Гражданское образование
статья

Акулич Светлана Павловна

В статье говорится о необходимости работы органов детского самоуправления в  школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданское образование школьников через ученическое самоуправление

Статья

Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести».

Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.

Из кн. «Фрунзенская коммуна».

Гражданское образование – одно из важнейших звеньев системы образования - является сегодня объектом пристального  внимания  педагогов, философов, политиков всего мирового сообщества. Интерес к проблемам гражданского образования в России во многом обусловлен содержанием переживаемого ею периода истории, который связан с построением правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Низкий уровень гражданского самосознания поставил мыслителей современности перед проблемой: где кроется корень социальной апатичности жителей нашей страны? Когда и где происходит воспитание гражданина? Ответ очевиден: фундамент гражданского общества должен закладываться в школе. Ведь если с детства не прививать ребёнку привычку мыслить в рамках не только своих личных интересов, но и учитывать интересы социума, то откуда возьмётся социально активное общество? Значит, главная задача школы – воспитание граждан России, подготовка их к участию в управлении своей страной.

С чего начать? Как же разбудить в школьнике гражданское сознание? Большинство учёных, отвечая на эти вопросы, сошлись во мнении: данную проблему можно решить через развитие детского и молодёжного самоуправления. А как создать в школе полноценные органы самоуправления, чтобы ребята без давления сверху могли выступать со своей инициативой, реализовывать на практике самостоятельно разработанные проекты, чтобы они не на словах, а на деле получали полноценное гражданское образование? 

Эффективное решение обозначенной задачи возможно только в демократической школе с развитой системой государственно-общественного управления.

Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. Первое упоминание о школьном самоуправлении и педагоге латинской школы Валентине Тротцендорфе, который первым использовал школьное самоуправление в целях гражданского воспитания, относится к ХVI столетию. До нас дошли также сведения о прогрессивной деятельности других педагогов древности, чьи мысли, идеи, выводы из практики образовательной деятельности являлись составными частицами в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания древнегреческого мыслителя Платона о воспитании через положительный пример, его соотечественника Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы итальянского педагога-гуманиста Витторино да Фельтре, идеи английского мыслителя Томаса Мора и других. Демократический принцип единой школы выдвинул славянский педагог Я.А. Каменский («Законы хорошо организованной школы») Элементы самоуправления детей были заложены в «Регламенте московских гимназий» М.В. Ломоносова. Огромное влияние на общественность оказали труды К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Актуально для современной школы звучат слова Н.К. Крупской: «Школьное самоуправление должно охватить всех школьников, необходимо чтобы на общих собраниях обсуждались все важные, интересующие их вопросы». Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну           им. Ф.Э. Дзержинского. На протяжении десятилетий в педагогике использовалась методика коллективного творческого воспитания, разработанная ленинградским педагогом, доктором педагогических наук, профессором, академиком И.П.Ивановым (1923-1992 гг.).    С 1992 года, когда был принят Закон РФ «Об образовании», каждое образовательное учреждение разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления.

С начала нового тысячелетия развитие ученического и студенческого самоуправления стало официальной государственной политикой. В 2006-2010гг. этому способствовала государственная программа "Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации". В 2015 году Правительством РФ утверждена  такая же программа на 2016-2020 годы.

Данная статья ориентирована на тех, кто интересуется вопросами гражданского образования подрастающего поколения. Задача автора – обосновать необходимость ученического самоуправления как одной из составляющих системы гражданского образования в современной школе.

        В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «школьное ученическое самоуправление». Одни авторы доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.

Мы рассматриваем развитие школьного самоуправления как часть системы гражданского воспитания, и в нашем понимании это система, позволяющая обучающимся, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой. Родители учащихся юридически не образуют коллектива, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, они имеют возможность влиять на её деятельность и участвовать в управлении её жизнедеятельностью. Каждый из коллективов взрослых и детей у нас имеет право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе: педагогический совет – для педагогического коллектива;  собрание  - отдельно для обучающихся и родителей.

