Классный час "О культуре речи".
план-конспект занятия (6 класс) на тему

светлова татьяна евгеньевна

Беседа с игровыми моментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час.22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

для учащихся 5 – 8 классов

Тема: «О культуре речи».

Подготовила: Светлова Т.Е

ГБОУ школа № 108 г. Москва.

г. Москва.

2018г.

Форма проведения:

беседа с игровыми моментами.

Цель:

  • формировать и развивать навыки культуры речевого общения;
  • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
  • показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Предварительная подготовка:

  • объявить в классе конкурс «Неделя без слов – паразитов»;
  • конкурс «Лучший оратор недели» (выявить лучший ответ на уроке по стилю, форме и речевому изложению;
  • подготовить материал для проведения игровых моментов.

Оборудование:

  • выставка книг;
  • интерактивная доска;
  • плакат – девиз;
  • костюм для главного героя;
  • медали для награждения;
  • жетоны.

Содержание классного часа.

«Обороты речи – это своего рода одежда,

в которую облачены мысли.»

И. Энгель.

Ведущий: Язык – это наша история, наше богатство и культура.

Это язык А.С Пушкина, И.С Тургенева, Л.Н Толстого, К.Г Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, т. е в подчинении определенным нормам ( правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, в ясности, эмоциональности и доступности – в чистоте, т. е в отсутствии слов – паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена».

Каждое молодое поколение использует в своей  речи так называемые сленговые выражения. В разговорном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и органично вплетаются в речь. Однако существуют слова – паразиты, которые свидетельствуют о крайне ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях.

«Речь – удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - говорил Гегель.

Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном, т. к основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» - представителей уголовного мира. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных  выражений и двух десятков фраз, составляющих сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией.

К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам при ответах на уроках, при написании сочинений.

Ребята, к нам в гости пришла Грамматина Глаголевна Ошибкина.  Поприветствуем ее.

Выступление

 Грамматины Глаголевны Ошибкиной.

Дорогие друзья! Я каждый год надеюсь, что он принесет наименьшее число казусов, двусмысленностей в ваших сочинениях, но, увы, это не так… Думаю, что вам лучше поучиться на чужих ошибках, а самим писать правильно, грамотно выражая мысли. Вот только послушайте эти перлы:

  • «Это один из поэтов, который полностью оголился перед читателем».
  • «Друзья Пушкина были казнены и сосланы в Сибирь».
  • «Теперь повернем колесо истории вперед».
  • «Мы терзаем науки».
  • «Надо оставить для потомства свой след, свою тень».

Ребята,  не надо оставлять в своих сочинениях такие следы, хоть они и очень меня иногда забавляют…

А сейчас мы проверим ваши знания русского языка. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. В конце занятия мы наградим победителей.

Игровые моменты.

«Правильно ли мы говорим?»

  1. Повторите скороговорки.

Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина – бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

2.Подберите синонимы к словам.

Смелый – храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить – одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день – промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек – неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

3.Объясните фразеологические обороты.

Иголку негде вдеть – о большом скоплении народа.

Крокодиловы слезы – притворное сожаление.

Краем уха – невнимательно слушать.

Рукой подать – близко.

Как на духу – откровенно, чистосердечно.

Святым духом – как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу – полное согласие.

Во весь дух – очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа теплится – хилый, слабый.

Не верить своим глазам  - удивляться чему – либо увиденному.

Ведущий:

А сейчас послушайте советы Дейла Корнеги.

У вас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти  применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие – либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к  свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Грамматина Глаголевна Ошибкина:

Я готова объявить наших  победителей .

(Считаются жетоны и вручаются медали «Знаток русского языка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Культура поведения в школе"

Эта разработка поможет провести классный час о правилах поведения...

Презентация к классному часу "Культура чаепития"

Презентация к классному часу "Культура чаепития"...

Классный час. Культура речи.

Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов....

классный часа«Культура Кубани -история Кубани в лицах

     Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историч...

Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"

Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"...

Сценарий классного часа "Культура речевого общения"

Сценарий классного часа поможет классному руководителю разнообразить формы воспитательной работы в классе....

Классный час ""Культура речи""

Классный час предназначен для учащихся 6 класса...