Метапредметная викторина "Что? Где? Когда?" для учащихся старших классов.
занимательные факты (10 класс) на тему

Сивакова Алёна Евгеньевна

Работа носит познавательно-развлекательный характер, где старшеклассники в игровой форме знакомятся  с новыми фактами и вспоминают, обобщают изученный ранее материал. Темы вопросов касаются всех областей знаний, что позволяет говорить об интеграции разных школьных предметов. Викторина рассчитана на два урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_chgk_starshie_klassy.docx27.02 КБ
Файл chgk_10_klass.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

Метапредметная викторина «Что?Где?Когда?» для учащихся старших классов.

Автор: Сивакова А. Е., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №120 Выборгского района Санкт-Петербурга

Описание работа: Работа носит познавательно-развлекательный характер, где старшеклассники в игровой форме знакомятся  с новыми фактами и вспоминают, обобщают изученный ранее материал. Темы вопросов касаются всех областей знаний, что позволяет говорить об интеграции разных школьных предметов. Викторина рассчитана на два урока.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (см. правила игры), секундомер.

Цель: развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию 
окружающего мира, развивать логику  нестандартность мышления
Задачи:
- создание условий для проявления способностей, интеллектуальных умений учащихся; 

- развитие скорости и логики мышления;
- формирование таких качества, как умение слушать другого человека, работать в группе;

- воспитание активной позиции в обучении, самостоятельности, инициативности; воспитание здоровой атмосферы соперничества.

Правила игры: Ученики старших классов (в моем случае это 10 класс) делятся на команды по 5 человек. Каждой команде выдается:

- необходимое количество бланков для ответов (по количеству вопросов), в начале игры ученики подписывают эти бланки в соответствии с названием своей команды;

- несколько черновиков для фиксирования вопросов;

- ручки и карандаши, в случае необходимости

Названия команд  заносятся в таблицу результатов. На каждый вопрос ребятам отводится минута на размышление, вопросы зачитывает учитель, на экран выводятся только ответы, так как некоторые вопросы могут содержать очевидный ответ при чтении с экрана. После оглашения правильного ответа, учитель зачитывает верные и неверные ответы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, что фиксируется в турнирной таблице.

Вопросы к викторине «Что?Где?Когда?» для 10 класса (декабрь, 2017 г.)

Вопрос 1. Однажды французский философ Жан Лабрюйер заметил, что ЭТО ослабляет любовь. И неудивительно: по словам другого философа и мыслителя ЭТО — "плохой косметолог", хотя и хороший доктор. Что это?

Ответ: Время.

Вопрос 2. Еще в 1826 году предприимчивые американцы применяли биологические методы очистки улиц Филадельфии от мусора. Кто им в этом помогал?

Ответ: свиньи.

Вопрос 3. У многих скоморохов в древности была погремушка из бычьего пузыря. А плоды какого растения находились внутри этого пузыря? Назовите растение и второе, комичное название такого скомороха.

 Ответ: гороха — "шут гороховый".

Вопрос 4: Прослушайте начало сказки:

«Октябрь… Осень…

Однажды осенью около озера оказался огорченный обиженный Ослик. «Один, опять один», – охал он, – одиночество, опять одиночество…»

Придумывать такие сказки не так просто, как кажется на первый взгляд, ибо есть в них одна интересная особенность. Какая?

Ответ: все слова начинаются на одну и ту же букву.

Вопрос 5: Народная примета гласит: если в одном дупле вы увидите зимой сразу несколько белок, следует ожидать... Чего? ...

Ответ: Похолодания.

Вопрос 6: На одном из диалектов немецкого языка это растение зовется "кристольбере", то есть "ягода терна христова". Есть версия, что именно из стеблей этого растения был сплетен терновый венец Иисуса. А как мы называем это растение?

 Ответ: Крыжовник.

Вопрос 7: Доктор медицинских наук профессор Змановский, пытаясь выделить главные компоненты здоровья современного человека и найти соотношения между ними, вывел "формулу здоровья". Приведем ее, опуская некоторые детали: З (здоровье) равняется: в числителе — Д (двигательная активность), Т (термозакаливание), П (рациональное питание), а в знаменателе стоят буквы Б, К, А. Этими буквами обозначены факторы, отрицательно влияющие на уровень здоровья. Расшифруйте их (или хотя два из них).

 Ответ: Болезни, Курение, Алкоголизм.

Вопрос 8: По преданию, эти звуки раздались летом 1284 года в одном городе в Германии. В них слышался щекочущий шорох зерна, струйкой текущего из прорехи в мешке; веселое щелканье масла на сковороде; хруст сухаря под острыми зубами. А для чего были нужны эти звуки?

 Ответ: Чтобы выманить из города крыс (легенда о Гаммельнском Крысолове).

Вопрос 9:  Во дворе музея на Бейкер-стрит находится ресторан "У миссис Хадсон". Названия блюд в меню выдержаны в соответствии со спецификой музея, например, блюдо из помидоров и моркови — "Союз рыжих", сосиски "Скандал в Богемии" и т.д. А как называются в этом меню разноцветные спагетти?

