Методическая разработка "ИГРА КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ"
методическая разработка (9 класс)

Ермошкина Юлия Сергеевна

Метадическая разработка со сценариями игр. 1. Защитник Отечества

2. Галантный кавалер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургский государственное бюджетное  учреждение здравоохранения Восстановительный Центр Детской ортопедии и травматологии «Огонек»

         

Методическая разработка

ИГРА КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

Выполнила: Ю.С. ЕРМОШКИНА,

воспитатель

                                             

 Санкт-Петербург

2022 год

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание

Стр

Введение.

3

Глава1 

  1.  Игра как педагогическая категория.

4

  1.  Условия эффективности игры как воспитательного средства.

10

  1.  Определение и методическая структура ролевой игры

14

  1.  Методика практического использования ролевой игры.

18

Глава 2 

2.1. Сценарий игре- викторине «Ратное дело»  для 9 класса

25

2.2. Сценарий игры брейн-ринг «Галантный кавалер»

28

Заключение 

34

Библиографический список

35

Приложение 1 -5 к игре «Ратное дело»  

36 -47


В игре выявляется характер ребенка,

его взгляды на жизнь, его идеалы.

Ю. Нагибин

ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции в образовании определяют кардинальное изменение подходов к организации воспитательного процесса. Переход на ФГОС, реализация компетентностного подхода обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации воспитания. Воспитателям необходимо целенаправленно овладевать активными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, проектированием, креативными техниками и многими другими приемами.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. В связи с этим особенно актуальна задача приобщения учащихся к игровой деятельности, которая помогает развивать ключевые компетентности, коммуникативные и интеллектуальные способности, потребность в самообразовании. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, сохраняя при этом самоценность. Использование игровых технологий в воспитательных мероприятиях позволяет сформировать познавательный интерес у подростков и полнее раскрыть личность ребенка. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, в воспитательных мероприятиях для подростков.

Цель методической разработки показать игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса подростков. Познакомить с разнообразием форм проведения игр, в том числе ролевых. Показать, как построить мероприятие на введения в воспитательный процесс игровых технологий.

Задачи:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме;

- экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в проведения мероприятий, применяя в практике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

Мною эта тема выбрана для того, чтобы изучить заинтересовавшую меня технологию и применяя ее, научить подростков определенным умениям работы в коллективе, которые помогут их социализации, организации деятельности и будут способствовать формированию собственной гражданской позиции.

Глава 1

  1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.

А.Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: « в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти операции (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном - единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется». [C.148]

Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в ХIХ веке, в то время, когда преобладала точка зрения. Что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление – предупреждение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.

Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счет разряда внутренней энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.

Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл выдвинул идею рекапитуляции (сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем». Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер - австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности.

З. Фрейд – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как ее изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путем, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.

Игру, как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет извлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Теория духовного развития ребенка в игре. К.Д. Ушинский противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается «коллективным инстинктом» детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте ее исторического проявления, выяснение ее социальной природы, внутренней структуры и ее значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.

Порою в пособиях заметно расхождение между содержанием игры и её авторской классификацией, что приводит к заключению, что игровые задания четче определяются по внутреннему организационному механизму.

Организационно - структурный принцип, который можно разделить на две основные группы игровых заданий:

  1.  Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание).
  2.  Задания, в которых «проигрываются» различные ситуации. Моделирование – проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера, ролевое исполнение проблемной ситуации бытового или условного характера с заранее заданными параметрами действий; драматизацию – действие по готовому сценарию познавательного характера предполагают формы естественной деятельности, основанной на мотивах инстинктивного поведения и рефлексивного усвоения форм и правил. Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

Прежде всего, необходимо дать классифицированное определение данному типу игр.

Обучающей игрой называется вид учебной деятельности, предназначенный стимулировать и поддерживать интерес суворовца к предмету или материалу, что позволяет им практиковаться в атмосфере радости и оживления.

Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:

1) цель (выигрыш);

2) набор критериев для определения победителей и проигравших (соревнование);

3) правила, которые управляют действиями игроков. Обучающие цели таких игр заключаются в развитии и закреплении навыков устной (письменной) речи, на основе повторения, тренировки моделей, подлежащих овладению.

 Подобные игры М.Ф. Стронин определяет как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия».

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Также С.Т. Занько выделяет несколько видов игр:

Организационно-деятельные игры, предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной и т. д.), необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, формировании действенного образа той или иной реальной ситуации.

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, построенные на внешней занимательности, и игры, требующие действий, которые входят в состав деятельности подлежащей усвоению.


  1. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРЫ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.

В современной педагогической литературе об игре сформулированы следующие требования, которые воспитатель, обязательно должны учитывать при организации  игр во внеурочное время.

1. Свободное и добровольное включение подростков в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Подростки должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре подростки должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых группах необходимо побуждать детей к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

10. Не следует вовлекать подростков в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

 РОЛЕВОЙ ИГРЫ

К ролевой игре методика воспитания идет уже давно. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила названия «теория ролей», разработанной социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача и так далее. Эти роли в обществе определяют речевое\неречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача – что он будет заботиться о здоровье пациента и так далее.

Понятие социальной роли является, таким образом, элементом общественных отношений: окружающая среда выступает по отношению к человеку как первичная социализация, в ней он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. При использовании ролевой игры как средства воспитания речь пойдет о «вторичной социализации», имитирующей первую в ее самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец и так далее). Мера условности может быть различной: перевоплощение реальных людей в литературных персонажей, героев сказок и так далее. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, то есть разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Воспитательный характер игры ими часто не осознается.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у подростков способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует подростков на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Ролевая игра дает подросткам возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в воспитательном процессе следующие функции: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются эти функции в воспитательном процессе.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

- ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;

- ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;

- ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Воспитанник входит в ситуацию, хотя инее через собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет;

- ролевая игра способствует расширению кругозора, так как воспитательная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;

- ролевая игра способствует формированию сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы суворовцев, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру;

- ролевая игра имеет образовательное значение. Подростки, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Воспитатель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.

Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Но для того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой игры как средства воспитания, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может служить описанная Д.Б. Элькониным структура подростковой ролевой игры, в которую входят:

1) роли, которые берут на себя воспитанники;

2) игровые действия и поступки, посредством которых воспитанники реализуют взятые на себя роли;

3) игровое употребление предметов;

4) реальные отношения между воспитанниками (реплики, замечания, регулирующие игру).

По сравнению со структурой подростковой ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура обучающей ролевой игры изменяется за счет введения в нее дополнительных неигровых целей, а также проектирования и создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей.

Для воспитателей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

1) игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;

2) содержание ролевой игры, которое базируется преимущественно на учебном материале  и которое приобретает определенную сюжетную организацию и развитие;

3) совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых воспитанники реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;

4) коммуникативные и лингводидактические условия, то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая самими суворовцами под руководством воспитателя;

5) реквизит – любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.

Благоприятная морально-психологическая атмосфера в группе предрасполагает воспитанников к межличностному взаимодействию, проявлению заинтересованности и творческой инициативы в течение всей серии ролевых игр. Во-вторых, под дидактическими условиями подразумевается формирование у воспитанников некоторого исходного (пусть даже самого минимального) уровня коммуникативной компетенции.

По сравнению с устойчивым и четко обозначенным набором структурных компонентов временные параметры ролевой игры довольно подвижны. Это особенно характерно для периода подготовки ролевой игры. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 минут) различают «малую игру» и «большую игру».

Преимущества использования ролевой игры:

1) максимальная активность подростков. Все воспитанники принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между подростками и воспитателем: коллективная творческая деятельность;

2) воспитанники имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения;

Недостатки использования ролевой игры:

1) до сих пор не существует разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:

- целевое назначение игр;

- их количество и качество;

3) игра используется в основном как развлекательный момент в воспитательных мероприятиях.

Выше изложенное подчеркивает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, ее актуальность.

 Воспитывающий потенциал игры всегда зависит:

1. От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;

2. От того, каким героям подражают воспитанники;

3. Он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений.

Игры, таким образом, дают подросткам очень важный навык совместной работы.

В процессе игры у воспитанников возникают три вида целей.

Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли.

Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.

Направления педагогического руководства игровой деятельностью:

1) вовлекать подростков в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

3) развивать творческие потенциал воспитанника в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

1.4. МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Кратко рассмотрим периоды подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение материала по темам – тематическое планирование.

Ролевая игра предполагает наличие трех этапов:

1) подготовки;

2) проведения игры;

3) рефлексии.

Непосредственная подготовка ролевой игре начинается на первом же занятии по новой теме. Если ролевые игры проводятся регулярно и воспитанники к ним привыкли, то в начале новой темы они сами выясняют у воспитателя перспективы проведения новой ролевой игры («А мы будем играть дальше?»). Если инициативу в этом случае проявляет воспитатель, то подростки, как правило, живо откликаются на его предложение «играть дальше». При этом воспитателю на первом же занятии целесообразно раскрыть содержание новой темы, чтобы показать воспитаннику саму возможность проведения ролевой игры по теме. Тем самым воспитатель создает ориентировочную основу для возможных сюжетов ролевой игры. Но при этом следует давать воспитанникам возможность самим проявить инициативу и творческие способности в разработке сюжета игры, определении набора ролей, выявлении необходимого реквизита.

Важно, чтобы при определении места, времени и других предлагаемых обстоятельств ролевой игры, они соответствовали реальной действительности и были значимы для подростков. Лучшей гарантией соблюдения этих условий ролевой игры является максимальный учет мнений и пожеланий подростков, вовлечение их в разработку хода ролевой игры. Тут же определяется необходимый набор ролей. Как известно, отбор и распределение ролей определяются целями и содержанием игры, а также индивидуально-психологическими особенностями воспитанников и уровнем их подготовки.

Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений подростков позволит воспитателю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы воспитанников, но и своеобразие темперамента. На начальном этапе ролевого общения целесообразно дать подросткам роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно лишь тогда, когда воспитанник  уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик подростков, под которыми понимается его статус в группе. Поэтому воспитатель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого воспитанника на лидерские позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать подросткам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат). Особенно тщательно отбираются роли для подростков, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получить роли положительных, личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

После того, как в самом общем виде определены:

а) сюжет игры;

б) общая коммуникация и

в) набор ролей, необходимо наметить ход игры.

Это очень ответственный момент периода коллективной подготовки ролевой игры, от которого во многом зависит эффективность индивидуальной подготовки каждого подростка к предстоящей ролевой игре, да и само проведение ролевой игры.

Очень полезным оказывается использование простейшей схемы ролевой игры.

Таблица 1 Схема ролевой игры

А

Б

В

Г

Д

Е

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

Пояснение к таблице 1: слева направо обозначены все участники ролевой игры ( А, Б, В, Д, Е и так далее), а сверху вниз – этапы ролевой игры. На отдельном этапе ролевой игры ведущая роль принадлежит одному из участников игры. Вместе с тем главное действие на отдельном этапе могут, конечно, определять и два - три персонажа, но для более четкой организации ролевой игры лучше всего выделить одну стержневую роль, на которую будут ориентироваться все участники ролевой игры. При этом, исходя из сюжета ролевой игры, за каждым этапом закрепляется ведущая, стержневая роль, которая фиксируется на схеме каждым участником игры. Из схемы 1 хорошо видно, как по ходу игры инициатива переходит поэтапно от одного персонажа к другому. Эта схема наглядно отражает общий ход ролевой игры и является надежным ориентиром не только для всех участников, но и для организаторов ролевой игры.

