Брейн-ринг "Наш "великий и могучий!"
методическая разработка (6 класс)

Чернова Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие - игра по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг  

«Наш «великий и могучий»!  6 класс.

 Цели внеклассного мероприятия: 

  • Систематизация и обобщение изученного материала по русскому языку в 5-6 классах;
  • Расширение знаний по русскому языку;
  • Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову

Оборудование:

Плакаты с высказываниями известных писателей о русском языке, пословицами о чтении и учении, карточки с заданиями, интерактивная доска.

Ход мероприятия.

Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

Ведущий: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?  Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем?  В этом нам помогут разобраться  участники нашего брейн-ринга, уважаемое жюри и, конечно же, вы, зрители. Сегодня в соревновании вступят две команды. Попросим их представиться.

Представление команд, девиз, обращение к жюри, зрителям.

       Разминка:

  1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? ( аз- бу- ка).
  2. В каких словах по сто  согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).
  3. Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
  4. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
  5. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).
  6. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).

1. Конкурс 1. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.

  1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
  3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
  4. Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
  5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
  6. Разговор двух лиц. (Диалог)
  7. Памятный подарок. (Сувенир).
  8. Устное народное творчество народа (Фольклор)
  9. Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)

2. Конкурс 2. «Правильно ли мы говорим».

    Очень часто мы слышим на улице, в транспорте, по телевидению неправильное произношение слов, да так, что уши в трубочку сворачиваются. Как вы думаете, как нужно правильно сказать  звонит или звонит, торты или торты. В произношении некоторых наиболее часто употребляемых слов помогут нам разобраться наши игроки. На выполнение задания у них 1 минута.

    На карточках игроков пишутся следующие слова: торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, ка ламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударе ние на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге), путешествие, ( ударение на третьем слоге),баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).

3. Конкурс 3. «Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как  поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дарагой друк здраствуй!

         Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

        Зато часта бывайу взаапарке  фкино наречьки. Вот  и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.      

Дасвиданьи.

                                                                                                                             Пьос

4. Конкурс 4.«Потерялось слово»

Рыдают слоги в каждой строчке:

- От наших слов  - одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.

По разрезанным на кусочки фрагментам нужно узнать пословицы: «Ученье  - свет, а не ученье – тьма», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

5. Конкурс 5.  «Собери фразеологизмы»

Повесить

Отводить

Вешать

Распустить

Сматывать

Смотреть сквозь

Ломать

Гореть под

Вставлять палки в

Сесть в

Голову

Нос

Колеса

Лапшу

Калошу

Глаза

Удочки

Нюни

Ногами

Пальцы

Продемонстрируй один из них.

  1. Конкурс 6. «Рассказ на одну букву».

В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.

         П или М

Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.

  1. Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.

9.Конкурс «И снова эти фразеологизмы»

Ведущий читает стихотворение В. Суслова «Как работает слово». 
Задания командам: выписать все фразеологизмы , объяснить их лексическое значение.

Как работает слово 
Бывает частенько, что слово - одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда. 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство прошло. 
С тех пор уж немало «воды утекло»! 
О смелом мы вправе сказать наперед: 
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» 
А гуси и утки — сухие всегда. 
Заметили люди: «Как с гуся вода». 
Случалось с тобою: ты правил не знал. 
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! 
Лентяй отдыхает, а время идет — 
«Под камень лежачий вода не течет». 
Сказать болтуну мы порою не прочь: 
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь». 
Не прочь и другому сказать невзначай: 
«Довольно лить воду! Ты дело давай!» 
Работать впустую... Что скажут потом? 
Не дело, мол, «воду носить решетом». 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».

Жюри подводит итоги, вручение дипломов и призов.

Ведущий: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение « Не позволяй душе лениться»

Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень – матушка порой мешает нам в изучении нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....

Вечер-конкурс по русскому языку "О, великий, могучий..".

Внеклассное мероприятие по русскому языку для среднего класса....

Презентация. "О, великий, могучий...".

Готовая презентация к внеклассному меропритию по русскому языку для среднео звена....

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....

внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...

План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"

Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...