СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Федулова Ирина Анатольевна

Основная цель ученического самоуправления - подготовка  воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской  деятельности.  Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основная цель ученического самоуправления - подготовка  воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской  деятельности.  Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Позиционный блок

Организационный блок

Управленческий блок

Нормативно-правовой блок

Технологический блок

Содержательный блок

ПОЗИЦИОННЫЙ

           БЛОК

    Самоуправление,  на наш взгляд, должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1.  Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2.  Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

3.  Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

4.  Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

5.  Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

6.  Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

7.  Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8.  Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

                 БЛОК

    Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.

Третий уровень

Общешкольное самоуправление. Совет школы.

Второй уровень

Школьное ученическое самоуправление. Ученическое собрание (парламент). Совет учащихся. Школьные ученические отделы.

Первый уровень

Ученическое самоуправление в классных коллективах. Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления.

Первый уровень.

Ученическое самоуправление в классах

               

Второй уровень.

Школьное ученическое самоуправление

Третий уровень.

Общешкольное самоуправление

         Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета).

         Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

              БЛОК

Основные функции органов ученического самоуправления:

Школьный парламент:

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет министров:

  • координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
  • организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
  • устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
  • готовит и проводит собрания и конференции учеников;
  • организует выпуск стенной и радиогазет;
  • обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
  • заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;
  • решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
  • принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег;
  • организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;
  • утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции.

Министерства

      Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Министерство образования

Отвечает за:

  • создание условий для учебной деятельности школьников;
  • сбор информации об учебном процессе;
  • проверку дневников, учебников;
  • проведение интеллектуального марафона.

Министерство культуры

Отвечает за подготовку и проведение:

  • вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
  • интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
  • театральных постановок.

Министерство спорта

Отвечает за:

  • подготовку и проведение спортивных соревнований;
  • участие в общегородских спортивных мероприятиях;
  • сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.

Министерство экологии

Отвечает за:

  • уборку помещений школы в конце четверти;
  • распределение классов для дежурства по школе;
  • помощь администрации в обеспечении порядка в школе;
  • проведение субботников;
  • оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.

Министерство печати и информации

Отвечает за:

  • формирование имиджа школы;
  • выпуск школьной газеты;
  • обмен информацией с другими организациями.

Министерство внутренних дел

Отвечает за:

  • дежурство в школе;
  • охрану порядка на школьных вечерах;
  • ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;
  • осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

 

Классное ученическое собрание

         Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

         Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.

         Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

Классный ученический совет

        Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции:

  • анализ;
  • контроль;
  • регулирование;
  • оценка и самооценка.

Временный совет дела:

  • организует подготовку и проведение коллективных творческих дел;
  • анализирует эффективность проведения КТД;
  • осуществляет связь с классными советами дела.

  НОРМАТИВНО-

ПРАВОВОЙ БЛОК

         Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:

  1. Устав школы.
  2. Положение о президенте и президентском совете.
  3. Правила для учащихся;
  4. Положение о министерствах.

         В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ

            БЛОК

        Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

анализ                                           планирование                                         организация

        

        

                                        Основные функции управления

контроль                                      регулирование                                          коррекция

         Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом

уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

         Результата планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).

        Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

        Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

        Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

               БЛОК

         Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черта характера.

         Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьезной работы с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым.

         Поэтому в нашей школе существуют педагоги, оказывающие помощь различным органам ученического самоуправления.

         В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и четко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. «Правила» стали теми нормами поведения, за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник.

         Работа над правилами для учащихся постоянно проводится лекторской группой, которая состоит из старшеклассников.

         Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал.

        Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. Рубрики самые разные:

  • «Вести из классов»;
  • «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся);
  • «Библиотека первого стихотворения» (для ребят, пишущих стихи);
  • «Наш календарь» (краткие рассказы об исторических датах, днях рождениях великих людей и т.д.);
  • «Высокая поэзия» (стихи известных авторов);
  • «Поздравляем!» (информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т.д.).

          Газеты выпускаются один раз в месяц.

          Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности, и результаты подаются в отдел науки и образования. Там определяют, кто нуждается в помощи товарищей, назначают «репетиторов». Мы пришли к выводу, что учащийся, по каким-то причинам отстающий или не усвоивший учебный материал, чувствует себя комфортней, когда ему помогает его товарищ, а не учитель. Часто бывает так, что ребята, получившие помощь такого рода, сами хотят стать помощниками и стремятся к членству в учебной комиссии.

          Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предложения по поводу того, как их можно провести. Для подготовки мероприятий создается совет дела (СД). Разрабатывается сценарий, распределяются роли. Министерство культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т.д. Совет дела определяет также качество и эффективность КТД.

   ПЛАН  ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА

МИНИСТРОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД  

   Сентябрь

I.

  1. Анализ работы совета учащихся (СУ) за предыдущий учебный год.
  2. Утверждение плана работы СУ на новый учебный год.
  3. Распределение шефства над классами.
  4. О подготовке общешкольного собрания учащихся.
  5. Об организации дежурства.

