Методическая разработка внеурочного занятия по "Истоковедению" Тема: "Столица"
материал


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога

Колосова Наталья Валерьевна

Должность  

учитель истории и обществознания

педагогический стаж  

20 лет

в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки»  

второй год

квалификационная категория  

высшая

образовательная организация  

МБОУ «СШ №10»

форма занятия  

внеурочная деятельность

группа / класс

6 класс

возраст обучающихся  

12-13 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

«Столица»

Цель для педагога:

Дать представление о столице нашей Родины- Москве  как центре  русских земель.

Цель для обучающихся:

Узнать об истории   возникновения слова столица,  особом ее облике как центра русских земель.

Задачи для педагога:

1Объяснить значение терминов и понятий.
2
Познакомить с истоками происхождения слова столица.

3.  Показать, что Москва является  собором всей земли русской и   именно поэтому у Москвы  особый облик.

4  Работать над развитием мыслительной деятельности 

обучающихся и познавательного интереса через решение нестандартных задач.

Задачи для обучающихся

  1. Выяснить  значение терминов и понятий.
  2. Узнать, почему главный город страны именуется  столицей.
  3. Показать, что Москва ознаменовала собой  собор всей земли Русской.
  4. Доказать, что  в образе Отечества и образе столицы есть много общего.

Термины, понятия

«Стольный град», «престол», «первопрестольный», «собор всей земли Русской».

Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.

« Наш городок - Москвы уголок».

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать: истоки  происхождения слова столица; почему Москва -   собор всей земли русской.

 Уметь: характеризовать, оценивать и анализировать  исторические  процессы и явления, выражать свое отношение к ним,  пользоваться энциклопедической и справочной литературой как источником знаний; выстраивать конструктивное общение с одноклассниками и учителем, достигать совместных значимых результатов; решать творческие задачи на уровне импровизаций; использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Владеть:  навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме, приемами ведения дискуссии;  навыками работы в парах,  принимать совместное  решение.

Личностные:

 Формирование   мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способности  к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; уважительного отношения к истории  нашего народа.
Восприятие Москвы как центра, собора земель русских

Регулятивные:

 определять тему занятия, ставить цель, задачи, составлять план,

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Познавательные:

  Общеучебные:

  развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,  структурировать знания,  самостоятельно находить и выделять необходимую информацию, работать с текстом  (анализировать его, выбирать главное, делать выводы, выводить заключение);  рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения);  извлечение необходимой информации из прослушанной беседы.

  Логические:

на основе анализа событий делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

 развивать  умения слушать других обучающихся, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, формулировать собственное мнение и позицию.

Организация пространства

Межпредметные  связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Формы организации:

Ресурсный круг «что для каждого из нас значат слова Москва- столица нашей Родины»

(учащиеся, учитель);

  Работа в активной паре (учащиеся);

  Фронтальная работа;

  Индивидуальная работа при подготовке к уроку;

Тренинг (практическое упражнение: «чувствую», «вижу», «слышу»);
Методы и приемы:

Информационно-рецептивный.   Фронтальная беседа.

  Частично-поисковый:  на основе предложенного перечня пословиц

Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.

« Наш городок- Москвы уголок» доказать, что Москва – собор земли русской.

  Работа в паре. Объясни историю слова «столица», используя цепочку слов: стол, стольный, престол, первопрестольный.

    Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ сопровождается слайдовой презентацией.

Виртуальная экскурсия по Москве.

  Самостоятельная работа учащихся с текстом  учебника.

  Метод опережающего обучения. Подготовка сообщения учащимся о происхождении слова столица.

Мнемоника.
Попробуйте объяснить историю слова « столица», используя цепочку слов: стол, стольный, престол, первопрестольный.

Проблемный метод. « Можно ли утверждать , что в образе Отечества и образе столицы  есть много общего?»

 

Оборудование:

Слайдовая презентация; проектор; компьютер; аудиоколонки. Учебник «Истоки».  А.В. Камкин 6, видеоклип «Виртуальная экскурсия по Москве».

Наглядно-демонстративный материал:

видеоклип  «Виртуальная экскурсия по Москве».

Вопросы на доске.

Отечество      столица

 

           Общее

               1

               2

               3  

               4

     

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

   стр. книги

I этап. Целеполагание

Подведение детей к формулировке темы и постановке цели урока.

Учитель:

  Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодня наше занятие принесет нам всем радость общения.

  Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помогут вам внимание, находчивость, смекалка.

-  Итак, на прошлых занятиях мы с вами размышляли над образом Отечества. Сегодня мы будем  рассматривать тему не менее важную. Эта тема является продолжением изученной темы.

А какая это тема, вы узнаете, совершив виртуальную экскурсию.

Итак,  наша тема звучит так: Столица. Стольный град- Москва.

А что такое столица? (да это главный город страны).

  Ресурсный круг.

Давайте попробуем понять, что для каждого из нас значат эти слова.. « Москва- столица нашей Родины» .

Что вы чувствуете…,?

  - Что вы слышите…?

  - Что вы видите…?

Подумайте, какие вопросы мы рассмотрим в рамках изучения нашей темы?

Почему главный город называется именно столицей?

Почему столица называется стольным градом?

Рассмотрим, что обозначают новые слова «стольный град», «престол», «первопрестольный», «кремль», «собор».

Почему Москва ознаменовала собой- собор земли русской?

Ответим на вопрос « Правильно ли утверждать, что в образе отечества и образе столицы есть много общего?

Смотрят видеоклип «виртуальная экскурсия по Москве».

 

Ребята вместе с учителем стоят в кругу.  Говорят о своих ощущениях и представлениях.

 

Учащиеся предлагают варианты формулировок темы занятия, план занятия  и записывают в тетрадь тему занятия   «Москва столица-стольный град».

Слушают выступление учащегося. Запоминают

Работают в парах. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.  

II этап. Основной этап

Решение учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

История  слова столица  очень познавательна.

Сообщение ученика

Учитель. Строилась Москва по- особенному. Вокруг Кремля и Красной площади, как дружинники вокруг княжеского стола располагались стены Китай города с многочисленными торговыми рядами, За ним размещался Белый город с ремесленными мастерскими, далее –Земляной город с селами, монастырями. Все как на княжеском пиру (вокруг княжеского стола).

А теперь вы попробуйте объяснить историю слова « столица», используя цепочку слов: стол, стольный, престол, первопрестольный

С ХV века Москва становится столицей всей Руси и приобретает свой особый облик.

Какая это особенность, мы определим, раскрыв смысл пословиц.

«Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал».

« Наш городок- Москвы уголок».

Москва должна была знаменовать собою собор всей земли.

Что такое собор?

 В словаре даны следующие определения понятия собор.

Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 

 Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления.

 Съезд представителей духовенства христианской церкви.

Главная или большая церковь в городе, в монастыре.

Используя данные определения, попробуйте сформулировать определение понятия «собор всей земли русской»

Докажите, используя текст учебника, что в облике Москвы –столицы можно увидеть частичку истории и облик других городов  

Вот почему говорят Москва – «собор всей земли Русской».

Ваша задача – выяснить из рассказа вашего товарища происхождение слова столица.  Что-то можете записывать . Слушают выступление  учащегося

Раскрывают смысл пословицы.

Читают определения понятий собор.

Объясняют, что обозначает понятие  «собор всей земли русской».

Работа с текстом учебника с. 19.

Приводят примеры и доказывают, что Москва-« собор всей земли Русской»

Работают в парах. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.  

III этап. Актуализация опорных знаний и умений

Решение учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Закрепить полученные знания. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действий.

История нашей малой Родины тоже отразилась в облике  Москвы. Недаром говорят « Наш городок- Москвы уголок». Дома вы должны были вместе с родителями  попробовать найти подтверждение этому.

А теперь подумайте, можно ли утверждать, что в образе отечества и образе столицы есть много общего?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.  

Заполняют схему

Отечество      столица

 

           Общее

               1

               2

               3  

               4

 

Обучающиеся делают вывод, что в облике Отечества и облике столицы есть такие общие черты (звук, цвет, связь времен, единство, единый язык, культура, традиции, государственность)

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Определить степень усвоения учебного материала,  эмоциональное состояние и интерес к уроку

  -Итак, давайте подведём итог нашему уроку.

  - Удалось ли вам узнать что-то новое о столице ?

 

Называют, подводят итог урока

Используемая литература:

Используемая литература:

  1.  Бандяк О.А. Истоки: 6 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

  2.  Камкин А.В. Истоки: 6 класс. – М., 2000.

  3. http://bsk.nios.ru/content/rol-kupechestva-v-socialno-ekonomicheskom-razvitii-sibiri-xviii-nachalo-xx-v


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва- столица нашей Родины.

Слайд 2

Столица - стольный град.

Слайд 3

Мы узнаем: Почему главный город Отечества именуется именно столицей? Какой облик придавали столице? Почему Москва ознаменовала собой - «Собор земли Русской?» Познакомимся со значением слов « столица», «стольный град», «престол», «первопрестольный», «собор». Ответим на вопрос «Правильно ли утверждать, что в образе Отечества и образе столицы есть много общего?»

Слайд 8

Стол - место, где сидел князь. Стольный град - город, в котором находился княжеский стол. Престол - государев стол. Первопрестольный - название главного города.

Слайд 9

Москва – «собор всей Земли Русской»

Слайд 10

Собор- собрание всех русских земель.

Слайд 11

Облик столицы Москва – «собор всей Земли Русской» Особенные черты столицы.

Слайд 12

Успенский собор Москва Владимир

Слайд 13

Лубянка и Лубяница Площадь Лубянка в Москве Улица Лубяница в Новгороде

Слайд 14

Казанский собор

Слайд 15

Тихвинская церковь

Слайд 16

Особый облик столицы. Столица вбирала в себя черты столиц бывших самостоятельных княжеств. В московских названиях слышны любимые цвета нашего народа. Районы столицы располагались особым образом вокруг Кремля и Красной площади.

Слайд 17

«Наш городок - Москвы уголок».



Предварительный просмотр:

 Рабочий лист к занятию. Столица- стольный град.

  1. Рабочая тетрадь. Задание  №1с.13

  1.  Работа со словарем.

 Задание. Прочитайте определения  слова Собор, которые даны в словарях. Выберите то определение, которое нам поможет дать определение понятию « Собор всей земли Русской».

Значение слова Собор по Ефремовой.

Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 

 Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления.

 Съезд представителей духовенства христианской церкви.

Значение слова  Собор по Ожегову.

Главная или большая церковь в городе, в монастыре.

Свой ответ начните словами:

 « по- нашему мнению  определение (…….) наиболее подходит к определению понятия « Собор всей земли Русской». Нам удалось составить такое определение (….)

  1. Работа с учебником. Москва - собор земли Русской.  (с.19-20)
  1. Группа.
  1.  Найти  во втором абзаце подтверждение  тому, что в облике  столицы,  мы можем увидеть облик других городов.
  2. Группа.
  1. Какие особенные черты в образе столицы  мы сможем увидеть ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства

Учитель МБОУ СОШ №7:  Козленко О.П. Методическая разработка  внеурочного  занятия по «Краеведению»ко  Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание  чувства патриотизма, ...

Методическая разработка внеурочного занятия по изготовлению детского развивающего коврика "Цифры"

Методическая разработка создана для проведения занятий в кружках технического творчества по профессиям швейного профиля. Целью является знакомство обучающихся с инновационными технологиями изготовлени...

Методическая разработка внеурочного занятия по математике; Интеллектуальный десант по теме: "Нам циркуль строить и жить помогает "

От современного человека сегодня  требуются  умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающ...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....