Подростки довольно быстро привыкают к тому, что для успешного участия в ролевой игре необходимо, во-первых, хорошо знать последовательность этапов ролевой игры и, во-вторых, разработать свою роль, определить свои собственные коммуникативные задачи и поэтапно реализовывать их в соответствии со своей ролью наличной коммуникативной ситуацией. При таком способе планирования и реализации предстоящей ролевой игры общий ход ее сохраняется и в том случае, если кто-то из участников игры оказывается не в состоянии решать свои коммуникативные задачи на одном или даже нескольких этапах. Конечно, исполнители центральных ролей несут повышенную ответственность за успешный ход игры на соответствующих этапах, а иногда за судьбу всей ролевой игры.

После того, как определен общий ход ролевой игры, начинается период индивидуальной работы каждого подростка над своей ролью. Следует отметить, что работа над ролью у разных воспитанников протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино внеклассную, учебную и воспитательную работу.

Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Воспитатель может выбрать наиболее подходящее, для своей группы в зависимости от подростков:

1. Для неуверенных в себе подростков можно использовать «разогревающие» упражнения пантомимического характера для того, чтобы воспитанники могли чувствовать себя уверенно в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

- представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;

- покажите группе, как вы пытаетесь поднять тяжелые гири;

- покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щетки.

2. Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:

- покажите, что вы чувствуете, когда вы видите большую собаку, бегущую к вам;

- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.

По завершении упражнений воспитатель может попросить воспитанников подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.

В ходе подготовки к ролевой игре подростки с удовольствием составляют и инсценируют короткие диалоги и разрешают проблемные ситуации.

Использование ролевой игры как коммуникативного упражнения стимулирует использование других коммуникативно-направленных упражнений, особенно игрового плана.

За день-два до проведения ролевой игры воспитателю целесообразно индивидуально побеседовать с воспитанниками, ответственными за соответствующие этапы игры, чтобы убедиться в их психологической и коммуникативной готовности играть ведущую роль на «своих» этапах.

Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить на две основные группы:

- контролируемая ролевая игра;

- свободная ролевая игра.

Контролируемая ролевая игра является более простым видом, может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае подростки знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с воспитателем они обсуждают содержание диалога и необходимую лексику. Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом воспитатель может предложить одному из подростков сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим подросткам – взять у него интервью. Причем подростки-репортеры могут задавать не, только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, интересующие, а подросток, исполняющий роль персонажа может проявить свою фантазию при ответах на эти вопросы. Как и в первом случае, воспитатель может давать инструкции и помогать учащимся по ходу ролевой игры.

Некоторые авторы выделяют следующие виды ролевых игр:

Например, Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез предлагают такую классификацию ролевых игр:

1) ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имеющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации. Это соревнование регламентировано правилами игры;

2) инновационная (продуктивная) игра – совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов;

3) полидеятельностные (фестивальные) игры в своей основе имеют много схожих черт с такой распространенной формой воспитательной работы, как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает в качестве составной части, элемента в содержании и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой деятельности.

Само проведение ролевой игры в таком случае становится замеченным многими подростками. Сразу рослее проведения ролевой игры воспитателю необходимо деликатно оценить вклад каждого подростка в подготовку и проведение ролевой игры, выразительность их ролевого поведения. Причем отмечаются положительные стороны проведенной ролевой игры, а негативные стороны лучше обсудить индивидуально.

Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же по ее завершении или проводиться на последующих мероприятиях, что зависит от сложности игры.


Глава 2

  1. СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ ДЛЯ 9 КЛАССА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Жить – Родине служить.

Слава русского штыка не померкнет никогда

Форма проведения: интеллектуальная игра - викторина

Цель мероприятия: Создать условия для формирования коммуникативной и учебно-познавательной компетенций в ходе игры. Проверить уровень знаний воспитанников об истории страны, героях и выдающихся деятелях России.

Задачи 

Образовательные: расширить знания воспитанников об истории нашего государства.

Развивающая: развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников, совершенствовать навыки коллективной (групповой) игры. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому, к защитникам Отечества; воспитание чувства ответственности за коллективное дело. 

Подход: Системно-деятельностный

Применяемые современные технологии: игровая технология

Формы организации деятельности: групповая

Межпредметные связи: история, география, краеведение, литература, обществоведение.

Ресурсы:  

  • Оборудование: ПК, интерактивная доска.
  • Дидактическое обеспечение урока: презентация, дидактические карточки с заданиями, листы бумаги А 4, авторучки, секундомер.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

1. Звания, особенности формы различных родов войск;

2. Исторические названия, используемые в армейском лексиконе;

3. Личности в истории России;

Уметь: 

  1. Использовать ПК и поисковые системы для поиска и отбора необходимой информации;
  2. Самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
  3. Четко и правильно выполнять воинские ритуалы  в команде.

Метапредметные:

Познавательные УУД. Подростки научаться:

1. Фиксировать учебную задачу.

2. Осознанно владеть понятиями и  применять знания по теме в практических ситуациях.

3. Усваивать новую информацию в активной деятельности.

5. Делать выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД:

  1. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией воспитателя;
  2. Адекватно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить коррективы по ходу их реализации (познавательная рефлексия);
  3.  Осуществлять самоконтроль, самооценку эмоционального состояния в процессе коммуникативной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение вступать в учебный диалог с воспитателем и сверстниками, формулируя и аргументируя свое мнение. 
  2. Умение работать в команде; быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него; 

Личностные:

1.

Проявление готовности к сотрудничеству  и общению со сверстниками и воспитателем;

2. Уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, их мнению;

3. Осознание успешности своей деятельности.

Ход мероприятия

  1. Организационный  этап.

Сформировать  две команды  по 7 человек, выбрать капитанов. Команды рассаживаются за заранее подготовленные игровые столы. На столах лежат листы бумаги формата А4, ручки.

Сформировать  жюри – 3 человека.

  1. Индуктор (мотивация)

Воспитатель группы приветствует участников игры,

Название нашего мероприятия «Викторина Ратное дело» в самом названии скрыто что-то героическое, и это не случайно в канун праздника Героев России. Кто знает происхождение слов «Викторина» и «Ратник», что оно означает? (Отвечает подросток корректирует воспитатель).

Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу сотрудник газеты по имени Виктор. От имени Виктор и произошло слово «викторина». Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель.

Ратное дело в России в допетровские времена — Первоначально русские вооруженные силы состояли из собственных княжеских дружин и земского ополчения.

Воспитатель доводит цели мероприятия;

Воспитатель знакомит с членами жюри. Поясняет последовательность и порядок прохождения трех раундов игры. Объясняет, что в каждом раунде свои правила и метод оценивания.

Предлагает воспитанникам освежить свои знания, посмотрев презентацию.

Настраивает на игру-соревнование.

  1. Ход игры

Раунд 1. «Своя игра»

 На интерактивной доске появляется сетка, которая отражает темы и баллы (Приложение № 1). Воспитатель объявляется темы раунда и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос).

 Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 20 секунд. По истечении 20-ти секунд капитан команды дает ответ. Дав правильный ответ, счет команды пополняется, стоимостью вопроса.  Если ответ не верный, баллы не вписываются счет. За счетом следят независимое жюри, которое считает заработанные баллы команды. Команда противника, в случае неверного ответа, может дать свой ответ и заработать баллы.

В конце раунда жюри объявляют промежуточный итог.

Раунд 2. «Знаешь – докажи» Работа по карточкам.

Командам предлагается выбрать правильные ответы на выбранных капитанами команд карточках, содержащих 10 вопросов (Приложение № 2).

Жюри может задавать вопросы. Оцениваются доказательства, ораторское искусство по 10-ти бальной системе  (1балл за вопрос).

В конце раунда жюри объявляют промежуточный итог.

Раунд 3. «Ритуалы» Прояви компетентность

Командам предлагается воспользоваться телефонами и, используя поисковые системы, найти определения понятиям, предложенным на выбранной капитаном карточке.

Затем командой отработать  и четко показать этот ритуал.

Жюри в данном задании будет оценивать:

1. Умения пользоваться ПК и поисковыми системами для нахождения истории происхождения ритуала, умении отбирать  и представлять нужный материал

2.        Отработать навыки работы в команде

3.        Четкость и правильность выполнения воинских ритуалов, воинскую выправку.

Задания 3 раунда:

  1.  «Что такое суворовский шаг, размер, продемонстрировать»;
  2.  «Что такое «Воинское приветствие» правильно выполнить».

(Приложение № 3)

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Воспитатель предлагает на маленьких листочках закончить фразы: «Мне понравилось/не понравилось, потому что….», «я доволен /не доволен своей работой, потому что….». Приклеивают стикеры на подготовленный плакат «Результаты опроса».

Жюри объявляет итоги игры.

Подростки определяют лучших игроков команд.

Награждение:

      Лучших интеллектуалов, знатоков истории России награждаются памятными сувенирами и грамотами. Игроки, набравшие меньшее количество получают утешительный приз.

  1. СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «ГАЛАНТНЫЙ КАВАЛЕР»

Форма проведения: интеллектуальная игра брейн-ринг

Цель мероприятия: создать условия для овладения навыками культурного поведения в обществе, формирования коммуникативной компетенций в ходе игры.

Образовательные: вспомнить и расширить знания воспитанников о правилах этикета, правилах поведения в общественных местах и общении с людьми.

Развивающая: развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию; развивать умение анализировать жизненные ситуации.

Воспитательная: воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, формировать навыки взаимодействие в команде.

Подход: системно-деятельностный

Применяемые современные технологии: игровая технология

Формы организации деятельности: групповая

Ресурсы:  

  • Оборудование: ПК, интерактивная доска.
  • Дидактическое обеспечение урока: презентация, музыкальное сопровождение, таблички с названиями команд, гонг, секундомер, свистки для сигнализации готовности к ответу, выставка книг по теме занятия.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать и понимать правила этикета:

1. Столовый этикет;

2. Речевой этикет;

3. Этикет «выходного дня»;

4. Праздничный этикет;

5. Повседневный этикет

Уметь: 

Применять правила этикета (Дарить и принимать подарки; Приветствовать друг друга в разных ситуациях и т.п.);

Метапредметные:

Познавательные УУД.

Подростки научаться:

1. Осознанно владеть понятиями и  применять знания по теме в практических ситуациях.

2. Усваивать новую информацию в активной деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Умение удерживать учебную задачу;
  2. Применять установленные правила;
  3. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  4. Адекватно оценивать правильность выполнения своих действий;
  5.  Осуществлять самоконтроль, самооценку эмоционального состояния в процессе коммуникативной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение соблюдать правила вежливого общения;
  2. Умение работать в команде;
  3. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь;

Личностные:

  1. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  2. Проявление доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;
  3. Осознание успешности своей деятельности.

Ход мероприятия

  1. Подготовительный этап

Команды в составе отделения (по5-6 человек) выбирают капитана  и придумывают название команды. В течение недели готовятся к игре, изучая тему «Этикет».

  1. Организационный  этап.

Команды рассаживаются за заранее подготовленные игровые столы с табличками названий команд. На столах лежат свистки для сигнализации готовности к ответу.

Сформировать  жюри для решения спорных вопросов – пригласить преподавателей (3 человека).

  1. Индуктор (мотивация)

Воспитатель группы приветствует участников игры и настраивает на игру-соревнование,

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас всех на нашем брейн - ринге “Галантный кавалер”. А знаете ли вы, что такое этикет? /отвечают уч-ся/.какие виды этикета вы знаете?

 Да, Слово "этикет" французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - "этикет" и произошло слово "этикет".

Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

В нашей жизни встречаются разные виды этикета:

  • речевой;
  • столовый;
  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
  • религиозный;
  • повседневный;
  • служебный (а также школьный, студенческий, и т.д.);
  • праздничный;
  • профессиональный (специализированный);
  • свадебный;
  • дипломатический и т.д.

И сегодня мы хотим предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона, предложив вопросы, затрагивающие разные виды этикета..

