Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательный баскетбол"
рабочая программа (5 класс) по теме

Некипелов Евгений Степанович

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

МО учителей эстетико-спортивного центра МБОУ «Мало-Куналейская СОШ »

Руководитель      __________

Н.Г.Беляева

Протокол № ____ от "___" ___ 2016 г.

"СОГЛАСОВАНО"

Зам. дир по УР МБОУ

«Мало-Куналейская СОШ»

__________________

Л.И.Некипелова

"___"__________ 2016 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ директора ОО

№___ от _________2016года

____________________

Т.А.Смолина

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Увлекательный баскетбол»

для  учащихся  5классов

 / спортивно-оздоровительное направление /

Составитель: Некипелов Евгений Степанович

Квалификация: учитель

физической культуры

         Педагогический стаж:  18лет

 Малый Куналей, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательный баскетбол» для 5класса МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).

    Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

      Программа  внеурочной деятельности  для учащихся 5  классов,  соотносящаяся  с Государственным стандартом и концепцией образования,  по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья  школьников,  целью,  которой является:

  • способствовать  всестороннему физическому развитию;
  • способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы  можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

1.Оздоровительная  задача.

  • Укрепление здоровья.
  • Совершенствование  физического развития.

2.Образовательная задача.

  • Обучение  основам техники и тактики игры баскетбол.
  • Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
  • Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры  для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

  • Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом.
  • Воспитание моральных и волевых качеств.

Программа  «Спортивные игры» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности  обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно метапредметными  и предметными результатами.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда;

Предметные результаты:

-формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- определяют, где применяют действия с мячом,

- используют общие приёмы решения поставленных задач,

- ставят и формулируют проблемы,

- ориентируются в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре,

- принимают инструкцию педагога и четко следуют ей,

- осуществляют итоговый и шаговый контроль,

- выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации,

- используют установленные правила в контроле способа решения,

- планируют свои действия.

Коммуникативные:

 - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности,

- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии,

- используют речь для регуляции своего действия,

- формулируют  собственное мнение и позицию,

Личностные:

- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,

- умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,

- оказывают бескорыстную помощь своим сверстникам, умеют находить общий язык и общие интересы,

- ориентируются на понимании причин успеха в учебной деятельности,

- самоанализ и самооценка результата,

- понимают значение знаний для человека и принимают его, стремятся хорошо учиться,

- раскрывают внутреннюю позицию школьника.

Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

  • потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
  • умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
  • спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
  • стремление индивида вовлечь в занятия баскетболом  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Место программы в учебном плане.

Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся  5 класса. Рассчитана  на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин).  

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Особенности набора детей – учащиеся 5 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся – 12-15 человек.

Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон

Формы контроля опрос, тесты-практикумы.

Годовое планирование учебно-тренировочного материала

Программный материал

Количество часов

1

Теоретические сведения

2

2

Баскетбол. Техническая подготовка

8

3

Общефизическая подготовка

10

4

Специально физическая подготовка

5

5

Подвижные и спортивные игры

8

6

Контрольные испытания

1

Итого

34

Содержание программы.

Баскетбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.  Занятия баскетболом улучшают работу сердечно - сосудистой  и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

В предложенной  программе выделяются  четыре раздела:

  1. Основы знаний.
  2. Общая физическая подготовка.
  3. Специальная подготовка.
  4. Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.

В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.

В разделе «специальной подготовки» представлен материал по баскетболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:

  • Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
  • Нормативы по физической подготовке.

Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых  технических элементов, просмотр  презентаций.

Два раза в год  должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.

Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения

    Значение баскетбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.

Место   и   время   проведения   общеразвивающих   и   специальных
упражнений во время тренировочных занятий.

 Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
специальных упражнений для различных видов спорта.

 Общеразвивающие   упражнения,   направленные   на   всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств:

 Для  развития  силы - упражнения  с   предметами  и  без  предметов,
на снарядах и со снарядами в парах.

Для   развития   быстроты - упражнения   на   быстроту   двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.

Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности.

Для   развития   ловкости    и    гибкости - упражнения   с   высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.

Планируемый результат освоения программы «Баскетбол»

            ЛИЧНОСТНЫЕ.

  • положительное отношение к систематическим занятиям баскетболом;
  • понимание  роли баскетбола в укреплении здоровья.

          ПРЕДМЕТНЫЕ

      Учащиеся научатся:

  • Рассказывать об  истории развития баскетбола в России;
  • Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
  •     Технически правильно выполнять двигательные действия  в баскетболе;
  •     Играть в баскетбол по упрощенным правилам.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

       Учащиеся научатся:

  • Следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
  • Понимать цель выполняемых действий;
  • Различать подвижные и спортивные игры;
  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

Дата

Часы

1

Техника безопасности. Ознакомление с основными строевыми командами. Изучение передачи, ловли, броска в корзину. Игры.

сентябрь

1

2

 Повороты на месте.  Изучение штрафного броска,  подвижные игры. Эстафеты с элементами баскетбола.

1

3

«Гигиена баскетболиста. Врачебный контроль. Предупреждение травм».  Ловля мяча, ведение мяча. Игры.

1

4

ОРУ. Упражнения на осанку. Передачи одной рукой. Ловля двумя руками. Бросок двумя снизу. Игры.

1

5

ОРУ. Упражнения на осанку. Ловля мяча снизу. Бросок одной от плеча. Ловля мяча от щита.

октябрь

1

6

Развитие быстроты, прыгучести и  ловкости. Передачи  и ловля в движении.  Броски с места.

1

7

Развитие гибкости и умение сохранять равновесие. Ознакомление с защитной стойкой и передвижение  приставными шагами. Игры.

1

8

Защитная стойка, передвижения защитника.  Ловля мяча от щита. Изучение ранее изученных приемов.