Школьное самоуправление развивается у нас на принципах добровольности, чередования творческих поручений, равноправия, выборности, гуманности, делового партнёрства, свободы творчества, сотрудничества, неприкосновенности личности, открытости и гласности.

Цель нашей деятельности - воспитание свободной и ответственной личности, готовой к самоопределению и самореализации на основе активной социальной практики.

Наши задачи:

  • обучить школьников основам активной социальной практики;
  • создать условия для самоопределения, самореализации детей в процессе активной познавательной и творческой деятельности, для овладения  навыками межличностного общения и сотрудничества;
  • сориентировать обучающихся на ценностное восприятие окружающего мира;
  • содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
  • сформировать основы  гражданственной, социальной и правовой культуры;
  • развить навыки индивидуальной и групповой работы, чувства ответственности за свои действия, за общее дело.

По законам самоуправления наше школьное сообщество живёт уже более двенадцати лет. На сегодня нам практически удалось сделать ребёнка активным участником, субъектом образовательного процесса. Наши обучающиеся не готовятся к будущей жизни - в стенах школы они живут реальной жизнью гражданина России. Как это удалось?

Обдумывая формы организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, изучив методическую литературу, познакомившись с программными документами и различными моделями ученического самоуправления многих образовательных учреждений, мы решили, что наша модель школьного самоуправления будет подобна модели современного российского государства. Так, мы создали Демократическую республику (ДР) «Юнатия», имеющую органы законодательной и исполнительной власти. Это дало нам возможность реализовать права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением. Задача ДР - представлять интересы обучающихся в процессе управления школой; поддерживать и развивать их инициативы в школьной жизни; в ходе организации политической, правовой, экономической и других видов социально-значимой деятельности приобретать практические навыки. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления они получают реальную возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятия и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Наши ребята имеют право голоса в Управляющем совете школы.         

Структура органов самоуправления выглядит следующим образом:

  • Высший законодательный орган – Ученическая конференция.
  • Законодательный орган ученического самоуправления – Парламент. Он состоит из двух палат: Государственного Совета и Государственной Думы, которая формируется на выборной основе из числа выдвинутых кандидатур обучающихся 8-11 классов-городов путем прямых выборов сроком на один год.
  • Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, также формируемая из представителей 8-11 классов-городов сроком на один год.
  • Государственный Совет состоит из педагогов, утверждённых на заседании педагогического совета.
  • Парламент самостоятельно определяет свою структуру, на основании Регламента избирая из своего состава Председателей палат. Он также формирует комитеты и комиссии.
  • Исполнительный орган ученического самоуправления – Правительство.
  • В первичном коллективе: законодательный орган – Общее городское собрание, исполнительный орган - Администрация города.
  • Возглавляет республику Президент, который избирается всеобщим тайным голосованием граждан республики. На протяжении нескольких лет на эту роль балатируются обучающиеся 9 -11 классов.

Органы ученического самоуправления в школе взаимодействуют:

  • с директором: защита прав обучающихся, нормативно – правовая база, материально – техническое обеспечение (Парламент, Правительство);
  • с Управляющем советом школы: разработка нормативно-правовой базы, стратегическое планирование (Парламент, Правительство), дополнительное образование, организационное сопровождение, совместные проекты, ресурсное обеспечение; участие в распределении стимулирующего фонда;
  • с родительскими комитетами классов: совместные мероприятия, дополнительное образование, совместные проекты, ресурсное обеспечение;

Вне школы они работают с различными детскими организациями, с районным центром культуры и досуга, Администрацией района, предприятиями села, с муниципальными образовательными учреждениями района, с которыми заключены договоры о социальном партнёрстве. Проводятся совместные мероприятия, концерты, встречи, акции, реализуется социальное проектирование, осуществляется летнее трудоустройство.

Как строится работа в классном сообществе? Класс представляет собой город, высшим законодательным органом которого является Городское собрание - общее собрание обучающихся, родительского комитета класса и классного руководителя. При такой системе самоуправления (ученики + родительский комитет + классный руководитель) можно учесть интересы всех участников образовательного процесса, распределить ответственность между обучающимися и реализовать права на участие в самоуправлении класса. Администрация во главе с мэром города – исполнительный орган ученического самоуправления класса. Для организации и управления в городе созданы Департаменты (комитеты) науки и образования, культуры, информации и печати, здравоохранения и спорта, труда и занятости, социальным вопросам изаботе. Каждый житель города имеет право выбора стать членом того или иного Департамента (по своему желанию) на один год и быть ответственным за выполнение того или иного объекта работы в органе самоуправления.

