Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Будь здоров"
рабочая программа (5 класс)

Кошкина Валентина Николаевна

Рабочая программа предназначена для проведения внеурочных занятий в 5 классе школы интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_zdorov_5_klass_novaya.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  общеобразовательное учреждение «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

     РАССМОТРЕНО

Руководитель методического объединения воспитателей

 Протокол № 1  

 от «28» августа 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

    ______________ Югина С.А.

          «29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

 ___________ Шоколева А.Е.

     Приказ № 44

     от «31» августа 2019 г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по спортивно-оздоровительному направлению

«Будь здоров».

    Воспитатель Кошкина Валентина Николаевна

    Квалификационная категория – первая

    Составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой  внеурочной деятельности БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.

           

   

КАЛИНИНО

2019 г.

Содержание:

Пояснительная записка.                                                                                                                                                                            

1. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

2. Содержание программы.

3. Тематическое планирование.

Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение.

Критерии оценивания результатов освоения программы.

Пояснительная записка.

         Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью.  В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

          Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:                                                       

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);

3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);

5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;

6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);

7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

8. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

9. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

10. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.

Цели программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • обеспечить двигательную активность школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • профилактика вредных привычек;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  •  воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

   Основной формой работы являются внеурочные занятия. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме изучения полезных и вредных привычек,  практическая часть включает организацию подвижных игр. Используемые формы занятия:

  • беседы
  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • часы здоровья

Алгоритм работы с подвижными играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

         1. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

           Освоение обучающимися программы  внеурочной деятельности «Название программы» направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов, формирование базовых учебных действий.

Личностные результаты:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты включают следующие знания и умения:

Знания

Умения

Достаточный уровень

приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы;  об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о вредных и полезных привычках;
  • о народных играх;
  •  о различных видах подвижных игр;
  • о соблюдении правил игры.

развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре;

уметь:

  •  применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
  •  играть в подвижные игры;
  • применять игры  самостоятельно;
  •  соблюдать правила игры;
  • работать в коллективе.

Минимальный уровень

формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Формирование базовых учебных действий.

Личностные УД включают следующие умения:

- осознавать себя как гражданина России, имеющего, определенные права и обязанности;

- гордиться школьными успехами и достижениями как  собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения   литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам   их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осознанно относиться к выбору профессии;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию    родного края и страны.

Коммуникативные УД включают следующие умения:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и  права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и  оценку событий;

- дифференцированно использовать разные виды речевых  социальных ситуациях; высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в  коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников  конструктивно взаимодействовать с людьми; (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- использовать разные виды делового письма для решения  жизненно значимых задач;

- использовать разные источники и средства получения   информации для решения коммуникативных и познавательных задач,   в том числе информационные.

Регулятивные УД включают следующие умения:

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных  и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их   осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для  решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,  адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные УД включают следующие умения:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его  временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,  обобщение, классификацию, установление аналогий,  закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,  доступном вербальном материале, основе практической деятельности  в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях  объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с  содержанием конкретного учебного предмета и для решения  познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные  знания, отражающие доступные существенные связи и отношения  между объектами и процессами.

         Содержание программы учебного курса.

4.Содержание программы (34ч.):

1 раздел (1ч)

Вводное занятие

За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.

2 раздел (15ч)

Спорт  любить —  здоровым быть!

Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.

2.1.Разучивание русских народных игр(2ч.): «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки»

2.2. Играя, подружись с бегом (2ч.):  «Бездомный заяц», «Борьба за флажки».

2.3. Игры – эстафеты (1ч.): «Чехарда».

2.4. Игры с прыжками (1ч.): «Зайцы в огороде».

2.5. Кто сильнее? Игры-соревнования (1ч.): «Бой петухов»,  «Борьба всадников»,

2.6. Сюжетные игры (3ч.): «Птица без гнезда», «Мы - весёлые ребята», «Два мороза», «Совушка».

