Открытые мероприятия и занятия. Конспекты и презентации.
план-конспект по теме

Черняева Анастасия Алексеевна

Конспект проводимого занятия педагогами Черняевой А.А. и Семёновым А.Ю.  в качестве участников районного семинара заместителей директоров по УВР "Организация внеурочной деятельности в ОУ в рамках ФГОС НОО". Наблюдателям были разданны карты, в которых  они оставили свои рекомендации и отзывы о проводимом занятии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету:

«Народное музыкальное творчество»

Преподаватель Черняева А.А.

Концертмейстер Семёнов А.Ю.

11.12.2014г.

Тема занятия: «Вечёрочка.Музыкальные игры. Танцы.»

Цель занятия: изучение и освоение детского игрового фольклора.

Задачи:

  • приобщение учащихся к народным праздникам, обычаям и традициям русского народа;
  • научить народным играм, считалкам и другим жанрам устного народного творчества;
  • воспитать духовно - нравственные качества учащихся;
  • прививать интерес и любовь к народному искусству.

Структура урока

I. Организационный момент……………………………………….3 мин.

II. Ознакомительный материал. Вводные слова и знакомим с материалом занятия………………………………………………………………..7 мин.

III.  Разучивание фольклорных игр………………………………...25 мин.

IV. Танцы, как основной элемент вечёрок………………………….8мин.

V. Подведение итогов, напутствие……………………………….....2 мин.

Ход занятия.

  1. Приветствие.
  2. Представление материала (иллюстрируют  педагоги Черняева А.А. и Семёнов А.Ю.)
  1. Какие функциональные нагрузки игры?
  2. В какие игры вы уже играли?
  3. На какие группы делятся игры?
  4. Считалка – это..? Кто знает интересные считалки?
  5. Считалки с забавным повествованием?
  6. Танцы?
  7. Подвижные игры?

Черняева А.А.. познакомила детей с хороводными песнями, рассказала о разделении их на основные три группы, о круговых и не круговых хороводах, дала понятие о хороводах - шествиях. про игру «стенка на стенку» «А мы просо сеяли».

  1. Показ преподавателем на видео молодёжных игр.

Участники показали постановку игр.

  1. «В коршуна».
  2. «Мак – маковочек».
  3. «Горелки».
  4. «В волка».
  5. «В медведя».
  6. «Чижик».
  7. «Дома ль воробей».
  8. «А мы просо сеяли».
  9. «Я селезня, я любила».
  10. «Растяпа».


  1. Танцы: Где танцевали, с кем , для чего. Симантика танца и


Мир народной музыки окружает ребёнка с момента его рождения и на протяжении всей жизни.

Народная игра - это один из видов человеческой деятельности. В разном возрасте играют по - разному. Игра является ведущей формой деятельности ребёнка и несёт в себе различные функциональные нагрузки:

  1. познавательную ( узнают о новой игре);
  2. импровизационно – творческую;
  3. организационно - деятельную;
  4. физическую нагрузку;
  5. эмоциональную нагрузку.

Народные игры чрезвычайно хорошо способствуют усвоению фольклорного языка , являются как бы своеобразной азбукой в изучении народного творчества , закладывают первые навыки музыкального интонирования , т.е. можно говорить о том , что детская песня рождается в играх. Игры влияют на развитие характера , художественного мышления , нравственных чувств ребёнка , укрепляют его физическое здоровье.

Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем, и в то же время игра – вид детского фольклора, в котором сочетаются элементы драматического, словесного, музыкального творчества; в него входят песни, праздники.

За основу берётся сказка. Сказку легко перевести в игру, а игру в песню.

- В какие сказки мы с вами уже играли?

( «Репка», «Теремок», «Сказки старого ворона», «Летал, летал воробей»).

Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно.

- На какие группы делятся игры?

Существуют ролевые, подражательные, хороводные, подвижные игры.

Ролевые игры - это игры в которых есть диалоги между участниками или несколько действующих персонажей.

Ролевые игры начинаются со считалки или жеребьёвки.

- Что такое считалка?

Считалка – это рифмованное стихотворение. С помощью считалки пересчитываются участники игры, определяются их роли или очерёдность участия в игре.

- Какие считалки знаете?

(Рассказывают считалки).

В считалку могут входить различные забавные повествования.

Например:

« 1, 2, 3, 4 жили мошки на квартире.

К ним повадился сам

Друг Крестовик- большой паук.

