Подпрограмма «Эколого-валеологическое воспитание школьников»
методическая разработка

Дроздова Зинаида Владимировна

Подпрограмма  учителей географии, биологии, химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podprogramma_ekologiya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подпрограмма

 учителей географии, биологии, химии.

«Эколого-валеологическое воспитание школьников»

Цели:

  • создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной и  природоохранной деятельности детей; формирование ответственной гражданской позиции по отношению к природе;

  • осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде в целях сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья, формирования ответственного отношения к здоровью как условию достижения высоких жизненных результатов.

Задачи:

  • реализация познавательных интересов и потребностей учащихся через изменение природы своей Родины средствами экологии, туризма, краеведения;
  • развитие у детей личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
  • организация и претворение в жизнь посильных значимых дел, проектов,  исследований по изучению и  сохранению окружающей среды;
  • включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную  деятельность;
  • осуществление валеологического воспитания как средства сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Ожидаемые результаты

Формирование личности школьника, имеющей активный уровень ценностного,  ответственного отношения к собственному  здоровью, личности социально-активной, способной к творческой преобразующей деятельности на благо  общества.

Содержание подпрограммы

        Подпрограмма построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки, исследовательской и проектной деятельности, а также практической  деятельности по сохранению и преобразованию окружающей среды.

         Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человека,  общества и природы и  путях их успешного разрешения и преодоления.

Одной из таких проблем является проблема сохранения и  укрепления физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Здоровье  в настоящее время зависит от группы факторов, а именно:

  • биологических (наследственных);
  • образа жизни человека и ребенка в том числе;
  • экологических факторов;
  • организации здравоохранения.

Но при этом  в первую очередь следует обратить внимание на здоровый образ жизни, элементы которого (питание, физические упражнения и т.д.) помогут решить ряд проблем, направленных на укрепление и сохранение здоровья. Выбор образа жизни в большей  степени определяется воспитанием, образованием  и самовоспитанием личности (сотвори себя сам).               Именно поэтому в рамках данной подпрограммы дети приобщаются к здоровому образу жизни через работу лектория клуба «Экос», спортивные  занятия, активные виды отдыха (экологические игры на местности, туристические слеты и походы).

        В практической части программы дети знакомятся  с видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, и активно  включаются в выполнение конкретных заданий по сохранению и преобразованию окружающей среды (трудовые десанты).

План исследовательской работы

Цели  работы:

  • овладение учащимися  знаниями  о живой и неживой природе;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как  компонента общечеловеческой культуры;
  • валеологическое воспитание и формирование здорового образа жизни в                            целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • подготовка школьников к практической деятельности в                     обществе.

Задачи:

  • выявить закономерности экологических явлений;
  • исследовать «ближайшую» среду обитания;
  • приобрести знания о функциях нашего организма;
  • проверить соответствие нашей школы экологическим требованиям;
  • выработать  экологически грамотные правила поведения в природе, городе, поселке и т.д.

Тематика исследований

2016/2017

2017/2018

20182019

Влияние органоминерального удобрения  «Дрот гусиный»   на урожайность капусты

Влияние органоминерального удобрения  «Дрот гусиный»   на урожайность растений семейства «Пасленовые»  (картофель, томаты).    Расчет доз внесения данного вида удобрения под различные культуры

«Проблемы  экологического состояния Смоленской области».

Состояние водной среды рек Гобза и Каспля в районе сброса сточных вод (в сравнении с данными по городскому  водоснабжению)

Анализ качества воды г.Демидова..

Изучение состояния атмосферного воздуха на основании оценки в нем естественных и антропогенных загрязнителей

3.

 Выявление причин нарушения зрения у школьников

Специфика влияния  факторов городской среды на растения

Составление геоэкологических карт территории (карта свалки, карта интенсивности транспортного движения, карта  экологического состояния водных объектов)

План просветительской  работы

Цели:

  • научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы;
  • сформировать ответственное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

 

 - формирование у детей мотивационной сферы гигиенического       поведения, безопасной жизни, физического развития;

      -     обеспечение физического и психического саморазвития.

Месяц

Учебный год

2016/2017

2017/2018

2018/2019

Сентябрь

Беседа

 «Проблемы правильного питания»

(9 классы)

Беседа «Дети у экрана: за и против» (5 классы)

Лекция для учащихся и родителей «Сезонные осложнения в состоянии здоровья и пути их предотвращения» (с приглашением врача –педиатра) (9-11 классы)

Октябрь

Бинарный урок «Правильное питание – залог здоровья»

(10 класс)

Беседа «Необходимость закаливания для укрепления здоровья»

(1-4, 5-7 классы)

Урок здоровья «Все в твоих руках» (3 класс)

Урок здоровья

«Все в твоих руках» (3 классы)

Урок здоровья «Правильная осанка – залог здоровья и красоты» (8-9 классы)

Конференция «Метеорологические и фенологические  наблюдения. Народные приметы и погода» (6-7 классы)

Ноябрь

Урок здоровья

« Формула здоровья»

(8 классы)

Интерактивная лекция «Одурение

от курения !!!»

(10-11 классы)

Беседа «Современные средства коммуникации и здоровье» (9-10 классы)

Беседа

«Осторожно: ледостав»(1-4 классы)

«Красиво! Вкусно! Полезно?» (Основы рационального питания)

(9 классы)

Урок здоровья

« Формула здоровья»

(8 классы)

Декабрь

Интерактивная лекция «Гигиена одежды и обуви» (6-7 классы)

Беседа «Безопасность при любой погоде»

(7-8 классы)

Беседа «Правила  застольного этикета и здоровье» (5 классы)

Беседа «Дети у экрана: за и против» (5 классы)

Научно-практическая конференция

« Алкоголь: за и против!»(10-11 классы)

Урок здоровья «Личная гигиена – выдумки или реальность» (7 классы)

Январь

Беседа «Современные средства коммуникации и здоровье» (11 класс)

Презентация

«Зубная дисциплина»

(4 классы)

Урок - презентация «Гармония души и тела» (9-11 классы)

Февраль

Презентация

«Зубная дисциплина»

(4-5 классы)

Интерактивная лекция «Гигиена одежды и обуви» (5-6 классы)

Научно-практическая конференция «Три сокровища земли Смоленской»

(8-9 классы)

Март

Устный журнал

«Солнце в твоей жизни»

(8-9 классы)

Учебно-познавательная игра «Ускользающие жемчужины» ( о водных ресурсах) (8 класс)

Учебно-познавательная игра «Путешествие в царство Водяного»

(1-2 классы)

Апрель

Беседа

 «Осторожно! Ледоход!»

(1-4 классы)

Беседа «Путешествие бутерброда»

(9-10 классы)

Учебно-познавательная игра «Химические вещества в твоем доме» (8 классы)

Май

Беседа

 «Ядовитые растения»

(1-4, 5-7 классы)

Беседа «Правила поведения в природе»

(1-4, 5-7 классы)

Устный журнал «Солнце в твоей жизни»

(7 классы)

План проектной работы

Цель:

создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве  школы.

Задачи:

-  развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем (обучения и воспитания);

-   формирования навыков проектирования у учащихся;

-   воспитание у обучающихся  активной гражданской позиции, участие в решении актуальных вопросов социума.

2016-2017

2017/2018

2018/2019

Социальные проекты

« Благоустройство территории  собора Успения Пресвятой Богородицы»

« Почетные жители города Демидова»

(в рамках Всероссийской акции « Я – гражданин России»)

«Учителями славится Россия»

(в рамках Всероссийской акции « Я – гражданин России»)

Обустройство детской площадки в городском парке

«Цирковой аттракцион»

(в ансамбле с памятником Ю.В. Никулину)

«Зеленый сквер – родному городу»

(создание социального  ландшафта прибрежной полосы в микрорайоне Карцево)

        Валеологические проекты

«Соли и их влияние на организм»

«Гармония души и тела»

«Растения полезные и вредные»

« Основы рационального питания»

«Химические вещества в твоем доме»

«Солнце в твоей жизни»

Медиапроекты

(разработка пособий для лекторской группы клуба «Экос»)

« Белки – основа жизни»

« В здоровом теле – здоровый дух!»

«Личная гигиена: выдумки или реальность»

«Глобальная экологическая проблема мира»

«Путешествие бутерброда»

«Безопасность при любой погоде»

План природоохранной работы

Цель:

  •  формирование опыта  сохранения и преобразования     окружающей среды;
  •  развитие активной нравственной позиции детей как патриотов,            «хозяев своей земли».

Задачи:

-         формирование технологий взаимодействия школьников с окружающим миром;

- формирование       гуманистических     отношений  в ученической среде, развитие межвозрастного взаимодействия;

- создание условий для самореализации  и социализации учащихся;

- приобщение учащихся к практической природоохранной деятельности.

- развитие эмоциональной сферы учащихся;

Циклограмма природоохранных мероприятий

Мероприятия

Сроки

1

Экологические десанты:

«Чистота малым рекам»;

«Городу чистым быть!»;

«Чистые дворы и скверы»;

«Школа – мой второй дом»;
«Ветеран живет рядом»;

«Наша помощь малышам» (благоустройство территории детского сада «Одуванчик».

Сентябрь, октябрь

2

Уход за территорией Центрального братского кладбища

Сентябрь, октябрь

3

Озеленение школьной территории (посадка деревьев)

Октябрь

4

Изготовление и размещение кормушек для птиц

Ноябрь

5

Изготовление и размещение в школьном дендрарии, городском парке и скверах города искусственных гнездовий

Март-апрель

6

Экологические десанты:

«Чистота малым рекам»;

«Городу чистым быть!»;

«Чистые дворы и скверы»;

«Школа – мой второй дом»;
«Ветеран живет рядом»;

«Наша помощь малышам»(благоустройство территории детского сада «Одуванчик».

Апрель

7

Участие в слете Друзей Национального парка «Смоленское Поозерье».   Волонтерская работа в парке

Апрель

8

Озеленение школьной территории (посадка деревьев, оформление клумб)

9

Уход за территорией Центрального братского кладбища (оформление клумб, посадка цветов)

Май

10

Общешкольный спортивно - туристический праздник. Конкурс «Экология и туристический быт»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....