статья ""Гражданско-патриотическое воспитание школьников через проведение литературно-музыкальных композиций "Россия-Родина моя."
статья (7, 8 класс)

Алешина Елена Владимировна

Статья об  использовании литературно-музыкальных композиций как формы гражданско-патриотического воспитания школьников. В качестве примера приводится сценарий и презентация,, литературно-музыкальной композиции "Россия - край березовый". Расчитана на возрастную категорию 7-8 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rossiya-rodina_moya.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гражданско - патриотическое воспитание школьников через проведение литературно-музыкальных композиций «Россия – Родина моя».

Автор: Алешина Елена Владимировна -  педагог-организатор

 ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за свою страну, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

 Воспитание детей школьного возраста является оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежат, прежде всего, чувства, а источником чувств является пережитая эмоция. Поэтому лучше всего подходит для воспитания патриотизма форма литературно-музыкальных композиций, которые дают возможность эмоционально прочувствовать, пережить и транслировать любовь к Родине.

В нашей школе уже стало традицией проведение литературно-музыкальных композиций, приуроченных к важным датам в истории нашей страны, таким как: День снятия блокады Ленинграда, День Победы, День героев Отечества, День народного единства и т.д.

Примером может служить  литературно-музыкальная композиция

«Россия – родина моя» для учащихся 7-8 классов.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи:

1. Воспитание патриотических чувств через любовь к родному краю; любовь к России.

2.Уважение к истории нашей страны, память о солдатах Великой Отечественной войны

3. Развитие творческих способностей учащихся

Сценарий

1:  Вы видали такое чудо,
Когда звезды ночные,
Вдруг под утро, становятся чистой росой.
Вы видали такое чудо,
Откосы речные, по которым бежит мальчишка босой.
Вы видали такое чудо
Снега в горах, на вершинах,
А чуть ниже, цветут луговые цветы.
Это чудо — наша Россия
Необъятный простор, неземной красоты!

2: Звучит песня

 С чего начинается Родина?
C заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь растёт.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

— Я люблю тебя Россия,
Твои бескрайние поля,
Наполняя мысли силой,
Люблю тебя, моя земля.
Ты даешь мне в жизни крылья,
Как заботливая мать,
Слышишь мир, сыны России,
Будут с гордостью летать.

3: Звучит песня

То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Все бегут, бегут дороги
И зовут они вперед.

4: Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

5: Россия, сторонка веселая,

Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
С Россией своей прощаясь.

Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой,
Отчизна моя, Россия!

6: Какой русский человек не любит красавицу березу! Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. О березе писали известные русские поэты:

7: Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез!

8: Ты так мила мне, до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина.
Березовая русская Россия –
Ромашковая добрая страна.

9: Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Звучит Песня:

Березы в ночи, как улыбки,
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.
Березы, как давние даты,
Что все еще в сердце остры,
Похожи на русских солдаток
Березы военной поры.

10:  Военные события живут в историях и преданиях, в поэзии и в музыке. Четыре страшных года пережил советский народ в борьбе с фашизмом. И немыми свидетелями были деревья.

11: Да, можно выжить
В зной,
В грозу,
В морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть...
Но эти три березы —
Их, даже умерев,
Нельзя отдать!

Звучит Песня:

Бледны, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожали на бой.
Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь,
Весною бежали и летом,
И был нескончаем их путь.

12: За селом, вдали, на перекрестке
Полевых едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березах
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...»

13: Давно прошли невзгоды все,
Но пахнет ствол березы толом.
В березе намертво засел
Из стали крупповской осколок.
Кора березы, как бинты,
Намотанные в медсанбате,
А у подножия — цветы,
Как перед раненым солдатом.
Здесь был когда-то лазарет,
Сражались здесь за мир герои.
Здесь, как солдаты, на заре
Деревья умирали стоя.

15: – Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

 Звучит песня Песня:

Березы — разлуки и встречи,
Печаль над безмолвием трав...
Люблю ваши сильные плечи
И тихий, приветливый нрав.
Березы, березы России,
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.

16: Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны!
...Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная березка,
Теплый образ света и добра!

Песня: (Звучит фонограмма песни группы "Любэ")   

Отчего так в России берёзы шумят,

Отчего белоствольные всё понимают,

У дорог, прислонившись, по ветру стоят,

И листву так печально кидают.

Я пойду по дороге, простору я рад,

Может это лишь все, что я в жизни узнаю,

Отчего так печальные листья летят,

Под рубахою душу лаская.

А на сердце опять горячо, горячо,

И опять и опять без ответа.

А листочек с берёзки упал на плечо-

Он как я оторвался от ветки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."

Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.

Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения"

Статья из опыта работы по теме "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения" в коррекционной школе....