считаем возобновление утерянных традиций нашей школы:

           - встреча трех поколений  (дает возможность расширить круг общения  школьников, что способствует  формированию чувства гордости за принадлежность  к коллективу своего объединения, своей школы, своего села, своей страны);

           - поисковая деятельность (способствует осознанию  и ощущению школьниками  сопричастности к истории  жизни страны,  участие в  экспедиционных отрядах .).

           -  к работе музея привлекаются творческие объединения, действующие  на базе школы

На базе школьной музейной комнаты проводятся  занятия:

- групповые

- классные

- индивидуальные

- работа с аудиторией

Основными формами работы являются:

- организация и проведение экскурсий;

- оформление новых экспозиций и выставок;

- организация исследовательской работы;

- работа над проектами;

- работа в библиотеке;

- проведение мероприятий к праздникам (Митинги, уроки Мужества, концерт и др.);

- встречи с ветеранами и участниками событий;

- участие в районных и областных и региональных конкурсах;

- вовлечение в работу музея значительного числа творчески работающих детей.

Основная часть:

В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу», «перенестись в него» из настоящего. А потому отличительной чертой (и преимуществом) музея большинство учащихся считают возможность увидеть: «старинные», «давние», «древние», «исторические» («доисторические»), а также «редкие» или «ценные» экспонаты («предметы», «вещи», «памятники», «ценности», «достопримечательности»).

Три особенности нашей музейной комнаты:

-это адресность («Он адресован детям и интересен для них»,

«Он может рассказывать об истории нашего края»),

-доступность («В нем экспонаты можно брать в руки», «Сюда можно чаще приходить чем в другие музеи»)

-прямое участие детей в его создании («В нем можно рисовать, мастерить, проводить мастер-классы», «Часть экспонатов для него создается руками детей»).

Главной чертой специфики школьного музея  «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея.

Деятельность музея «Малая Родина» велась по  нескольким направлениям.

Поисковая и исследовательская работа.

В 2014 -2015 учебном году большое внимание было уделено поисковой и исследовательской работе.

Музейными экспонатами стали творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.

Проведена большая поисковая работа по сбору информации о воинах – земляках ,воевавших в локальных войнах для создания стенда.

Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей школы, учителях, находящихся на заслуженном отдыхе.

Проводится и исследовательская деятельность. К 65-летию Великой Победы был объявлен конкурс в школе исследовательских работ «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Многие ребята приняли участие в этом конкурсе, их работы пополнили музейный фонд.  В 2015 году учащаяся 7 класса Кочковая Елена  заняла 1 место в районе в конкурсе исследовательских работ «Человек в истории».

Экспозиционная работа

Целый год наши активисты собирали и систематизировали данные, благодаря чему смогли составить фотоэкспозицию «Деревенька моя», «Они живут рядом».

В нашем музее планируется оформление сменных экспозиций, над пополнением которых мы работаем сейчас. Готовится экспозиция к 20 – летию нашей школы: «История создания школы», «Учителя - работавшие в нашей школе».

Планируется проведение экскурсий для учащихся начальной школы.

Экскурсионная работа

В этом учебном году планируем проведение экскурсий к 20 – летию школы  для учащихся начальной школы, к Дню защитника Отечества и Дню Победы .

Взаимодействие с педагогами при проведении занятий по краеведению

В своей работе тесно сотрудничаем с педагогами школы. Учителя нашей школы вносят посильный вклад в пополнение музейный экспонатов. В свою очередь, активом музея была оказана методическая помощь при проведении классных часов .

Связь музея с местным сообществом

Особую роль в системе общественных связей играют семьи обучающихся, а также выпускники школы, которые оказывают музеям самую разнообразную помощь. Начато сотрудничество с выпускниками школы по вопросам исследования истории школы.

Данная деятельность имеет ярко выраженный нравственный аспект, позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему ценностей.

Прогнозируемыми результатами осуществления работы музейной комнаты можно считать:

1. Выработку у учащихся комплекса качеств, характерных для патриота и гражданина

2. Развитие  школьного музея как центра патриотического и духовно-нравственного воспитания

3. Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей села

4. Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей

5. Корректировку и совершенствование учебно-воспитательной работы в школе.

Для оценки результативности деятельности музейной комнаты могут быть использованы следующие индикаторы:

·         нравственно-духовные параметры:

–  преодоление социально-общественного инфантилизма учащихся, формирование умений принимать решения и брать ответственность за их исполнение

– проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;

–   уровень реализации творческого потенциала учащихся

·         количественные параметры – это количество:

– проведенных учебно-исследовательских работ, конференций по проблемам краеведения

– проведенных выставок патриотической направленности;

– проведенных фестивалей,  конкурсов по патриотической тематике

-  публикации на сайте школы

-  участие в конкурсах школьных музеев

Заключение

Благодаря работе музейной комнаты чувствуется уже сейчас уважительное, трепетное отношение учащихся к истории своего поселения, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят более младшего возраста. Видно как с  каждой успешно проделанной работой сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось узнать, над чем пришлось работать в процессе кропотливой исследовательской работы.

В этом учебном году наш состав пополнился учащимися 5 класса, которые активно включились в работу.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями.

В заключении нельзя не признать, что работа в данном направлении несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Список литературы:

Для педагогов:

  • Кудрина Т.А. «Музей и школа». Москва Просвещение» 1985.
  • Новожилова Т.Ф. Интервью, как форма общения. - М.,1996.
  • Орешкина Т.А. «Героико-патриотическое воспитание в школе».- Волгоград: Учитель, 2007.
  • Столетова В.Н., Кашина М.П. «Школьные музеи». Москва «Просвещение» 1977.
  • Фоломеев Б.А., ШкуркоА.И. Учет и хранение фондов школьных музеев. -М.,1976.
  • Шулепова Э.А. Основы музееведения. - М.,2009.
  • Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. -М., 2001.

· «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал  5,2007.

·         «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал  6,2007.

·         «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал  7,2007.

·         «Ментор» научно-методический журнал 2,2006.

·         «Ментор» научно-методический журнал 3,2006.

  • «Ментор» научно-методический журнал 1,2007.

Для учащихся:

  • Баранова Е.Ю.,  Колосова С.А. «Музейная азбука от А до Я». – М.: Изд-во ГДМ, 2006.
  • Камкин А.В. «Истоки» М.,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Методическая разработка классного часа "Моя малая Родина"

Пояснительная записка  Цель: Показать значение родины, семьи и школы в жизни каждого человека. Сопутствующая цель: изучение нравственных ценностей в жизни учащихся и их родителей для ул...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...

Методическая разработка классного часа «Моя малая родина –Медногорск»в 5 классе

Цели:Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.Задачи:Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.Воспитывать у...

Методический материал для проведения итоговой диагностическая работы по программе «Моя малая Родина»

етодическая разработка для определения уровня знаний по Кубановедению....