Воспитатель доводит цели мероприятия;

Воспитатель поясняет правила игры:

1. Очередность первых двух команд в игре определяется жеребьевкой;

2. На обсуждение вопроса дается максимум минута;

3. Право ответа представляется команде, первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты;

4. За правильный ответ присуждается 1 балл;

5. В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос.

6. Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.

7. Игра идет до 6 очков; Проигравшая команда уступит место следующей.

Следить за игрой будет жюри… /представляются члены жюри/.

  1. Ход игры

Играют две команды несколько раундов, пока одна из команд не наберет 6 очков. Воспитатель называет  номер вопроса, после чего четко зачитывает соответствующий вопрос.

Раунд 1. Вопросы повседневного этикета

  1. Что принято считать хорошими манерами?

(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

  1. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

  1. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

  1. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

  1. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).

Раунд 2. Вопросы этикета «выходного дня»

  1. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

  1. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

  1. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

  1. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым?

(Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама). 

  1. Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить.

(За 30 минут, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответственно купленным билетам).

  1. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

(Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим).

  1. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?

(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).

  1. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?   (Выбросить в урну).
  2. Что нельзя делать во время спектакля?

(Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления).

Раунд 3. Гостевой этикет

17. Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).

18. При разговоре по телефону кто здоровается первым?

(Позвонивший, представившись).

19. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?

(Позвонивший).

20. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/?

(Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

21. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?

(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

Раунд 4. Сервировка стола. Поведение за столом

22. Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом?

(Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женою рядом не сидит).

23. За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку, вилку, ложку, нож, бокал, рюмку, салфетку.

(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 2-5 см; справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).

24. Как надо есть хлеб?

(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).

25. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?

(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).

26. Как едят бисквит, пирожные, слоёные пирожки и пироги?

(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порциями чайной ложкой. Слоёные пирожные и пироги едят, держа в руке).

27. Вас угостили стаканом компота, как вы выпьете его?

(Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить её на блюдо).

28. С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть, почему?

(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).

29. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?

(Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы).

30. Как выйти из-за стола по окончании обеда?

(Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул).

31. На обед вторым блюдом – рыба. Как её едят?

(Рыбу не едят ножом, а двумя вилками, левой едят, а правой помогают расчленить рыбу).

32. Подростки идут по улице и жуют: кто ест пирожок, и повидло капает на платье, кто мороженое лижет языком, кто смакует жевательную резинку. Можно ли есть на улице?

(Лучше потерпеть до дома. Единственным исключением может быть мороженое, но едят его, не высовывая языка, чтобы все видели, какой он длинный и как ты лижешь со всех сторон мороженое. Нельзя входить с мороженым в транспорт. Нельзя есть фрукты на улице).

33. Что такое “шведский стол”?

(Приём, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах).

34. Вы размешали сахар в чае, что делать с ложкой?     (Кладут на блюдечко).

35. Как берут из общего блюда хлеб?    (Рукой).

36. С какой стороны подают кушанья, а с какой забирают?

(Подают кушанья со стороны левой руки, супы и напитки – со стороны правой. Забирают тарелки справа).

37. Куда вы положите ложку, если уже поели?

(Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку).

38. Что такое стол “а-ля фуршет”?

(Ассортимент блюд для такого стола – закуски “под вилку”, то есть без использования ножа).

39. В тарелке осталось несколько ложек супа, куда наклонять тарелку – к себе или от себя?

(Всё зависит от того, что вы хотите залить, свой костюм или хозяйкину скатерть. Лучше пожертвовать несколькими ложками супа, оставив его в тарелке).

40. Как нужно есть зелёный горошек?

(Его нужно слегка придавить вилкой, чтобы горошины не катались по тарелке, а потом уж подбирать).

41. Чем чистят мандарин, апельсин?

(Мандарин – рукой, апельсин – ножом).

Раунд 5. Речевой этикет

42. Какие есть три основных стиля в моде?

(Классический, спортивный, романтический).

43. Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”?       (Звони’те).

44. Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина?  (Женщина).

45. Какие требования предъявляются к оформлению письма?

(В правом верхнем углу письма должна быть поставлена дата, обращение пишут в начале письма, в конце письма подписываются. Поля обязательны, почерк должен быть понятным, не допускаются зачёркивания, помарки, ошибки, что свидетельствует о неуважении к адресату. Конверт подписывают аккуратно и разборчиво).

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия 

Воспитатель предлагает составить синквейн к слову  ЭТИКЕТ.

  1. Существительное  (этикет)
  2. Два прилагательных, эпитеты (вежливый, культурный, воспитанный)
  3. три глагола (учит, помогает, воспитывает и др.)
  4. фраза, несущая смысл

(Дает возможность показать себя воспитанным человеком.)

  1.  заключение в форме существительного (ассоциация со словом ЭТИКЕТ)

ПОВЕДЕНИЕ

Капитаны команд  зачитывают свои синквейны.

Жюри объявляет итоги игры. Награждают победителей

Всякой встрече грозит расставанье. 
Но увидимся с вами опять. 
Так приятно сказать: «До свидания!», 
Чтобы «Здравствуйте!» снова сказать.
Как бы ни было в жизни нам туго. 
Надо вежливость не растерять. 
Мы окажем вниманье друг другу 
И друг друга сумеем понять.

Всего вам доброго, до свидания!

Заключение

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают воспитателю в процессе передачи необходимой информации подосткам. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят воспитанников и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Доверительность и непринужденность общения воспитателя с подростками, возникшего благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Творческие сюжетно-ролевые игры в воспитании – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Она является своего рода индикатором успеха воспитанников в овладении, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля подростков.

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.

Таким образом, формирование познавательного интереса подростков к участию в воспитательных мероприятиях будет более эффективным, если построить воспитание на основе игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания.

Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и воспитанников, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий или проведения мероприятий, что приводит к полусонной обстановке в группе.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации. – М.Проспект, 2006.
  2. Адлер, А. Постижение человеческой природы– М. Знание, 1985.
  3. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга -М. Флинта, 1998.
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка  Вопросы психологии. – 1997. – №6.
  5. Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение.– М.Логос, 1992.
  6. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы – М. Академия, 1984.
  7. Куписевич Ч. Основы общей дидактики  – М. Флинта, 1986.
  8. Мухина В.С. Детская психология  – М.:Просвещение, 1985.
  9. Спенсер, А. Образование умственное, моральное и физическое – СПБ.ВЕИП, 1999.
  10. Эльконин, Д.Б. Психология игры– М. Просвещение, 1987.
  11. Интернет ресурсы


Приложение № 1

Темы и вопросы 1 раунда

I тема: Исторические названия

Вопросы:

  1. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? 

Витязь 

  1. Изображение какого сказочного существа присутствовало на знамёнах драгунских полков?

 Дракона, отсюда и их название 

  1. На Руси боевые бронебойные стрелы изготовлялись из стали или железа и подвергались термической закалке, о чём свидетельствует и это их название. Какое? 

Стрелы калёные 

  1. Это слово первоначально существовало в военном лексиконе лишь как обозначение участника «партии», то есть отдельного отряда. В Отечественной войне 1812 года оно приобрело принципиально новый смысл и сохранило его до наших дней в значении «народный мститель». Назовите это слово

(партизан

  1. Как при Петре I называли знаменосца?

Когда-то на Руси называли знамя прапором. А при Петре I прапорщиком стали называть знаменосца

II тема: Личности в истории

Вопросы:

  1. Русский князь Александр, собрал  небольшую дружину новгородцев и разбил войско шведов  в битве на реке Неве… Какое прозвище он получил за победу в этой битве? Александр Невский

2. Кто ввёл портянки в русской армии? Григорий Потёмкин

3. В 1797 году своим указом Российский император установил праздник всех кавалеров российских орденов. Кто он? Павел I

4. В 14. в. Русские земли находились под властью монголо-татар. В 1380 г. Московский князь Дмитрий Иоанович впервые бросил им открытый вызов и разбил на Куликовом Поле. Куликовская битва положила начало освобождению русских земель. Как его прозвали? Князь получил прозвище - Донской

5. Путешественник XVIII века Франческо де Миранда заметил, что русские дают своим военачальникам прозвища в честь ... В честь чего же? В честь места выигранного сражения: Александр Невский, Орлов-Чесменский.

III тема: Воинские звания

Вопросы:

1. Какой высший военный титул, согласно Уставу 1716 года, мог принадлежать только царям и владетельным принцам? Генералиссимус

2. Как в царской России назывался солдат государственного ополчения? Ратник 

3. Назовите воинское звание Екатерины II Полковник 

4. В каком воинском звании русский поэт Гавриил Державин служил Отчизне в Преображенском полку целых 10 лет? Солдатом 

5. Вплоть до 1917 года этот офицерский военный чин в России существовал лишь в военно-морском флоте. Какой? Лейтенант 

IV тема: Это интересно

Вопросы:

1. В 1903 году поручик русской армии Турчинович на радость солдатам изобрёл именно это. Что? Полевую кухню

2. Попытайтесь догадаться, о чём говорится в этой русской загадке: «Невелик Матвей, а далеко плюёт». Ружьё 

3. О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь»? Ура – боевой клич при атаке

4. Этот французский полководец был поражён мужеством русских воинов. Он писал: «Из всех моих сражений самое ужасное было то, которое я дал под Москвой. Русские получили право быть непобедимыми». Кто это сказал? О каком событии? Наполеон. Отечественная война 1812 года.

5. Левенгук показал Петру I зубной налёт под микроскопом. И царь приказал солдатам русской армии делать это каждый день под страхом палок. Что же? Чистить зубы.

Приложение № 2

Карточка №1    

1.  Какую часть тела древнерусского воина защищала бармица?
а) Плечи;

б) Шею;
в) Локти;

г) Бёдра.
(Это кольчужная железная сетка, прикреплявшаяся к шлему воина.)

2.  Как в Древней Руси назывался вид железного шлема с острым верхом, наушниками и козырьком с наносником?
а) Чухонка;

б) Ерихонка;
в) Лоханка;

г) Ермолка.

3. Какая часть тела дала название древнему боевому оружию, применявшемуся на Руси?
а) Кисть;

б) Локоть;
в) Плечо;

г) Колено.
(Кистень. Это короткая палка, на одном конце которой на ремне или на цепи подвешен металлический шар, а на другом - петля для надевания на кисть руки.)

4.  Как называется «бронежилет» времён Александра Невского?
а) Камзол;

б) Понёва;
в) Кольчуга;

г) Дублёнка.

5.  Город с каким названием есть во Владимирской области РФ на реке Пекша?
а) Кольчугино;

б) Шинелино;
в) Гимнастёркино;

г) Мундирово.

6.  Как назывался доспех древнерусского воина, представляющий собой кольчужную рубашку без рукавов с металлическими пластинами?
а) Колонтарь;

б) Колонок;
в) Кологрив;

г) Коллонтай.
(Всё остальное к военному делу не отношения не имеет.)

7.  Какое оружие НЕ изображено на картине В. Васнецова «Богатыри»?
а) Копьё;

б) Меч;
в) Лук;

г) Секира.

8. Укажите древнерусское название воинского знамени.
а) Флаг;

б) Прапор;
в) Стяг;

г) Вымпел.
(Стяг у русских дружин был с языческих времён. Представлял собой шест с пучком конских волос, клином яркой ткани и др. Слово это сохраняется и в наши дни.)

9.  Как называлось заграждение из деревьев, поваленных вершинами в сторону противника, известное на Руси с 13-го века и широко применявшееся в 16-17 веках?
а) Валежник;

б) Засека;
в) Просека;

г) Бурелом.
(В 20-м веке засеки обычно оплетали колючей проволокой.)

10.  Кто в русской армии был облачён в металлический панцирь?
а) Гренадёры;

б) Кирасиры;
в) Драгуны;

г) Уланы.
(Вид тяжёлой кавалерии, в России с 18 в.)

