Внеурочная деятельность в старших классах. Проведение занятий в форме "Студия".
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Вовненко Нелли Иосифовна

Методическая разработка для провдения занятий по внеурочной деятельности в 9 - 11 классах в форме "студии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.1

Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры. Также задачами внеурочной деятельности можно считать:

• мотивирование школьников к участию в различных видах внеурочной деятельности;

• обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;

• помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;

• формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

В своей работе со старшеклассниками мы используем такую форму внеурочной деятельности как «студия».

Студия (от итал. studio) — организация, занимающаяся тем или иным видом искусств, или помещение для занятия искусством:

  • арт-студия — для занятий искусством: изобразительным, скульптурой, музыкой, танцем, театром, гончарным, оригами, макраме и т. д.;
  • аудиостудия — для записи звука и пр.

Студия – как форма внеурочной деятельности имеет ряд признаков:

1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

5. Высокое качество творческого «продукта» детей.

6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

Возможные подходы к классификации студий:

а) Однопредметные (студия эстрадного танца);

б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия)2.

Мы расширили возможности данной формы внеурочной деятельности:

  • профиль деятельности имеет принадлежность не только к определенному виду искусства, но и возможность включения содержания таких предметов как биология, химия, физика, литература, история;
  • внесли элемент профориентационной направленности.

На наш взгляд, важно, что в рамках проведения студии, обучающиеся имеют возможность реализовать свои проекты разной направленности – индивидуальные, групповые, предметные, надпредметные, метапредметные.

Этапы реализации данной формы внеурочной деятельности:

I. подготовительный - определение темы студии (проведение анкетирования обучающихся, выявления круга интересов), деление на группы, распределение ролей в группе (определение организатора, кто будет заниматься подготовкой презентации, создания буклетов и пр.), отбор материала.

II. основной - проведение мероприятия студии.

III. рефлексия - обсуждение проведенного мероприятия (анализ результатов деятельности при подготовке, проведении мероприятия; анализ состояния, эмоций и пр.).

Наш многолетний опыт по реализации данной формы внеурочной деятельности с обучающимися старшего возраста (9 - 11 класс) показывает, что проведение студий вызывает интерес у ребят, даёт им возможность реализовывать свои проекты, учит взаимодействовать друг с другом, мотивирует на поисковую, исследовательскую деятельность, позволяет реализовываться творчески.

Примером представленной формы внеурочной деятельности является наша «Кофейная студия».

Идея выбрать тему родилась в связи с обсуждением тех напитков, которые пьют подростки - чай, лимонады и, конечно, кофе. Ребят заинтересовал вопрос полезен кофе или нет. Так родилась «Кофейная студия».

В ходе обсуждения были выбраны подтемы, которые можно рассмотреть в рамках данной темы и сформированы группы по интересам:

тема, исследуемая область

содержание

Биология

ботаническое описание растения, его происхождение, как и где возделывается, селекция

Химия

химический состав зерен кофе, воздействие веществ, содержащихся в кофе на организм человека

Литература

использование темы «кофе» в поэзии, прозе, изобразительном искусстве, музыке

Искусство

История

история появления кофеен в Европе и России, становление кофейных традиций

Физика

способы приготовления кофе

Профориентация

профессия бариста кофе

Такое мероприятие создает условия для формирования исследовательской и поисковой деятельности, развития умения общаться друг с другом, распределять роли в группе, умения выступать, развивает креативное мышление, эстетическое восприятие окружающего мира. Во время подготовки к проведению «Кофейной студии» обучающиеся, подбирали посуду для кофейной церемонии, проводили дегустацию кофе, изготавливали печатную продукцию - буклеты.

Важно отметить, что форма проведения внеурочной деятельности в виде «студии» дает возможность рассмотреть любой интересующий ребят вопрос с разных точек зрения, что безусловно расширяет кругозор, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.  

Используемые источники информации:

1 - Федеральные Государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/

2 - сайт для учителей «Kopilkaurokov.ru» https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/formy-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуще...

Конспект проведения занятия по внеурочной деятельности в 5 классе на тему: «Sightseeing of Great Britain»

Цель внеклассного занятия:Знакомство с культурой Великобритании. Задачи: Практические: - учащиеся научатся использовать лексику по теме: “Sightseeing of Great Britain” при ответа...

Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку» Учитель: Кирсанова В.В. ГБОУ гимнази

В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.Новый образовательный стандарт делает подго...

Сценарий театральной зарисовки "Дуэль" и подборка художественных текстов по теме "Дуэль" для заний внеурочной деятельности в старших классах

Сценарий театральной зарисовки "Дуэль" и подборка художественных текстов по данной теме предназначены для заний внеурочной деятельности в старших классах.На основе данных материалов был пост...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Физические упражнения и игровые формы на занятиях физической культурой и во внеурочное время в старших классах

В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Упражнени...