2.7. Пальчиковые игры (1ч.).  Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.  «Волшебные пальчики», «Долго, долго мы лепили», «Ну-ка, братцы, за работу».

2.8. Зимние забавы (2ч.). Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках.

2.9. Спортивные праздники (2ч.). Праздник «Эстафета», «Мой весёлый звонкий мяч».

3 раздел  (1 ч)  Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие  психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

4раздел ( 16 ч)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

4.1. Полезные  и вредные привычки. (4ч.) Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества.  Токсические вещества. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

4.2. Здоровое питание –отличное настроение. (2ч.)  Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты – лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она:  сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

4.3. Лечебная физкультура.(5ч.) Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. Профилактика плоскостопия. Профилактика нарушения осанки.

4.4. Помоги себе сам.(2ч.)  Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь»,  с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях

4.5. Праздники (2ч.) Праздник «Богатырская сила», «В здоровом теле – здоровый дух».

4.6. Часы здоровья.(1ч.)  «О пользе завтрака». Цели: рассказать детям о каше как о традиционном блюде русской кухни, её  пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши.  

5 раздел (1 ч)

Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела, темы.

 Количество  часов

1

Вводные занятия.

За здоровый образ жизни

1

2

Спорт  любить —  здоровым быть!

15

2.1.

Разучивание русских народных игр

2

2.2.

Играя, подружись с бегом

2

2.3.

Игры – эстафеты

1

2.4.

Игры с прыжками

1

2.5.

Кто сильнее? Игры-соревнования

1

2.6.

Сюжетные игры

3

2.7.

Пальчиковые игры

1

2.8.

Зимние забавы

2

2.9.

Спортивные праздники

2

3.

Игры на развитие психических процессов

1

4.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

16

4.1

Полезные  и вредные привычки

4

4.2

Здоровое питание –отличное настроение.

2

4.3

Лечебная физкультура

5

4.4

Помоги себе сам

2

4.5

Праздники

2

4.6

Часы здоровья

1

5

Итоговое занятие

1

Итого

34

          Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение:

  1. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. [Текст]/Асачева Л.Ф.. Горбунова О.В.  – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 112с.
  2. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. [Текст]/Баранцев С.А. - М. : Просвещение, 1988
  3. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие. [Текст]/Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
  4. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. [Текст]/Былеев Л.В.. – М., 1990.
  5. Глязер С., Зимние игры и развлечения. [Текст]/Глязер С.. – М., 1993.
  6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст]/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. [Текст]/Ковалько В.И..- М., ВАКО, 2005.
  8. Покровский Е.А. Русские детские игры. Жребий хороводы, символические игры. – СПб.: Речь , Образовательные проекты. [Текст]/Покровский Е.А..- М.: Сфера, 2010. – 144 с.
  9. Синяков А.Ф. Правельное питание – залог здоровья. [Текст]/Синяков А.Ф.. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 432с.
  10. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст]/Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С.. - М., Просвещение, 2011
  11. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  12. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

          Критерии оценивания результатов освоения программы.

          В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ.  О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

  • по оценке творческой продукции ребенка;
  • по повышению уровня общей  культуры;
  • по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
  • по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего спортивно- оздоровительного лагеря

Летний лагерь дневного пребывания при средней общеобразовательной школе...

Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению"Подвижные игры" для 1 класса

Программа представлена 4 блоками:-подвижные игры с элементами строя и ОРУ;- подвижные игры с элементами гимнастики;- подвижные игры с элементами спортивных игр;- подвижные игры с элементами лёгкой атл...

Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Страна Спортландия»

Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в усл...

Программа летнего спортивно - оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей "Олимпийские надежды"

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья  детей...

Рабочая программа секции спортивно-оздоровительной направленности "Баскетбол".

Программа по баскетболу для учащихся 5 -7 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности....

Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Азбука волейбола" для 3 класса

Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Азбука волейбола" для 3 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ГРАЦИЯ" СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Данная программа является модифицированной,  разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки...