Мероприятие "Моя малая родина - Якутия"
методическая разработка (6 класс)

Мероприятие "Моя малая родина - Якутия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя малая родина31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа на тему «Знай и люби вою малую Родину, город Алдан и республику Саха Якутия»

автор: Бачурина Е.А.

учитель физики МБОУ СОШ №8

Методическая разработка классного часа на тему «Знай и люби вою малую Родину, горд Алдан и Республику Саха Якутия»

“Любовь к родному краю, знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”. 

Д. С. Лихачёв.

Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.

Тема классного часа: «Знай и люби свою малую Родину, город Алдан и Республику Саха Якутия»

Актуальность данной темы имеет большое педагогическое значение образования и воспитания личности ребенка, углубленное изучение знаний об истории и культуре своей республике. Знать и любить свою малую Родину – долг каждого гражданина Российской Федерации. В рамках воспитательного процесса учащихся в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры патриотизма личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. 

Приобщение детей к культурному наследию своего края предполагает:

— эффективное использование уникального культурного наследия города Алдан и Республики Саха Якутия, в том числе исторического, литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

— создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям города Алдан и Республики Саха Якутия;

— воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям города Алдан и Республики Саха Якутия;

— создание условий для доступности музейной и театральной культуры города Алдан и Республики Саха Якутия для обучающихся 6-тых классов;

— создание условий для сохранения, поддержки и развития культурных традиций города Алдан и Республики Саха Якутия.

Таким образом, процесс социокультурного развития обучающихся начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город, родной край, изучение истории которого просто необходимо.

Целевая аудитория: 6-той класс.

Методическая разработка классного часа «Знай и люби свою малую Родину» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и направлена на приобщение детей к культурному наследию своего края, уважение к истории и традициям своей малой Родины, воспитание гражданской ответственности, формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма.

При определении содержания направления реализуются культурные, нравственные, эстетические элементы воспитания с целью формирования нравственного сознания и высоких моральных качеств личности, таких как: честь, нравственное достоинство человека, совесть, неприятие несправедливости, фальши; доблесть, мужество, честность, стойкость и благородство; уважение к другим людям, душевное признание их достоинств; служение людям, забота о конкретном человеке; оптимизм, трудолюбие, стремление к успеху. А также формированию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, где определены базовые национальные ценности: любовь к своей малой Родине, к своему народу, к России; долг перед семьей, старшим поколением, Отечеством; служение Отечеству.

Методическая разработка адресована классным руководителям, социальным педагогам, может быть использована педагогами во внеурочное время.

Данное занятие разработано для учащихся 6-тых классов.

Цель: развитие интереса к культурному наследию своего края.

Задачи:

  1.  Сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры.
  2. Создавать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия города Алдан и Республики Саха Якутия
  3. Развивать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к городу Алдан и республике Саха Якутия.
  4. Сформировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
  5. Развивать у обучающихся способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику города Алдан и республике Саха Якутия.
  6. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Планируемые результаты:

Предметные. Учащиеся узнают об истории города Алдан и Республики Саха Якутия.

Личностные. Учащиеся проявляют познавательный интерес к учебному материалу, проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, ценностям города Алдан и Республики Саха Якутия (универсальные учебные действия):

Познавательные УУД: учащиеся формируют ответы на вопросы по теме; строят речевые высказывания в устной и письменной формах, совершенствуют мыслительные операции;

Коммуникативные УУД: учащиеся умеют задавать вопросы и отвечать на них, поддерживать беседу, вступать в учебное сотрудничество;

Регулятивные УУД: учащиеся умеют планировать учебные действия согласно поставленной задаче, осуществлять контроль деятельности.

Форма проведения: час общения. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то узнать и обсудить. Это не урок, это диалог: учитель – ученик.

Используемые технологии: здоровье сберегающие технологии, информационные технологии, проектная технология, интерактивная технология, технология сотрудничества, технология критического мышления.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

 

Структура занятия.

1 этап – Вступительная часть:

 

Организационный этап. 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть. Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.

 

Постановка проблемы. 

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первый слайд моей презентации. (Слайд 2). Перед вами часть карты Российской Федерации. Как вы думаете, какая территория нашей огромной страны указана на карте? 

