Внеклассное мероприятие «Математическая мозаика» (игра для учащихся 9 – 11 классов)
план-конспект на тему

Череватый Борис Васильевич

Цели игры: развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;  демонстрация красоты математики в окружающем мире, а так же тесной взаимосвязи с различными областями её применения.

Перед началом игры учащиеся 9 – 11 классов делятся на две сборные команды (до 7 человек). Разделение осуществляется следующим образом. Два капитана (выбираются заранее) по очереди набирают себе команду из присутствующих. Сформированные таким образом команды  рассаживаются за столы. В течение 2-х минут команды придумывают себе название. Учитель записывает названия команд в таблицу фиксирования результатов игры, заранее заготовленную на классной доске. В  столбцах таблицы ассистент учителя будет фиксировать баллы, набранные командами по ходу игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vn_merop.rar784.58 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Математическая мозаика»

(игра для учащихся 9 – 11 классов)

Цели игры:

  • развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;
  • демонстрация красоты математики в окружающем мире, а так же тесной взаимосвязи с различными областями её применения;
  • развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска (или экран),  презентация игры (выполнена Microsoft Power Point 2007), сигнальные таблички, таблички для названия команд (на столах), два маркера.

Ход игры

Перед началом игры все учащиеся 9 – 11 классов, желающие принять в ней участие, делятся на две сборные команды (до 7 человек). Разделение осуществляется следующим образом. Два капитана (выбираются заранее) по очереди набирают себе команду из присутствующих.  Сформированные таким образом команды  рассаживаются за столы. В течение 2-х минут команды придумывают себе название и записывают его маркером на табличках, которые заранее приготовлены на столах. Учитель записывает названия команд в таблицу фиксирования результатов игры, заранее заготовленную на классной доске.

Название 1-й команды

Название 2-й команды

В  столбцах таблицы ассистент учителя будет фиксировать баллы, набранные командами по ходу игры.

Учитель. Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на игре «Математическая мозаика» (слайд 2). Эта игра названа так потому, что вопросы, которые в ней прозвучат, продемонстрируют вам красоту математики в окружающем мире, а так же её тесную связь с другими областями знаний. У этой игры простые правила.

Правила игры

Вопросы игры разбиты на шесть категорий (слайд 3):

«Великие и знаменитые»

Вопросы этой категории о знаменитых людях, так или иначе, связанных с математикой.

«Шифровальщик»

В этой категории с помощью ребусов зашифрованы математические понятия или названия геометрических фигур.

«Карта мира»

Вопросы этой категории связывают математику и географию.

«Мир культуры»

Вопросы этой категории связывают математику и мировую культуру.

«Чудеса природы»

Вопросы этой категории связывают математику и природу.

«Среднее арифметическое»

Вы знаете, чтобы найти среднее арифметическое двух чисел, нужно сложить эти числа и результат разделить на два. В вопросах этой категории необходимо отыскать среднее арифметическое не чисел, как на уроках математики, а тех предметов и существ, которые вам будут предложены. При ответе на эти вопросы нужно проявить смекалку, сообразительность и чувство юмора.

Команды с экрана выбирают категорию вопроса и его стоимость. Право выбора первого вопроса определяется жеребьевкой.

Право ответа на вопрос принадлежит команде, первой поднявшей сигнальную табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. В случае неверного ответа обеих команд право выбора следующего вопроса автоматически переходит к другой команде.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Учитель. И напоследок, простые правила поведения. Во время игры  вам необходимо:

  • вести себя спокойно, но не отсиживаться;
  • задания выслушивать до конца;
  • не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
  • быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
  • быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам.

ВОПРОСЫ ИГРЫ

Категория «Великие и знаменитые»

Вопрос 1 (Слайд 4)

Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских  играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?

(ПИФАГОР)

Вопрос 2 (Слайд 5)

Кто из этих знаменитых людей является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?

(Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Вопрос 3 (Слайд 6)

Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученный?

(АРХИМЕД)

Вопрос 4 (Слайд 7)

Этот знаменитый ученый измерил высоту египетской пирамиды, не влезая на неё. Кто он?