1

9

Повороты с мячом и без мяча. Передачи мяча сверху в прыжке. Эстафеты с элементами баскетбола.

ноябрь

1

10

Правила соревнований и судейство баскетбола. Повороты на месте без мяча. Ведение мяча с изменением скорости. Игры.

1

11

 Правила соревнований и судейство баскетбола. Повороты в движении. Передачи от груди с отскоком. Игра.

1

12

Передвижение в защитной стойке. Обводка препятствий. Эстафеты с элементами баскетбола.

декабрь

1

13

Развитие быстроты, прыгучести, выносливости. Ловля катящегося мяча. Обводка, передачи, броски.

1

14

 Броски после ведения. Изучение игры 2*1. Эстафеты с элементами баскетбола.

1

15

Совершенствование ранее изученных приемов. Проверка физической подготовки занимающихся.

1

16

Передачи двумя руками снизу. Противодействие ведению. Бросок в корзину после 2-х шагов.

январь

1

17

«Оборудование, инвентарь и уход за ним». Ведение и броски с сопротивлением. Игра.

1

18

Проверка занимающихся по техническим нормативам.

1

19

Передачи одной рукой сбоку. Индивидуальные тактические действия: отрыв от игрока, держание игрока. Развитие выносливости.

февраль

1

20

Ведение со сменой рук. Общее физическое развитие занимающихся.

1

21

Изучение групповых тактических действий. Броски в корзину одной рукой.

1

22

Передачи в сложных игровых условиях. Игра

1

23

Развитие выносливости, координации, умение сохранять равновесие. Ознакомление с системой быстрого нападения.

март

1

24

Развитие выносливости, координации, умение сохранять равновесие. Ознакомление с системой быстрого нападения.

1

25

 ОРУ.  Взаимодействия 2-х игроков. Упражнения в системе быстрого нападения. Индивидуальные действия в нападении.

1

26

ОРУ. Изучение финта  на рывок. Овладение системой быстрого нападения. Исправление ошибок в технике игры.

1

27

Технический прием «заслон». Взаимодействия 2*1. Устранение ошибок в технике игры.

апрель

1

28

Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2. Индивидуальные действия в защите.  

1

29

ОРУ. Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2. Индивидуальные действия в защите.  Штрафные броски.

1

30

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами баскетбола.

1

31

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2.

май

1

32

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Овладение индивидуальными защитными действиями. Подготовка к контрольным испытаниям.

1

33

Разновидность прыжков. ОРУ. Защитные действия  против нападения. Подготовка к контрольным испытаниям.

1

34

Контрольные испытания. Тренировка в штрафных бросках.

1

Итого:  34

34

Материально-техническое обеспечение.

Подбор оборудования для занятий определяется задачами программы. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.        

      1. Щит с кольцом                                  

      2. Гимнастическая стенка                    

      3. Гимнастические маты                      

      4. Скакалки                                            

      5. Мячи баскетбольные                  

      6. Мячи набивные (масса 1кг)                       

Содержание программы

        Основы знаний (теоретическая часть):

  • Основы истории развития баскетбола в России;
  • Сведения о строении и функциях организма человека;
  • Правила игры в баскетбол
  • Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть):

  • Строевые упражнения;
  • Гимнастические упражнения;
  • Легкоатлетические упражнения;
  • Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка (практическая часть):

  • Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
  • Подвижные игры;
  • Упражнения для развития прыгучести;
  • Упражнения для развития качеств, необходимых приловли и передачах мяча;
  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении бросков мяча;

Техника нападения (практическая часть):

  • Перемещения и стойки;
  • Действия с мячом. Передачи мяча;

Техника защиты:

  • Действия без мяча: остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Тактическая подготовка. Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия
  • Командные действия

Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия
  • Командные действия

Контрольные игры и соревнования:

теоретическая часть

  • Правила соревнований

практическая часть:

  • Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола
  • Учебно-тренировочные игры

Физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Мальчики

Девочки

1

Бег 60м с высокого старта (с)

11.6

12.0

2

Поднимание и опускание туловища за 30сек

28

26

3

Метание мяча

20

14

4

Прыжок в длину с места (см)

125

110

5

Челночный бег 3х10м

9.8

10.0

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный

показатель

1

Передвижения в защитной стойке 6 *5 м (сек)

13.7

2

Техника щтрафного броска из 30

6

3

2-х шажная техника броска без сопротивления 10 справа, 10 слева (раз)

6/6

        

Список литературы

1.Мы играем в баскетбол. С. Стонкус. Москва «Просвещение», 1984

2.Баскетбол: Теория и практика Минск «Полымя», 1989

3.Баскетбол.  Адаптированная программа  для СДЮСШОР. Сызрань, 2002

4.Баскетбол. Учебник для студентов  под редакцией Ю.М. Портнова Москва, «Физкультура и спорт»  1988 .

5.Урок физкультуры в современной школе – Москва, «Физкультура и спорт» 2002

6.Подвижные игры Л .Былеева, В. Яковлев – Москва, «Физкультура и спорт» 2000

7.Баскетбол Учебное пособие для занятий с начинающими. П.М.Цетлин – Москва, «Физкультура и спорт», 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности Баскетбол 3-4 классы ФГОС

Программа по внеурочной деятельности, баскетбол.Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"

Данная программа разработанна на основе курса обучения игре в баскетбол  для общеобразовательных школ. Материал программы даётся в пяти разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол»

ДОП по баскетболу для начальной школы физкультурно-оздоровительной напраленности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"

Рабочая программа расчитана на проведение внеурочных занятий по баскетболу для обучающихся начального и основного общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол" 7-8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол" 7-8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для 6 классов

Направленность программы:Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.Воспитывающий характер про...