«Исследовательская деятельность школьников – инструмент достижения метапредметных результатов»
статья на тему

Захарова Нелли Васильевна

Доклад на районные педагогические чтения. Представление своего опыта достижения   метапредметных результатов  посредством исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon issledovatelskaya_rabota_pedchteniya.zip513.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Александровская СОШ»

ДОКЛАД

 «Исследовательская деятельность школьников – инструмент достижения

 метапредметных результатов»

Автор: учитель английского языка,

руководитель школьного кружка

«Я – исследователь»

 Захарова Нелли Васильевна

        

СЛАЙД 1 В связи со спецификой нашей профессии мы, учителя ежедневно сталкиваемся со множеством «Как?» и «Почему?», я имею в виду вопросами, которые задают нам наши ученики. Зацепившись за некоторые, можно с ребёнком провести очень интересную, увлекательную работу, имеется в виду исследовательскую работу. Я второй год руковожу школьным кружком «Я – исследователь»

         Однажды мой ученик задал мне вопрос: «Нелли Васильевна, а как выглядит китайская клавиатура, если они пишут иероглифами, а их у китайцев около 90 000?» Таким вопросам я бываю очень рада, т.к. если ребёнок заинтересован каким-либо вопросом, значит он мотивирован на поиск информации по данной проблеме.

        СЛАЙД 2 Да, учитель может ответить на вопрос ребёнка сам, но лучше пойти другим, более выгодным для самого учащегося, путём. Необходимо привлечь к поиску ответа его самого. Ещё Гёте говорил: «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём». Именно любознательность, жажда поиска новых знаний, новых впечатлений лежат в основе учебных исследований.

 СЛАЙД 3

Целью моего доклада является представление своего опыта достижения   метапредметных результатов  посредством исследовательской деятельности учащихся.

Задачи я поставила следующие:
1. Рассмотреть значение метапредметных результатов в современном образовательном процессе. 
2. Показать, что исследовательская деятельность  является основой для формирования метапредметных результатов. 

        СЛАЙД 4 Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы. В стандартах второго поколения обозначены конкретные планируемые результаты по освоению проектно-исследовательских навыков, а также отмечено, что проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством для формирования УУД.  СЛАЙД 5

        Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: СЛАЙД 6

  • постановку проблемы;
  • изучение теории, связанной с выбранной темой;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • анализ и обобщение материала;
  • собственные выводы.

        На вопрос ребёнка о китайской клавиатуре, я предлагаю ему исследовать этот вопрос, а вдруг со временем  появится желание изучать и китайский язык? Любое исследование ребёнок начинает с постановки цели, затем с продумывания задач, которые ему необходимо решить для достижения свей цели. Далее идёт не менее важный этап – планирование своей деятельности – работа над продумыванием этапов своей работы. Далее ребёнок выбирает наиболее подходящие для него методы работы, с помощью которых он будет решать поставленные задачи для достижения цели исследования. Самое интересное в исследовании – это сбор и обработка материала. Возвращаясь к теме клавиатуры, в ходе исследования учащийся СЛАЙД 7

  • знакомится с терминологией по теме «китайские иероглифы»;
  • узнаёт, из каких составных частей состоит иероглиф;
  • видит отличительные и схожие черты интересующих его клавиатур;
  • узнаёт интересные факты о том, какие печатные машинки существовали в Китае до изобретения компьютера.

         Затем ребёнок продолжает глубже уходить в исследование. Ему становится интересно, что обозначают те или иные иероглифы. Узнав значение некоторых из них, он узнаёт, что сейчас  модно иметь в доме вещи с изображёнными на них иероглифами. Продолжает исследовать тему и выясняет самые значимые символы. В конце концов ребёнок пытается сам изобразить некоторые иероглифы, запоминая тем самым их значение. Всю работу ребёнок выполняет со своим руководителем, но учитель выступает в качестве путеводителя, всю основную работу ведёт он сам.

         При работе над любым исследованием идёт развитие следующих метапредметных компетенций учащегося. СЛАЙД 8

Регулятивные компетенции:

  • целеполагание – постановка учебной задачи (любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для ученика, при наличии цели ребёнок может сформулировать и задачу);
  • планирование хода рассуждений, составление плана исследования;
  • контроль и корректировка исследования (формируется в ходе работы с руководителем исследовательской работы);
  • самостоятельность. СЛАЙД 9

Коммуникативные компетенции:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения (формируется при защите исследовательской работы). При подготовке к защите исследовательской работы мы с учащимися продумываем следующий момент: какие вопросы могут задать ребёнку его слушатели. Ученик задумывается и начинает рассуждать, какой момент он затронул недостаточно, какой информацией он заинтересовал больше всего своего слушателя. Т.е. учащийся учится предугадывать возможный исход действий, учится видеть ситуацию в перспективе, как шахматисты, что немаловажным умением является в жизни любого человека. СЛАЙД 10

Познавательные компетенции:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей;
  • анализ литературы по теме исследования;
  • классифицирование источников по теме исследования;
  • написание  исследовательской работы по данному основанию;
  • синтез – составление целого текста из частей;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

СЛАЙД 11  За время работы кружка, мои учащиеся принимали участие на научно-практических конференциях районного и республиканского уровня по темам:

  • Захаров Кириил, 2 класс – 1 место в республиканской НПК «Траектория успеха» с работой «Произведения об экологии в учебниках литературного чтения 1 и 2 классов»;
  • Захаров Кирилл, 2 класс – 3 место в районной НПК среди учащихся начальных классов с работой «Читать немодно?»;
  • Захаров Данил, 5 класс – 1 место в районной НПК на базе Малосюгинской СОШ  «Мир глазами детей» «Популярные имена на моей малой Родине»;
  • Александров Павел, 6 класс – 1 место в районной НПК по английскому языку среди учащихся 5-7 классов с работой «Английские слова в названиях магазинов г. Можги УР»;
  • Осипова Полина, 7 класс – 2 место  в районной НПК по английскому языку среди учащихся 5-7 классов с работой «Сравнительный анализ английских, русских и удмуртских пословиц», 2 место в республиканском конкурсе "Борисовские чтения"; 
  • Чукарева Екатерина, 9 класс – 2 место в республиканской НПК «Траектория успеха» с работой «Социальные сети: вред или польза?»;
  • Спиридонова Юлия, 10 класс – 2 место в республиканском конкурсе "Борисовские чтения"  с работой «Демографическая картина на территории МО «Александровское» в сравнении с районом и республикой»

     СЛАЙД 12   Я считаю, что работа кружка, которым я руковожу, открывает ребятам большие возможности для познания окружающего мира, а сама исследовательская деятельность ведет к   развитию и достижению метапредметных результатов учащихся: ориентации учащихся в различных предметных областях, использовании средств ИКТ, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и др. 

         Профессиональный успех человека в современном мире во многом зависит от  способности человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность.

         Именно этому я и обучаю своих учащихся на занятиях кружка «Я – исследователь», закладывая основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности, достигая метапредметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

Семинар «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент успешного формирования УУД в рамках предметов естественно – научного цикла ».

Семинар посвящен  применению проектно- исследовательской деятельносьти на предметах естественно- научного цикла. На семинаре был представлен интегрированный урок по предметам политехнического цик...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

« Исследовательская деятельность как инструмент формирования УУД на уроках физики»

Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения, которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования, до в...

ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛЛАБ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Работа знакомит с возможностями образовательной платформы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время....

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: опыт, результаты, перспективы.

laquo;Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одаренность, кроме тех, которые проявляютсяв результате активного участия хотя бы в самоймаленькой поисковой исследовательской работе.»А....