ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
методическая разработка

Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методов являются:

Интервьюирование, опрос, анкетирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx176.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методов являются:

  1. Интервьюирование, предполагающее личное общение с опрашиваемыми, которое  позволит на начальном этапе получить максимальное количество информации. Тщательно обработав первичную информацию и четко определившись в направленности детей к поставленной цели, можно приступать к анкетированию. Если анализ опроса показал, что нет четкого понимания, необходимо, используя различные формы и методы, формировать общественное мнение по данной проблеме. После этого можно провести повторный опрос–интервью.
  2. Опрос, как метод исследования, незаменим тогда, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественного, коллективного, индивидуального сознания, общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и  дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
  3. Анкетирование - наиболее распространенный способ сбора информации. Вопросы анкеты составляются на основе полученной при первичном опросе (интервью) информации. Первичное анкетирование должно быть открытого типа (анкетируемый сам подробно отвечает на поставленный вопрос). На заполнение анкеты дается время от 3 до 7 дней, а значит у  ребенка есть время обдумать свой ответ, посоветоваться с родителями. Последующее анкетирование может быть закрытого типа (к вопросу прилагается несколько ответов и оговаривается, сколько вариантов анкетируемый может выбрать). Образец анкеты  обязательно должен находиться в классном или школьном уголке. Анкетирование должно быть строго анонимно, лишь с указанием пола и возраста анкетируемого. Являясь наиболее эффективной формой диагностики на данном этапе, анкетирование дает богатый информационный материал, на основе которого можно приступать к тестированию.

Пример.  Вопрос (для вас, как для руководителей ДО, ответьте на него сами) анкеты закрытого типа позволяет определить стиль взаимоотношений взрослого и ребенка, способность взрослого создать ребенку и детскому сообществу в целом ситуацию успеха:

Ваша позиция в отношении ребенка (выберете только один ответ):

  • Опека
  • Наставничество
  • Партнерство
  • Сотрудничество
  • Содружество

Если вы выбрали ОПЕКУ- это означает минимальную степень самостоятельности детей при максимальной помощи взрослого, НАСТАВНИЧЕСТВО – детям делегируют функции взрослых, ПАРТНЕРСТВО – дети прибегают к помощи взрослого, СОТРУДНИЧЕСТВО – и дети, и взрослые помогают друг другу, функции детей и взрослых делегируются на равных, СОДРУЖЕСТВО – деловые взаимоотношения принимают высокий уровень эмоционально-окрашенного сотрудничества.

  1. Тест – метод  исследования объекта, построенный на его оценке по результатам стандартизированного задания. Грамотно составленный тест может стать своего рода ключом к самопознанию, к выявлению противоречий и проблем. При всей кажущейся простоте тестирования (ответить на вопросы, сверить ответы с «ключом», подсчитать баллы, сравнить их с нормативами) грамотное применение тестов требует специальной подготовки и высокого уровня культуры. Вопросы тестов составляются на основе полученной при анкетировании информации для определения тех или иных позиций, для выявления понимания той или иной проблемы, для определения направленности детей к поставленной цели.

Пример. Данный вопрос (для ребенка) теста позволяет определить социальную роль и позицию взрослого к детской организации:

Взрослые в твоем объединении  (читай внимательно и если ты согласен с какими либо утверждениями, отметь):

  1. Он всегда в центре внимания
  2. Тому, что он говорит, всегда веришь
  3. Он готов сделать все сам, за всех
  4. Ему можно доверить свои планы
  5. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией
  6. С его мнением всегда хочется согласиться
  7. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя
  8. Ему нравиться учить
  9. С ним как-то спокойно
  10. То, что он предлагает всегда хочется сделать
  11. Когда что-то сделаешь, всегда хочется услышать его оценку
  12. Он всегда предлагает готовый план занятий или действий
  13. Ему не нравится, когда ему возражают
  14. Он всегда придет на помощь
  15. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься
  16. Неприятно, если его в чем-то подведешь
  17. Его предложения редко чем можно дополнить
  18. Он всегда уверен в своей правоте
  19. Он способен разделить с нами и горести и радости
  20. Когда он с нами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить
  21. Всегда хочется знать, как бы он поступил на твоем месте
  22. Он всегда заботлив и внимателен
  23. По каждому поводу он высказывает свою оценку
  24. От него всегда ожидаешь дружеской поддержки
  25. Если ребята ссорится, он всегда помирит

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

5,10,15,20, 23– «д р у г»; 1,6,11,16,21– «л и д е р»; 2,7,12,17,22 – «референтное лицо» (должностное лицо, консультант по отдельным вопросам); 4,9,14,19,24 – «педагог-манипулятор»; 3,8,13,18, 25– «н я н ь к а»

5. Беседы с членами ДОО, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы.

6. Включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий.

7.  включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях.

8. Метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы.

  1. Рефлексия; анализ документации по проектам, программных документов детского  объединения.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ПОПАВШИМИ В КАТЕГОРИЮ «ТРУДНЫЕ»

В функциональные обязанности педагога-организатора входит защита прав ребенка, формирование в нем  нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме. А помощь подросткам, попавшим в категорию «трудных», поведение которых не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, является одним из приоритетных направлений в работе педагога-организатора. В следствии чего, педагог-организатор в сотрудничестве с социальным педагогом и психологом может проводить социально-педагогическую и психологическую диагностику. Можно использовать следующие диагностические методы (в папке для вас все эти методы будут):

1) Метод наблюдений:

— опосредованное и непосредственное (по контакту);

— естественное и экспериментальное (по условиям деятельности);

— случайное и целенаправленное (по целям);

— констатирующее и оценивающее (по фиксаций-результатов);

— произвольное и структурированное (по упорядоченности);

— открытые и скрытые (по характеру взаимодействия с объектом).

2) Психологический эксперимент.

3) Тестирование (тесты интеллекта, тесты достижений).

4) Метод опроса:

— интервью;

— опросники-анкеты (биографическая анкета-опросник, опросник интересов, личностные опросники).

              II. Методы педагогики.

1) Методы предварительного изучения личности учащегося:

— изучение Личных дел и классного журнала;

— беседы с руководителем школы;

— беседы с врачом, классным руководителем;

посещение семей, совещаний учителей.

2) Методы последовательного изучения учащихся:

— посещение уроков; рейд, хронометраж;

— сочинение учащегося;

— характеристика на друга;

— педагогический консилиум;

 — анализ состава коллектива;

— анализ дневниковых записей, самохарактеристик, взаимохарактеристик;

— беседы с учащимися;

— социометрия и анкетирование.

Изучение подростков с аддиктивным поведением может проходить непосредственно и опосредованно.

I. диагностическая работа с подростками

II. диагностическая работа с учителями

III. диагностическая работа с родителями.

                                                                                   

  • МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (опросник Айзенка)

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 14 до 18 лет. Соответственно может использоваться:

  1. При формировании коллективов.
  2. При знакомстве педагога-организатора с вновь поступившими в группу подростками.
  3. Используется в спортивной практике при подборе команд.

Автор методики – кандидат психологических наук Маталина Т.В. (Центр профконсультации Московского района г. Санкт-Петербурга).

В качестве основного приема психометрического измерения используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

  • Социометрия (отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению).
  1. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы были поняты всем членам группы.
  2. Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.
  3. Для выявления выборов индивиды должны быть опрошены в терминах определенного критерия.
  4. Критерии должны быть значимыми для членов группы.

Инструкция в социометрии, как и при проведении других социально-психологических исследований, имеет двоякое значение. Во-первых, она разъясняет технику ответов на тест-вопросы, во-вторых, создает мотивацию при ответах у членов группы. Это второе значение инструкции нельзя свести до уровня техники, оно составляет скорее область искусства, профессионального мастерства и опыта исследователя.

  • СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (по критериям):

1. Индивидуально-типологическая ранимость.

2. Нарушения саморегуляции личности.

3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей)

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:

6.  Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

Диагностика в детской организации не только способствует целеполаганию и организации, но и помогает своевременно осуществить коррекцию жизнедеятельности, т.е. тех условий, которые созданы в процессе ее для развития личности каждого члена детской организации. Оперативное включение или исключение желательных или сдерживающих личностное развитие влияний – содержания, структуры, характера, стиля общения; межличностных отношений; предметной среды – ведет к успешности достижений целей детской организации.

Неумелое использование диагностических процедур, игнорирование валидности (использования проверенных, дающих стабильно точные результаты) избираемых методик дают необъективную картину результатов ваших и детей. Главное – это то, что от вашего умения анализировать, выбрать из большого числа диагностических методик, методов и приемов эффективные, зависит успех ваших будущих дел.

Литература

  1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире// Педагогика.-2002.-№7.-С.88-96.
  2. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа,1998.-С.158-165.
  3. Андреева В.А. Мониторинговые исследования - одно из основных направлений в работе администрации школ//Завуч начальной школы.-2001.-№5.-С.104-111.
  4. Андреев В.И. Педагогический мониторинг//Педагогика:Учебный курс для творческого саморазвтия.-Казань: Центр инновационных технологий,2000.-С.452-531.
  5. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования//Известия РАО.-2001.-№1.-С.35-42.
  6. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Возможно ли “измерить” образовательный процесс? : Проблема определения показателей ее результативности // Наука и школа.-1999.-№6.-С.51-56.
  7. Беньклевич Т.М.,Чепуренко Г.П. Рейтинговая система: выбор информационно-критериального ядра//Школьные технологии.-2002.-№6.-С.224-228.
  8. Бершадский М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса?//Народное образование.-2002.-№7.-С.81-88.
  9. Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг //Информатика и образование.-2000.-№8.-С.18-21.
  10. Бояринцева А.В. Как “измерить” воспитание?//Школьные технологии.-2001.-№2.-С.196-210.
  11. Воспитательный процесс: изучение эффективности:Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ”Сфера”,2000.-128с.
  12. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов//Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№5.-С.33-37.
  13. Грабарь М.И.Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения// Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№3.-С.49-54.
  14. Григорьев С.И.Региональные подсистемы мониторинга качества образования (опыт качественного социологического анализа) // Известия РАО.-2000.-№1.С.56-68.
  15. Григорьев Д.,Кулешова И.,Степанов П. Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка//Воспитательная работа в школе.-2003.-№2.-С.93-106.
  16. Долженко О. Какова наша школа по результатам международного сравнения//Народное образование.-2002.-№7.-С.17-23.
  17. Егорова Л.,Калинина Н. Мониторинг учебных возможностей младших школьников//Народное образование.-2000.-№9.-С.198-202.
  18. Караковский В.А.,Новикова Л.И.,Селиванова Н.Л. Что надо учитывать при исследовании и решении современных проблем воспитания//Воспитание?Воспитание...Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем.-М.: Пед.общество России,2000.-С.24-37.
  19. Кравцов А.А. Критерии анализа методик диагностики воспитанности//Педагогическая диагностики.-2002.-№2.-С.68-79.
  20. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления  учебно-воспитательным процессом//Завуч.-2000.-№8.-С.10-22.
  21. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования//Педагогика.-2001.-№3.-С.16-20.
  22. Маленкова Л.И. Изучение воспитательного процесса как основа его организации//Воспитание в современной школе.-М.: Пед общество России,Изд.Дом “Ноосфера”,1999.-С.141-148.
  23. Методика выявления воспитанности школьников // Нравственность в современном мире.-Мн:Изд.ООО”Красико-Принт, 2003.-С.44-50.
  24. Петрушкина Е., Гребенкина И. Воспитательная система школы в оценке руководителей (по материалам социологических исследований)//Воспитательная работа в школе.-2003.-№2.-С.107-110.
  25. Пищулин Н.П.,Пищулин С.Н. Маркет-мониторинговый потенциал тестирования образования//Школьные технологии.-2001.-№6.-С.127-139.
  26. Плоткин М.М.,Ширинский В.И. Научные основы мониторинга современного воспитательного процесса:Научно-методическое пособие.-М.:НИИ Семьи,2000.
  27. Попова Т. Опыт оценки воспитанности учащихся//Организация воситательной работы в школе:Пособие для директоров общеобразовательных учреждений/Сост. Г.С.Семенов, ред. Л.В.Кузнецова.-М.:Школьная Пресса,2002.-С.120-122.
  28. Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-С.141-164.        
  29. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании//Педагогика.-2003.-№3.-С.38-44.
  30. Симонова А. Внутришкольный контроль и его реализация через систему мониторинга//Учитель.-2000.-№3.-С.18-24.
  31.  Фомина О.С.,Кудряшова И.А.,Боликова Л.Ю. Реализация модели вопитательной системы//Классный руководитель.-2003.-№4.-С.65-85.
  32. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания//Педагогика.-2003.-№3.-С.52-59.
  33. Чепелев П.Н. Образовательный мониторинг : формируется понятие//Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№5.-С.7-51.
  34. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.-М.:Педагогика,1990.
  35. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика.-2001.-№5.-С.40-45.
  36. Шилова М.И.Киреева Т.В. Мониторинг  воспитанности учащихся с использованием информационных технологий.-Красноярск: Крас.гос.пед.ун-т,1999.
  37. Ширяева В. Многофункциональная карта мониторинга//Директор школы.-2002.-№9.-С.20-24.
  38. Шмонина Л.В.,Зайчикова Т.Н.,Крайникова М.Н. Мониторинг уровня достижений учащихся начальной школы Нижегородской области(из опыта работы)//Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№5.-С.35-39.
  39. Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.-М.:Новая школа,1998.-С.158-165.
  40. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М. :Педагогический поиск,1997.-С.62-75.
  41. Щуркова Н.Е. Изучение личности в учреждениях образования: Пакет методик.-Н.Новгород:НГЦ,1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Икт в воспитательной работе педагога-организатора"

Доклад на педсовете...

План работы педагога - организатора на 2010-2011 гг.

План работы...

Обобщение опыта работы педагога-организатора МБОУ ДОД "Центр детского творчества "Росинка"

Обобщение опыта работы педагога-организатора...

методическая система эффективного педагога-организатора

Воспитание (согласно Приказу Минобрнауки Росси от 03.02.2006 г.      № 21) является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Осн...

Система работы педагога- организатора ОБЖ

Тема: «Формирование практических умений и навыков безопасного поведения и успешного выживания в условиях природной среды через реализацию дидактических принципов обучения, применяемых в курсе ОБЖ»...

Организация работы в группе в практике работы педагога - организатора

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная, организаторская сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора в группе, в практике работы заклю...

Результаты психолого-педагогической деятельности по итогам мониторингов, проводимых организацией. Диагностика адаптации первоклассников в 2020/2021 учебном году

Диагностика уровня адаптации учащихся 1 классов на начало 2020 и конец 2021 года Цель диагностики адаптации первоклассников: получение объективной информации о состояния адаптации первоклассников...


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе

В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует:  формированию современного,  цело...

Роль планирования в деятельности педагога-организатора

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь гра­мотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать вос­питательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспи...

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...