«Простые нормы нравственности»
методическая разработка (5 класс)

Бирюкова Кристина Вячеславовна

      «Простые нормы нравственности» Беседа с учащимися 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnoe_rk-vo.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Беседа    

 

      «Простые нормы нравственности»

                                                подготовлена и проведена

                                                с учащимися 5 Б класса  

                                                МОУ «Новомичуринская средняя

                                                общеобразовательная школа №3»

                                                Пронского района

                                                классным руководителем   Бирюковой К. В.                                                                                                                                          

Цели проведения беседы:

- реализация программы по нравственному воспитанию;

- сплочение коллектива на переходном этапе;

- воспитание чувства ответственности и коллективизма; уважение к старшему поколению.

                                          Ход мероприятия.

Учитель.

 Как Вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:

Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

Ответы учеников.

- Очень важно в любой ситуации оставаться человеком.

- Поступки у людей должны быть хорошие.

- Нельзя обижать окружающих.

 -Нужно уважительно ко всем относиться.

Учитель.

 Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?

Ученики.

- Не нужного совершать ничего плохого, чтобы люди страдали потом.

- Нужно быть внимательным ко всем.

Учитель.

Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?

Ученики.

- Да, должны.

Учитель.

Эти правила, конечно, существуют, и называются они простыми нормами нравственности. Простые нормы нравственности возникли и возникают постоянно, действуют в силу жизненной необходимости, потому что множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Простые нормы нравственности, если люди их используют, помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.

Человеческое общество выработало элементарные нормы нравственности, то есть простые нормы поведения людей, но каждый народ имеет и свои специфические нормы нравственности. Эти нормы проявляются в повседневной жизни человека ежечасно, везде и во всем. Простыми они называются не только за свою простоту и всем понятную необходимость, но и за то, что с верности этим нормам начинается становление нравственной жизни человека. Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями.

Самая главная норма требует от нас уважения к другим людям. Соблюдение этого требования - необходимое условие совместной деятельности людей.

Учитель.

 В чем же может выражаться уважение человека к другим людям?

Ответы учеников.

Формы выражения уважения многообразны:

- честность и правдивость,

- справедливость,

- вежливость и тактичность,

- уважение к своему и чужому времени,

- признание  своего и чужого труда,

- внешняя опрятность и чистота,

- заботливое отношение к физически слабым людям,

- нетерпимость к поведению, которое разрушает добрые человеческие отношения и унижает человеческое достоинство.

Учитель.

 Показателем нравственности человека являются его дела, деятельность, то есть жизненная практика.

Одним из важных требований нравственной практики человека является единство слова и дела, выражающееся в понятиях честности и правдивости.

 Как Вы думаете, в чем разница этих понятий?

Ответы учеников.

Честность - это нравственное требование общества к человеку поступать в соответствии с принятыми нравственными нормами и выполнять свои обещания.

Правдивость - это нравственное требование говорить правду.

Те, кто живет по выгоде, используя принцип «Не обманешь — не проживешь», делают и поступают как хотят, без всяких нравственных норм, у них слова часто расходятся с делом.

Порядочный человек - человек, который дорожит своим достоинством и считает своим долгом прожить жизнь честно, несмотря на трудности.

Вежливость и тактичность - это такие формы поведения человека, в которых отражается приветливость, доброжелательность, умение думать о чувствах других людей в любой ситуации.

Уважение к чужому времени - умение не «убивать его попусту», не отвлекать людей по пустякам, стараться быть точным в назначенных встречах. Все люди по-разному ценят время и по-разному его расходуют.

Опрятность и аккуратность — особый вид выражения уважения человека к самому себе и окружающим людям. Грязь, неряшливость, небрежность во внешнем виде и в жилище говорит о внешней культуре человека.

Уважение к людям старшего поколения - это одна из общечеловеческих норм морали. Уважение к старшему поколению возникло в глубокой древности, когда люди поняли ценность человеческого опыта и мудрость старшего поколения.

Учитель.

 Как Вы думаете, что значит уважать людей старшего поколения?

Ответы учеников.

 Это значит:

1. Быть благодарными и признательными за жизнь и все то, что создано их трудом в обществе.

2. Сознавать необходимость и готовность учиться всему лучшему, что есть у них, прислушиваться к советам.

3. Суметь взять в руки эстафету лучших дел на благо обществу и людям.

4. Быть терпимым к вкусам и привычкам старших, не навязывать им своих.

5. Заботиться об их здоровье, самочувствии, о быте и отдыхе.

Учитель.

 Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям.

Мы живем в многонациональном государстве, поэтому человек высокой нравственной культуры будет уважать и людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам.

