Программа "Одаренные дети"
опыты и эксперименты (8, 9, 10 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

Целью программы является: создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx62.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Михейковская средняя школа

Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

«Одаренные дети»

В рамках курса «Итоговый проект» и уроков русского языка и литературы

Разработана: Смирновой Еленой Евгеньевной, учителем

             русского языка и литературы

Введение

Анализируя работу по  русскому языку и литературе  за последние годы, учитывая результаты качества знаний, отсутствие призеров олимпиад, медалистов, я  пришла к выводу, что в работе с одаренными детьми у нас был существенный пробел. Предпосылками для разработки Программы стали результаты мониторинга обучающихся среднего и старшего звеньев. Одной из ключевых проблем, выявленных в ходе анализа образовательной деятельности учащихся школы, стала проблема применения норм русского языка в практике письма и речи. Учащиеся используют в своей речи словесные штампы, общие, избитые фразы, их речь не всегда обдуманна, точна, часто неубедительна. У одних ответы на уроках односложны, у других – многословны. Школьники испытывают затруднения при работе в группе, не умеют высказываться по сути обсуждаемого вопроса. Анализ классных письменных творческих работ обучающихся показал, что большой процент учащихся нарушают как лексические речевые нормы, так и грамматические, стилистические речевые нормы русского языка. Низкий процент участия обучающихся школы в районных конкурсах чтецов, литературно-музыкальных композициях, фестивалях литературного слова. Кроме того,  анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях  показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Одной из важнейших её составляющих является речевая культура, а в центре  -  «самостийное» СЛОВО. Именно слово способно заронить в души ребят зерно порядочности, благонравия. А это непреходящие духовные ценности, которые должны оставаться с нами и в нас независимо от эпохи, общественного строя, уровня экономического развития.  Умение владеть словом, способность мыслить, грамотно выражать свои мысли при помощи слова, воспринимать и созидать – вот чему могут  учителя словесники научить ребят. Детей надо учить живому слову, без принуждения, увлекательно, со знанием дела. Тогда точные научные знания соединятся с творческими задатками, образуя    Гармонию, и приведут  ребят к большому успеху в учёбе и в жизни. Пусть этот проект поможет им преодолеть холодок отчуждения к изучению родного языка, сделает обучение интересным, вызывающим удивление, развивающим творцов и созидателей, уверенных в себе, в своём завтрашнем дне.

Целью программы является: создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи:

  • Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  • Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности .
  • Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах , конкурсах, фестивалях, конференциях  всех уроней.
  • Проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
  • Учить живому слову, без принуждения, увлекательно, со знанием дела.

Основные направления программы.

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) подготовка к ЕГЭ,   участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) театр, фестивали литературного слова;

5) интегрированные уроки, уроки словесности

6)литературные гостиные;

7) научно-практические конференции;

Исходные теоретические положения.

В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта  коллективом педагогов проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисбаланса их развития. Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы.

Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.

Эффективность работы.

Для любого ребёнка важен успех. Именно успех, постепенно возрастающий, стал главным «мерилом» нашего совместного с ребятами труда. «Ученик должен учиться победно!» - эти слова, принадлежащие В.Ф.Шаталову, были для нас своеобразным девизом в достижении поставленной цели. Работая над словом и со словом, ребята постигают великую тайну слова. Почему постигают? Да потому что до конца постичь её никому не подвластно. Слово неизмеримо богаче нашего сознания. А мы можем, ежедневно совершенствуясь, лишь приближаться к его разгадке…

Возникали ли трудности? – Да. Лёгкие задания не способны возбудить настоящий интерес в ребёнке, а значит, при их выполнении он не захочет или не сможет реализовать свои знания и творческие способности. Поэтому даже за кажущейся простотой заданий должны были таиться нестандартные способы их решения, нетрадиционные вопросы. Выполнялись такие задания так же быстро, как и любые другие. Ведь они обсуждались ребятами, а в совместном обсуждении всегда можно развить свою мысль и поспорить с иной точкой зрения. 

Об эффективности работы учителя можно судить и по работам ребят. Они с удовольствием участвуют в районных, краевых, российских конкурсах, издают свою газету «Школьное время », пишут стихи, выступают на сцене школы, района. Во всём чувствуется их настоящий интерес к СЛОВУ, их желание творить со СЛОВОМ чудеса. 

Содержание работы

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Сборники «Русский медвежонок».
  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др..

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;

координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

 В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

определение темы и цели исследования;

формулирование и отбор полезных гипотез;

определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

разграничение допущений и доказанных положений;

планирование проверки гипотезы;

планирование результата;

составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

систематизация фактов, явлений;

интерпретация данных;

использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

установление аналогий;

формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

решение задачи в новой ситуации;

написание творческого сочинения, реферата.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

Всероссийский конкурс сочинений;

игра-конкурс «Русский медвежонок»;

филологический чемпионат «Олимпис»;

интернет-конкурс сайта дневник.ру «Фоксфорд»;

интеллектуальный марафон и т.д. литературные гостиные, творческие мастерские;

олимпиады, фестивали, конкурс «Урок письма»;

социальные проекты, акции;

бенефис читателя, реклама любимой  книги;

 конкурс обложек, конкурс сочинений, чтецов;

диспуты, дискуссии;

семинары.

Формы реализации программы:

– развивающие занятия, практикумы;

– интеллектуальные и развлекательные конкурсы, турниры, игры;

– экскурсии, прогулки;                        

– совместная творческая деятельность;

– праздники; беседы.

4.  Театрализация на уроках литературы

как средство развития творческих способностей обучающихся  

         Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности.

 Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач , которая решается филологами нашей школы.  Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности учащихся.

            Одним из эффективных средств развития творчества на уроках и во внеурочной деятельности   является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий, но основной принцип – принцип связи литературы с формированием читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.

                Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики. Формы уроков с театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем», «Пресс-конференция с героями» и т.д.

                 Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области исторической этнографии, материальной культуры, религии, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу , чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как речь, образное мышление.
       Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.

Важное значение в раскрытии творческих способностей, приобщении к русскому слову играет организация и проведение предметных недель, декад, которые позволяют охватывать 80-100% учащихся в среднем и старшем звеньях внеклассной работой по предметам.

Мониторинговые исследования.

Для того, чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а складывалась в определенную систему, психологическая и мониторинговая  службы школы   проводят диагностику продвижения учащихся в отдельных направлениях. Используются методики изучения уровня мышления, особенностей  характера, темперамента, памяти, типа восприятия каждого обучающегося.

Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, модули старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности.

                                                                

                                                                        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Методика «ТИП МЫШЛЕНИЯ»

Резапкина Г.В.

Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Однако независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отражающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное; пятая колонка – креативность).

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус. (Нумерация вопросов идет по горизонтали).

  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
  2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
  7. Я люблю играть в шахматы.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
  10.  Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
  11.  Мне нравится все делать своими руками.
  12.  В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
  13. Я придаю большое значение сказанному слову.
  14.  Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
  15.  Разнообразные увлечения делают человека богаче и ярче.
  16.  При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
  17.  Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
  18.  Мне интересна работа ведущего теле- и радио- программ, журналиста.
  19.  Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
  20.  Мне больше нравиться процесс деятельности, чем сам результат.
  21.  Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
  22.  Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23.  Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
  24.  Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
  25.  Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
  26.  Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
  27.  Я понимаю красоту математических формул.
  28.  Мне легко говорить перед любой аудиторией.
  29.  Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30.  Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  31.  Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
  32.  Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
  33.  Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  34.  Я понимаю красоту природы и искусства.
  35.  Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36.  Мне нравится работа, требующая физической активности.
  37.  Я легко запоминаю формулы, символы, уловные обозначения.
  38.  Друзья любят слушать, когда я им, что-то рассказываю.
  39.  Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
  40.  Я не могу успокоится, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

  1. Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у танцоров, спортсменов, артистов.
  2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые  - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
  3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам, общественным деятелям.
  4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
  5. Креативность – способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое ни чем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным типом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»

Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Методика рассчитана на выполнение функций:

1) первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;

2) второй – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ + ) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмом и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

– интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

– творческая (2-й столбец листа ответов);

– академическая (3-й столбец листа ответов);

– художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

– музыкальная (5-й столбец листа ответов);

– литературная (6-й столбец листа ответов);

– артистическая (7-й столбец листа ответов);

– техническая (8-й столбец листа ответов);

– лидерская (9-й столбец листа ответов);

– спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

                                                                        

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

             Индивидуальный план  исследовательской работы

ФИО автора исследования:     

ФИО научного руководителя:      

Тема исследовательской работы:

Вид исследовательской работы:

 Цель:

Этапы выполнения научно-исследовательской работы

Этапы выполнения научно-исследовательской работы

Срок

Консультант

I этап - подготовка к исследованию

1. Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Изучение литературы по теме исследования.( анализ источников)

II этап - оформление исследовательской работы

1. Подготовка диагностических материалов по теме исследования ( составление вопросов, анкет)

2. Проведение исследования по теме (анкетирование, изучение интересов учащихся и педагогов ).

3. Анализ исследования, выводы по эксперименту.