Карточка №2    

1.  Как называется столица Республики Бурятии в составе РФ?
а) Драгун-Удэ;

б) Гусар-Удэ;
в) Улан-Удэ;

г) Кирасир-Удэ.

2.  Что в XVII веке использовали на занятиях по строевой подготовке?
а) Рожь и пшеницу;

б) Сено и солому;
в) Кнут и пряник;

г) Лафет и пушку.

3.  Из каких отрядов, созданных для военных игр Петра I, образовались Преображенский и Семёновский полки?
а) Потешных;

б) Куражных;
в) Увеселительных;

г) Клоунских.

4.  Что 200 лет назад означало слово «застрельщик»?
а) Артиллерист;
б) Заядлый дуэлянт;
в) Солдат в рассыпном строю, который первым начинал стрелять;
г) Оружие.
(Ныне это тот, кому принадлежит почин в каком-либо деле. Например, застрельщики турпохода.)

5.  Чем раньше занимались ремонтёры?
а) Заготовкой съестных запасов;
б) Проведением ревизий;
в) Обучением новобранцев;
г) Закупкой лошадей.
(Офицер, занимающийся закупкой лошадей.)

 

6.  Как назывался призывник царских времён?

а) Ректор;

б) Рекрут;

в) Ротор;

г) Волонтёр.

7.  Какой из этих российских флотов был создан первым?
а) Балтийский;

б) Черноморский;
в) Тихоокеанский;

г) Северный.
(Во время Северной войны 1700-21 гг.)

8.  Какой чин имел Фёдор Фёдорович Ушаков, в то время, когда он командовал Черноморским флотом?
а) Вице-адмирал;

б) Адмирал;
в) Контр-адмирал;

г) Капитан бригадного ранга.

9.  Какое знаменитое морское сражение Ушакова имел в виду Суворов, когда воскликнул: «Ура русскому флоту!»?
а) При Варне;

б) При Константинополе;
в) При крепости Корф;

г) При Калиакрии.

10.  Кто из этих российских военачальников был кавалером ордена Святого Георгия всех четырёх степеней?
а) М.Б. Барклай-де-Толли;

б) П.И Багратион;
в) А.В. Суворов;

г) М.А. Милорадович.

Карточка №3    


1.  Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат, а там, где не пройдёт олень, ...» Продолжите слова полководца.
а) «никто уже не пройдёт»;
б) «всё равно пройдёт русский солдат»;
в) «пройдёт только леший»;
г) «только птица пролетит».

2.  Как называется книга, которую написал Александр Васильевич Суворов?
а) «Наука воевать»;

б) «Наука побеждать»;
в) «Наука дипломатии»;

г) «Наука выживать».

3.  Какие три слова А.В. Суворов выбрал своим девизом?
а) Сила;

б) Быстрота;
в) Натиск;

г) Дисциплина;
д) Хитрость;

е) Глазомер.
(«Глазомер, быстрота, натиск»)


4.  Какую игру великий русский полководец А.В. Суворов утвердил, как часть программы военной подготовки?
а) Городки;

б) Лапту;
в) Шашки;

г) Прятки.
(По-старинному – рюхи. Суворов часто говаривал: «Городки развивают глазомер, быстроту, натиск».)

5.  В каком из перечисленных родов войск царской армии существовало звание корнет?
а) Пехота;

б) Флот;
в) Кавалерия;

г) Артиллерия.

6.  Как в русской армии начала 20-го века называли воспитанников военного училища?
а) Юнга;

б) Юниор;
в) Юнкер;

г) Юннат.

7.  Какие войска в дореволюционной России назывались «инфантерия»?
а) Пехота;

б) Кавалерия;
в) Флот;

г) Артиллерия.

8.  Кем российский мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен был в юности?
а) Гардемарином;

б) Корнетом;
в) Юнгой;

г) Гусаром.
(С 10 лет он учился в Морском кадетском корпусе, а оттуда выходили гардемарины.)

9.  По Уставу русской армии, если в помещение входил старший по званию, отдавалась команда «Господа офицеры!», и присутствующие вставали. А кто отдавал команду?
а) Сам входящий;
б) Старший по званию в помещении;
в) Тот, кто первый заметил вошедшего;
г) Внутренний голос.

10.  Назовите офицерский чин в русской армии в 18-го в., промежуточный между полковником и генерал-майором:
а) Мастер;

б) Бригадир;
в) Прораб;

г) Подрядчик.

Карточка №4


1.  Какое воинское звание было у некрасовского Топтыгина?
а) Адмирал;

б) Генерал;
в) Капитан;

г) Майор.

2.  Как называлась Советская Армия в период 1918-1946 гг.?
а) Белая Армия;

б) Красная Армия;
в) Красная гвардия;

г) Молодая Гвардия.
(Рабоче-Крестьянская Красная Армия – РККА.)

3.  Когда были введены погоны для воинов Красной Армии?
а) В 1936 году;

б) В 1940 году;
в) В 1943 году;

г) В 1946 году.

4.  Как до 1946 года называлась Красная Армия?
а) Рабоче-Крестьянская;
б) Народно-Трудовая;
в) Социально-Радикальная;
г) Либерально-Демократическая.
(Рабоче-Крестьянская Красная Армия – РККА.)
 

5.  Какие моря соединяет пролив Красной Армии?
а) Карское и Лаптевых;

б) Чёрное и Азовское;
в) Берингово и Охотское;

г) Белое и Баренцево.

6.  Какое почётное звание и значок существовали в СССР в 1932-41 гг.?
а) «Чапаевский рубака»;

б) «Будёновский наездник»;
в) «Ворошиловский стрелок»;

г) «Альпинист-суворовец».
(Для выполнивших установленные нормативы в стрельбе из винтовки.)

7.  Какой род войск был ликвидирован в СССР в 50-х годах 20-го века?
а) Пехота;

б) Артиллерия;
в) Авиация;

г) Кавалерия.