 Ответ: "Пестрая лента".

Вопрос 10: ЭТО частично используется вместо пенопластовых шариков как наполнитель для пакетов, чтобы предохранить пересылаемый товар от повреждения при транспортировке. После доставки товара ЭТО может быть использовано как корм для скота, птиц, или идет в компост. Что же ЭТО?

Ответ: Попкорн.

Вопрос 11: Придумали ЕЕ итальянцы. Во Франции ЕЕ называют "дедушкина борода", в Греции — "волосы старушки", а у нас в названии присутствует собственно то, из чего ЕЕ делают. Воспроизведите это наше название, состоящее из двух слов.

Ответ: "Сахарная вата".

Вопрос 12: Пауло Коэльо назвал ЕГО самой большой библиотекой в мире. Назовите ЕГО словом из восьми букв.

Ответ: Интернет.

Вопрос 13: Рекламный слоган одного из суши-баров гласил: "Пальчики оближешь". В этом слогане одна буква была зачеркнута, а другая заменена. Воспроизведите вариант, который получился.

Ответ: "Палочки оближешь".

Вопрос 14: Закончите одним словом стихотворение Андрея Усачева: 
    "Гуляет кот по огородам... 
    Ведь кто выходит за забор, 
    Тот наслаждается свободой 
    И расширяет ...".

Ответ: "... кругозор".

Вопрос 15: Согласно официальной "Инструкции" Министерства промышленности и торговли Финляндии, летом он с супругой рыбачит, собирает ягоды, моет золото и ходит в сауну. Чья жизнь так тщательно регламентирована?

Ответ: Санта-Клауса.

Вопрос 16: Незнание закона Архимеда привело ЕЕ к негативным эмоциям, которые привлекли внимание окружающих. Назовите ЕЕ имя.

Ответ: Таня.

Вопрос 17: О каком обычае Михаил Гаспаров, историограф Др. Греции и Рима, писал, что он был лишь средством обеззораживания нездоровой воды?

Ответ: О разбавлении вина водой.

Вопрос 18: Майкл Каннингем пишет, что в одном нью-йоркском ресторане висел несколько парадоксальный знак, который гласил: «Не обращайте внимания на…» Закончите надпись двумя словами.

Ответ: «…этот знак»

Вопрос 19: Заполните пропуск в высказывании Элиса Купера: «Ну вот, мне и стукнуло 60. Хотя (два слова пропуск) это всего лишь 16».

Ответ: «…по Цельсию…».

Если команды заработали равное количество баллов, то задаются по необходимости дополнительные вопросы.

Вопрос ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ: После распада в 1918 году Австро-Венгерской империи герб Австрии претерпел изменения. В лапах орла появились серп и молот, а на голове — башенная корона, напоминающая фрагмент городской стены. Эти три элемента символизировали союз трех сил. Каких именно?

Ответ: Серп и молот, естественно, крестьян и рабочих, а корона — буржуазию.

Вопрос ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ: Есть только один вид спорта, в котором к победе надо пятиться задом. Когда-то он даже входил в программу Олимпийских игр. Как он называется?

Ответ: Перетягивание каната.

Вопрос ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ: Члены одной из старообрядческих сект верили, что для совершения обряда крещения требуется не участие священника, а участие бога. Они крестили себя сами. А откуда они брали воду для этого обряда?

Ответ: Они использовали воду, посланную богом, то есть дождевую.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что? Где? Когда? Историческая викторина 10 класс

Слайд 2

Время

Слайд 3

Свиньи

Слайд 4

Горох. Шут гороховый

Слайд 5

Все слова сказки начинаются на «О»

Слайд 6

Похолодание

Слайд 7

Крыжовник

Слайд 8

Болезнь, курение, алкоголизм

Слайд 9

Выманивать крыс

Слайд 10

«Пестрая лента»

Слайд 11

Попкорн

Слайд 12

Сахарная вата

Слайд 13

Интернет

Слайд 14

«Палочки оближешь!»

Слайд 15

Кругозор

Слайд 16

Санта-Клаус

Слайд 17

Таня

Слайд 18

Разбавление вина водой

Слайд 19

«…этот знак»

Слайд 20

«…по Цельсию…»

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» для учащихся старших классов

Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» используются в школе для определения уровня знаний учащихся старших классов....

Мероприятие для учащихся старших классов.

Патриотическое воспитание молодежи - одно из главных направлений работы классных руководителей.                            ...

Методика проведения сравнительной диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучаемости учащихся 5 класса

Данная методическая разработка содержит рекомендации для диагностики достижения предметных, метапредметных, личностных результатов учащимися 5-го класса в процессе изучения математики. (сентябрь-декаб...

Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Актуальные вопросы метапредметного обучения английскому языку в старших классах

В предлагаемой презентации представлены разноообразные приемы и методы работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из стадий:•составление ментальных карт,•деревьев понятий,•к...