5, 6, 7, 8 паука мы просим:

- Ты, обжора, не ходи,

Ну – ка, Машенька, води!»

Подражательные игры. Основная идея таких игр – повторять движения за ведущим («У бабушки Маланьи»), следовать произносимому тексту («Заинька»), подражать трудовым действиям («Уж мы сеяли ленок») и изображать различных животных. Они помогают познавать окружающий мир, развивают память, внимание, воображение.

Подвижные игры – в них проверяется ловкость, смелость, быстрота реакции играющих. Как правило, именно эти игры вызывают самые яркие эмоции и переживания («Курочка и цыплята», «Горелки», «Медведь», «Заинька»). Некоторые игры, помогают стать сильными, ловкими, другие развивают сообразительность и смекалку.

 Хороводы.

Хороводы и игры можно разделить на три группы:

1) Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы.

В хороводах «Ленок», «А мы просо сеяли», «Мак» представлен процесс выращивания и обработки этих культур.

2) Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения («Бояре», «В хороводе были», «Ой, вставала я ранёшенько»).

3) Хороводы, в которых нашли выражение патриотические чувства народавоспеваются родные места. («Земелюшка – чернозем»).


В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. 
Хороводы начинали водить с праздника Егорьев день - это первый день выгона домашнего скота на поля, луга и пастбища. Водили хороводы до самой осени, праздника Покров День. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечерками в избах. Их называли “посиделками”.

Хороводные игры занимают видное место в песенном творчестве русского народа – «Золотые ворота», «На горе мак», «Царь за городом гуляет». Хороводы-игры – это маленькие театрализованные представления. В этих играх можно стать царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо можно представить и сыграть то или иное действующее лицо.

Такие игры помогают ребятам найти свое место в коллективе, учат общаться не только со сверстниками, но и с детьми старшего и младшего возраста.

По характеру движения хороводы можно разделить на две основные группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия.

Хороводы-игры (круговые и некруговые) и хороводы-шествия. Круговые хороводы (в народном наименовании «караводы», «карагоды», на Севере и в Сибири – «круги») в большинстве сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета. Иногда основу такой драматической инсценировки составляет простой речевой диалог, чередуемый с хоровым припевом, в других случаях – песенный диалог («Дома ль, воробей?»). К хороводам-играм примыкают также некоторые некруговые формы с разделением участников на два хора и движением «стенка на стенку» («А мы просо сеяли», «Бояре»).

Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Такой хоровод называли игровым или драматическим.
Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, звездочкой и другими. В таких хороводах читался узор, орнамент и называли их орнаментальными.

«А мы просо сеяли» - это своеобразная игра-хоровод, которая отражает трудовые процессы, состоящая из вопросов и ответов. Все поющие делятся на две шеренги и становятся лицом друг к другу: «стенка на стенку». Обе «стенки» по очереди подходят друг к другу. На словах «А мы придем и возьмем» из одной шеренги в другую переводят выбранных «девиц». Это один из примеров того, как хороводно – игровые песни взрослой молодежи перешли в детские.

Показать молодёжные игры на видео.

Показ игр учащимися 3-4 кл.

  1. «В коршуна».
  2. «Мак – маковочек».
  3. «Горелки».
  4. «В волка».
  5. «В медведя».
  6. «Чижик».
  7. «Дома ль воробей».
  8. «А мы просо сеяли».
  9. «Я селезня, я любила».
  10. «Теремок».
  11. « Растяпа».


Игра – это основная форма деятельности детей, источник эмоционального раскрепощения, объект развития фантазии. Игра способствует физическому укреплению ребёнка, развивает его интеллектуально, обладает большой воспитательной силой.

Дети через игру быстрее воспринимают произведения, живее, эмоциональнее реагируют, лучше запоминают, охотнее импровизируют.

Таким образом, игра является наиболее удачной формой освоения фольклора, чрезвычайно импонирующей ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...

Урок по физике в 9 классе "Открытие протона и нейтрона"( конспект и презентация)

Урок в 9 классеНа тему «Открытие протона и нейтрона»Цели  урока  :Образовательные :- познакомить с гипотезой Резерфорда;- познакомить с опытами Чедвика;- ввести понятия протона и...

Самоанализ открытого занятия. Конспект занятия "Прорисовка фона в рамке. Оформление панно."

Конспект и самоанализ проведения этого занятия предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 11-15 лет в творческих объединениях художественной направленности. Представле...

Конспект занятия (открытого мероприятия)

Конспект занятия (открытого мероприятия)...