Внеурочная деятельность учащихся
статья по теме

Тихонова Татьяна Дмитриевна

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
 а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Внеурочная деятельность учащихся»

         Т.Д. Тихонова

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
 а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер

Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся  настойчивости, инициативности, воли, смекалки). Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.
        Основной целью внеклассной работы является приобщение учащихся к исследовательской деятельности, совершенствование навыков научно-исследовательских умений и навыков, формирование умения выстраивать индивидуальную траекторию своего образования. Всё это способствует успешной социализации учащихся в обществе, формированию мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.

Внеурочная деятельность по математике и  организована в форме кружковых и факультативных занятий, индивидуальных консультаций, элективных курсов, курсов по выбору, индивидуальной подготовки к предметным олимпиадам разного уровня, международному математическому конкурсу «Кенгуру», научно-практическим конференциям «Шаг в Будущее», дистанционных олимпиад.

 

Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике – формирования обобщенных математических  отношений  и  развития  способности  обобщать  математический  материал. 

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.

Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок «Любители математики» формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. В этом учебном году по списку 9 учеников 6-7 классов,но на занятия может прийти любой ученик 5-6 класса и принять участие. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу.

Математические олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение в процессе обучения математике. Достаточно сказать, что уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: внутриклассная олимпиада – школьная олимпиада – районная (городская) олимпиада – областная (краевая, республиканская) – всероссийская – международная. Причем победители и призеры олимпиадных туров более низкого уровня получают право участвовать в олимпиадных турах более высокого ранга. То есть олимпиады работают в системе от конкретного класса до международного уровня. Являясь, по сути, диагностической формой, математическая олимпиада в силу присущего ей яркого соревновательного характера не только решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики. Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии.

 Олимпиады в дистанционной форме и заочные олимпиады дают возможность ученику в спокойной домашней обстановке с использованием литературы разбирать всевозможные задачи.В этом учебном году учащиеся приняли участие в дистанциооных олимпиадах.  Региональный тур олимпиады «Олимпик» для учащихся 5-7 классов, вышли в 3 тур, Олимпиада «Мультитестик»( школа развития образования), олимпиада «Золотой ключик». Подобные проекты сочетают творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствуют их самостоятельной работе, увеличивают познавательную активность детей, делают учебную деятельность необычной и интересной

 Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы. 

Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки математические соревнования. Так, например, в конкурсе поэтов может быть дано задание: «сочинить четверостишие, рифмующиеся слова в котором — математические термины», или в конкурсе художников возможно такое «шутливое» задание: «напишите картину по теме «Геометрия» и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа. КВН между командами проходил в дни школьных каникул и на занятиях кружка.

Участие в научно практической конференции дает большие возможности для ученика: развитие математической речи, самостоятельности, получение своих выводов.

И, конечно же, постоянно учу школьников работать с информацией.

Таким образом, в практике внеурочной работы по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения. На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы организации и проведения внеурочной работы по математике Дополнительное математическое образование

Слайд 2

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. «Школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны научиться учиться, то есть самостоятельно приобретать новые знания».

Слайд 3

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… – разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования…»

Слайд 4

Математика в современном мире и ее значение для России Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехсот тысячелетней историей. Математика может стать важным элементом национальной идеи России XXI века, основой иновационно-технологического потенциала и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы). Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.

Слайд 5

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

Слайд 6

Цель внеурочной деятельности- создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий по математике и в рамках основных образовательных дисциплин.

Слайд 7

Задачи внеурочной деятельности: - расширение общекультурного кругозора; -формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; - включение в личностно значимые творческие виды деятельности; - формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; - развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах; - создание пространства для межличностного, межвозрастного , межпоколенческого общения.

Слайд 8

Какими характеристиками обладает внеурочная деятельность в рамках ФГОС? 1. время реализации – вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ; 2. формы организации (математические кружки, НОУ, КВМ) и виды деятельности (научные, познавательные, исследовательские, досуговые и др.); 3. связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Слайд 9

Требования к внеклассной деятельности обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях; заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий; информативность используемого материала;

Слайд 10

привлекательность форм внеурочной работы; обязательность выполнения взятых учащимися поручений; целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий; массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

Слайд 11

Направления внеурочной деятельности Проведение внеклассных мероприятий по математике. Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах. в том числе в режиме on - lain . Поиск в интернете информации для проектов по математике. Поиск в интернете информации для исследовательских работ. Дополнительное математическое образование.

Слайд 12

Формы проведения внеурочных мероприятий Массовые, групповые и индивидуальные: К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы; Групповые формы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов ; Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций и т.д.

Слайд 14

Примерная схема анализа внеклассного мероприятия Актуальность выбора темы мероприятия. Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям, уровню владения иностранным языком. Связь с учебной программой. Массовость и активность учащихся в подготовке и проведении мероприятия. Адекватность приемов, способов и форм проведения мероприятия поставленным целям. Успешность реализации поставленных целей. Оценка мероприятия участниками, коллективом педагогов учебного учреждения и методистами.

Слайд 15

Проблемы организации и проведения внеурочной работы по математике изменение учебного плана основной школы; подбор кадров для проведения внеурочных занятий; разработка рабочих программ внеурочной деятельности; материально-техническое оснащение внеурочной деятельности; информирование родителей о системе внеурочной деятельности; составление расписания внеурочной деятельности обучающихся.

Слайд 16

Внеурочная работа по математике не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей.

Слайд 17

Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания. В. П. Вахтеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Внеурочная деятельность учащихся, как повышение мотивации к выбору профиля биолого – экологической направленности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализа...

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Мы – исследователи»

материал содержит программу по внеурочной деятельности для 1-2 класса по 1 часу в неделю....

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся"

В статье рассказывается об организации учебно-исследовательской деятельности. Указаны цели, которые эта деятельность преследует, советы, как выбрать тему, форма выполнения, где можно выступить со свое...