Жизнь как дияние
классный час (8, 9 класс) на тему

"Цель жизни - благоденствие и счастье всего человечества" - Я. Больяй. В чем назначение Человека? Над этим вопросом люди задумывались вовсе времена. Народная мудрость гласит "Жизнь - это не то, что прожил, а то, что сделал". Известно изречение о том, что человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. Тогда его жизнь оправдана. Получается, что в основе человеческого бытия - деяния  человека. А вы согласны с этим? Что можно считать деянием? Что для вас "смысл жизни"? На эти и другие вопросы мы попробуем вместе разобрать на нашем занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._zhizn_kak_deyanie.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь как деяние.

                                                             Цель жизни – благоденствие и счастье

                            всего человечества.

                                                                                                             Я. Больяй.

        Цель: - определение понятия «ценность»;

                     - способствовать формированию жизненной позиции учащихся;

                     - формировать умение выбора основных целей жизни и

                   

Мудрые мысли.

Л.Н.Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека учувствовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».

О.Уайльд: «Смысл жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».

Сенека: «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длиться, а то, насколько хорошо она сыграна».

К.Д. Ушинский: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. Удовлетворите все желания человека, но отымите у него цель жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он».

Ф.М. Достоевский: «Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».

 

Анализ предыдущих домашних работ.

Ход занятия.

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко.

Хотя у всех живущих на планете,

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далеких предков размышленья

Стучаться к нам сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ведь так не просто нам порой,

Решить, как поступить.

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Чтоб выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Как путник, изнывающий от жажды,

Мечтает к роднику припасть,

Так человек стремиться поскорей

С души привычки сбросить власть.

Стать справедливей и мудрей.

И, наконец, понять,

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять.

И званье Человека заслужить?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, каков смысл его жизни, как надо жить? Каждый человек в какой-то период своего существования ищет смысл жизни. Человек ставит вопрос: а зачем я живу? В чем смысл моей жизни? К чему я стремлюсь?

В народе говорят: «Только круглый глупец полностью собой доволен». Вы согласны с этим?

Вывод:  если человек собой доволен,  то он считает, что ему не надо больше ни к чему стремиться, что он уже многого достиг.

Нормальный человек находится в постоянном жизненном поиске. Даже богатый человек в определенный момент задает себе вопрос: «А зачем мне это богатство?». Смысл жизни каждый человек определяет свободно, исходя из своего понятия об отношении человека к человеку, человека к обществу, из своего внутреннего состояния.

«Жизнь – это не то, что прожил, а то, что сделал», - гласит народная мудрость. Известно изречение о том, что человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. Тогда его жизнь оправдана. Как вы можете прокомментировать эту мысль?

Получается, что в основе человеческого бытия – деяния человека. Согласны ли вы с этим?

Есть выражение – «жизнь как деяние». А что можно считать деянием? (ответы учащихся).

Следовательно, деяние – это реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений, своего потенциала. Значит, это не только конкретные физические действия, но и труд мысли, труд души.

Нередко неудачи приводят к ощущению бессмысленности жизни, к чувству безнадежности. А это может привести к плохим последствиям (наркотики, алкоголь, самоубийство). 17-19 лет происходит переосмысление идеалов, ценностей. И молодые люди со слабым характером часто теряются, что приводит к самоубийствам. В этом возрасте самый большой процент самоубийств. Л. Н. Толстой сказал: «Человек лишь тогда по настоящему дорожит своей жизнью, когда у него есть нечто дороже своей жизни».

Расскажите, пожалуйста, о том бесконечно дорогом, ради которого вы живете.

Но человек живет в обществе, среди других людей. Как вы думаете, имеет ли человек право распоряжаться своей жизнью без оглядки на других?

Человек живет в обществе людей, вне общества он жить не может. И пользуется всеми благами, созданными обществом. Стало быть, по логики, он обязан быть полезным обществу, служит ему. Таков объективный закон жизни: общество – человеку, человек – обществу! Лучшие умы человечества выработали мудрый совет: «Человек родился для того, чтобы жить с пользой, быть полезным людям, обществу, он родился для добрых дел. В этом заключается смысл жизни человека, в этом его предназначение».

Можно представить человечество в виде оркестра, исполняющего какую-то мелодию. Чтобы игра получилась слаженной необходимо два условия: первое – каждый инструмент должен быть настроен, второе – каждый должен вступать в положенный момент, чтобы не нарушать общей гармони. Но мы с вами не учли одного. Мы еще не спросили: какую музыку хочет сыграть оркестр? И первое, и второе условие могут быть выполнены, но выступление не будет успешным, если музыкантам заказана танцевальная музыка, а они будут играть похоронный марш. Следовательно, нужно определить для оркестра общую мелодию, а для человечества общую цель человеческой жизни.

Философ Е.Трубецкой, размышляя о цели жизни, о том, для чего человек создан, писал: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представлена в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить».

Смысл жизни и цель жизни – понятия не совсем однозначные. Смысл жизни – понятие более глубокое, чем конкретная цель жизни, всеобъемлющее, это линия жизни. Например, один человек хочет выращивать высокие урожаи пшеницы, другой мечтает стать врачом, третий- композитором. Конкретные цели у них разные, смысл жизни один – приносить пользу людям. Конечно, забота о личном благе, как писал Р.Ролан, вполне естественна, необходима, и нельзя ее сбрасывать со счетов. Но если заботиться только об этом, жизнь станет мелкой. Нет ничего постыднее, - писал Д.Писарев, - как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.

Поиск человеком смысла своей жизни тесно связан с возрастными особенностями. В каждом возрасте человек видит себя и окружающее по разному, а, следовательно, по-разному отвечает на вопросы: «зачем?», «для чего?», «что мне со всем этим делать?»

О. Мандельштам

Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок

В темнице мира я не одинок –

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло,

Запечатлеется на нем узор

Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть –

Узора милого не зачеркнуть.

Представьте себе свою жизнь как большую гору, на которую вы взбираетесь. И вы имеете волшебную возможность, стоя на снежной солнечной вершине среди синего-синего неба, взглянуть на свою жизнь и определить, что вы сумели осуществить, какие ваши потенциальные возможности реализуются, какие нет. Представьте себе эту картину.

Поэт Саади говорил:

Делами обусловлен мир,

И имя же вся жизнь людей,

И все вращается вкруг дел:

Они, как ось для колеса.

Домашнее задание. Напишите мини сочинения-рассуждения, отвечая на вопросы:

- что такое жизнь для тебя?

- что сейчас для тебя главное в жизни?

- каковы твои цели, чего ты хочешь добиться в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....