(ФАЛЕС)

Вопрос 5 (Слайд 8)

С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…

«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …

— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»

(М. В. ЛОМОНОСОВ)

Категория «Шифровальщик»

Вопрос 1 (Слайд 14)

Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано

   (ПОВЕРХНОСТЬ)

Вопрос 2 (Слайд 15)

Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано

Image6    (ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД)

Вопрос 3 (Слайд 16)

Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано

Копия Image5    (ОТРЕЗОК)

Вопрос 4 (Слайд 17)

Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано

Image5   (СИММЕТРИЯ)

Вопрос 5 (Слайд 18)

Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано

Копия Image6   (ПЕРПЕНДИКУЛЯР)

Категория «Карта мира»

Вопрос 1 (Слайд 24)

Многогранник из Египта – это…

(ПИРАМИДА)

Вопрос 2 (Слайд 25)

Название какого города в Крыму состоит из двух мужских имён и натурального числа?

(СЕВАСТОПОЛЬ)

Вопрос 3 (Слайд 26)

Какое число входит в название коренного населения Мордовии?

(ДВА)

Вопрос 4 (Слайд 27)

Спящий или бодрствующий географический конус – это…

(ВУЛКАН)

Вопрос 5 (Слайд 28)

Название какого государства скрывается в математическом выражении А3?

(КУБА)

Категория «Мир культуры»

Вопрос 1 (Слайд 34)

Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?

(А. С. ПУШКИН)

Вопрос 2 (Слайд 35)

Какое натуральное число присутствует в названии известной картины Ивана Айвазовского?

(ДЕВЯТЬ)

Вопрос 3 (Слайд 36)

Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича?

(КВАДРАТ)

Вопрос 4 (Слайд 37)

Какая геометрическая фигура занимает центральное место на известной картине Пабло Пикассо?

(ШАР)

Вопрос 5 (Слайд 38)

Назовите «математическое» направление в изобразительном искусстве начала ХХ века

(КУБИЗМ)

Категория «Чудеса природы»

Вопрос 1 (Слайд 44)

Назовите геометрический вид тополя

(ПИРАМИДАЛЬНЫЙ)

Вопрос 2 (Слайд 45)

Вечнозеленый конус – это…

(КИПАРИС)

Вопрос 3 (Слайд 46)

Какое математическое понятие объединяет эти живые организмы?

(ОСЬ)

Вопрос 4 (Слайд 47)

Какое геометрическое преобразование фигур демонстрируют эти красавицы?

(ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ)

Вопрос 5 (Слайд 48)

Какая геометрическая фигура очень больно кусается,  иногда со смертельным исходом?

(КОНУС – МОРСКОЙ МАЛЮСК)

Категория «Среднее арифметическое»

Вопрос 1 (Слайд 54)

Среднее арифметическое ежа и проволоки... 

(КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА)

Вопрос 2 (Слайд 55)

Среднее арифметическое женщины и рыбы...

(РУСАЛКА)

Вопрос 3 (Слайд 56)

Среднее арифметическое мужчины и коня…

(КЕНТАВР)

Вопрос 4 (Слайд 57)

Среднее арифметическое велосипеда и мотоцикла... 

(МОПЕД)

Вопрос 5 (Слайд 58)

Среднее арифметическое холодильника и вентилятора... 

(КОНДИЦИОНЕР)

Подведение итогов игры

По окончании игры (переход со слайда 3 на слайд 64) подсчитываются баллы, заработанные каждой командой. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Всем победителям торжественно вручаются дипломы, а участникам другой команды – благодарности за участие в игре (слайд 65).

«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …

— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»

АРХИМЕД ИЗ СИРАКУЗ

Его военные машины заставили римлян отказаться от попыток взять город штурмом и вынудили их перейти к длительной осаде. При взятии города римскими войсками Архимед был убит римским солдатом, которого Архимед встретил словами: «Не трогай моих чертежей». Архимед во время нападения на него решал геометрическую задачу. На могиле Архимеда был поставлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Благодаря этому памятнику и была позднее обнаружена могила Архимеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящими олимпийскими играми в Сочи,актуальностью данной темы ,я решила провести это мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящей олимпиадой в Сочи и актуальностью данной темы, я решила провести это мероприятие....

внеклассное мероприятие "Математическая мозаика"

Цели меропртиятия:−       развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;−...

Внеклассное мероприятие "Математическая мозаика" дя 8-9 классов.

Внеклассное мероприятие«Математическая мозаика» (игра для учащихся 8 – 9 классов) Цели игры:−       развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора...

Сценарий внеклассного мероприятия "Математическая мозаика"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-11 классов. Мероприятие направлено на привитие интереса к предмету, носит познавательный характер, способствует расширению кргозора....

Внеклассное мероприятие "Математическая мозаика"

Цель: создание условий для определения проблемной ситуации и соревнования команд; активизировать мышление учащихся, превратить процесс обучения на занятии в активную поисковую деятельность; пробудить ...