На основании «Положения об ученическом самоуправлении в МАОУ «Кожевниковская СОШ №2» создаются программы классного самоуправления «Класс-город», которые помогают каждому классному руководителю занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, отдельными его членами и органами самоуправления. Это даёт возможность педагогу внести более весомый вклад в формирование духовно-богатой, нравственно-чистой и эмоционально-благоприятной среды развития и жизнедеятельности детей в классном коллективе.

Полноправными гражданами республики являются преподаватели и родители обучающихся. Участие в общественно полезных творческих делах совместно со взрослым (в рамках деятельности демократической республики) помогает ребёнку удовлетворить свои потребности в коммуникативном общении, самореализации, саморазвитии, создаёт ситуацию успеха, тем самым даёт возможность свободно и непринужденно влиться в общественную жизнь, готовить себя к новым социальным и гражданским отношениям.

В начале каждого учебного года классы-города получают госзаказ, за выполнение которого граждане получают определенное количество баллов. В конце года все полученные баллы суммируются. Класс-город, набравший наибольшее количество голосов становится победителем и получает приз. Так подводится итог совместной деятельности обучающихся, их родителей, классного руководителя.

Большое влияние на жизнь всего коллектива оказывает школьная газета «Переменка» (она выходит ежемесячно с 2005г.), детская редакция которая готовит и совместные со взрослыми материалы, и свои собственные. Этот вид деятельности способствует реализации интеллектуально-творческого потенциала школьников

В рамках нашего школьного самоуправления активно работает Центр гражданского образования «Время перемен», деятельность которого осуществляется через деловые игры и тренинги, студийные занятия. Признанные лидеры, пройдя обучение, становятся консультантами центра и наравне с руководителями центра ведут занятия с новым составом. В центре ребята занимаются изучением нормативных и законодательных документов, истории и традиций различных народов, населяющих Россию; учатся социальному проектированию, которое ориентировано на формирование у молодых граждан таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям.

Реализация проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими «гражданских знаний и умений» в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.

За двенадцать лет жизни в школьной демократической республике «Юнатия» мы накопили определённый опыт «самоуправленческой» работы: по организации и проведению выборов; по изучению и созданию официальных документов, принятию нормативных актов республики; проведению экономической и деловых игр с ярко выраженным политическим и экономическим содержанием.

За это время наши обучающиеся заметно изменились. Сегодня они со знанием дела участвуют в выборах, изучая законы Российского государства, в модельной форме постигают азы жизни в правовом государстве. В ходе деловых игр юные граждане ведут переговоры и оформляют различную банковскую и государственную документацию, на практике познают социальные реалии современности.

         Позитивные результаты деятельности Демократической республики «Юнатия» позволили нам в последние годы принимать участие и побеждать в образовательных событиях различных уровней. Уже стала традицией наша успешная защита проектов на финалах Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Подводя итог выше изложенному, хочется сказать, что школьное самоуправление, направленное на формирование свободного и независимого гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями, высоким уровнем гражданской культуры, должно быть в центре внимания всех, кто связан с образовательным процессом школьников. Сегодня - школьник, завтра - гражданин России. Так что наше будущее – в наших руках.

С.П. Акулич,

Зам.директора по ВР,

Кожевниковская СОШ №2

Томской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Педагогический совет "Модель Гражданского образования в гимназии!

Представлен опыт работы в ОУ по проблеме гражданского образования...

Методическая разработка по сравнительному граждановедению «Мозаика гражданского образования»

Урок литературы, победитель конкурса "Мозаика гражданского образования"...

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Центр гражданского образования "Я+ТЫ=МЫ"

Предлагаемая программа «Школа гражданина» подготовлена в контексте методологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа...