Профориентационная работа с детьми ОВЗ
методическая разработка (5 класс)

Фасхутдинова Тамара Петровна

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор уже во взрослой жизни, его надо познакомить с разными  профессиями ( повар, кондитер, швея, овощевод, цветовод, продавец, медсестра,  водитель, сантехник, дворник, электрик, сварщик, строитель, мастер-обувщик, и т.д)  начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34

городского округа «город Якутск»

Рабочая программа педагога

Фасхутдинова Тамара Петровна, воспитателя первой квалификационной категории

по внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире профессий»

2018-2019 учебный год

\

Якутск, 2018 г.

Программа «В мире профессий»

Цель: Сформировать у младших школьников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, через  различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.

Задачи:  Расширение представлений о профессиях;  развитие познавательных способностей учащихся на основе создания  максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; формирование добросовестного, положительного отношения к труду , понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности; первоначальный интерес к каким-либо профессиям; сформировать у школьников нравственные  основы выбора профессии.

Проблематика: - Малодифференцированные представления о мире профессий;

 - Отсутствие выраженных интересов и склонностей к конкретному виду профессиональной деятельности;

-Раскрытие возможностей, способностей личности учащихся через различные виды деятельности.  

-Поддержание связей школы с социальными партнерами. Необходимо проводить как можно чаще экскурсии на предприятия, в колледжи, организовывать встречи с людьми разных профессий.

 -Организация летнего трудового лагеря при школе-интерната участие на школьных субботниках.

-Привлечение родителей к профориентационной работе, это очень важно, так как сотрудничество родителей с педагогами оказывает педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Актуальность: Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор уже во взрослой жизни, его надо познакомить с разными  профессиями ( повар, кондитер, швея, овощевод, цветовод, продавец, медсестра,  водитель, сантехник, дворник, электрик, сварщик, строитель, мастер-обувщик, и т.д)  начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.     
       Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа в начальной школе считается подготовительным этапом.

 Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

На изучение  данной программы отводится 34 часа в год

В неделю- 1 час

1 четверть- 8 ч.

2 четверть- 7ч.

3 четверть- 11 ч.

4 четверть- 8 ч.

Содержание программы:

1 четверть- направление «Обслуживание»

Специальности:  технический персонал Ш-И., дворник,  парикмахер, швея.

Парикмахер стрижет, красит, укладывает волосы. Маникюрша занимается уходом и дизайном ногтей. Швея шьет изделия с помощью машин или вручную. Если Вам нравится работать с людьми, улучшать их внешний облик. Вы коммуникабельны, тактичны, наблюдательны, усидчивы, обладаете творческим воображением, развитым эстетическим вкусом, тонкой чувствительностью пальцев, умеете быстро переключаться с одной операции на другую, то возможно это Ваше направление.

2 четверть- направление «Сельское хозяйство»

Специальности: мастер растениеводства (агроном, садовник), ветеринар, зоотехник,  и др.

Работает с растениями, животными, ухаживает, следит за сроками и графиками, определяет соответствие продукции требованиям.

Если вы любите животных, растения, умеете с ними обращаться, можете быстро переключать и распределять внимание, хорошо наблюдать и замечать происходящие изменения, ответственны, умеете следить за выполнением графика, то возможно это Ваше направление.

3 четверть- направление «Общественное питание и торговля»

Специальности: продавец- кассир, пекарь- кондитер, повар.

Работает на кондитерских фабриках, хлебозаводах, магазинах, кафе и др.

Приготавливает различные блюда, изделия по рецепту, проверяет количество и качество товара,  подсчитывает стоимость покупки, получает деньги, пробивает чек, выдает сдачу, оформляет витрины, консультирует покупателей об особенностях товара, составляет отчеты.

Если вам нравится готовить еду, у Вас это хорошо получается, любите общаться с людьми. Вы наблюдательны, четки и аккуратны, общительны, можете сохранять спокойствие в разных ситуациях, быстро считаете, у Вас тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, то возможно это Ваше направление.

4 четверть-  направление «Транспорт»

Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.

Проводит диагностику автомобиля, собирает и разбирает агрегаты и узлы транспортного средства, регулирует механизмы и системы, ремонтирует, управляет различными видами транспорта. Если Вам хотелось бы научиться водить транспортное средство, нравится находить неисправности в  механизмах. У Вас  хорошее зрение, слух, глазомер, быстрая реакция. Вы терпеливы, умеете сосредотачивать и распределять внимание, то возможно это Ваше направление.