                                                                                     

                                                                     Приложение № 1.

                Из копилки классного воспитателя.

     Личность, готовая к решению все усложняющихся социальных задач, успешно формируется, если изо дня в день всем укладом школьной жизни ее ориентировать на выполнение нравственных норм, которые становятся законом жизни класса. Поэтому мы с классным коллективом разработали и приняли на классном собрании следующие законы, организующую нашу жизнедеятельность.

Законы жизни классного коллектива.

 Закон правды. 

Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Закон добра. 

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!

Закон любви.

Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств. Цени любовь.

Закон милосердия.

 Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях ближнего!

Закон чести. 

 Помни о духовной силе, долге , благородстве и достоинстве. Береги честь!

Закон смелости.

 Вчера ты струсил. Но сегодня ты в коллективе. Будь смел.

Закон экологии.

 Природа – твоя прародительница и помощница. Охраняй природу!

Закон отцов и детей. 

Предки уважаемы у всех народов. Чти родителей своих и сохраняй все сотворенное ими!

Закон патриотизма.

 Народ, забывший свою историю, умрет. Будь патриотом!

Закон свободы. 

Все рождаются свободными. Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

     Правила эти находятся в классном уголке в кабинете и у каждого ученика в дневнике. Очень часто мы с ребятами во время проведения различных мероприятий, индивидуальных бесед и коллективных дел обращаемся к ним.

Классный час.

Знакомьтесь: 5Б класс. Первая встреча с классным руководителем.

Цели классного часа:

  1. Познакомиться с коллективом учащихся класса.
  2. Предложить учащимся совместно спланировать дела класса на первую четверть.
  3. Стимулировать деятельность учащихся. Умение слушать своих сверстников. Соглашаться или разумно отвергать доводы других людей.

Подготовка классного часа.

  1. Составление примерного планирования работы с классом на первую четверть.
  2. Подготовка зашифрованных предложений с будущими традициями класса.
  3. Корточки с вопросами интервью для учащихся.
  4. Плакат с рецептом класса.

Форма проведения классного часа: презентация.

Оформление доски.

                                    Хочешь? Будем петь вместе песни,

                                    Хочешь? Поднимемся к солнцу,

                                    Хочешь? Откроем миры и созвездья.

                                    Радостью сердце твое отзовется.

                                                                        Ш. Руставели.  

                                   Ход классного часа.

   

Вступительное слово классного руководителя.

Ребята! Еще совсем недавно вы читали стихи и пели песни, прощались с начальной школой. Сегодня вы – пятиклассники. И не просто пятиклассники – ученики средней школы. Вы многое уже умеете, многому научились в начальной школе. Может быть, кто-то из вас попробует догадаться, что значат цифры, так необычно написанные на школьной доске.

Ответы учеников.

31. 08  – день нашей первой встречи, которая должна и вам, и мне запомниться надолго, так как она сарая первая в нашей с вами общей жизни.

2022  год – год, который нас с вами познакомил и, надеюсь, подружит.

2029  – год, в который вы закончите школу. Он станет последним годом наших школьных встреч. Возможно, если мы подружимся, мы будем с вами встречаться и после окончания школы, но это так далеко. Впереди целых   …

 

Учитель.

Верно, впереди целых 7 лет, на протяжении которых мы будем встречаться с вами каждый день и постараемся сделать так, чтобы при встрече нам хотелось улыбаться друг другу, радоваться тому, что мы вместе.

Конечно же, ребята, вам интересно узнать какие-то сведения обо мне. Я с удовольствием вам о себе и надеюсь, что вы тоже расскажите мне о себе. Но все по порядку.

Рассказ классного руководителя о себе.

Бирюкова Кристина Вячеславовна, в школе работаю 8 лет. Очень люблю свою профессию и свой предмет. Ценю во всех людях честность, порядочность. Заранее уважаю и ценю вас всех как личность, поэтому и от вас хотела получить то же.

                              Беседа с классом.

Предлагается каждому ученику рассказать о себе.

Для этого заранее заготовлены карточки с вопросами, которые прячутся в небольшой коробке. Когда учитель проходит по рядам, каждый ученик вытягивает карточку-вопрос и отвечает на него.

Вопросы были следующие:

     Какое мороженое ты любишь?

Какой цветок тебе больше всего нравится?

Какую отметку ты любишь видеть в своем дневнике?

Твой любимый день недели?

Самый трудный день недели?

Сколько дней в году?

Сколько мальчиков в нашем классе?

Твоя любимая игрушка?

Главный документ школьника?

Твой лучший друг?

