Роль учителя в воспитании гуманной личности
статья по теме

Юсупова Гульназ Альбертовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yusupova_g.a._rol_uchitelya_v_vospit._gum._lich._1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Г.А. Юсупова

г. Тюмень

Воспитание молодого поколения всегда являлась одной из актуальных проблем образования любой страны. И сейчас этот вопрос остается одним из самых важных, так как в современном мире нам невольно приходится сталкиваться с жестокостью, терроризмом и экстремизмом. «Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная…» [2, с. 50]. Именно поэтому одной из важнейших задач и проблем педагогов становится не просто научить ребенка думать, а «думать хорошо», поступать правильно, то есть нравственно.

В системе образования РФ воспитание всегда занимала особое место и поэтому делается все, чтобы дети обладали высокой нравственностью и проявляли интерес к языкам, традициям и культуре не только своего, но и других народов. И это естественно, потому что мы живем в многонациональной стране. Сегодня главная задача учителей в воспитании учащихся состоит в том, чтобы формировать личность, которая имеет представление, как о своей культуре, так и других. Но при этом учащиеся должны «не только усвоить определенные знания о культурной жизни народа, но и уважать его, считаться с ним, если даже он сильно отличается от культуры изучающего его человека» [3, с. 260].

Важной составляющей частью воспитательной системы в школе являются учащиеся класса. На формирование мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств ребенка влияют все окружающие. Учителю необходимо строить воспитательный процесс взаимосвязано с другими инстанциями. Любая воспитательная система обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации о воспитании и обучении ребенка. Именно поэтому для эффективной работы каждый учитель должен стать с родителями единомышленником в воспитании и обучении детей, создать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия между детьми, родителями и учителями. Только при таком взаимодействии можно говорить о воспитании гуманной личности.

В плане любого учителя должно всегда находиться место для таких форм работы как общение и взаимодействие школьников с людьми старшего поколения. Это посещение с поздравительной почтой в День пожилого человека, приглашение ветеранов на разные мероприятия и концерты. Так же с участием ветеранов обязательно должны проводиться классные часы, уроки мужества, митинги. На основе такой работы, по нашему мнению, осуществляется преемственность поколений, передача накопленного жизненного опыта от старших к младшим, формируются такие качества как чуткость, милосердие, отзывчивость, дружелюбие, патриотизм.

Ни для кого не секрет, что для сохранения дружного и сплоченного коллектива нужно проводить целенаправленную работу по усилению благоприятных отношений в группе. Одной из таких деятельностей в практике педагога является подготовка и участие с учащимися в различных культурных мероприятиях, проводимых в классе, школе, селе, городе. Такая работа способствует формированию у школьников чувства ответственности за общее дело, гордости за коллектив, заинтересованность детей общими делами. Трудно не согласиться с тем, что «знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры, межнациональных отношений в любом возрасте» [1, с.49]. Ведь знания о своеобразии истории, быта, обрядов, традиций других народов отвлекает от непонимания и неприятия людей не своей национальности.

Посещения на дому, организация беседы об ответственности несовершеннолетних, при возможности совместно с участковым уполномоченным ОВД, контроль посещаемости и успеваемости является работой учителя по профилактике правонарушений, к которой он должен подходить с большой ответственностью.

Таким образом, воспитание и обучение представляют собой единый процесс становления личности ребенка. Вся воспитательная работа учителя направляется на сплочение классного коллектива, духовного обогащения личности ребенка, осознающего цели жизни, обладающего такими качествами как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание, готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.

Литература

  1. Конищева В.В. Уважая себя, учимся уважать других // Реализация этнокультурного компонента в содержании современного образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 27 ноября 2009 г. / Отв. ред. Ройтблайт О.В., Милованова Н.Г.  – Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – С. 49-50.
  2. Муллачанова Г.Х. Проблема нравственности и духовная связь поколений в контексте литератур // Школа с этнокультурным компонентом – школа национального согласия: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / Отв. ред. Гадиев Р.Г. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – С. 50-52.
  3. Салимзянова Ф.С. Воспитание патриотизма, толерантности, стремления к взаимпониманию в условиях ренгионального этнокультурного пространства // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция (Казань, 19-21 октября 2012 г.): Труды и материалы. – Казань: Отечество, 2012. – С. 260-261.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-дефектолога в формировании личности неслышащих выпускников школы

Выступление на педагогическом совете из личного опыта учителя-дефектолога...

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориент...

Роль учителя в воспитании гражданина.

Содержание исторического образования направлено на изучение экономической и политической обстановки, но должно способствовать уважению наследия....

Роль учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности

Данная статья посвящена вопросу роли учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности....

Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника

Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника...

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания преподавателю необходимо добиться уважения и довер...