III этап - оформление исследовательской работы

IV этап - подготовка и защита работы

1.Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии(составление текста

  1. выступления)

                                                 

                                                                     Приложение №4

Содержание занятий

«Проектно-исследовательская»

В рамках курса «Индивидуальный проект»

Занятие №1. Введение.  Знакомство с основными принципами  исследовательской работы.  Пути выполнения исследования.

  • Тренинг «Что я жду от занятий? Что я жду от себя?».
  • Упражнение «Разговор в рисунках» (на общение).

Занятие №2-4. «Исследование – это просто» (погружение).

  • Проведение тренинга «Могу, хочу, надо» (снятие внутренних ограничений).
  •  На конкретном примере исследовательской работы знакомство с этапами работы:  предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования, гипотеза, цели, задачи, предмет исследования, тема исследования, вывод, заключение.
  • Разучивание гимна клуба к посвящению

Занятие №5-10. Исследовательская работа «Причины  засорения языка».

  • Изучение  причин кризисного состояния русского языка и борьбы с ним в обществе и школе.
  •  Знакомство с понятием «экология русского языка».
  • Определение значения русского языка как средства общения.
  • Анализ источников засорения устной и письменной речи .

Занятие №11-14  Подготовка и проведение недели русского языка  «Лингвистическая биржа».

Занятие №15-18-  Исследовательская работа «Заимствование иностранной лексики».

  • Обработка анкет «Какие слова иноязычного происхождения используются в речи учащихся школы?»
  • «Проблема крупным планом: американизация языка и общества».
  • Опрос общественного мнения «Как влияет американизация на русский язык?»

Занятие № 19-20 Лингвистический проект «Сквернословие».

  • История возникновения русского сквернословия.
  • Обработка анкет «Почему  подростки, дети употребляют нецензурную  лексику в своей речи».
  • Каково значение русского языка в России?

Занятие №20-22. Лингвистический  проект «Жаргонная лексика».

  • Источники образования жаргонной лексики .
  • Составление буклетов « Говори правильно».  
  • Историческая справка,  мнение писателей, политиков, ценителей слова.                                                                                                                                        

Занятие №23-27. Исследовательская работа  «Молодежный сленг».

  • Исследование   школьного жаргона учащихся 9-ых классов  школы.
  •  Изучение различных подходов  к возрождению культуры речи в стране и  школе.
  • Как сохранить чистоту языка?

Занятие № 28-30 Исследовательская работа  «Албанский язык», «Сетевой сленг».

  • Причина возникновения молодежного  сетевого сленга.
  • Исследование сленга в Интернете.
  • Изучение  влияния сленга на образную систему языка.

Занятие №31-32. Подготовка и проведение акции  «Мы против засорения родного языка». Проведение конкурса  буклетов и плакатов  «Причины засорения языка»,  «Искусство ораторства»,  конкурс сочинений «Язык всем знаниям и всей природе ключ», конкурс рисунков « Язык- друг, язык- враг!?», проведение  диспута «Я русский бы выучил …», исследование интересов старшеклассников:

  • Любимый предмет в школе.
  • Трудно ли изучать литературу в школе?
  • Любишь ли ты читать?
  • Какие книги ты прочел (прочла) в последнее время?.
  • Какие школьные литературные произведения вызвали в тебе душевный отклик?
  • Твои любимые книги и авторы
  • Что нужно сделать, чтобы стать грамотным читателем?
  • Трудно ли учить русский язык?
  • Для чего люди учат русский язык?
  • Что засоряет русский язык?

Занятие №33-34. Оформление исследовательской работы «Лингвоэкология. Как сохранить культуру речи в школе» .

Занятие №35 Подготовка  к участию в школьной научно-практической конференции «Мир моих увлечений».

  • Составление текста выступления.
  • Подготовка презентации.

Занятие №36. Итоговая конференция:

  • выступление секций о проделанной работе;
  • презентация  исследования;
  • награждение участников конференции;
  • посвящение в члены клуба.

                                             

                                          

Список  литературы и источников.

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2010.

2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2011.

3.И. И.Постникова, И.М.Подгаецкая. Просто и занимательно о русском языке. М. «Просвещение» 2007

4.С.Л. Львова. Русский язык. Лингвистические игры. Москва.Эксмо. 2008.

5.В.В.Одинцова. Лингвистические парадоксы. Москва . Просвещение. 2010.

6.Научно –методический журнал. Русский язык в школе, № 6, 2008.

7.Научно –методический журнал. Русский язык в школе и дома, № 7,2008год.

8.М.В.Панов. Занимательная орфография, Москва . Просвещение. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...