Формы и виды деятельности по профориентации младших школьников:

  1. Рисуночные методики
  2. Мини- лекции о профессиях
  3. Просмотр и обсуждение видеосюжетов о профессия
  4. Сюжетно- ролевые игры, связанные с профессией
  5. Практическая деятельность на пришкольном участке и в классном кабинете
  6. Организация экскурсий на предприятия города
  7. Создание альбома и  уголка «Мир профессий»
  8. Беседа с приглашенными специалистами
  9. Конкурсы и защита проектов
  10. Ведение ученического портфолио по профориентации.

Учитель начальных классов на занятиях ведет работу в следующих направлениях:

  1. показывает учащимся роль труда в жизни человека;
  2. привлекает учащихся к выполнению социально значимых дел;
  3. проводит встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями);
  4. вовлекает учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская);
  5. знакомит учащихся с миром профессий;
  6. учит работе по формированию «Портфолио» («Портфеля достижений»).

Критерии оценивания

Критерии оценки предполагаемых результатов

Критерии оценки

Параметры

Индикаторы

Инструментарий (Методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника)

Развивающая среда

называет профессии,  проявляет интерес к определённым профессиям.

доля детей овладевших необходимыми знаниями, умениями и навыками

а) Методика «Мое любимое дело» (для 0-2 классов)

б) Методика «Кем быть?» (для 3-4 классов)

Наблюдение, тестирование, анализ результатов.

 

Познавательное развитие

-ориентироваться в профессиях

- знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

68безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

доля детей с ранним проявлением интересов и склонностей к труду и профессиям.

Трудовая, игровая, исследовательская деятельность (мини лекции, проектирование, общественно- полезный труд, коррекционная работа по повышению позитивного мышления и развития личности), анализ собственных достижений ( портфолио)

Наблюдение, тестирование, анализ результатов.

Развитие творческой

активности

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

доля детей с положительной динамикой творческих способностей

Наблюдение, тестирование, анализ результатов.

В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:

знать и понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
  • назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;

владеть способами познавательной деятельности:

  • сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;
  • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
  • планировать свою деятельность и контролировать ее;
  • соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения  начальной школы  достичь следующих результатов:

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

- приобретают навыки работы на пришкольном участке ( посадка, полив, уход, пересадка растений,  рыхление, очищение сорняков, заготовка и консервирование овощей, оформление блюд);

-участие в школьных  осенних ярмарках;

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

Методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.

Методика «Мое любимое дело»

Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.

Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

1. Твои любимые занятия.

2. Что ты любишь делать больше всего?

3. Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни подходящие тебе действия:

а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;

б) вязать, вышивать, шить;

в) работать в огороде, поливать цветы;

г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;

д) работать с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.;

е) готовить еду;

ж) рисовать, выжигать, выпиливать.

з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________

Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету. Но здесь очень важно не переусердствовать: соблюдать чувство меры, учитывая возрастные особенности учащихся.

 

 

Методика «Кем быть?»

Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.

Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать

(для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и

быстрее понять содержание рисунка.

Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».

В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:

- классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),

- классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),

- сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),

- влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» (тестирование).

Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).

Подобные дописываемые тезисы помогут выявить определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего.  Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»

Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.

При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты»

профессии.

 

Вывод:

Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора.

Направление «Обслуживание» (8ч.)

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1

Вводная беседа «В мире профессий обслуживающего персонала»

6/09

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2

Профессии дворника, технички, вахтера,  кастелянши, повара, посудомойки.

13/09

-ориентироваться в профессиях направления «Обслуживающий персонал»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

3

Профессия «Швея, парикмахер»

20/09

Познавательное развитие

4

Профессия «Санитарка»

27/09

5

Профессия «Сапожник»

4/10

6

 «Занятия наших родителей».

11/10

Развитие творческой

активности

7

Конкурс чтецов и рисунков «У каждой профессии запах особый…»

18/10

8

Экскурсия в столовую школы- интерната.

25/10

Направление «Общественное питание и торговля» (8ч.)

Специальности: повар, пекарь- кондитер, продавец- кассир.