II.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. О подготовке к празднику, посвященному Дню учителя.
  3. О конкурсе «Лучший класс».
  4. О работе над «Правилами для учащихся».

 

     

     Октябрь

I.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Отчет отдела правопорядка о результатах рейда «Внешний вид учащихся».
  3. О плане проведения осенних каникул.

II.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. О подготовке к празднику «Очей очарованье».
  3. О ходе подготовки классов к зимнему периоду.
  4. Отчет отдела науки и образования об успеваемости учащихся.

 

     

     

      Ноябрь

I.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Отчет отдела правопорядка о качестве дежурства по школе.
  3. О подготовке к конкурсу «Фабрика звезд».
  4. Анализ праздника «Очей очарование».

II.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Отчет лекторской группы о проведенной работе над «Правилами для учащихся».
  3. Об организации работы по ремонту наглядных пособий и книг в школьной библиотеке.

 

     

     Декабрь

I.

  1. Подведение итогов трудовой деятельности за полугодие.

    Отчет отдела труда и заботы.

  1. Обсуждение плана зимних каникул.
  2. Отчет информационного отдела о проделанной работе.

II.

  1. Подведение итогов соревнования «Лучший класс» за полугодие.
  2. О подготовке к проведению интеллектуального марафона.
  3. О проведении новогодних праздников.
  4. О работе мастерской Деда Мороза.

 

     

     Январь

I.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Отчет отдела здравоохранения и спорта о проделанной работе. Результаты школьных соревнований.
  3. О подготовке к вечеру встречи с выпускниками.

II.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. О ходе интеллектуального марафона.
  3. Отчет отдела культуры и досуга о проведенной работе.
  4. О выполнении требований внутреннего распорядка.

 

     

    Февраль

I.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. О личных достижениях учащихся школы.
  3. О подготовке акции «Подарок воинам».

II.

  1. Итоги интеллектуального марафона.
  2. О подготовке к военно-спортивному конкурсу «К защите Родины готов!».
  3. О проведении акции «Подарок воинам».

 

     

     Март

I.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Результаты анализа пропусков уроков за 3 четверть. Отчет отдела правопорядка.

II.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Результаты рейда по сохранности учебников.
  3. О подготовке к военно-спортивной игре «Зарница».
  4. О проведении Дня здоровья.

 

     

    Апрель

I.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Анализ праздника смеха.
  3. О подготовке к игре-соревнованию «Безопасное колесо».

II.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Итоги успеваемости учащихся. Отчет отдела науки и образования.
  3. О результатах проверки чистоты закрепленных пришкольных участков. Информация отдела труда и заботы.

 

     

    Май

I.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. О подготовке к празднику «Последний звонок».
  3. О проведении операции «Сюрприз ветеранам».

II.

  1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
  2. Об организации ремонта классных комнат, подготовке их к каникулам. О подготовке к выпускному вечеру.
  3. Итоги соревнования «Лучший класс».

ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ

    САМОУПРАВЛЕНИЯ

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Министерство

образования

Праздник знаний. Оформление классных уголков. Подготовка ко Дню самообразования.

Исследование занятости учащихся в системе дополнительного образования. Проведение Дня самоуправления.

Министерство культуры

Торжественная линейка, посвященная 1 сентября. Музыкальное оформление и украшение площадки. Организация записи в кружки, секции. Подготовка к Празднику осени.

Концерт, посвященный Дню учителя. Праздник «Очей очарованье».Выставка рисунков.

Министерство спорта

День здоровья «Удаль богатырская». Организация подвижных перемен.

Соревнования по футболу (5-8-е классы). Соревнования по пионерболу. Проведение подвижных перемен.

Министерство печати и информации

Выпуск стенгазеты. Подготовка объявлений по текущим событиям в жизни школы.

Выпуск праздничных номеров стенгазет.

Министерство экологии

Распределение трудовых зон. Распределение шефов по классам. Планирование работы с подшефным классом. Каждая пятница – экологический субботник.

Подготовка классов к зимнему периоду. Поздравление пожилых людей в микрорайоне с Днем пожилого человека. Благоустройство школьного двора и микрорайона школы.

Министерство внутренних дел

Беседа «О правилах для учащихся». Организация дежурства.

Контроль за качеством дежурства. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). Участие в работе Совета профилактики. Рейд «Внешний вид учащихся».  

Месяц

Ноябрь

Декабрь

Министерство

образования

Историческая викторина «Колесо истории».

Анализ успеваемости за полугодие.

Министерство культуры

Выпуск стенгазет «Как мы провели каникулы».

Подготовка к проведению новогодних праздников. Новогодние праздники.

Министерство спорта

Беседы: «Как правильно организовать свой день» (1-4-е классы); «Твое свободное время» (5-8-е классы); «Укрепи свое здоровье» (9-11-е классы). Конкурс «За здоровый образ жизни». «Белая ладья» - соревнования по шахматам.

Городские соревнования по шахматам. Подготовка плана каникул.

Министерство печати и информации

Выставка рисунков «Скажи наркотикам – “нет”»

Выпуск праздничных стенгазет, посвященных новогодним утренникам.

Министерство экологии

Подготовка школы к зимнему периоду. Игра «Путешествие по профессиям». Изготовление кормушек для птиц.

Ремонт наглядных пособий и книг в школьной библиотеке. Работа в мастерской Деда Мороза. Благотворительная акция «С Новым годом, друг!» - поздравление ребят из соцприюта. Подведение итогов трудовой деятельности за полугодие.

Министерство внутренних дел

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе).

Анализ пропусков уроков без уважительной причины и опозданий. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе).  

Месяц

Январь

Февраль

Министерство

образования

Интеллектуальный марафон.

Уроки краеведения «Край мой родной». Книжная выставка «Солдаты Родины своей». Интеллектуальный марафон.

Министерство культуры

Выставка рисунков «Моя семья». Подготовка к празднику «Встреча со школой».

Выставка, посвященная Дню защитника Отечества. Вечер школьных друзей.

Министерство спорта

Встреча с врачом-наркологом. Мини-футбол (5-11-е классы). Баскетбол (5-7-е классы). Волейбол (8-9-е классы).  

Военно-спортивный конкурс «К защите Родины готов!» Анкетирование учащихся об их отношении к здоровому образу жизни. Неделя здоровья.

Министерство печати и информации

Выпуск стенгазеты:

  •  О Рождестве Христовом;
  •  Ко дню рождения В. Высоцкого.

Выставка стенгазет ко Дню памяти А.С. Пушкина, ко Дню защитника Отечества.

Министерство экологии

Подготовка изделий и поделок для выставки технического творчества. Подготовка подшефными поделок – сувениров для ветеранов. Подкормка зимующих птиц.

Трудовой десант. Рейд по проверке состояния классных комнат. Встреча с ветеранами ВОВ. Акция «Подарок воинам».  

Министерство внутренних дел

Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). Контроль за качеством дежурства.  

Индивидуальные беседы с учащимися, входящими в «группу риска». Работа над «Правилами для учащихся» (по программе).

Месяц

Март

Апрель

Май

Министерство

образования

Подведение итогов интеллектуального марафона. Рейд по сохранности учебников.

Итоги успеваемости учащихся по классам.

Классные часы, посвященные Дню Победы. Праздник «Последний звонок».

Министерство культуры

Выставка стенгазет «Милым и дорогим..» Конкурс «Мисс Золушка» (1-4-е классы). Конкурс «Мисс 2005» (6-8-е классы). Вечер «В честь прекрасных дам» (9-11-е классы).

Праздник «Веселый балаганчик», посвященный Дню смеха. Городской конкурс-фестиваль самодеятельного художественного творчества.

Репетиции к празднику «Последний звонок» и выпускному вечеру

Министерство спорта

Спортивные соревнования допризывной молодежи (10-11-е классы). Подготовка к военно-спортивной игре «Зарница».

Игра-соревнование «Безопасное колесо». Выставка рисунков «Алкоголь – яд и обман». Военно-спортивная игра «Зарница». Веселые старты (2-3-е классы). День здоровья.

Эстафета, посвященная 9 мая. Однодневные походы. Учебно-полевые сборы.  

Министерство печати и информации

Подготовка информации для статьи в газету «Приазовские степи». Выпуск стенгазеты о Международном женском дне.

Выпуск стенгазет:

  • о Дне смеха;
  • о Всемирном дне здоровья;
  • о Дне Земли.

Радиогазета «Не дай себе погибнуть».

Выпуск стенгазеты, посвященной Дню Победы.

Министерство экологии

Генеральная уборка школы, классных комнат. Помощь ветеранам. Подготовка к каникулам.

Подготовка сувениров-поделок для ветеранов. Рейд по проверке чистоты закрепленных участков.

Подготовка классных комнат к каникулам. Встреча с ветеранами войны. Операция «Сюрприз ветеранам». Беседы по профориентации.

Министерство внутренних дел

Анализ пропусков учащихся за 3 четверть. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе).

Контроль за дежурством по классу, школе. Индивидуальные беседы с нарушителями порядка и прогульщиками. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе).

Подведение итогов соревнования «Лучший класс».

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся

Данная работа раскрывает сущность школьного самоуправления, его основное предназначение, задачи ,принципы построения и развития,его воспитательное значение, а также какую роль играет школьное самоупра...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

система ученического самоуправления

Система школьного ученического самоуправления представляет собой взаимосвязующие звенья одной цепи, где дети и взрослые делят функции управления школьной жизнью. Детское самоуправление начинается с ма...

«Управление развитием системы ученического самоуправления».

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание воспитательных систем в общеобразова...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...