8.  Сколько всего человек имели высшее воинское звание генералиссимуса за всю историю России?
а) Три;

б) Шесть;
в) Восемь;

г) Двенадцать.
(Ф. Ю. Ромодановский, А. С. Шеин, А. Д. Меншиков, Антон Ульрих Брауншвейгский – отец императора Ивана VI, А. В. Суворов. В СССР звание Генералиссимуса Советского Союза присвоено только И. В. Сталину.)

9.  Крест какого цвета изображён на полотнище Андреевского флага?
а) Жёлтого;

б) Голубого;
в) Красного;

г) Зелёного.

10.  До какого возраста молодой человек в России считается призывником?
а) До 21;

б) До 25;
в) До 27;

г) До 30.

Карточка №5    


1.  Какой формы НЕ существует в Вооружённых Силах РФ?
а) Парадная;

б) Повседневная;
в) Полевая;

г) Домашняя.

2.  Какого звания НЕТ в Вооружённых Силах РФ?
а) Генерал-майор;

б) Генерал-лейтенант;
в) Генерал армии;

г) Свадебный генерал.
(Так в шутку называют важного человека, приглашённого на мероприятие для придания значительности происходящему.)

3.  Что можно увидеть на погонах курсантов?
а) Цифры;

б) Буквы;
в) Иероглифы;

г) Картинки.

4.  Какое из этих званий в Российской Армии самое старшее?
а) Ефрейтор;

б) Рядовой;
в) Старшина;

г) Сержант.

5.  Военнослужащие каких войск называют себя «голубыми беретами»?
а) Десантники;

б) Моряки;
в) Лётчики;

г) Танкисты.

6.  Кто из этих популярных эстрадных певцов служил в пограничных войсках?
а) Олег Газманов;

б) Дмитрий Маликов;
в) Леонид Агутин;

г) Александр Буйнов.
(Вероятно, потому в его песне поётся: «Паровоз умчится прямо на границу...»)


7.  Какое имя получил в армии штурмовик «СУ-25»?
а) «Пчела»;

б) «Шмель»;
в) «Грач»;

г) «Пингвин».

8.  Какой срок обучения в Нахимовском училище?
а) Один год;

б) Два года;
в) Три года;

г) Четыре года.

9.  Как официально называется газета Министерства обороны РФ?
а) «Андреевский флаг»;

б) «Красная звезда»;
в) «Голубой берет»;

г) «Маршальский жезл».

10.  До какого возраста молодой человек в России считается призывником?
а) До 21;

б) До 25;
в) До 27;

    г) До 30.

Приложение № 3

Воинское приветствие — приветствие военнослужащих или формирований вооружённых сил (ВС) различных государств, установленное в соответствии с руководящими документами, относится к воинским ритуалам, традициям или к воинскому этикету.

 Воинское приветствие ранее называлось — Салют, отданием чести, салютованием. Происхождение ритуала воинского приветствия, другие военные историки, беллетристы, связывают со средневековыми рыцарями. Якобы чтобы показать своё благородство перед лицом противника, рыцари откидывали забрало шлема. Характерное движение руки и легло в основу современного воинского приветствия. Кавалеристы тяжёлой кавалерии (рыцари, витязи) в средние века носили шлемы. Многие шлемы имели забрала или маски, защищавшие лицо. При встречном разъезде в качестве жеста, показывающего мирные намерения, рыцарь поднимал забрало или маску. Открывал лицо, чтобы встречный мог его узнать. Делалось это правой рукой, что также показывало, что воин не готов начать бой и не имеет агрессивных намерений. Жест как бы говорил «в моей правой руке нет оружия». У народов, вооружённые силы которых не имели тяжелой кавалерии (монголы, индейцы Северной Америки), приветственный салют — это просто демонстрация открытой правой ладони. Амуниция изменилась со временем, а жест трансформировался в салют.

Строевые приемы. Разделяют три вида - строевой, походный и церимониальный (гусинный) шаг .

Строевой - это то, что все знают: физкультура в школе, строевой шаг — это ходьба с темпом 110—120 шагов в минуту. Устав устанавливает размер в пределах 70-80 см.

Походный - это тот же строевой, только после команды "Вольно! "

Гусинный - церемониальный шаг, впервые введенный в Пруссии при Фридрихе II Великом и использовавшийся во время военных парадов. При этом шаге вытянутая нога должна подниматься вверх до такой высоты, чтобы она составляла прямой угол с телом. Яркий пример: Нацистская Германия запомнилась свои гусиным шагом.

 Сам по себе строевой шаг - оружие и очень мощное. Даже в эпоху пулемётов бойцы бросали позиции и разбегались при виде такой безупречной боевой сплочённости, да под барабанную дробь. Раз-два-левой! Левой! Левой!

 Строевой шаг появился с появлением воинских построений, т. е. когда перестали воевать толпой. Первое военное построение - фаланга. Впервые стала использоваться греческими полисами примерно в 800-700 гг. до н. э. (так говорит история). Лучшее её исполнение - фаланга Александра Македонского: Если бойцы будут двигаться вразброд, то строй нарушится. Для удержания строя необходимо двигаться строевым шагом, ритм должен задавать или командир (на расстояние голоса) или боевой барабан (слышно дальше).

Приложение № 4

Итоговая таблица для жюри.

Команда

1 Раунд

2 Раунд

3 Раунд

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация основных методов воспитания певческого голоса. Методические рекомендации

Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике.Педагогические методы можно разделить на две группы: одни приводят певца...

Методический доклад "Методы воспитания юных пианистов"

Методический доклад "Методы воспитания юных пианистов" будет интересен преподавателям по классу фортепиано детских музыкальных школ, детских школ искусств, а также учителям музыки общеобразовательных ...

Методы воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории. Методические рекомендации.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание, школа.Аннотация: из практики использования методов воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории....

Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания.

В своей самостоятельной работе раскрываю основные принципы воспитания и классификацию методов воспитания. Данные принципы изложены мной на основе многолетнего опыта работы с подрастающим поколением и ...

Методическое пособие: «О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования»

Данная статья посвящена вопросу повышения качества уроков по предмету «История изобразительного искусства», методах решения этого вопроса, и о духовном воспитании обучающихся.  ...