Рабочая программа кружка «моделирование» на 2016-2017 учебный год
рабочая программа на тему

Толстякова Римма Халиловна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_555itog.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Перхляйская основная общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании                                                               Утверждена руководителем образова-

Методического объединения                                                                                  тельного  учреждения

Председатель МО______________                                                                        ________________________________

«____» ____________2016г.                                                                                    «____» ____________________2016г

_____________________________                                                                          ________________ЧумаеваС.Н.

                                                                                                                                                               

Рабочая программа кружка

«моделирование»

на 2016-2017 учебный год

                                                                                                          Составитель :Толстякова Р.Х.

                                                                  2016год.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

  Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

 

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке  выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Программа по курсу “ моделирование” состоит из 6 разделов:

-   Введение;

-   Плоскостные композиции ;

-   Объёмное моделирование ;

-   Оригами;

-   Аппликации;

-   Заключение.

Цели данной программы:

1. Личностная.

По итогам имеющихся исследований , занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

 восприятия (целостности и структурности образа);

 внимания (концентрации и устойчивости);

 памяти (зрительной и кинестетической);

 мышления (пространственного, креативного).

Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.

2. Профессиональная

Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.

3. Общекультурная.

Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.

2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).

4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.

5.  Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал “Оригами” или  непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).

,

.

 Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:

 *           учебные занятия групповые ,по 1 часу 1 раз в неделю.

*           учебные группы формируются по возрасту;

*           учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.

 Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

Воспитательный процесс организован путём:

*                  совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся  делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);

*                  поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража  - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок  к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.

*                  выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений  сложить из подручных  материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Годовая учебная программа рассчитана на 34ъ                                                                                                                                                                         часа. В состав программы входят следующие части:

*                  теория техники моделирования;

*                  практические задания;

*                  знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;

*                  умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;

*                  техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.

*                  наглядные пособия и оборудование;

*                  межпредметные связи.

 На год:

N

 

п/п

Разделы

всего

 

 

(S)

I

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

II

Плоскостные композиции:

11

А.

Моделировании из бумаги.

3

Объёмное моделирование

10

А

Моделирование новогодних игрушек.

Б

Объёмные геометрические фигуры.

4

Оригами.

3

5

Аппликации

7

6

Заключение

2

Всего

34ч.

.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по курсу « моделирование” необходимы следующие условия:

*    материально-технические условия:

- Наборы бумаги для занятий.

- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.

- В качестве дополнительного оборудования

могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM,   Internet- материалами по оригами.

*                  методические условия

- Набор моделей по основным темам курса

- Шаблоны

- Выкройки-развёртки

- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

- Тематическая литература

- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)

*                  кадровые условия

- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.

*                  внешние условия

- наличие тематического учебно-методического журнала

- проведение тематических выставок

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    “Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.

2.    Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.

3.    Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.

4.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

5.    Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.

6.    Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.

7.    Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.

8.    Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.

9.    Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.

10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.

11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.

13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска). 

15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.

16. Пудова В.П.Лежнёва  Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.

17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.

18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.

19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.

21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с. 

 

 

Примерное календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Вид занятия

Дата проведения

 По плану

Фактическая

дата

1.

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

лекция

4(сентябрь)

2

Плоскостные композиции

А)

Моделирование из бумаги

2.

2.1

Экскурсия в школьный сад. Осенний пейзаж: формы, очертания, окрас…

1

Экскурсия, наблюдения

11

3

2.2

Ветви деревьев( берёзовые и кленовые) Изготовление деталей по шаблону

1

практ

18

4

2.3

Итоговое оформление композиции «Ветви».

1

Практ.

25

5.

2.4

Солнышко. Анализ. Изготовление деталей модели.

1

Исследование, практ.

2(октябрь)

6.

2.5

Солнышко. Итоговое оформление модели.

1

Практ.

9

7.

2.6

В мире животных. Животный мир нашего края.

1

Лекц.

16

8.

2.7

Модель « Лисица». Приёмы и технологии изготовления модели.

1

Практ.

23

9.

2.8

Модель « Лисица». Работа по шаблону.

1

Практ.

30

10.

2.9

Итоговое оформление модели « Лисица».

1

Практ.

(Ноябрь)14

11.

2.10

День Матери. Изготовление поздравительной открытки.

1

Практ.

21

12.

2.11

Итоговое оформление открытки.

1

практ

28

3

Объёмное моделирование

А)

Моделирование новогодних игрушек

13.

3.1

Модель «Конфета» Приёмы и способы изготовления.

1

Практ.

Декабрь) 2

14.

3.2

Модель «Конфета» Украшение. Итоговое оформление.

1

Практ.

9

15.

3.3

Модели «Ёлка», «Шар». Изготовление модулей

1

Практ.

16

16.

3.4

Изготовление моделей «Ёлка», «Шар».

1

Практ.

23

17.

3.5

Итоговое оформление, украшение моделей.

1

Практ.

Б)

Объёмные геометрические фигуры

18.

3.6

Какие бывают фигуры. Различие между плоскостными и объёмными фигурами.

1

Лекц.

19.

3.7

Квадрат. Куб. Изготовление развёртки куба.

1

Практ.

20.

3.8

Куб. Приёмы склеивания.

1

Прак.

21.

3.9

Пирамида. Изготовление развёртки.

1

Практ.

22.

3.10

Итоговое  оформление модели «Пирамида».

1

Практ.

4

Оригами

23.

4.1

Оригами. История оригами. Техника выполнения.

1

Беседа, практ.

24.

4.2

« Собака»

1

Практ.

25.

4.3

«Тюльпан»

1

практ

5

Аппликация

26

5.1

Аппликация. Техника выполнения. Какие бывают аппликации.

1

Лекция с использ . интернета.

27.

5.2

Аппликация из полосок.

1

Практ.

28.

5.3

Аппликация из скрученных салфеток.

1

Практ.

29.

5.4

Аппликация из скрученных салфеток.

1

Практ.

30

5.5

Проект «Весна» Составление плана

1

Лекция,практ.

31.

5.6

Проект « Весна». Изготовление деталей.

1

Пркакт.

32.

5.7

Проект « Весна» итоговое оформление.

1

Практ.

 

6

Заключение.

33.

6.1

Подготовка к выставке «Очумелые ручки»

1

Практ.

34.

6.2

Выставка « Очумелые ручки.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа для 5 класса история на 2016-2017 уч год...

Рабочая программа Starlight 2 на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа Starlight 2 на 2016-2017 учебный год. Надеюсь кому-то поможет...

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017.  Учебник "География России. Население и хозяйство". Авторы учебника В.П. Дронов, В.Я. Ром...

Рабочие программы по информатике на 2016-2017 учебный год

Материал будет интересен учителям общеобразовательных учреждений...

Программа кружка " Квант" на 2016-2017 учебный год.

Актуальность программы: данная программа дополнительного образования построена с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться математикой и подготовиться для участия в олимпиадах различного ...

АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 8 класса по программе КРО VII вида

Настоящая программа по математике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...

Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет

Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет...