Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Солнышко"
рабочая программа на тему

Беседина Антонина Николаевна
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Солнышко"включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ldp_solnyshko.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

       СОГЛАСОВАНО                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

    __________________                                                                               _____________________

       начальник лагеря                                                                                  директор МБОУ

      Беседина А.Н.                                                                                        «Тростенецкая СОШ»

   .                                                                                                                   Терехова Т.В.

ПРОГРАММА

летнего пришкольного лагеря

с дневным пребыванием детей

«СОЛНЫШКО»

  МБОУ «Тростенецкая СОШ»

с.Тростенец,

июнь 2018 г.

Пояснительная записка.

      Лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко» организуется на базе МБОУ «Тростенецкая СОШ». Участниками смены являются педагогический коллектив, учащиеся МБОУ «Тростенецкая СОШ», особое внимание уделяется детям-сиротам, детям из неблагополучных, асоциальных, многодетных, малообеспеченных семей. Возраст детей от 6 лет и 6 месяцев  до 17 лет. Продолжительность смены 21 календарный день, 14 рабочих дней.  

  Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природ сообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

     

В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Проведение смены обусловлено необходимостью:

- привлечения и организации детей «группы риска» к совместной творческой деятельности;

- воспитания и развития коммуникативно-творческого, нравственно-эмоционального потенциала личности ребенка в условиях лета;
- создания единого коллектива;
- укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.

В основе программы лагеря лежат принципы:

- целесообразности - соответствия педагогических задач личностным целям детей;
- добровольности участия в делах лагеря;
- открытости в деятельности отрядов;
- учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
- индивидуального подхода к личности ребёнка.

Работа пришкольного лагеря «Солнышко» осуществляется с 8.15 до 14.15. И включает в себя 2-х разовое горячее питание, индивидуальные психологические консультации и групповые тренинги, игры, праздничные и развлекательные программы, физкультурно-спортивные занятия в зале и на свежем воздухе, прогулки, походы, экскурсии.

       А также взаимодействие с другими учреждениями: познавательные игры в библиотеках, развлекательные мероприятия и походы в кино сельский ДК, сельскую модельную библиотеку.

Паспорт программы

Основания для разработки программы

  • Закон РФ “Об образовании”
  • Конвенция о правах ребенка
  • Письмо Минздрав соцразвития России от 18.08.2011г. №18 -2/10/1-5182 «О единых требованиях к составлению и ведению реестров и типовой форме паспорта организаций отдыха и оздоровления  детей и подростков»;
  • СанПин 2.4.4.2599-10 от 19.04.2010 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» «
  • СанПин 2.4.4.2605-10 от 26.04.2010 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул»;
  • СанПин 2.4.2. 2842 -11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагеря труда и отдыха для подростков».
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 15.04.2011г. №18-2/10/1-2188 «О типовом положении о детском оздоровительном лагере»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011№МД – 463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха»;
  • Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №656

«Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровлении»

  • Постановление Правительства РФ от 20.01.2011г. №13 «О внесении изменений в перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

Заказчик программы

Управление образования г.  Новый Оскол Новооскольского  района Белгородской области

Цель программы

       

       Организация отдыха и оздоровления учащихся

школы в летний период. Создание оптимальных

условий, обеспечивающих полноценный отдых

детей, их оздоровление и творческое развитие.

Основные  задачи программы

- Воспитывать правильное отношение к своему здоровью по средствам физкультурных и психолого-педагогических мероприятий, пропаганда здорового образа жизни;

- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

- Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус,  выполнять определенную роль в коллективе;

- Пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, учить организации творческих контактов;

- Создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Перечень основных мероприятий программы

  • Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
  • Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
  • Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе
  • Научно-методическое обеспечение
  • Оздоровление детей и профилактика заболеваний

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Укрепление здоровья детей;
  • Улучшение социально-психологического климата в лагере;
  • Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
  • Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
  • развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
  • привитие навыков самообслуживания;
  • Повышение чувства патриотизма;
  • Уважение к родной природе.
  • Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и

оздоровления детей;

  • Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.


Формы реализации программы.

Лагерная смена длится 14 дней, в течение которых предполагается реализация программы по блокам:

1.ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ

2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ

3. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

4. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

Задачи

Основные формы работы

  • Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
  • Экскурсии.
  • Тематические беседы
  • Конкурсы, игры
  • Интеллектуальные игры
  • Загадки, кроссворды, ребусы
  • Конкурсы рисунков, поделок

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

    По данному направлению в лагере создан профильный отряд «Пятый элемент»

Задачи

Основные формы работы

  • Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
  • Приобщение к духовным ценностям российской истории.
  • Конкурс  плакатов «Россия – Родина моя!»
  • Подвижные народные игры.
  • Тематические беседы
  • Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья».
  • Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
  • Беседа «Символика Российской Федерации»

Задачи

Основные формы работы

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  • Расширение знаний об охране здоровья.

  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Спортивная игры на стадионе, спортивной площадке.
  • Подвижные игры на свежем воздухе. Эстафеты, спортивные мероприятия.
  • Беседы, презентации «Мое здоровье» (с использованием ИКТ)

 

Задачи                                        

   Основные формы работы

  • Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
  • Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»)
  • Конкурсные программы
  • Творческие конкурсы
  • Творческие игры на занятиях в кружках
  • Выставки

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Механизм  реализации  программы

I этап. Подготовительный

Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы;
  • издание приказа по школе об открытии лагеря;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями;
  • осмотр помещений, территории: актовый зал, спортивный зал, туалет, спортивная площадка;
  • приобретение канцтоваров, хозтоваров;
  • сбор инвентаря: фонотека, спортинвентарь, бытовые предметы, аппаратура;
  • проведение инструктажей с работниками лагеря.

II этап. Организационный

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Солнышко»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
  • работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический

Основной идеей этого этапа является:

  •  подведение итогов смены;
  •  выработка перспектив деятельности организации;
  •  анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы

1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют воспитатели, заместитель директора, начальник лагеря. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МБОУ «Тростенецкая СОШ». Перед началом работы лагеря сотрудники проходят установочный семинар для воспитателей. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел в соответствии с должностными инструкциями педагога-воспитателя.

2. Педагогические условия 

  • добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря
  • сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, спортивные, интеллектуальные).
  • систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
  • организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
  • отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
  • создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

3. Методическое обеспечение смены 

  • наличие программы лагеря, описание модели игрового сюжета, плана - сетки;
  • проведение установочного семинара для воспитателей до начала лагерной смены;
  • подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
  • подбор реквизита для проведения дел.
  • разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Критерии эффективности программы

  • постановка реальных целей и планирование результата программы
  • заинтересованность педагогов в реализации программы
  • благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
  • удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы
  • творческое сотрудничество педагогов и детей
  • желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Предполагаемые результаты программы

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация самореализации в социально значимой, творческой деятельности, мотивация к знакомству и общению с другими детьми, адекватное проявление активности. Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.

Организация взаимодействия летнего пришкольного

лагеря с дневным пребыванием детей «СОЛНЫШКО»

с социумом

   

Координационно – педагогический компонент

в работе по программе.

Согласовано                                                                         Утверждаю                      

Директор                                                                              Начальнник  лагеря                                                                                МБОУ «Тростенецкая СОШ»                                             ______________Беседина А.Н.                                

__________    Терехова Т.В                                                «     »______________2018 г.

«      »_________2018 г.

лагеря с дневным пребыванием «Солнышко»

при МБОУ «Тростенецкая СОШ»

с 01.06.18 г.  по   21.06.18 г.

 08.15 – приход дежурных воспитателей, индивидуальный   прием детей;

08.30 – начало работы лагеря;

08.35–08.45 – зарядка;

08.45–09.00 – линейка;

09.00–09.30 – завтрак;

09.30 –11.00 – общественно – полезный труд;

11.00–12.00 -организация и проведение коллективных      творческих дел, прогулки;

12.00-12.30 –подготовка к обеду;

12.30-13.00 – обед;

13.00–14.30 –свободная деятельность по интересам, проведение мероприятий;

14.30 –  линейка, уход детей домой;

14.30–15.00 – совещание педагогов, анализ дня.


№п/п

Дата

Мероприятие

Ответственные

1.

01.06

День знакомства

«Праздник детства». Инструктаж по ТБ.

Конкурс рисунков на асфальте «Дадим шар земной  - детям!»

воспитатели

2.

04.06

Викторина «Своя игра» по сказкам и мультфильмам.

Самоуправление. Выбор актива, оформление отрядных уголков: название отряда, речёвка, девиз, эмблема.

воспитатели

3.

05.06

День выборов.  Выборы президента лагеря, совета министров.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (профильный)

воспитатели

4.

06.02

«Пушкинский день».  Викторина по произведениям А.С. Пушкина.

Инсценировка сказок А.С. Пушкина

воспитатели

5.

07.06

Открытие лагеря «Солнышко». Конкурс отрядных уголков.

Праздничный концерт

Дискотека в ДК

воспитатели

6.

08.06

День смеха-ха-ха!

Инсценирование «Ералаш»

воспитатели

7.

09.06

Спортивный конкурс «Весёлые старты»

«По экологической тропе»

«Экологический светофор»                      ( профильный)

инструктор по ф/к,

воспитатели

8.

13.06

Конкурс плакатов «Сохраним голубую планету»

Концерт ко Дню России  «Я люблю тебя, Родина моя!»

воспитатели

9.

14.06

Конкурс листовок «Мы за здоровый образ жизни»

Конкурс «Голос»

Развлекательно – игровая программа в ДК

воспитатели

10.

15.06

Настольные игры. Шахматно-шашечный турнир

«Модный приговор»

Турнир Шерлока Холмса( профильный)

инструктор по ф/к

воспитатели

11.

18.06

Конкурс «Мульти-пульти»  - чудесная страна» (инсценирование)

Прогулка в парк

Игровая программа в ДК

воспитатели

12.

19.06

Синемания. Ролевая игра «Синема»

«Счастливый случай» ( профильный)

Лагерная спартакиада

воспитатели,

инструктор по ф/к

13.

20.06

«Чудо-дерево»

Подготовка к закрытию лагеря.

Праздничный концерт.

воспитатели

14.

21.06

Закрытие лагеря «Лето-дивная пора»

воспитатели

План мероприятий в профильном отряде

«Пятый элемент»

Тема

Дата проведения

Содержание

1

«Что? Где? Когда?»

05.06.2018

Интеллектуальная игра на тему «Великие изобретатели»

2

«Экологический светофор»

09.06.2018

Игровое занятие на развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека и природы

3

«Природа нашей родины»

13.06.2018

Брейн-ринг, где рассматривается  разнообразие природы нашей страны

4

Турнир Шерлока Холмса

15.06.2018

Конкурс знатоков на развитие логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха.

5

«Счастливый случай»

19.06.2018

Интеллектуальная игра, состоящая из пяти геймов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"

Чем занять детишек в селе в летний период, когда надоели уроки, а хочется почувствовать себя этаким пиратом, я предлагаю данную программу. Обещаю: отдыхать не придётся, а работать будет даже интересно...

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....

"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"

Программа отражает цели и задачи окружной программы «Дети Югры», муниципальной целевой программы «Организация отдыха в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков»; создает условия ...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Горхонская» СОШ № 73» «Солнышко - 2018»

Пояснительная записка       Сегодня в сознании  педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону...