Моя родина - Якутия
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Методическое объединение единомышленников Алданской гимназии

Данный материал можно использовать при подготовке уроков развития речи на краеведческом материале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx35.14 КБ
Файл moya_rodina_-_yakutiya.pptx2.66 МБ
Файл sochineniya_uchashchihsya.docx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Моя малая родина – Якутия»

Тип урока – урок развития связной речи с использованием НРК

Цели урока:

  • Научить учащихся писать сочинение о родном крае.
  • Повторить стили и типы речи, изученные в 5 классе.
  • Расширить знания о своей малой Родине – Республике Саха /Якутия/ и Алданском районе.
  • Развивать умения самостоятельно подбирать рабочий материал по указанной теме.
  • Развивать связную речь.
  • Работая в паре развивать коммуникативные навыки (умение договариваться, распределять работу).
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культуре и традициям народов Республики Саха /Якутия/.

Оборудование урока:

  • Компьютерная техника, презентация к уроку; книги о Якутии, Алданском районе.

Предварительный этап: заранее детям было дано задание – подобрать материал по вопросам, связанным с изучением географии, истории, культуры Якутии, отобрать материал для выступления, работая в парах.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами подготовиться к написанию сочинения по теме «Моя малая родина – Якутия». Скажите, а как вы понимаете словосочетание «малая родина»?

Ученики: Малая родина – это та родина, где мы родились и живём. Для нас малая Родина – это наш посёлок Лебединый, город Алдан, Республика Саха /Якутия/.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Что мы должны повторить, может быть, узнать новое для того, чтобы ваши сочинения раскрыли тему?

Ученики: Мы должны будем изучить материал о Якутии, чтобы знать, о чём писать в сочинении, а также должны повторить сведения о структуре сочинения, подборе материала, основных этапах написания творческой работы.

Основная часть.

Учитель: Конечно, ребята, чтобы ваши сочинения получились интересными, мы должны определить ведущий стиль и тип написания творческих работ, а также мы должны будем отобрать материал о Якутии, который мы сможем использовать, работая над сочинением.

Предварительно вы готовились к уроку. Работа ваша усложнялась тем, что вы работали в парах, подбирая материал по разным темам. Я думаю, что работа была продуктивной, потому что, я уверенна, вы умеете договариваться друг с другом, находя компромисс.

        Итак, сегодня вы примеряете на себя разные роли. На нашем уроке присутствуют не просто ученики… это географы, этнографы, литературоведы, экскурсоводы, историки.

Я приглашаю представителя литературоведов. Ученик читает стихотворения якутского поэта Алексея Михайлова.

Я - якут, он якутянин.

Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа.

Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами

Мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше,

Пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!

Учитель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?

Ученики: В стихотворении говорится о Якутии.

Учитель: Действительно, в этом стихотворении говорится о нашей Республике. Обратите внимание на слайд. Что изображено на нём?

Ученики: На слайде изображена карта Республики Саха /Якутия/. Скажите в какой части Республике мы проживаем?

Ученики: Мы живём в Южной Якутии.

Учитель: Какой район находится южнее Алданского?

Ученики: Это соседний район – Нерюнгринский.

Учитель: Якутия край особенный, необыкновенный. Здесь богатый растительный мир. Какие деревья растут у нас?

Ученики:  Сосна, ель, лиственница, кедр, рябина, береза, черёмуха и др.

Учитель: В лесах Якутии живёт много разных животных. Назовите, кого вы знаете?

Ученики: Медведь, лось, волк, бурундук, лиса, олень, соболь и др.

Учитель: Я вижу, что вы неплохо подготовились. А сейчас мы более подробно узнаем о нашей республике из ваших выступлений.

Ученики-литературоведы читают отрывок стихотворения Леонида Попова “Другу, русскому человеку”.

Рассказать о Родине моей
О великой Лене, об Алдане,
Просишь ты меня, но ей - же – ей
Слов я не найду для описаний
Верь, не верь - по мне моя страна
Краше всех других и интересней;
Тут не слово - музыка нужна,
Сердце окрыляющая песня.
Вот и песня о стране якутов
Музыка моей родной Земли!..

Учитель: Я приглашаю географов с докладом.

Ученики-географы: Якутия – это самый большой по площади субъект Российской Федерации (1 млн.кв.км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства.

По территории республики протекает свыше 700 тысяч рек с длиной более 10 км, 314 из них имеют длину более 100 км, а реки Колыма, Индигирка и главные притоки реки Лены — реки Олекма, Алдан, Вилюй — по своим основным характеристикам намного превосходят почти все реки Европейской части России и такие крупнейшие реки Западной Европы, как Рейн и Эльба...

Основная водная артерия республики — река Лена — по длине и водности входит в десятку крупнейших рек мира и несет в Северный Ледовитый океан около 700 куб. км. воды.

На территории Якутии более 800 тысяч озер. На арктических территориях республики озерность иногда превышает 40%. Здесь отмечаются наиболее крупные озера: Моготоево — 323 кв. км (Аллаиховский улус), Буустаах — 249 кв. км (Усть-Янский улус), Большое Морское — 205 кв. км (Нижнеколымский улус), Ниджили — 119 кв. км (Кобяйский улус). 

Наша Республика делится на 35 административно-территориальных подразделений: 33 улуса и 2 городских района. Всего в республике 5 городов республиканского подчинения, 88 городов улусного подчинения, 65 рабочих поселков городского типа и около 600 населенных пунктов

27 сентября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики Саха (Якутия). Республика имеет свою Конституцию, герб и флаг. Республика Саха – суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации.

Учитель: спасибо, ребята. А мы подводим итоги вышесказанному:

  • Якутия – самая большая по территории республика в России.
  • Её территория – 3103,2 тыс. кв. км.
  • По размерам Якутия превосходит Францию, Австрию, Германию, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых.
  • От Якутска до Москвы – 6875 км.
  • А свыше 40% территории Якутии находится за Полярным кругом.
  • В Якутии 35 административных подразделений.
  • 27 сентября 1990 года Якутии приобрела статус суверенитета.

Сейчас слово предоставляется экскурсоводам, которые познакомят нас со столицей нашей республике – городом Якутск и другими городами.

Ученики-экскурсоводы: Якутск - один из старейших городов нашей республики. Это – культурный центр. В Якутске есть музей вечной мерзлоты, театры, памятники, гостиницы. Недалеко от Якутска найдены большие запасы угля. Давайте, посмотрим фотографии с видами города.

А ещё уголь добывают в городе Нерюнгри. В этом же городе есть железная дорога, по которой везут уголь в разные города и поселки. Нерюнгри - самый молодой город Якутии.

В Мирном добывают алмазы, в …..добываю нефть.

Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, самое большое богатство - это многонациональный народ, который населяет нашу большую Республику. Якутия - край суровый, северный. Есть в ней самый маленький город Верхоянск, он признан полюсом холода.

Ещё в Якутии добываю золото. Золотом богат наш район – Алданский. На сегодняшний день на территории Алданского района добывают золото старательские артели, работает золотоизвлекательная фабрика в посёлке Нижний Куранах. А ведь несколько лет назад и наш посёлок имел ЗИФ, которая добывала золото для нашей страны.

Историки: Население Алдана составляет более 20 тысяч человек. Своим рождением Алдан обязан открытию россыпного золота на его территории. Днем рождения города считается 19 июня 1923 г., когда вольный старатель – якут Тарабукин М.П., мывший золото с небольшой артелью и латыш – Бертин В.П., возглавлявший первую трудовую артель, встретились у ручья Незаметный, где и был заложен прииск. В мае 1939 г. поселок Незаметный был переименован в город Алдан.

С Алданом связано имя Ю.А.Билибина, известного геолога. В 1926 г. по окончании горного института Билибин направился во вновь открывшийся Алданский район в качестве геолога. Он организовал 6 геолого-поисковых партий. Материалы всех партий обрабатывались лично Билибиным. В истории геологических исследований Алдана Билибину принадлежит ведущая роль. Алдан – это, так сказать первая «геологическая любовь» Билибина, впечатление от которой не оставляли его в течение всей жизни. Есть скромная улица его имени в геологическом микрорайоне на окраине города.

Во время ВОВ лучших своих сынов послал Алдан на защиту Родины. Из них очень много не вернулось, в том числе семь героев Советского Союза, их именами названы улицы города. На самом видном месте стоит мемориал, в честь не вернувшихся с войны воинов-алданцев. В годы Великой Отечественной войны Алдан дал 7 героев Советского Союза: Жадейкин М.С.; Достовалов С.В.; Космачев М.Н.; Кузнецов Г.Д.; Стрельцов В.Н.; Папышев И.П.; Тепляков М.П.

19 декабря 1992 г. стал историческим днём для Алдана – первый поезд прибыл на станцию «Алдан». Железная дорога стала дорогой жизни для миллионов тружеников. Акционерную компанию «Железные дороги Якутии» возглавлял в то время А.Н. Дудников.

Ученики-литературоведы читают стихотворение  «Алдан»:

Алдан – как песня это имя,

Алдан – Якутии краса,

Где золотыми кладовыми

Лежат и горы и леса.

Здесь солнце жаркое в июле,

Зимой мороз и снегопад,

Здесь кедры , словно в карауле,

Земные тайны сторожат.

Но трудовой людской отваге

Сдались угрюмые хребты,

И забирают чудо - драги

Богатство вечной мерзлоты.

В настоящее время в Алдане работают старательские артели: «Прогресс», «Селигдар», «Инагли», «Алдголд».

Ученики-литературоведы читают стихотворение П.Конкина:

        … И пришли мы к хмурому распадку,

        Где едва позванивал ручей…

        Бригадир наш, помолясь украдкой,

        Выбил ямку возле кедрачей.

Было зябко. Падали снежинки,

Я ведёрком воду подносил…

Вдруг в лотке блеснули золотинки,

И старшой не сглазить попросил,

Тут случись такое: не иначе

Подфартило, не забыть мне

Вестниками солнца и удачи

Лебеди над нами пронеслись.

Дивные, пленительные птицы

Не несёте ль из дому привет?

И светлели пасмурные лица,

И махал им шапкой я вослед.

Пролетали над тайгой глубинной

И вошли в придание навек…

Учитель: О чём пишет П.Конкин?

Ученики-экскурсоводы: Это стихотворение рассказывает о том, как было открыто новое месторождение на месте нашего родного посёлка Лебединый. Существует легенда о том, что первые геологи, обнаружив золото, увидели лебедей, пролетавших над их головами. Так и получил наш посёлок название Лебединый. Лебединская  ЗИФ   была  центром добычи золота на Алданской земле, фабрика получила известность не только в Республике, но и в России,  хотя  на сегодняшний день от  нее  остались  только  руины.

Учитель: Я приглашаю выступить этнографов. Вы знаете, чем занимаются представители этой профессии?

Ученики: представители этой профессии занимаются изучением народностей.

Выступление «этнографов»: Самыми древними из современных жителей северо-востока Сибири считаются юкагиры, чукчи, коряки и нганасяны. Примерно в IX-XI веках на территории Якутии появились пришедшие со стороны Приамурья тунгусо-маньчжуроязычные предки эвенов и эвенков, затем с юга прикочевали группами якуты.

Якуты в прежние времена жили чрезвычайно разбросанно. В каждом алаасе, в каждой долине обязательно жили люди, стояли огороженные усадьбы, юрты. В длинные зимние вечера якуты коротали время, слушая песни олонхосутов, где они пели о хорошей жизни, о победе зла над добром. Шедевром культуры якутов является олонхо “Дьулуруйар Ньургун Боотур”.

Ученики-литературоведы читают отрывок из олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”.

Учитель: Несмотря на официальное принятие православия, народ саха вплоть до послереволюционного атеистического террора сохранял свою богатую традиционную культуру, языческую религию, в которой Добро было единственной творческой созидательной силой, а зло считалось способным только к разрушению. Нарушение религиозных заповедей было одновременно нарушением нравственных норм, исполнение обычаев предков — служением Добру. В религии якутов, эвенов, эвенков не было противопоставления материи и духа. Каждый предмет, который материалисты считают неодушевленным, имел душу (иччи).

Многие обычаи предков сохранились до наших дней, например, почитание священных для народа объектов, запреты на нарушение покоя священных мест — Ытык Сир. Религия коренных народов благословляла охоту, а не азарт, допускала забой скота, но запрещала мучить животных. Места, почитаемые народом, имеющие статус священности — отдельные озера, горы, массивы леса, аласы, уникальные природные объекты — подлежали особой охране. Виды исчезающих животных, птиц, которые нуждались в охране, становились тотемами, запрещенными к добыче, объявлялись священными.

Сегодня два объекта — дельта р.Лены и национальный природный парк “Ленские Столбы” номинированы в Список Памятников Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Всего под особой охраной государства находится территория площадью 764747,3 кв. км или 24,6% от всей площади республики.

Учитель: А сейчас я приглашаю с отчётом биологов.

Ученики-биологи: Большая часть территории республики покрыта лесной растительностью. Площадь лесного фонда — 255 млн.гектаров. Запас древесины составляет 8,8 млрд. куб. м. Лесообразующие породы — лиственница, сосна, ель, пихта, кедр, береза. Флора Республики Саха (Якутия) адаптирована к экстремальным климатическим условиям и насчитывает 1892 вида высших растений, 575 — мохообразных, 444 листостебельных, , 550 — лишайников, 2678 — водорослей и 600 — грибов.

        Фауна наземных позвоночных представлена 4 видами земноводных, 2 — пресмыкающимися, 280 — птиц и 63 видами млекопитающих. Из крупных копытных на территории республики обитают лось, изюбрь, северный олень, горный (снежный) баран — чубуку, широко распространены косуля, кабарга. Из хищников — бурый, на арктическом побережье — белый медведи, волки, рысь, росомаха, красная лисица, песец, колонок.

        Из обитающих в Якутии 280 видов птиц (из 140 родов, 47 семейств и 19 отрядов) 250 видов — гнездящиеся, 200 — пролетные, 48 — зимующие, 39 — залетные.

        Ихтиофауна республики представлена более чем 40 видами рыб. Основные — осетр, нельма, омуль, муксун, таймень, ленок, хариус, ряпушка, сиг, пелядь, чир, щука, окунь, налим, чукучан, елец.

Технический прогресс и интенсивные темпы освоения природных ресурсов, к сожалению, оказывают негативное воздействие на состояние природных экосистем. В Красную книгу Якутии (1987 г.) внесен 331 вид высших растений, Подготовлен новый вариант Красной книги PC(Я), куда включены 337 видов сосудистых растений, 7 — мохообразных, 9 — лишайников и 10 — грибов.

На арктических территориях Якутии обитает 89 видов птиц (20 — отнесены к категории охраняемых, 59 — выводят здесь своих птенцов). Следует отметить черную казарку, пискульку, лебедей кликуна и малого, сибирскую и очковую гагу, синьгу, кречета и сапсана, розовую и вилохвостую чайку, из залетных птиц особый интерес вызывают сибирский белый журавль — стерх и белый гусь.

Учитель: Спасибо, за выступление. А сейчас хотелось бы услышать культурологов. Вы много узнаёте о Якутии на уроках ЯНК, поэтому «культурологов» я просила провести для вас мини-викторину.

Ученики-культурологи:

  1. Якутский напиток (кумыс).
  2. Коновязь (сэргэ).
  3. Якутская посуда (чороон).
  4. Место проведения ысыаха (тyhyлгэ).
  5. Якутский народный танец (осуохай).
  6. Якутский музыкальный инструмент (хомус).
  7. Украшение ысыаха (симэх).
  8. Песнопение, открывающее ысыах (тойук).

Включается запись мелодий якутских композиторов якутской инструментальной музыки.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы обобщили материал о крае таком родном и близком, о крае, где мы все родились и живем. И я думаю, что это поможет вам написать хорошее сочинение о своей малой родине.

Заключительный этап.

Учитель: Ребята, скажите, каким стилем речи будут написаны ваши работы?

Ученики: Так как работы творческие, нам необходимо писать художественным стилем.

Учитель: Какой тип речи будет ведущим?

Ученики: Нам надо рассказать о своей родине так, чтобы читающий мог представить написанное в своём воображении, поэтому будем использовать описание.

Учитель: Расскажите о структуре сочинения.

Ученики: В сочинении мы выделяем три части: 1 – вступление, 2 – основная часть, 3 – заключение.

Учитель: Конечно, на одном уроке мы не могли рассказать о многом. Сегодня мы попытались систематизировать собранный вами материал о родном крае, чтобы завершить подготовку к написанию сочинения. Я надеюсь, что ваши работы будут интересными и познавательными.

Домашнее задание: написать сочинение о Якутии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по Якутии

Слайд 2

Алексей михайлов Я - якут, он якутянин . Русский он. Я россиянин. И одни мы песни с ним поем. Породнила нас работа. Подружила нас охота. Мы в одной республике живем. Под седыми небесами М ы раздуем дружбы пламя И расширим круг своих друзей. Пусть становится все краше, П усть восходит братство наше Словно солнце над страной моей!

Слайд 3

Республика Саха /Якутия/ Карта Якутии

Слайд 4

Леонид попов “Другу, русскому человеку” Рассказать о Родине моей О великой Лене, об Алдане, Просишь ты меня, но ей-же –ей Слов я не найду для описаний Верь, не верь - по мне моя страна Краше всех других и интересней; Тут не слово - музыка нужна, Сердце окрыляющая песня. Вот и песня о стране якутов Музыка моей родной Земли!..

Слайд 5

Республика саха ( якутия ) Якутия – это самый большой по площади субъект Российской Федерации (1 Млн.кв. км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства. По территории республики протекает свыше 700 тысяч рек, а реки Колыма, Индигирка и главные притоки реки Лены — реки Олекма , Алдан, Вилюй — по своим основным характеристикам намного превосходят почти все реки Европейской части России и такие крупнейшие реки Западной Европы, как Рейн и Эльба... Основная водная артерия республики — река Лена. На территории Якутии более 800 тысяч озер. На арктических территориях республики озерность иногда превышает 40%. Здесь отмечаются наиболее крупные озера: Моготоево — 323 кв. км ( Аллаиховский улус), Буустаах — 249 кв. км ( Усть-Янский улус), Большое Морское — 205 кв. км ( Нижнеколымский улус), Ниджили — 119 кв. км ( Кобяйский улус).

Слайд 6

Моя Якутия

Слайд 7

Республика саха ( якутия ) Республика делится на 35 административно-территориальных подразделений: 33 улуса и 2 городских района. Всего в республике 5 городов республиканского подчинения, 88 городов улусного подчинения, 65 рабочих поселков городского типа и около 600 населенных пунктов 27 сентября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверинитете республики Саха (Якутия) . Республика имеет свою Конституцию, герб и флаг. Республика Саха – суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации.

Слайд 8

Республика саха ( якутия ) Якутия – самая большая по территории республика в России. Её территория – 3103,2 тыс. кв. км. По размерам Якутия превосходит Францию, Австрию, ФРГ, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых. От Якутска до Москвы – 6875 км. А свыше 40% территории Якутии находится за Полярным кругом. В Якутии 35 административных подразделений. 27 сентября 1997 года Якутии приобрела статус суверенитета.

Слайд 9

Якутск – столица Республики

Слайд 10

Нерюнгри – самый молодой город Якутии

Слайд 11

Мирный – «столица» алмазного края

Слайд 12

Верхоянск – полюс холода

Слайд 13

Золотоносный алдан

Слайд 14

Ю.А.Билибин – известный геолог

Слайд 15

Алданцы - герои Советского Союза: Жадейкин М.С.; Достовалов С.В.; Космачев М.Н.; Кузнецов Г.Д.; Стрельцов В.Н.; Папышев И.П.; Тепляков М.П.

Слайд 16

Железная дорога в алдане

Слайд 17

Добыча золота в алдане

Слайд 18

Посёлок лебединый

Слайд 19

Народы Якутии Самыми древними из современных жителей северо-востока Сибири считаются юкагиры, чукчи, коряки и нганасяны . Примерно в IX – XI веках на территории Якутии появились пришедшие со стороны Приамурья тунгусо-маньчжуроязычные предки эвенов и эвенков, затем с юга прикочевали группами якуты. Якуты в прежние времена жили чрезвычайно разбросанно. В каждом алаасе , в каждой долине обязательно жили люди, стояли огороженные усадьбы, юрты. В длинные зимние вечера якуты коротали, слушая песни олонхосутов , где они пели о хорошей жизни, о победе зла над добром и т.д. Шедевром культуры Якутов является олонхо “ Дьулуруйар Ньургун Боотур ”.

Слайд 20

Ленские столбы

Слайд 21

Растения якутии

Слайд 22

Животные якутии

Слайд 23

Животные якутии

Слайд 24

Животные якутии

Слайд 25

мини-викторина на тему “Якутия – мой край родной ” Якутский напиток. Коновязь Якутская посуда Место проведения ысыаха . Якутский народный танец. Якутский музыкальный инструмент Украшение ысыаха . Песнопение, открывающее ысыах .

Слайд 26

Спасибо за внимание и работу на уроке!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя родина – Республика Саха (Якутия)

Данное занятие сформировывает понятие о любви к родине, как одной из главных нравственных ценностей, повествует о праздниках, городах, реках  Республики Саха (Якутии)....

Урок литературы в 5 классе "Якутия - моя малая родина"

Урок-педагогическая мастерская. Проводится в рамках национально-регионального компонента. Цель: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделя...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Якутия"

Рабочая программа по дополнительному образованию для 7 класса, краеведение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...

Мероприятие "Моя малая родина - Якутия"

Мероприятие "Моя малая родина - Якутия"...