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1

Вводная беседа «Мир профессий торговли и общественного питания»

8/11

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2

Сюжетно- ролевая игра «Пряничный домик»

15/11

-ориентироваться в профессиях направления «Общественное питание и торговля»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

3

Практическое занятие «Магазин»

22/11

Познавательное развитие

4

Профессия «Повар». Беседа

29/11

5

Профессия «Пекарь- кондитер»

6/12

6

Профессия «Продавец- кассир»

13/12

Развитие творческой

активности

7

Конкурс блюд «Веселые бутерброды»

20/12

8

Изготовление сладкого подарка (кондитерские изделия)

27/12

Направление «Транспорт»

Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1

Вводная беседа «Мир профессий водителей»

10/01

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2

Сюжетно- ролевая игра «Мы участники дорожного движения»

17/01

-ориентироваться в профессиях направления «Общественное питание и торговля»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ 68безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

3

«Пассажирский транспорт»

24/01

Познавательное развитие

4

«Спецтранспорт»

31/01

5

«Водный транспорт»

7/02

6

 «Воздушный транспорт»

14/02

Развитие творческой

активности

7

«Железнодорожный транспорт»

21/02

8

Литературные произведения о транспорте и водителях

28/02

9

 Дорожно- патрульная служба

7/03

10

Автомоделирование

14/03

11

Сюжетно- ролевая игра «Светофор»

21/03

Направление  «Сельское хозяйство»

Специальности: мастер растениеводства, овощевод- садовод, ветеринар, .

Работает с растениями, животными, ухаживает, следит за сроками и графиками, определяет соответствие продукции требованиям.

Если вы любите животных, растения, умеете с ними обращаться, можете быстро переключать и распределять внимание, хорошо наблюдать и замечать происходящие изменения, ответственны, умеете следить за выполнением графика, то возможно это Ваше направление.

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1.

Вводная беседа «Мир сельскохозяйственных профессий»

4/04

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2.

Практическая работа в «Оранжерее Ш-И №34».

11/04

-ориентироваться в профессиях направления «Обслуживающий персонал»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

Познавательное развитие

3.

Профессия «Мастер растениеводства». Беседа

18/04

4.

Профессия «Овощевод- садовод»

25/04

5.

Профессия «Садовод»

2/05

Развитие творческой

активности

6.

Профессия «Цветовод»

16/05

7.

Практическая работа по выращиванию рассады зелени, огруцов.

23/05

8.

Ландшафтный дизайн.

30/05

      Список используемой литературы

  • Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
  • Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М.:Просвещение, 2006.
  • Козыренцева Л.С., Волкова Л.М. Профессия моих родителей. – Минск: Красико-Принт,2010.
  • Латыпов В.З. Развитие интереса и способностей детей в коллективной и индивидуальной работе. // Ст. Дополнительное образование и воспитание. 2008. No 7.
  • «Организация профориентационной работы в школе»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 28
  • Журнал «Читаем, учимся, играем» №3 2012 год стр.50- 53 «О профессиях и не только» Людмила Ивановна Хлыстова г. Миасс, Челябинская область
  • Детская энциклопедия  «Я б  в рабочие пошёл …» профессии, которые всегда нужны и всегда в почёте. №5 2012 год.
  • Познавательный журнал для девочек и мальчиков



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Приобщение обучающихся к общественно- полезному труду по растениеводству» Руководитель внеурочной деятельности воспитатель 3 группы МОКУ С(К)ОШ-И №34 Фасхутдинова Т.П.

Слайд 2

Цель: Привлечь обучающихся к активному участию в делах ш колы- интерната и учить навыкам общественно- полезного труда.

Слайд 3

Задачи: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; п ривлечение обучающихся к проектной деятельности; создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта; сделать территорию школы- интерната комфортной для учебы и отдыха.

Слайд 4

Актуальность Важную роль в воспитании социально- адаптированного человека играет труд, представляющий собой решающую часть жизнедеятельности человека. Основы мотивации, включающие интерес к труду, ориентацию на способы добывания знаний и приобретение трудовых умений необходимо закладывать на начальной ступени обучения. Трудовая деятельность позволяет включать воспитанников в процессы, которые оказывают благотворное влияние на развитие ребенка . Она способствует процессу ознакомления детей с окружающим миром, прививает чувство уважения к чужому труду, формирует трудовые навыки и умения .

Слайд 5

Активное участие детей в общественно– полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная. Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.

Слайд 6

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, в условиях ФГОС, предусматривается внеурочная деятельность по следующим направлениям: Спортивно- оздоровительное. Духовно- нравственное. Социальное. Общеинтеллектуальное . Общекультурное.

Слайд 7

Внеурочное занятие по социальному профилю «Растениеводство» Данная программа разработана на три года с 2015- 2018 г. Программа предназначена для обучающихся 2 «а» класса. Согласно базисному плану на реализацию данной программы предусмотрено всего 102 часа: Класс Количество часов 2 «а» 34 ч. 3 «а» 34 ч. 4 «а» 34 ч.

Слайд 8

Место реализации Пространство школы и пространство социума: - школьные кабинеты - пришкольный участок - оранжерея - технопарк - городские выставки- ярмарки

Слайд 9

Формы внеурочной деятельности Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты. Практические занятия, конкурсы, игра- путешествие. Участие в творческих конкурсах, в акциях. Участие и подготовка к мероприятиям. Разработка проектов.

