Занятие "Сколько людей - столько личностей"
классный час на тему

Лапшина Татьяна Леонидовна

Занятие рассчитано на воспитанников 9-13 лет. Цель:  уточнить знания воспитанников о понятии «личность человека», продолжать работу по формированию адекватной самооценки, осознанию своей индивидуальности, неповторимости,  ценности как личности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skolko_lyudey_-_stolko_lichnostey.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сколько людей – столько и личностей

Цель: сформировать понятие «личность человека», продолжать работу по формированию адекватной самооценки, осознанию своей индивидуальности, неповторимости,  ценности как личности

Содержание: 

1 Что такое личность  (слово воспитателя)

2 Как изучают личность  (рассказ  педагога-психолога)

3 Составление характеристики своей личности  (самоанализ)

4 Игра «Узнай меня»

1 Что такое личность

(слово воспитателя)

Понятие «личность»

Личность – это то, что определяет индивидуальность человека: это и черты характера, преобладающие мотивы поведения, привычки, чувства, социальные роли и т.д. Индивидуальность человека, т.е. его непохожесть на других зависит как от наследственных факторов (н-р, внешность), так и от приобретенных (привычки). Личность может быть как высокоразвитая, так и деградированная (необходимо убедиться, что ребята понимают смысл вышесказанного, пояснить некоторые фразы, привести примеры).

Ребенок родился… По мере взросления он развивается как личность: приобретаются привычки, формируется характер. Принято считать, что первое заявление ребенка « Я- сам» –это первая претензия ребенка на то, чтобы с ним считались как с личностью. И в течение всей жизни эта личность формируется, изменяется, развивается.

Как вы думаете, что влияет на формирование личности? Влияет ли поведение окружающих? Сравните две семьи: в одной к ребенку относились доброжелательно, спокойно, терпеливо, а в другой – уставшие родители раздражаются, что ребенок требует их внимания, плачет, болеет. Как это может в дальнейшем отразиться на личности ребенка?

Иногда даже самый пустяковый на первый взгляд эпизод из жизни малыша может оставить свой отпечаток на его личности. В детском саду усваиваются формы и нормы взаимоотношений, формируется познавательная активность. В школьные годы личность развивается под влиянием семьи, учителей, друзей и товарищей в школе, во дворе, в кружках. Развиваются (или нет) способности, задатки. Вследствие этого определяются интересы, выбирается профессия, т.д. Формируется внутренняя позиция, самосознание.

Личность взрослого человека корректируется в связи с приобретением жизненного опыта, с появлением семьи, работы. Но у взрослого уже есть устоявшееся мировоззрение и редко, когда взрослый человек кардинально изменяет свой образ жизни, пытается измениться как личность ( н-р, отказ от всего мирского, уход в монастырь, духовное развитие).  

Личность - это интересы, знания и мысли человека. Личность включает в себя также переживания, привычки и способности, черты характера. Это разные стороны личности, до поры скрытые от окружающих, их не видно сразу. Но оказывается, что о привычках и характере человека мы можем узнать по его поступкам, по поведению. Словами, речью человек выражает свои мысли, мечты, желания, свой внутренний мир.

Все стороны личности очень тесно связаны между собой. Узнав об одной её стороне, мы можем иногда догадаться о другой, которая ещё не проявилась. Если ты знаешь, чем интересуется другой человек, о чем он думает и мечтает, то можно предположить, к чему он будет стремиться, что ему нравится. Зная характер человека, можно предвидеть, как он поступит в определённой ситуации: струсит или проявит храбрость, солжёт или скажет правду.

Знакомя кого-то со своим другом, мы обязательно вспомним о том, что ему нравится читать книги, смотреть телепередачи о животных, коллекционировать наклейки и заниматься в театральной студии. Рассказывая об этом, мы показываем, каков его внутренний мир, то есть мир его мыслей, интересов и увлечений. Потом мы говорим, что он -добрым, потому что никого не дразнит и не обижает, обязательный и ответственный, так как никогда не опаздывает и выполняет свои обещания. С помощью такого описания можно раскрыть самые важные стороны личности любого человека.

Вопросы для беседы:

Назовите какую-либо личность.

Почему вы считаете этого человека личностью?

Можно ли назвать личностью человека, который не достиг известности, успеха? Почему?

Каждый ли человек – личность?

Ты совершенно прав, если ответил, что каждый человек — это личность, уникальная и неповторимая. И плохой человек - тоже личность, но отрицательная.

Личность — это основная отличительная особенность человека. Каждый человек отличается от другого своей неповторимой личностью. 

2 Как изучают личность  

(рассказ  педагога-психолога)

Изучение личности человека

Личность можно изучать с разных точек зрения: с точки зрения наследственности, темперамента, отношения к действительности, потребностей и т.д. Сейчас я предлагаю вам упражнение «Изучение личности». Ваша задача: к каждой карточке с аспектом изучения подобрать соответствующие признаки (карточки заготовить заранее и разрезать по линиям, должен получиться такой результат какой приводится ниже).

Аспект изучения

Признаки

Характер

Упрямый, обидчивый, добрый, щедрый, упрямый,  целеустремленный

Темперамент

Холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик

Отношение к жизни

Конформист (примиряется с неудачами, приспосабливается к  жизни, меняя свои взгляды). Отшельник (не может изменить  свои взгляды, но и не могут приспособиться, поэтому предпочитают уход от борьбы, замыкаются в себе). Садист (видит источник своих  бед в других, поэтому агрессивен против общества ). Мазохист (ищет проблемы в себе, борется против себя)

Способности

Хорошо запоминает стихи,  быстро бегает,  блестяще играет на скрипке,  быстро решает логические задачи

Потребности

Новая машина, крутой планшет,  полный холодильник еды, крепкая семья,  получить высшее образование

Наследствен-ность

Голубые глаза,  рыжие волосы, высокий рост,  третья группа крови

Социальная роль

Ученик, мама, подруга, слесарь, врач,

3 Составление характеристики своей личности  (самоанализ)

Вы уже прожили определенный этап своей жизни, и у вас уже сформированы или находятся в стадии формирования некоторые личностные качества. Я предлагаю вам немного задуматься о том, что вы из себя представляете как личность и заполнить мини-анкету. Постарайтесь  вписывать туда свои самые яркие черты, а мы попробуем потом вас узнать по вашей характеристике ( анкетные бланки заготовлены заранее). Необходимо убедиться, что ребятам понятен смысл  каждой фразы, и при необходимости пояснить их

Составление характеристики своей личности  (заполняются  анонимно)

Мой  темперамент:

 Мои особенные черты характера:

 Мои потребности:

Мой наследственный  фактор:

Моя социальная роль:

Я люблю:

Я хочу:

4 Игра «Узнай меня»

характеристики зачитываются группе, ребята пробуют угадать хозяина характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый урок-конспект для 8 кл. по УМК М.З.Биболетовапо теме "Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировое искусство. Успешная личность".

Подробный конспект урока и презентация, начинающий новый раздел Unit 4Известные люди, добившиеся в жизни успеха собственным трудом, факты, некоторые биографические данные.Успешные люди в твоем окружен...

Разработка урока «Введение и тренировка в употреблении лексики по теме «Успешная личность» Поговорим об успешных людях.» в 8 классе.

Этот урок является комбинированным.  На данном уроке вводиться новая лексика по теме «Успешная личность» . Элементы урока данного типа четко выделены  и правильно  определена дозировка ...

«Выдающиеся люди. Зал славы. Что делает личность?»

Открытый урок в рамках диссеминации педагогического опыта, в рамках участия в конкурсе «Мой лучший урок»...

"Патриотическое воспитание, как важнейший фактор формирование личности у молодых людей с умственной отсталостью"

Данное сообщение предназначено для педагогов с целью передачи опыта по работе в данной теме....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...