(Дети высказывают свои предположения)

Учитель: Правильно, ребята, перед вами территория Республики Саха Якутии. Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш классный час?

(Предположения детей)

Учащийся: Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей, 

Звон дождей и шум ветвей

И в лесу – смородина –

Это тоже Родина.

Учитель: Конечно, мы сегодня с вами будет говорить о нашей малой Родине –городе Алдан и Республики Саха Якутия. И тема нашего классного часа: «Знай и люби свою малую Родину». (Слайд 3).

 

Постановка целей и задач.

Учитель: Республика Саха Якутия — это наша малая Родина, которую мы очень любим. А любить Родину – значит знать её, изучать.

Цель нашего классного часа – сделать очередные шаги в изучении нашего края, развить интерес к культурному наследию своей малой Родины.

Для осуществления данной цели мы должны с вами выполнить следующие задачи:

– создать условия для становления первоначальных представлений о памятниках культурного наследия города Алдан и Республики Саха Якутия, сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры.

– развить эмоционально-ценностное отношение к городу Алдан и Республики Саха Якутия, развить способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города Алдан и Республики Саха Якутия.

– развить потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

 

 

2 этап – Основная часть:

 

Актуализация знаний.

Учитель: Как вы понимаете выражение «мой край»?

(Дети высказывают свои предположения: Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)

Учитель: Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Республику Саха Якутия, которая является Субъектом Российской Федерации, республика, самый большой по площади в её составе, а также самая большая административно-территориальная единица в мире. По размеру территории Якутия превосходит Аргентину - восьмое государство в мире по площади. Однако население республики меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких в России. Также является одним из самых суровых мест в мире в климатическом отношении: здесь расположен полюс холода Северного полушария. (Слайд 2).

Человек заселил территорию современной Якутии в глубокой древности. Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите.

Первым из русских проникли в Якутию казаки Пянды в 1623, спустившись на стругах по реке Лене. В 1632 году другой казак Петр Бекетов основал на территории Якутии первый русский город Ленский острог, названный позже Якутском. Эта дата считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства.

Повстанцы осадили Якутск. 27 апреля 1922 года большевиками была создана Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе РСФСР

Новый этап в истории Якутии начался 27 сентября 1990 года, когда при активной поддержке населения республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. В октябре 1991 года был учрежден пост президента республики. Первым президентом в декабре 1991 года стал якут Михаил Ефимович Николаев. Тогда же было изменено название республики на Республика Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) граничит на западе с Красноярским краем, на юго-западе — с Иркутской областью, на юге — с Амурской и Читинской областями, на юго-востоке — с Хабаровским краем, на востоке — с Магаданской областью и Чукотским автономным округом. На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км (Слайд 4)

Учитель: Ребята, а какие официальные символы Республики Саха Якутии вы знаете?

(Флаг, Герб, Гимн)

(Слайд 5) Звучит Гимн Республики Саха Якутия.

Учитель: Республика Саха Якутия велика. Она разделена на районы. (Слайд 6). 

Прочитайте со слайда как называются районы республики.

(Дети читают).

Учитель: Какое название имеет район, в котором мы живём?

(Дети отвечают – Алданский)

Учитель: Район расположен на юге республики Саха (Якутия), на Алданском щите. На поверхность выходят древнейшие кристаллические образования горных пород с возрастом более 3 миллиардов лет. Площадь района — 156,8 тыс. км². Самая высокая точка района — 2 264 м (гора у истоков р. Гонам).

Учитель: Ребята, а как много вы знаете о нашей малой Родине? Можем ли мы еще расширить свои знания о ней, ее истории и культуре, или нам уже все о ней известно?

(Конечно, можем. У нас богатое культурное наследие.)

Учитель: Появление понятия «культурное наследие» является результатом длительной эволюции международных отношений. Идея создания международного движения по защите памятников истории и культуры родилась после Первой мировой войны. Но потребовались десятилетия, чтобы мировое сообщество приняло правила, общие для всех государств. Само понятие «культурное наследие» прошло длительный путь эволюции. Появившееся в различные моменты существования наций, понятие «культурное наследие» предполагает сохранение и передачу от поколения к поколению значимых культурных ценностей. 

Учитель: Ребята, а давайте с вами попутешествуем по нашей малой Родине? Нашу экскурсию мы проведем не только в пространстве, но и во времени. Свою историю Якутия начинает в глубокой древности. Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите. Артефакты аллалаевской культуры среднего палеолита на северной стороне острова Столбовой имеют ориентировочный возраст 250—200 тыс. лет назад

Фрагмент лопатки мамонта со стоянки Мунгхарыма I на реке Мунгхарыма (приток Вилюя) датируется радиоуглеродным методом (СОАН-6361) возрастом >41 310 лет назад. Кварцитовые изделия древнего и среднего палеолита и кремнёвые и халцедоновые изделия позднего палеолита со стоянки Мунгхарыма II могли быть смешаны за счёт склоновых процессов и переотложены в отложениях стоянки Мунгхарыма. По материалам стоянки выделена среднепалеолитическая протодюктайская кызылсырская культура. К наиболее известным и хорошо изученным стоянкам в Якутии относится стоянка Диринг-Юрях дирингской культуры (находки якутских археологов под руководством Ю. А. Мочанова), которая расположена в среднем течении реки Лены.

Крупнейший из коренных народов республики, давшей ей название — якуты — (самоназвание саха) занимают весьма своеобразное положение, которое характеризуется особенностями языка, традиционной культуры и физического облика. Большинство учёных полагает, что в XII—XIV веках якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн ЛеныАлдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее.

Археологические памятники кулун-атахской культуры XIV–XVI веков отражают материальный комплекс скотоводов. Уже к началу XVII века якутские роды жили в бассейнах Индигирки и Яны, продвинув в арктические районы Якутии культуру разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства. Параллельно шло формирование особой этнографической группы северных якутов-оленеводов, перенявших от местных тунгусских и юкагирских племён способы ведения хозяйства в условиях тундры и лесотундры.

В якутских преданиях XVII век определяется эпохой Тыгына и тыгынидов. Академик А. П. Окладников называл его «Якутским царём». «Фигура Тыгына, — писал А. П. Окладников в первом томе „Истории Якутии“, — мудрого старца, владыки и грозного воина, избранника самого Улуу Тойона, каким представляли его сородичи, уже при жизни сливалась на этом фоне с величественными образами эпических богатырей и божеств… Наконец и сама по себе гибель Тыгына связана была с крупнейшим историческим переломом в жизни якутов, появлением русских на севере и обрисована в величественных чертах эпической драмы».

 (Слайд 8).

Учитель: Ребята, а теперь давайте поговорим о городе Алдан. Нашему городу присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». Как вы думаете, почему?

(Алданский район является первенцем промышленности Якутии)

Учитель: Правильно, ребята.10 сентября президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении Алдану почетного звания «Город трудовой доблести», это событие огромной исторической важности не только для Алдана, но и для всей Якутии. Алданский район является первенцем промышленности Якутии и в военные годы именно Алдан был той территорией, где добывалось такое необходимое стране золото. Мы всегда должны помнить о том, что тяжелый труд вынесли на себе дети, старики, женщины, которые заменили ушедших на фронт мужчин. (Слайд 9). 

В этом году исполняется 100 лет якутской промышленности, 100 лет образования Якутской АССР, а в 2023 году будет отмечаться 100-летие Алдана.

Высокое звание города будет всегда внушать гордость подрастающему поколению за подвиги предков.

За активную гражданскую позицию, плодотворную общественную деятельность, заслуги в отрасли образования и вклад в социально-экономическое развитие республики знаком отличия «Гражданская доблесть» был награжден Николай Миронов, директор Алданского медицинского колледжа, председатель Алданского городского Совета депутатов, с инициативы которого и началась огромная работа, завершившаяся присвоением звания Алдану.

"В жизни Алдана и всей республики произошло очень значимое событие, присвоение этого почетного звания – это признание заслуг не только жителей Алдана, но и населения всей нашей многонациональной республики, людей, которые в годы войны отдавали все силы в тылу ради Великой Победы," - сказал Николай Миронов.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, для чего добыто было столько золота в годы войны?

(Да)

Учитель: Только золота в годы войны на территории Алданского района было добыто 15 652 кг. За золото Алдана, например, у США закупались танки, самолеты, продовольствие. В 1942 году алданцы дали 25% всего горного хрусталя в СССР, в 1942-1945 г.г. добывали 80% от общего количества слюды страны. Эти ископаемые были востребованы в авиации. 

 Учитель: А только ли золото было отправлено на фронт от жителей Алдана?

(нет)

Учитель: За годы войны алданцы собрали для фронта 469 полушубков, 4 086 военных фуфаек, 19 280 пар валенок и т.д. Оставшиеся в тылу алданские рабочие, колхозники и интеллигенция помогали фронту и личными сбережениями. Коллективы рабочих и служащих приисков и города отчисляли ежемесячно 1-3-дневный заработок в фонд обороны.

Применение знаний и умений в выполнении заданий.

Учитель: Любите ли вы наш город? Какие места в нашем городе особенно дороги и близки вам?

(Желающие высказываются) 

Учитель: Что можно назвать памятником культуры? 

(картину, здание, скульптуру и т.д.) 

Учитель: Какие памятники культуры находятся в нашем городе?

(Желающие отвечают)

Учитель:

1.В центре города, у районного Дворца культуры, стоит памятник первооткрывателям Алдана М.П. Тарабукину и В.П. Бертину (1974) (слайд 10)

2.Стела установлена в 1974 г., находится при въезде в г. Алдан со стороны города Нерюнгри. Это металлическая конструкция в виде лопаты и кирки, плавно переходящих кверху в крупные буквы — название нашего золотого города. На лопате указан год основания города — 1924.Установлена в честь 50-летия основания Алдана.(Слайд10)

3.в 1974 На въезде в город Алдан со стороны г. Якутска встречает стела в виде трех сэргэ на бетонном постаменте, внизу на нем надпись из металлических уголков «АЛДАН», установлена в 1974 г.  Это архитектурный объект облюбовали  женихи и невесты. На его фоне фотографируются.(Слайд 10)

Сэргэ (як.) – столб для коновязи, в виде высокого деревянного идола — пожалуй, один из самых часто встречающихся в Якутии памятников. Это символ благополучия, счастья и гостеприимства по верованиям народа саха. Вокруг них проводились праздники, моления, общественные собрания и т.д. (Слайд 10)

4.Мемориал Славы в 1986 году (Слайд 10)

5. Вторая легенда отечественного автопрома — ГАЗ АА стоит по ул. 10 лет Якутии. Установлен в 1987(89) г.  автотранспортным предприятием («АЯМтранс»), посвящен труженикам северных трасс и водителям Якутии (1947-1987 гг.). (Слайд 10)

6. 8 мая 2011 года на территории мемориального комплекса была открыта Аллея Героев Советского Союза. А ровно через девять лет, 8 мая 2020 года, на ней установлены их бюсты. (Слайд 10)

Учитель: Почему их надо сохранять? 

(можем узнать, как раньше жили люди, получить удовольствие от наблюдения, повторить их невозможно)

 

3 этап – Заключительная часть:

Подведение итогов.

Учитель: Почему мы говорим: моя малая Родина?

(Потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа)

Учитель: МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Что же такое для человека РОДИНА? (Слайд 11).

Учащийся:

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Учитель: Ребята, у каждого из вас есть две карточки. На первой из них закончите предложения: 

Родной край для человека_______________________________________.

Отечество для человека _______________________________________. 

Учитель: Ребята, на второй карточке постарайтесь создать небольшой словесный портрет своей малой Родины, какой она будет через 25 лет.

Учитель: Ребята, «по кругу» ответь на вопрос: Что надо сделать нам самим, чтобы «малая» родина стала нашей гордостью?

(Учащиеся высказываются)

Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового и интересного вы узнали? (Учащиеся отвечают)

Учитель: Что было самым трудным? (Учащиеся отвечают)

Учитель: Что самым лёгким? (Учащиеся отвечают)

Учитель: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Урок литературы в 5 классе "Якутия - моя малая родина"

Урок-педагогическая мастерская. Проводится в рамках национально-регионального компонента. Цель: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделя...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Якутия"

Рабочая программа по дополнительному образованию для 7 класса, краеведение....

Моя родина - Якутия

Данный материал можно использовать при подготовке уроков развития речи на краеведческом материале....