Слайд 10

Проектная деятельность Класс Название проекта Участники проекта Мероприятия 2 1) «Комнатные растения» (зима) -Строев Слава -Баева Зарина Участие на выставке цветов Ярмарка- выставка 2) «Рассады для пришкольного участка» (весна) -коллективное Акция «Миллион цветов для города» 3) «Цветы для школьного двора» (лето) -коллективное Акция «Миллион цветов для города» 3 1) «Комнатные растения» (зима ) Колышкина Василиса Проект «мой любимый цветок » 2) «Рассады для пришкольного участка» (весна) -Егоров Данил Участие на НПК «Я знаю, я умею, я могу» проект «Наша теплая теплица» 3) «Цветы для школьного двора» (лето) коллективное Участие на экологической конференции «Мой мир» посвященный году экологии.

Слайд 11

Уход за комнатными цветами

Слайд 12

Открытие «теплой теплицы»

Слайд 14

Домик для наших овощей

Слайд 15

Выводы: Детям с ОВЗ сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение , а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддержать, направить, давать возможность проявить свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.



Предварительный просмотр:

Профориентационное занятие: Мы - строители новой школы. (Профессии строителей)

Цель: Уточнить представление  о группе строительных профессий.

Оборудование: проектор, Карточки с названиями профессий, макет школы, пластилин

 План занятия

Этап занятия‘

Задачи

Методы

1

Организация начала занятия

Заинтересовать детей, как нужно построить дом, вызвать интерес к профессии строителя.

Показ слайд из мультфильма «Заяц и лиса», «Три поросенка», «Теремок»

I

Постановка цели

Узнать цель занятий

Работа по карточкам, собрать: Строитель, стройка, строительство

II

Работа по теме строитель

Ознакомить со строительными профессиями Архитектор, Каменщик, Плотник, Кровельщик, штукатур, маляр.

Разъяснение. Работа по картинкам. Стихи о профессиях

III

 Разминка

1)Узнать профессий 2)Узнать инструментов для работы

Логическая игра ассоциации о профессиях. Загадки о инструментах для работы

IV

Практическая работа

Показать строительные работы

Лепка из пластилина

V

Разминка

Установление телесного контакта

Хоровод  под музыку мультфильма « Три поросенка»

VI

Практическая часть

Сборка макета новой школы

Коллективная работа.

Итог занятия. Рефлексия.

Систематизация информации, полученной в ходе занятия.

Обсуждение. Ответы на вопросы.

Ход занятия

Наше занятие, ребята, хочу начать с показа слайда.

Скажите, Почему дом разрушился, чего они не знают, не умеют, чего не учли?

Сказка «Заяц и лиса» учит строителей строить дома так , чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в жаркое, знойное лето.

Сказка «Три поросенка» учит правильно выбирать материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нем ни бури, ни разбойников.

Сказка «Теремок» помогает понять , что всем вместе под силу построить любой дом, где хватит места каждому, и что всем вместе можно дружно жить.  

Работа по карточкам. Слова: Строитель, Стройка. Как вы думаете, о чем же будем говорить на занятии.

Строитель – специалист по строительству, по строительным работам.

Стройка – место, где производится постройка, а также само строящееся сооружения.

Строительство – отрасль производства по возведению и реконструкции зданий, сооружений.

Профессия строителя появилась вместе с человеком. Древние люди обустраивали свое незамысловатое жилье таким образом, чтобы было сухо, тепло и в жилище не могли попасть дикие звери. Дома бывают разные, от одноэтажного до небоскреба. Небоскреб – это такой высокий дом, что ,кажется, будто он упирается в небо и словно «скребет» его своей крышей. Ребята, помните, когда мы были в Москве,  гостиницу «Космос»?  Сколько было этажей? Было 25 этажей. Представьте себе, самые большие небоскребы имеют свыше 100 этажей.

 Чтобы начать любое строительство, у строителей должен быть план будущего дома, который для них нарисует архитектор. Кто же такой архитектор? Архитектор означает «главный строитель». Они рисуют на бумаге  в виде планов и чертежей будущего строительства.

Большой красивый новый дом

Растет в квартале нашем.

Как много башенок на нем,

И как он весь украшен!

Чтоб этот дом построен был,

Работал архитектор:

В уме сначала сочинил

Десятка два проектов.

Потом один он отобрал

И на листе бумажном

В разрезе дом нарисовал —

Здесь все детали важны!

Архитектор! Как много в этом слове:

И новизна, и линий простота.

У вас фантазия лежит в основе,

Проектов смелых чистота.

Вам покоряются объемы и пространство,

Рассчитал нагрузки зданий,

Чертежи составил архитектор!

Архитектор нарисовал дом на бумаге ,что же дальше?

Что бы дом был прочным надо выбрать строительный материал. Из чего же можно построить дом? Как вы знаете, дома бывают деревянные, каменные, кирпичные, железобетонные. Если  строим деревянный дом ,  то нужны нам плотники, а если кирпичный то нужны каменщики. А для каменного дома нам нужен бетон.

Бетон - это смесь цемента с песком, щебнем и водой. Когда бетон застывает, то он превращается в камень. Железные прутья или решетку заливают бетоном, ждут, пока он затвердеет. Так получается железобетон. Бетонщик – рабочий, изготавливающий материалы и конструкции из бетона. Эта профессия молодая и перспективная, так как в строительстве будущего конструктивным материалом по –  прежнему  остается бетон.

Из железобетона делают панели и блоки. Панели – это плиты, из которых возводят стены, потолки, полы.

Каменщик – рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.

Я - каменщик. Я строю дом.

Я занимаюсь важным делом.

В ряды кирпич за кирпичом

Кладу я ловко и умело.

Руке послушен мастерок.

Вот построили мы стены.

Плотник – специалист, который обрабатывает древесные материалы вручную; изготавливает оконные и дверные блоки.

 Топор у плотника остёр,

Сам плотник – краснощёк,

Со лба он капли пота стёр,

Взял в руку молоток.

 Есть удовольствие в труде,

Когда ты строишь дом.

Ты счастье строишь для людей

Своим большим трудом.

Теперь нужна крыша! Для этого нам нужен  кровельщик! Кровельщик  -   рабочий,  который сооружает крышу  досками, железом, черепицей, шифером. Эта профессия – одна из древнейших. Так, в первых примитивных постройках человек сооружал крышу из соломы и камыша.

Кровельщик Кирилл

Криво крышу крыл

Перекрыть крышу

Пригласили Гришу

 Чтобы в доме было сухо и тепло,

Чтобы снег зимою в дом не занесло,

Чтоб не мокли люди в доме под дождём,

Кровельщик железом покрывает дом.  

Чего не хватает для наших стен? Штукатурки? Штукатур – рабочий, специалист по штукатурке. Выравнивает потолки, стены. Именно со штукатурных работ начинается отделочный цикл на строящемся объекте. Штукатурка предохраняет здание от атмосферных и других воздействий, увеличивает срок службы. Оштукатуренные внутренние помещения более гигиеничны, значительно теплее, менее звукопроводны. Правильно выполненная штукатурка увеличивает долговечность зданий и придает поверхности красивый вид.

 Штукатур поверхность гладкой

Оставляет за собой.

Он поверх кирпичной кладки

Нанесёт раствора слой.

Мастерком своим умело

Стены выровняет он.

Закончили отделку, теперь нам нужна покраска. Кто же нам поможет?

Маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий и помещений.

Наш маляр

Много пробовал фактур,

Чтоб стена волной играла,

Чтобы блеском ослепляла.

Подбирал тона и краски,

Чтобы стены, словно в сказке,

Очаровывали глаз,

Колер подбирал не раз.

Игра: Чьи инструменты и строительные материалы?

Валик, кисть?

Чертеж, линейка, карандаш?

Рулетка, черепица, гвоздь?

Кирпич, уровень, мастерок?

Шпатель, терка?

Топор, рубанок, гвоздь?

Игра ассоциации: ( пантомима движения)

белит, красит?

Выкладывает, ровняет?

Разрабатывает,  чертит?

Обмазывает, штукатурит?

Накрывает, застилает?

Рубит, пилит, строгает, забивает?

На экране проецируются картинки инструментов.

Практическая работа: лепим из пластилина строительные работы

Музыкальная разминка под песню «Три поросенка» Веселый хоровод

Заключительный этап: коллективная работа, собираем  строительные работы из пластилина в макет школы.

                              Мы вместе построили Школу-Мечты

                          Чтобы школа получилась и красива и стройна

                           Нам нужны профессии на стройке: архитектора, каменщика,

                           плотника, штукатура – маляра, кровельщика.

Рефлексия.

Чем занимаются на стройке кровельщик, архитектор, штукатур, каменщик, плотник, маляр?

Из каких материалов строят дома?

 Кем хотели бы работать  на стройке?

Важны ли эти профессии для строительства дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»

Беседа:  Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"

Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...