Внеурочная деятельность "Общение - это искусство" , беседа с учащимися 5 классов
материал (5 класс)

Рашитова Гульнара Мажитовна

Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Общение - это искусство"19.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО

I. Подготовка.

Собеседование с учащимися по вопросам.

– Удовлетворяют ли вас формы общения в нашем классе, между учениками и учителями, дома?

– О каком общении и с кем вы мечтаете?

– Как вы понимаете «простоту» в общении?

– Что вы больше всего цените в общении?

– Ощущаете ли вы взаимопонимание со стороны своих друзей?

II. Оформление.

1. Эпиграфы:

«Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь». (Словарь толковый С. И. Ожегова.)

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». (А. Сент-Экзюпери.)

«Лошадь  узнают  в  езде,  а  человека  в  общении».  (Народная  пословица.)

«Труженик постоянно ощущает потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек». (К. Маркс.)

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками…  Скоро  вы  заметите,  что  люди  окажутся  гораздо интереснее,  чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». (К. Г. Паустовский.)

2. Репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики, жестов или благодаря взаимоотношениям между ними (например, Рокотов «Завтрак аристократа»).

III. Беседа.

Классный руководитель. Дружеские отношения в семье, коллективе – основа хорошей работы. Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали, поддерживали. «Счастье – это когда тебя понимают», – говорил герой фильма «Доживем до понедельника».

Возраст 13–14 лет особенно остро нуждается в полноценном общении: «Вдруг я не такой, как все? Вдруг я такой, как все?».

Общение существует не ради общения как такового. В общении мы узнаем людей, показываем себя. Общение может быть пустым времяпрепровождением: «Дело было вечером, делать было нечего…».

В. Даль дает такое толкование общения – изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость.

О том, что такое общение, чем оно характеризуется, мы и поговорим сейчас.

Идет обмен мнениями в классе.

В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что культура общения предполагает:

 внешнюю сторону (скромность, тактичность, ненавязчивость, соблюдение основных правил хорошего поведения);

 внутреннюю (на основе каких интересов ведется общение и к чему оно сводится);

 общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей, видеть достоинства тех, кто по каким-то причинам лишен внешней броскости.

Классный руководитель. Самое главное – умение понять друга и видеть, что он тоже тебя понимает.

Как вы понимаете строки произведения М. Ю. Лермонтова (стихотворение «А. О. Смирновой»)?

                Без вас хочу сказать вам много,

                При вас я слушать вас хочу;

                Но молча вы глядите строго,

                И я в смущении молчу.

                Что ж делать?.. Речью неискусной

                Занять ваш ум мне не дано...

                Все это было бы смешно,

                Когда бы не было так грустно...

Задание 1. «Исповедь». 

Выслушайте исповедь и дайте совет.

«В классе у меня не было друзей. Мне было очень трудно. Иногда я не могла сдерживаться и плакала. У них много своих общих интересов. Я им не нужна. Я не могу подойти к ним. Вдруг подумают, что я навязываюсь».

Задание 2. Знаете ли вы друг друга?

Приготовить словесный портрет:

1) физические данные (рост, вес, телосложение);

2) внешность (цвет, волос, глаз);

3) выразительность поведения (осанка, походка, жесты);

4) темперамент (вялость, активность, подвижность, молчаливость);

5) увлечения, привычки.

Задание 3. «Прогнозируем поступок».

Попросить выйти из класса несколько человек, зачитать ситуацию оставшимся. Попросить учащихся сказать, как поступит каждый из вышедших. Затем пригласить вышедших обратно, ознакомить с ситуацией, сверить ответы.

Задание 4. «Анализ картины». (Репродукции выбирает учитель.)

– Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?

– По каким признакам вы это обнаружили?

– Чем оно вызвано?

– Попытайтесь охарактеризовать его род занятий, духовный мир.

– Каков он по своему характеру?

Задание 5.

– Посмотрите друг другу в глаза. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ.

Задание 6. «Улови настрой класса».

2–3 ученика выходят из класса. В это время остальные договариваются изобразить радость (обиду, огорчение, удивление). Вошедшие должны угадать.

Ребята делают вывод, что если быть внимательным друг к другу, можно увидеть настроение другого человека, разделить с ним печаль и радость.

Звучат стихи К. Кулиева.

                Чужой бедою жить не все умеют,

                Голодных сытые не разумеют.

                Тобою, жизнь, балован я и пытан,

                И впредь со мною делай, что угодно,

                Корми, как хочешь, но не делай сытым,

                Глухим, не понимающим голодных.

Задание 7. «Войди в положение другого».

Игра 1. Двум ученикам предлагают разыграть сценку: учитель и ученик беседуют по поводу ухудшения успеваемости ученика.

Игра 2. Ученик в роли учителя убеждает класс выйти на пришкольный участок (можно добавить, что у ребят в это время кружки или секции).

Игра 3. Два ученика играют сценку встречи классного руководителя и родителя одного из нерадивых учеников.

После обсуждения того, как удалось учащимся перевоплотиться в других людей, ребятам предлагается принять на вооружение советы В. А. Сухомлинского:

 Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – очень важные элементы духовной культуры.

 Скромность и мера в радости и благополучии – очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.

 Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое слово отражается на окружающих людях.

Домашнее задание:

1. Стараться воспитывать в себе тактичность в общении с близкими.

2. Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы (расспросить о делах, разогреть ужин, дать домашние тапочки, поцеловать).

3. Выражай чаще одобрение товарищам.

4. Постарайтесь угадать, кто ваш случайный встречный, вырабатывая в себе наблюдательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Предмет  «Беседы о хореографическом искусстве» даёт возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов; глубже разобраться в с...

Лист по итогам индивидуальной беседы с учащимся ________ класса, родителями

Лист по итогам Индивидуальной беседыс учащимся ________ класса, родителями...

Образовательная программа "Беседы об искусстве. Беседы о театре"

Образовательная программа «Беседы об искусстве. Беседы о театре» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Термины в искусстве (кроссворд для учащихся 2 класса ДХШ) по истории искусств

Кроссворд, разработанный для учащихся 2 класса ДХШ по истории искусств. Дается так же толкование терминов, использованных в кроссворде....

10.Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов «Как научиться сдавать экзамены или психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ»

Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают все выпускники школ. Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент ...