Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ОВЗ «Все цвета, кроме чёрного»
рабочая программа

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников в  коррекционно-развивающей области, направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukoyanova_n.g._rp_vse_tsveta_krome_chyornogo.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Рассмотрено на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №1

от «29» августа 2019 г.

Руководитель

МО______________

/Юшкова  И.В.

Согласовано

Заместитель  директора по УВР

__________/Бородина Г.А.

от «29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В.Дубникова

«29» августа 2019 г.

Приказ № 374

«29» августа 2019 г.

Программа внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС НОО

 «Все цвета, кроме чёрного»

4 класс

Направление: коррекционно-развивающее

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Составила:

Лукоянова Наталья Георгиевна,

педагог-психолог, ВКК

с.Панаевск

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного»» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана на основе примерной программы НОО с учётом авторской программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Все цвета, кроме чёрного» /М.М.Безруких, Т.А.Филиппова.

Рабочая программа ориентирована на учебные пособия:

Автор/авторский коллектив

Название учебного пособия

Класс

Издатель учебника

Безруких М.М.

Филиппова Т.А.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Все цвета, кроме чёрного»

2-6 классы

Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г.

Безруких М.М.

Филиппова Т.А.

Макеева А.Г

Пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников»

Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г

Безруких М.М.

Филиппова Т.А.

Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций «Все цвета, кроме чёрного: 4 класс: учусь общаться»

4 класс

Издательский центр «Вентана-Граф», 2015

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников в  коррекционно-развивающей области, направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

  Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным  Федеральным государственным стандартом детей с ОВЗ обязательным направлением работы с обучающимися является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Использование психоактивных вещество детьми и подростками – одна из наиболее значимых социальных проблем общества, требующая комплексной профилактической работы, которая должна начинаться уже в младшем школьном возрасте. Как показывают результаты исследований, уже к 6-7 годам у детей начинают формироваться определённые установки в отношении психоактивных веществ (это главным образом  касается алкоголя и никотина): дети знают и могут перечислить разновидности алкогольной продукции, табачных изделий, осведомлены об эффекте воздействия алкоголя и никотина на организм человека. У определенной части младших школьников уже есть первичный опыт использования психоактивных веществ. Между тем убедительно доказано: чем раньше человек знакомится с психоактивными веществами, тем выше риск возникновения зависимости. В последние годы всё острее становится проблема компьютерной зависимости. Специалисты отмечают разного рода зависимости при использовании гаджетов (в том числе появившаяся в последние годы селфи-зависимость). В подростковом возрасте это может привести почти к полному уходу из реального общения.

Результативность программы. Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей представлений о ценности здоровья как важнейшей составляющей полноценной жизни, а также:

  • готовность соблюдать правила здорового образа жизни;
  • умение и готовность отстоять свою позицию, способность противостоять негативному влиянию со стороны окружающих ровесников и взрослых;
  • сформированность коммуникативных навыков

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения. 2 часа в неделю, 68 часов в течение года- во 2 классе.

Новизна программы заключается в том, что занятия по программе кружка представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Дети учатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учёбе и общении со сверстниками и взрослыми.

Направление программы – коррекционно-развивающая область.

Цель программы: создать условия для формирования у обучающихся навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющих в дальнейшем предупредить вредные привычки и приобщить к здоровому и безопасному образу жизни.

Задачи программы:

  • формирование у обучающихся ценностной установки и представления о необходимости бережного отношения к здоровью;
  • формировать умение оценивать себя (состояние, поступки, поведение) и других людей;
  • формировать представления об особенностях своего характера, навыки управления своим поведением и эмоциональным состоянием;
  • развивать коммуникативные навыки – умение строить свои отношения с окружающими сверстниками и  взрослыми в разных ситуациях, избегая конфликтов;
  • формировать умение оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Программа «Все цвета, кроме чёрного» является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности). Профилактическая программа, ориентирована на особенности организации учебного процесса. Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них  исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего.

Условия реализации программы

Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного» во 4 классе: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов в год внеаудиторной занятости в 4  классе, предназначена для занятий с детьми 10-11 лет.

Формы организации внеурочной деятельности

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю  в учебном кабинете или сенсорной комнате. Программа предусматривает включение игровых ситуаций,  групповых видов деятельности, методов арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующую организацию:

  • Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий.
  • Подвижная деятельность учащихся  не мешает умственной и практической  работе.
  • При организации занятий целесообразно использовать  принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые  игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Также можно использовать тренинговые психологические игры и упражнения, которые подразумевают работу в круге.

Методы и приёмы педагогической техники

Руководителем программы применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

  • деятельностный,
  • наглядный,
  • метод создания игровых ситуаций,
  • проблемное обучение,
  • обучение в сотрудничестве: совместное обучение в малых группах, обучение в командах на основе игры, турнира,  в команде.

Учителем используются следующие приемы педагогической техники:

  1. Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
  2. Удивляй!: педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
  3. Отсроченная отгадка: в начале занятия педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на занятии при работе над новым материалом.
  4. Практичность теории: введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
  5. Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

  1. Игры-тренинги:

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коррекционно-развивающие и тренинговые упражнения.

         Технологии:

  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты освоения

 курса внеурочной деятельности

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • сформированность представлений о ценности здоровья как важнейшей составляющей полноценной жизни;
  • развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-волевой сферы;
  • развитие готовности соблюдать правила здорового образа жизни в повседневной жизни;
  • наличие стойкого негативного отношения к употреблению психоактивных веществ
  • развитие умения и готовности отстоять свою позицию, способность противостоять негативному влиянию со стороны окружающих сверстников и взрослых.
  • Сформированность коммуникативных навыков.

                Метапредметные результаты: 

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу.
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • уметь  интегрировать и синтезировать информацию;
  • уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

В результате освоения  курса внеурочной

деятельности «Все цвета, кроме чёрного»» 

Обучающиеся научатся:

  • владеть представлениями о ценности жизни, здоровья;
  • использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни;
  • уметь находить выход из проблемных ситуаций;
  • приобретать опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • приобретению умения отстоять свою позицию, способности противостоять негативному влиянию со стороны окружающих ровесников и взрослых;
  • получению первоначального опыта самореализации.

Содержание  курса внеурочной деятельности

«Все цвета, кроме чёрного» 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели. Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся  4 класса, учитывает их интересы и потребности, развитие внеурочной деятельности учащихся, способствует формированию УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Раздел 1. «Учусь понимать других» - 26 часов

Что изменилось за год. Как научиться разговаривать с людьми. Что такое интонация. Как научиться преодолевать трудности вместе. Как понять друг друга без слов. Для чего нужна улыбка. Умеешь ли ты дружить. Конкурс знатоков.

Раздел «Учусь общаться» - 34 часа

Что вы знаете друг о друге. Твой класс. Кто твой друг. Как научиться жить дружно. Как помириться после ссоры. Какой у тебя характер. Как воспитать характер. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. Фантастическое путешествие. Конкурс эрудитов. Главные ценности в жизни. Время- пространство для встреч. О дружбе и друзьях. Такие разные друзья. Что мешает дружбе? Помогаем сами и принимаем помощь. Я – член команды. Резервные часы . Экскурсии, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов и видеороликов о здоровом образе жизни.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего  часов

В том числе

лабораторных работ

практических работ

Раздел 1. «Учусь понимать других» - 26 часов

Что изменилось за год.

1

Как научиться общаться с людьми.

4

Что такое интонация.

2

Как научиться преодолевать трудности вместе.

3

Как понять друг друга без слов.

4

Для чего нужна улыбка.

4

Умеешь ли ты дружить.

4

Конкурс знатоков.

4

Раздел 2. «Учусь общаться» - 42 часа

Что вы знаете друг о друге.

3

Твой класс.

2

Кто твой друг

2

Как научиться жить дружно

4

Как помириться после ссоры

2

Какой у тебя характер

4

Как воспитать характер

2

Как сказать  «нет» и отстоять свое мнение

2

Фантастическое путешествие

2

Конкурс эрудитов

2

Время- пространство для встреч

3

Главные ценности в жизни

2

О дружбе и друзьях

2

Такие разные друзья

2

Что мешает дружбе?

2

Помогаем сами и принимаем помощь

2

Я – член команды

2

Резервные часы . Экскурсии, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр кинофильмов.

2

2

Итого

68

2

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе  «Все цвета, кроме чёрного» необходимо:

  1. Персональный компьютер с принтером.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультмедиапроектор
  4. Оборудование для песочной терапии.
  5. Сенсорная комната

Литература для педагога

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного: организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова. – М.:Вентана-Граф, 2015.
  2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного: книга для родителей: методическое пособие/ М.М.Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова. – М.:Вентана-Граф, 2013.
  3. Романюта В.Н. Учим детей общаться.-М.:АРКТИ, 2014 – 64 с.
  4. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. – М.:АРКТИ, 2014.-72 с.

Литература для обучающегося

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного: 4 класс:учусь общаться:рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова. – М.:Вентана-Граф, 2015.
  2. Я играю чувства. Сказкотренинги для младших школьников./В.А.Савельева, Л.В.Фомина.-СПб.:Речь, 2013

Интернет-ресурсы

  1. http://ped-kopilka.ru
  2. http://nsportal.ru/shkola/
  3. http://festival.1september.ru/
  4. http://www.school-sector.leraln.ru

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Планируемые результаты

Виды/формы контроля

по плану

по факту

Раздел 1. «Учусь понимать других» - 2 часа

1

02.09.2019

Что изменилось за год.

Познавательные УУД:

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД:

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения задачи.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД:

1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

2. Владение диалогической формой коммуникации с использованием инструментов ИКТ и дистанционного общения.

2

04.09.2019

Как научиться общаться с людьми.

устный опрос

3

09.09.2019

Как научиться общаться с людьми.

устный опрос

4

11.09.2019

Как научиться общаться с людьми.

устный опрос

5

16.09.2019

Как научиться общаться с людьми.

устный опрос

6

18.09.2019

Что такое интонация.

устный опрос

7

23.09.2019

Что такое интонация.

устный опрос

8

25.09.2019

Как научиться преодолевать трудности вместе.

устный опрос

9

30.09.2019

Как научиться преодолевать трудности вместе.

устный опрос

10

02.10.2019

Как научиться преодолевать трудности вместе.

устный опрос

11

07.10.2019

Как понять друг друга без слов.

устный опрос

12

09.10.2019

Как понять друг друга без слов.

устный опрос

13

14.10.2019

Как понять друг друга без слов.

устный опрос

14

16.10.2019

Как понять друг друга без слов.

устный опрос

15

21.10.2019

Для чего нужна улыбка.

устный опрос

16

23.10.2019

Для чего нужна улыбка.

устный опрос

17

28.10.2019

Для чего нужна улыбка.

устный опрос

18

30.10.2019

Для чего нужна улыбка.

устный опрос

19

11.11.2019

Умеешь ли ты дружить.

устный опрос

20

13.11.2019

Умеешь ли ты дружить.

устный опрос

21

18.11.2019

Умеешь ли ты дружить.

устный опрос

22

20.11.2019

Умеешь ли ты дружить.

устный опрос

23

25.11.2019

Конкурс знатоков.

устный опрос

24

27.11.2019

Конкурс знатоков.

устный опрос

25

02.12.2019

Конкурс знатоков.

устный опрос

26

04.12.2019

Конкурс знатоков.

устный опрос

Раздел 2. «Учусь общаться» - 42 часа

27

09.12.2019

Что вы знаете друг о друге.

Познавательные УУД:

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД:

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения задачи.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД:

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

            Закрепление сформированных познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

устный опрос

28

11.12.2019

Что вы знаете друг о друге.

устный опрос

29

16.12.2019

Что вы знаете друг о друге.

устный опрос

30

18.12.2019

Твой класс.

устный опрос

31

23.12.2019

Твой класс.

устный опрос

32

25.12.2019

Кто твой друг

устный опрос

33

13.01.2020

Кто твой друг

устный опрос

34

15.01.2020

Как научиться жить дружно

устный опрос

35

20.01.2020

Как научиться жить дружно

устный опрос

36

22.01.2020

Как научиться жить дружно

устный опрос

37

27.01.2020

Как научиться жить дружно

устный опрос

38

29.01.2020

Как помириться после ссоры

устный опрос

39

03.02.2020

Как помириться после ссоры

устный опрос

40

05.02.2020

Какой у тебя характер

устный опрос

41

10.02.2020

Какой у тебя характер

устный опрос

42

12.02.2020

Какой у тебя характер

устный опрос

43

17.02.2020

Какой у тебя характер

устный опрос

44

19.02.2020

Как воспитать характер

устный опрос

45

24.02.2020

Как воспитать характер

устный опрос

46

26.02.2020

Как сказать  «нет» и отстоять свое мнение

устный опрос

47

02.03.2020

Как сказать  «нет» и отстоять свое мнение

устный опрос

48

04.03.2020

Фантастическое путешествие

устный опрос

49

09.03.2020

Фантастическое путешествие

устный опрос

50

11.03.2020

Конкурс эрудитов

устный опрос

51

16.03.2020

Конкурс эрудитов

устный опрос

52

18.03.2020

Время- пространство для встреч

устный опрос

53

30.03.2020

Время- пространство для встреч

устный опрос

54

01.04.2020

Время- пространство для встреч

устный опрос

55

06.04.2020

Главные ценности в жизни

устный опрос

56

08.04.2020

Главные ценности в жизни

устный опрос

57

13.04.2020

О дружбе и друзьях

устный опрос

58

15.04.2020

О дружбе и друзьях

устный опрос

59

20.04.2020

Такие разные друзья

устный опрос

60

22.04.2020

Такие разные друзья

устный опрос

61

27.04.2020

Что мешает дружбе?

устный опрос

62

29.04.2020

Что мешает дружбе?

устный опрос

63

04.05.2020

Помогаем сами и принимаем помощь

устный опрос

64

06.05.2020

Помогаем сами и принимаем помощь

устный опрос

65

11.05.2020

Я – член команды

устный опрос

66

13.05.2020

Я – член команды

устный опрос

67

18.05.2020

Резервные часы . Экскурсии, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр кинофильмов.

устный опрос

68

20.05.2020

Резервные часы . Экскурсии, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр кинофильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс

Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)

Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс

Программа адресована учащимся 7-8  классов  и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....