Программа по патриотическому воспитанию
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в тоже время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующий не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задая современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patrioticheskogo_vospitaniya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите.

Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм»,  патриотическое воспитание рассматривается как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений, патриотического сознания и устойчивых норм патриотического поведения.

Сегодня в системе образования сложились различные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Патриотическое воспитание пронизывает все компоненты образования: обучение, внеклассную и внешкольную работу.

Педагогический коллектив колледжа-интерната «Центр искусств для одарённых детей Севера» и в учебной, и во внеклассной работе использует различные формы и методы патриотического воспитания школьников и студентов с учётом специфики учебного учреждения.

В своей работе я особое внимание уделяю формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, национального самосознания через систематическую и целенаправленную воспитательную деятельность, используя различные формы работы. В условиях колледжа-интерната, когда кроме уроков в общеобразовательной школе, дети большую часть времени посвящают занятиям по выбранному ими виду эстетической деятельности, воспитателю необходимо очень четко планировать воспитательную работу, конкретизируя ее основные направления. Одно из таких направлений – патриотическое воспитание.

Воспитание патриота проходит ряд ступеней. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Эта первая ступень. Вторая ступень идёт через воспитание любви к малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Третья ступень – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому и своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится так же любовью к своему городу, к своему селу, к своей природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Опираясь на слова Д.С. Лихачева, предложенная Программа включает в себя следующие направления: «Я и моя семья. Моя школа», «Мой край родной», «Моя Россия». В каждом направлении определено примерное содержание воспитательной работы и рекомендованы методы, формы и примерная тематика воспитательных дел.

Цель: формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Задачи.

1.Способствовать становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

2.Создать условия для формирования духовно-богатого, социально-                                       активного гражданина.

3. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России.

4. Формировать представление о воинском долге и верности Отечеству.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий по патриотическому воспитанию. Программа позволяет в процессе воспитательной деятельности опираться и соблюдать следующие принципы:

- систематичность и целенаправленность,

- ориентация на ценностные отношения,

- дополняемость и маштрабируемость,  

- деятельностный и краеведческий подход. 

 Для реализации данной программы целесообразно использовать разнообразные активные формы и методы организации воспитательной деятельности учащихся, учитывая воспитательные возможности внешкольных учреждений: Государственная центральная Окружная библиотека, Ханты-Мансийское окружное отделение всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Ханты-Мансийского окружного отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Ханты-Мансийского окружного отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», МБОУ «ЦДО «Патриот», музеи. Предложенные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества, встречи с ветеранами, участниками боевых действий, с интересными людьми.

В результате осуществления Программы ожидается:

         - повышение эффективности патриотической работы;

- повышение патриотического сознания, нравственных и этических

  ориентиров;    

- формирование гражданской грамотности учащихся;

- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.  

II. Содержание Программы.

  1. 1. Я и моя семья. Моя школа.

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности, формирование убеждения, что школа – это твой дом.

Задачи:

1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2.Вырабатывать потребность изучать родословную своей семьи, соблюдать традиции и передавать их потомкам.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

4. Воспитывать уважение к школе, в которой учишься, гордость за звание ученика ЦИОДС.

Содержание воспитательной работы

Рекомендуемые методы, формы и примерная тематика воспитательных дел.

Моя школа. Я ученик ЦИОДС.

Семья как защищенность человека. Мать и отец – безусловная ценность для каждого человека. Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота друг о друге в семье. Любовь как основа семейной жизни. Значение каждого члена семьи для ее благополучия.

Классный час: «Права и обязанности ученика», «И это всё о нас…», «Вот какие замечательные братья и сёстры!», «Образ матери в произведениях хантыйских и мансийских поэтах, писателей», «Профессии в моей родословной», «Детство наших бабушек и дедушек», «Традиции семьи в песнях, играх и обрядах».

Праздник: «День знаний», «Нежная, добрая моя мама».

Беседа: «Мы учащиеся МБОУ СОШ №4, а это значит…», В гостях у бабушки», «Моя мама», «Я в своей семье».

Экскурсия: «История МБОУ СОШ №4».

Мини-проект: «Дом, который мы построим», «Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Герб семьи» (участие родителей), «Семейные династии», «История моей семьи в истории города, села».

Диспут: «Как появилась моя семья» (участие родителей), «Мама и папа – мои самые дорогие»

Конкурс-выставка рисунков: «Моя дружная семья», «Моя бабушка», «Моя мама», «Букет для мамы», «Герб моей семьи», «Образ женщины – сквозь века».

 Выпуск стенгазеты: «Мой дедушка и папа в армии».  

 «КТД: «Известные женщины Югры».  

 Конкурс рассказов о своем доме.   Конкурс семейного творчества: «Крепка семья - крепка Россия».

  1. 2. Мой край родной.

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Вырабатывать потребность у учащихся изучать историю родного края.

2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

Содержание воспитательной работы

Рекомендуемые методы, формы и примерная тематика воспитательных дел.

С чего начинается Родина. Биография родного края. Мой округ. Символы ХМАО-Югры. Жители округа. Столица Югры – Ханты-Мансийск. Мой дом. Моя малая Родина. Моя гордость – мои земляки. Культура, спорт родного края. Природа родного края.

Классный час: «С чего начинается Родина», «Заповедные места Югры», «Ханты-Мансийск –старый и молодой», «Из истории родного города, села».

Игра-путешествие: «Ханты-Мансийский округ на карте России», «Традиционные промыслы народов Севера», «Народы севера России», «Мой город (село) на карте Ханты-Мансийского округа», «Памятники культуры и архитектуры Ханты-Мансийска, моего родного города (села)».  

Устный журнал: «История Югры в истории России», «Природа моего края».

Мини-проект: «Символы Ханты-Мансийского округа, районов и родного города», «Мой край»

 Заочная экскурсия: «Первые поселенцы на хантыйской земле. Погост, селение, городища», «Увлекательное путешествие по Югре».

Фотовыставка: «Югра – любовь моя!», «Лучший город на земле», «Красота родной природы».

Праздник: «Фольклор, традиции, обычаи коренных народов Севера». Национальные праздники, игры (Вороний праздник, Медвежьи игрище), «Родник».

Конкурс: мини-сочинения: «Самый красивый уголок моего края», конкурс плакатов, рисунков: «Береги природу».  

Экскурсия: «Памятные места Ханты-Мансийска», «Тоурма- музей под открытым небом», «Музей Природы и человека».

Беседа, встречи с интересными людьми: «Какие люди в моем городе (селе) живут!», встреча с почётными жителями г. Ханты-Мансийска.

 Викторина: «Памятные места моего города, села».

  1. 3. Моя Россия.

Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Содержание воспитательной работы

Рекомендуемые методы, формы и примерная тематика воспитательных дел.

 Этапы большого пути: история государства Российского. Символы государства. Гимн. Герб. Флаг. Конституция Р.Ф.  Народы России. Праздники народов России. Памятные даты истории. Экология страны.

Классный час: «Страна, где я живу», «Государственные символы России. Традиции празднования», «Основной Закон. На пути к конституции», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Георгиевская ленточка – символ праздника Победы», «Основные этапы Великой Отечественной войны», «Герои и подвиги».

Выставка рисунков: «Моя Россия», «Я только слышал о войне», «Война глазами детей».

Праздники: «Россия – Родина моя», «Здесь белоствольная Россия», «Преданья старины глубокой», «День единства России», «Живая память», «День победы».

Устный журнал: «Геральдика России», «Шаги истории», «Заочное путешествие по основным городам России».

Конкурс стихов: «Русь, Россия, Родина моя», «Поэзия и Великая Отечественная война» «Дети о войне».

Мини-проект: «Народные праздники». «Вклад моей семьи в великую победу».

Беседа: «Хранители земли русской»,

«Патриот, патриотизм. Что это значит?»

Урок мужества: «Афганистан – наша память», «Солдатские письма», «Чтим великий День Победы».

Игра-соревнование для мальчиков в День защитника Отечества: «Буду в Армии служить».

Поэтический вечер: «Поэты Великой Отечественной войны».

Литературно-музыкальные композиции ко Дню Победы: «Цветы и порох»,  «Солдаты России».

Акция: «Поздравление ветеранов ВОВ. Выступление, подарки», «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»». 

 

Литература

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. - М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников. - 2003. – № 1.

10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002.- № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания...

Программа по патриотическому воспитанию "Стань гражданином и патриотом"

Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Она расчитана на два года для учащихся 10-...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...