Жизнь как дияние
классный час (8, 9 класс) на тему
"Цель жизни - благоденствие и счастье всего человечества" - Я. Больяй. В чем назначение Человека? Над этим вопросом люди задумывались вовсе времена. Народная мудрость гласит "Жизнь - это не то, что прожил, а то, что сделал". Известно изречение о том, что человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. Тогда его жизнь оправдана. Получается, что в основе человеческого бытия - деяния человека. А вы согласны с этим? Что можно считать деянием? Что для вас "смысл жизни"? На эти и другие вопросы мы попробуем вместе разобрать на нашем занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._zhizn_kak_deyanie.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь как деяние.
Цель жизни – благоденствие и счастье
всего человечества.
Я. Больяй.
Цель: - определение понятия «ценность»;
- способствовать формированию жизненной позиции учащихся;
- формировать умение выбора основных целей жизни и
Мудрые мысли.
Л.Н.Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека учувствовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».
О.Уайльд: «Смысл жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».
Сенека: «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длиться, а то, насколько хорошо она сыграна».
К.Д. Ушинский: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. Удовлетворите все желания человека, но отымите у него цель жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он».
Ф.М. Достоевский: «Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».
Анализ предыдущих домашних работ.
Ход занятия.
Не зря пословица гласит,
Что жизнь прожить – не поле перейти:
Она немало трудностей таит,
И место в ней свое найти
Бывает человеку нелегко.
Хотя у всех живущих на планете,
Стремленье к этому так велико,
Что через множество столетий
Далеких предков размышленья
Стучаться к нам сейчас.
Их мысли и сомненья
И нас тревожили не раз.
Ведь так не просто нам порой,
Решить, как поступить.
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Чтоб выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Как путник, изнывающий от жажды,
Мечтает к роднику припасть,
Так человек стремиться поскорей
С души привычки сбросить власть.
Стать справедливей и мудрей.
И, наконец, понять,
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять.
И званье Человека заслужить?
Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, каков смысл его жизни, как надо жить? Каждый человек в какой-то период своего существования ищет смысл жизни. Человек ставит вопрос: а зачем я живу? В чем смысл моей жизни? К чему я стремлюсь?
В народе говорят: «Только круглый глупец полностью собой доволен». Вы согласны с этим?
Вывод: если человек собой доволен, то он считает, что ему не надо больше ни к чему стремиться, что он уже многого достиг.
Нормальный человек находится в постоянном жизненном поиске. Даже богатый человек в определенный момент задает себе вопрос: «А зачем мне это богатство?». Смысл жизни каждый человек определяет свободно, исходя из своего понятия об отношении человека к человеку, человека к обществу, из своего внутреннего состояния.
«Жизнь – это не то, что прожил, а то, что сделал», - гласит народная мудрость. Известно изречение о том, что человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. Тогда его жизнь оправдана. Как вы можете прокомментировать эту мысль?
Получается, что в основе человеческого бытия – деяния человека. Согласны ли вы с этим?
Есть выражение – «жизнь как деяние». А что можно считать деянием? (ответы учащихся).
Следовательно, деяние – это реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений, своего потенциала. Значит, это не только конкретные физические действия, но и труд мысли, труд души.
Нередко неудачи приводят к ощущению бессмысленности жизни, к чувству безнадежности. А это может привести к плохим последствиям (наркотики, алкоголь, самоубийство). 17-19 лет происходит переосмысление идеалов, ценностей. И молодые люди со слабым характером часто теряются, что приводит к самоубийствам. В этом возрасте самый большой процент самоубийств. Л. Н. Толстой сказал: «Человек лишь тогда по настоящему дорожит своей жизнью, когда у него есть нечто дороже своей жизни».
Расскажите, пожалуйста, о том бесконечно дорогом, ради которого вы живете.
Но человек живет в обществе, среди других людей. Как вы думаете, имеет ли человек право распоряжаться своей жизнью без оглядки на других?
Человек живет в обществе людей, вне общества он жить не может. И пользуется всеми благами, созданными обществом. Стало быть, по логики, он обязан быть полезным обществу, служит ему. Таков объективный закон жизни: общество – человеку, человек – обществу! Лучшие умы человечества выработали мудрый совет: «Человек родился для того, чтобы жить с пользой, быть полезным людям, обществу, он родился для добрых дел. В этом заключается смысл жизни человека, в этом его предназначение».
Можно представить человечество в виде оркестра, исполняющего какую-то мелодию. Чтобы игра получилась слаженной необходимо два условия: первое – каждый инструмент должен быть настроен, второе – каждый должен вступать в положенный момент, чтобы не нарушать общей гармони. Но мы с вами не учли одного. Мы еще не спросили: какую музыку хочет сыграть оркестр? И первое, и второе условие могут быть выполнены, но выступление не будет успешным, если музыкантам заказана танцевальная музыка, а они будут играть похоронный марш. Следовательно, нужно определить для оркестра общую мелодию, а для человечества общую цель человеческой жизни.
Философ Е.Трубецкой, размышляя о цели жизни, о том, для чего человек создан, писал: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представлена в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить».
Смысл жизни и цель жизни – понятия не совсем однозначные. Смысл жизни – понятие более глубокое, чем конкретная цель жизни, всеобъемлющее, это линия жизни. Например, один человек хочет выращивать высокие урожаи пшеницы, другой мечтает стать врачом, третий- композитором. Конкретные цели у них разные, смысл жизни один – приносить пользу людям. Конечно, забота о личном благе, как писал Р.Ролан, вполне естественна, необходима, и нельзя ее сбрасывать со счетов. Но если заботиться только об этом, жизнь станет мелкой. Нет ничего постыднее, - писал Д.Писарев, - как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.
Поиск человеком смысла своей жизни тесно связан с возрастными особенностями. В каждом возрасте человек видит себя и окружающее по разному, а, следовательно, по-разному отвечает на вопросы: «зачем?», «для чего?», «что мне со всем этим делать?»
О. Мандельштам
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок
В темнице мира я не одинок –
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло,
Запечатлеется на нем узор
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть.
Представьте себе свою жизнь как большую гору, на которую вы взбираетесь. И вы имеете волшебную возможность, стоя на снежной солнечной вершине среди синего-синего неба, взглянуть на свою жизнь и определить, что вы сумели осуществить, какие ваши потенциальные возможности реализуются, какие нет. Представьте себе эту картину.
Поэт Саади говорил:
Делами обусловлен мир,
И имя же вся жизнь людей,
И все вращается вкруг дел:
Они, как ось для колеса.
Домашнее задание. Напишите мини сочинения-рассуждения, отвечая на вопросы:
- что такое жизнь для тебя?
- что сейчас для тебя главное в жизни?
- каковы твои цели, чего ты хочешь добиться в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные). Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....