Читательская конференция во 2 классе "Л.Н. Толстой - детям"
методическая разработка на тему

Раула Ирина Евгеньевна

Учащиеся 2 класса провели читательскую конференцию в рамках книжкиной недели, посвящённой юбилею великого русского писателя и просветителя Л.Н. Толстого, юбилей которого пришёлся на данный год. Неизмеримо огромна деятельность его принадлежит нашим маленьким гражданам - детям. К проведению конференции ученики прочитали большое количество рассказов и сказок, басен литературного гения, познакомились на классном часе с его основными биографическими и деятельностными трудами, создали выставку рисунков и иллюстраций к произведениям, просмотрели мульфильмы по сюжетам из книг автора, участвовали в викторинах. Читательская конференция подытожила все этапы детских участий в юбилее писателя. Об этапах конференции данный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

\\dcfs\users\lihachev\Мои документы\Первая Московская гимназия\Бланки\Эмблема 2012 NEW\Знак и фирм блоки JPG\0 0 1 Знак ПМГ pos JPG.jpg

                      ПЕРВАЯ МОСКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Общеобразовательное частное учреждение «Первая Московская гимназия»https://docs.google.com/drawings/u/0/d/sF0JaXZl7YbJMWWLlktvNjQ/image?w=605&h=1&rev=1&ac=1

119002, г.Москва, Плотников пер., д.17, 6 этаж, помещение №6.10.

Филиал: 143031, Московская обл., Одинцовский р-н, дер. Липки, дом 63А.

тел.: (495)278-09-35         e-mail: pmg@gymnasia.ru         http://гимназия.рф

ИНН/КПП: 7703349609/770401001   ОГРН: 1037739185472

Раула И.Е., воспитатель 2 «Б» класса

ОЧУ «Первая Московская гимназия»

raula@gymnasia.ru

2016-17 уч. год

Читательская конференция

«Л.Н. Толстой – детям. Азбучные истины Льва Толстого»

   Ни один из писателей XIX века не смог так широко и мощно войти в жизнь своих современников, как Л.Н. Толстой. И ни один из самых выдающихся писателей его времени - русских и зарубежных - не приобрел такой известности и славы, такого авторитета и влияния в мире, как Л.Н. Толстой. Перечитывая сегодня произведения Толстого убеждаешься в том, что ничуть не ослабли нити, связывающие его с людьми, ныне живущими на земле. И целиком соглашаешься с Горьким, убежденно сказавшим, что Толстой - бессмертен! В этом году исполняется 180-лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого.

  В нашей гимназии состоялась праздничная программа, посвященная юбилею великого русского писателя. Была подготовлена выставка книг Л.Н.Толстого и о Л.Н. Толстом, стенды с фотографиями легендарной личности писателя и иллюстрациями из его произведений. В классах проведены тематические часы на тему «Толстой - детям”, во время которых школьники начальной школы смогли больше узнать о биографии и деятельности Л.Н. Толстого, поучаствовать в конкурсах и викторинах по его творчеству.
Была проведена экскурсия в дом-музей Л.Н.Толстого в Хамовниках, которая произвела на ребят впечатление сопричастности к делам великим русского писателя, патриота страны, много сделавшим для улучшения жизни и образования крестьянских детей своего времени.

 Сами же произведения Л.Н. Толстого для детей - это кладезь “азбучных” (прописных) истин. Писатель считал, что ребёнку не нужен перечень моральных правил, что можно, что нельзя, а необходимы картины из жизни, которые показывают определённые мысли и чувства, приучая самостоятельно думать и размышлять о поступках и их последствиях.      Ребята 2 «Б» класса в ходе читательской конференции по творчеству Л.Н. Толстого не только представляли прочитанные ими сюжеты из произведений автора, но и размышляли над такими темами, как:

-долг перед родителями (“Дедушка и внучек”),

-о терпении и труде (“Обезьяна и горох”, “Курица и золотые яйца”),

-ценность сотворения добра, (“Старик и яблоня”),

-опасность, как избежать беды (“Акула”, “Прыжок”, “Пожар”, “Котёнок”),

-дружба, взаимопомощь, любовь (“Два товарища”, “Лев и собачка”, Отец и сыновья”, “Муравей и голубка”, “Осёл и лошадь”),

-сообразительность и находчивость (“Галка и кувшин”, “Как мужик гусей делил”),

-желание учиться (“Филиппок”),

-заботливость (“Была у Насти кукла”, “Подкидыш”),

-честность поступков (“Косточка”) и другие.

Дискуссия обсуждения данных тем наполнялась собственными примерами из жизни учащихся, анализом, хороший поступок или плохой совершил каждый из героев, что он чувствовал, нравится ли он таким, каким его показал автор, как бы ты сам поступил на его месте, в чём основной смысл произведения. Например, вот размышления:

- О долге перед старшим поколением, родителями, об уважении к людям:

-За что надо уважать родителей, дедушек и бабушек, братьев, сестер и других людей?

-Какие качества в людях больше всего заслуживают уважения?

-Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие — нет?

— Самый сильный мальчик во дворе бьет слабых.
— Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится.
— Человек кормит бездомных животных.
— Мальчик защитил девочку от хулиганов.
— Девочка не пошла навестить больную бабушку, потому что ей задали много уроков.
— Мальчик не успел выучить урока, потому что он нянчился с братом.
— Мальчик рассказал учителю, кто разбил окно.

Игра «Заботимся о родителях»

Дети выстраиваются в ряд в трех шагах от воспитателя. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому из них и спрашивает, как можно проявить заботу к родителям в следующих ситуациях:

мама пришла с работы усталая;

у мамы плохое настроение;

маме нагрубил прохожий человек;

на маму зарычала злая собака;

у мамы вечером много дел по хозяйству;

папа плохо себя чувствует;

у папы неприятности на работе;

папа и мама поссорились, и т. д.

Например: если у папы неприятности на работе, нужно, когда он придет с работы, улыбнуться ему и сказать что-то доброе. Тот, кто нашел способ помочь родителям, делает шаг вперед. Самый лучший помощник тот, кто первым дойдет до воспитателя. Попросите детей выполнять в жизни то, о чем они говорили в игре.

Беседа

-Что произойдет, если родители (дети, учителя, друзья и т. д.) будут заботиться только о себе самих?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы забывали проявить заботу к своим близким, и к чему это приводило?

Рисунок «Солнце заботы»

Нарисуй солнце заботы своей семьи. Вспомни, как члены твоей семьи заботятся друг о друге, и нарисуй у солнышка столько лучей, сколько примеров заботливости ты вспомнил.

(Пословицы и поговорки: 

Береги платье снову, а честь смолоду.
Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
Добрые дети — дому венец, а злые — конец.

Жить да взрослеть, а еще и умнеть.
За что отец, за то и дети.
Кто родителей почитает, тому Бог помогает.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
Отец сына не на худо учит.
Отца с матерью не почитаешь, никого не уважаешь.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Радуется сердце тяти от ласкового дитяти.
Родителей не только уважай, а и помогай им.)


- О терпении и труде: Игра «Трудимся с любовью»

Педагог делит детей на группы и дает каждой группе по одному поручению. Например: полить цветы, расставить по местам игрушки, подмести пол, вытереть пыль, убрать со стола посуду и т. д.

Нужно заранее предупредить детей, что они должны выполнять свою работу с любовью. После того как дети выполнят поручения, они должны рассказать, что чувствуют разные предметы, после того как их расставили по местам, полили, почистили и т. д.

Вопросы и задания для беседы:

-Скучно ли вам выполнять домашние обязанности?

-Расскажите о работе, которую вы сделали с любовью.

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы откладывали на завтра то, что могли сделать сегодня?

-Расскажите о разных маленьких делах, которые вам приходится делать в течение дня. Придумайте какое— либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям.

-Ленитесь ли вы когда-нибудь, и удается ли вам побеждать лень?

(Пословицы: Всякое дело терпением одолеть можно.

И в мое оконце засветит солнце.

И Москва не сразу строилась.

Кто с нетерпением ждет, тот долго идет.

На хотенье есть терпенье.

Не везде сила: где умение, а где и терпение.

Терпя — в люди выходят.
Терпение даёт умение.
Любишь розу, так терпи шипы.
Терпенье и труд все перетрут.
Час терпеть, а век жить.)

-О доброте:

Творческое задание «Доброе дело»

Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т. д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.

Рисунок «Дерево доброты»

Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите детей рассказать обо всех своих добрых делах. Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.

Беседа.

Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты. Перечислите эти дары. (Хороший характер, улыбка, мечта, умение прощать и т. д.)

Какие из этих даров вы подарили бы своим родным?

(Пословицы о радости сотворения добра

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Жизнь дана на добрые дела.
Добра не смыслишь — так худа не делай.
Доброго чти, а злого не жалей.
Доброе дело два века живёт.
Добру расти, худу по норам ползти.
Добрые дела и после смерти живут.
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
Добра желаешь — добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Добрые слова дороже богатств.
За доброе жди добра, за худое — худа.
И собака старое добро помнит.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
На добрый привет — добрый и ответ.)

-Об опасности и как избежать беды:

(Пословицы  

Береженого Бог бережет.

На бога надейся, а сам не плошай.

Осторожность – мать безопасности.

Не всякий встречный друг сердечный.

Не зная броду, не суйся в воду.

Любопытной Варваре нос оторвали.

Не всякая находка – клад.

Держи язык за зубами.

Мир не без добрых людей.

В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.

Дурной пример заразителен.

Хорошее повторять не грех.

 С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.

Один за всех, все за одного.

Что в воду упало, то пропало.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Не дразни собаку – не укусит.

 Берегись бед, пока их нет.)

-О дружбе и взаимопомощи:

Беседа

-Что из ниже перечисленного больше всего необходимо для дружбы: умение прощать, делиться, беспокойство за другого человека, помощь другу в беде, умение не обижаться?

-Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?

 -- Расскажите, как вы нашли своих друзей.

-Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном?

-Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?

-Защищал ли ты когда-нибудь своего друга в беде?

-Что нужно сделать для того, чтобы у тебя появился друг?

Рисунок «Дерево дружбы»

Прочитайте детям пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек — друзьями». Раздайте детям листочки с рисунком дерева без корней. Попросите каждого раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет. Обсудите с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.

(Пословицы

Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

В согласном стаде и волк не страшен.

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

Вместе и беда легче переносится.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Все за одного, один за всех.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Добрая шутка дружбы не рушит.

Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

Дружи с теми, кто лучше тебя самого.

Друзья познаются в беде.

Знакомых много, а друзей мало.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Неверный друг - опасный враг.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Один в поле не воин.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.

Сам погибай, а товарища выручай.)

-О сообразительности и находчивости:

(Пословицы

Борода росла - разума не принесла.

Видит око далёко, а ум ещё дальше.

Где глупый кичится - умный отмолчится.

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупая голова и ногам покою не даёт.

Глупые мысли бывают у каждого, только умный их не высказывает.

Говори меньше, думай больше.

Действие - результат знаний.

Длинный волос, да ум короткий.

Догадка не хуже разума.

Больше знай - меньше болтай.

Достигай всего своими способностями.

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Любопытной Варваре в дверях нос оторвали.

Людям, не слушающим советов, нельзя помочь.

Мало хотеть, надо ум иметь.

Мудрость в голове, а не в бороде.

На снегу грибы не ищи.

Научиться хорошему мало и тысячи дней, научиться дурному - достаточно и часа.

Одна голова - хорошо, а две - лучше.

От ученья человек с пути не сбивается.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Тише едешь - дальше будешь.)

-О желании учиться:

Беседа

-Как ты думаешь, можно ли без стремления к знаниям получить интересную профессию?

-Что бы ты посоветовал тем, кто не хочет учиться?

(Пословицы

Азбука – ступень к мудрости.

Век живи – век учись.

Грамота не болезнь, не уносит годы.

Грамоте учиться – вперед пригодится.

Знание лучше богатства.

Полузнание лучше любого незнания.

Книга книгой, а своим умом двигай.

И медведя танцевать учат.

Тот, кто хочет много знать, должен очень мало спать.

 Корень ученья горек, да плод его сладок.

Наукой люди кормятся.)

-О честности:

Игра «Сердечко честности»

Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры у детей «рождается» разноцветное сердечко честности.

Беседа

-Трудно ли вам быть честным?

-Иногда родители жалеют своих детей и не говорят им правду. Правильно ли они поступают?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

Творческое задание «Честные люди»

Прочитайте детям пословицу: «Где правда, там и счастье». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т. д.

(Пословицы

Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Некрасив собой, зато честен душой.

Честным пирком да за свадебку.

Честных почитай, а гордых презирай.

Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.

Не в силе честность, а в правде.

Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.

Честное дело не таится.

Честность всего дороже.

Честные глаза вбок не глядят.)


 Наши ученики прочитали большое количество произведений писателя разных жанров, проиллюстрировав рисунками на выставке самые волнительные для них эпизоды и образы героев, активно обсуждали жизненные ситуации по темам, обозначенным Л.Н. Толстым в своих обращениях и поучительных рассказах к детям. С желанием и творческой изюминкой в подборе костюмов и речевой выразительности участвовали в инсценировке сказки Л. Н. Толстого “Как мужик гусей делил”, активно готовились к отчётному фестивалю в рамках “Книжкиной недели”.

Источники:

  1. А. Лопатина, М. Скребцова. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах.  https://azbyka.ru/katehizacija/nachala-mudrosti-50-urokov-o-dobrykh-kachestvakh.shtml
  2. Янцева Л. И. Русские пословицы и поговорки. Издательство: Центрполиграф, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Читательская конференция " Человек читающий..."

Читательская конференция для учащихся 8 класса...

Читательская конференция "Такие разные мамы"

На основе сопоставительного анализа рассказов Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" учащиеся наблюдают о разных  отношениях матери к своей дочери....

Урок-читательская конференция по литературе в 11 классе

Вербич Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №535 г.Санкт-Петербурга      Урока-читательская конференция ( лит...

Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики».«Детям своим расскажем о них…»

Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая О...