Как звали учительницу в начальных классах?

Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице?

Самое интересное мероприятие, которое ты помнишь из четвертого класса?

Учитель.

Молодцы, ребята. Вы сумели быстро ответить на все вопросы, которые я вам предложила. Вы, видимо, заметили, что среди вопросов много таких,  которые содержат сведения о вашем классе.

- Ребята, а знакомо ли вам слово рецепт? Что оно означает?

      Ученики.

Это описание приготовления какого-либо блюда.

Учитель.

Действительно, рецепт – это состав продуктов, которые необходимы для приготовления вкусного и незабываемого блюда.

Приведите примеры приготовления супа.

Ребята приводят примеры.

Учитель.

Как вы думаете, можно ли слово «рецепт» использовать применительно к классу? Каким должен быть рецепт дружного класса? Давайте попробуем составить рецепт нашего класса.

Для приготовления рецепта можно использовать слова, которые написаны на доске в хаотичном порядке. Из предложенных слов ребята составляют рецепт класса, используя слова, записанные на доске  так, как они считают для себя правильными.

         Слова расположены так:

Доброта, дружба, озорство, любознательность, смелость, интерес, ответственность/  взять, добавить, приправить, размешать, влить. остудить, украсить.

У ребят получились следующие проекты.

Взять большой класс, поместить туда моих одноклассников, добавить доброты и дружбы, приправить ответственностью, влить любознательности, остудить озорство, украсить смелостью и ответственностью.

Взять доброту, добавить дружбу, остудить озорство, украсить интересом, приправить любознательностью, размешать смелостью и влить ответственность. Получится интересный, дружный класс.

Берем дружбу, режим ее кубиками. Затем, взяв озорство, мелко разрезаем  и  засыпаем в кастрюлю с добротой. Все это приправляем любознательностью, добавляя смелость. Затеи трем на мелкой терке интерес и варим в течение пятнадцати-двадцати минут. Получившуюся массу выкладываем на тарелку и украшаем ответственностью. И получится 5 В класс. Он должен быть всегда добрый, отзывчивый и дружный.  

Учитель.

Интересный и дружный класс живет интересно, дружно, весело. Как же нам сделать так, чтобы все запомнившиеся дела прошлого года продолжились в новом учебном году? Очень бы хотелось, чтобы Ирина Валентиновна, которая была с вами все четыре года, могла радоваться и гордиться тем, что ее ребята продолжают традиции, начатые в начальной школе.

Ребята, давайте совместно с вами определим, что среди друзей может быть разрешено, а что должно быть запрещено.

Ученики совместно с учителем придумывают правила. Учитель просит записать их в дневник.

Разрешено            

Запрещено  

Помогать друг другу

врать

Радоваться успехам друг друга

Завидовать друг другу

Поддерживать в трудную минуту

Радоваться горю другого человека

Переживать за неудачи друг друга

Обижать и давать обидные клички

Говорить правду

Смеяться над неудачами

 

Учитель

Дружный класс имеет свои традиции, которые никто не смеет нарушать.

Какие традиции вы хотели бы видеть в своем классе?

Ученики.

Предлагают в качестве традиций песню о дружбе, название классного уголка «Факел», девиз «Гореть самих – зажечь других», законы, по которым будет жить коллектив.

Законы жизни классного коллектива.

 Закон правды. 

Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Закон добра. 

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!

Закон любви.

Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств. Цени любовь.

Закон милосердия.

 Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях ближнего!

Закон чести. 

 Помни о духовной силе, долге , благородстве и достоинстве. Береги честь!

Закон смелости.

 Вчера ты струсил. Но сегодня ты в коллективе. Будь смел.

Закон экологии.

 Природа – твоя прародительница и помощница. Охраняй природу!

Закон отцов и детей. 

Предки уважаемы у всех народов. Чти родителей своих и сохраняй все сотворенное ими!

Закон патриотизма.

 Народ, забывший свою историю, умрет. Будь патриотом!

Закон свободы. 

Все рождаются свободными. Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

                                              Песня о дружбе.

Ты да я, да мы с тобой.

Хорошо, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То б уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, земля.

Ты да я, да мы с тобой

Землю обойдем, потом махнем на Марс.

Может, у оранжевой речки,

Там уже грустят человечки

От того, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой.

Нас не разлучит никто и никогда.

Даже, если мы расстаемся,

Дружба все равно остается.

Дружба остается с нами навсегда.

В качестве традиций ученики предлагают делать день именинника по временам года.

Учитель.

Ребята, мы определили, что дружный класс имеет свои традиции, которые никто не имеет право нарушать. А как должен жить дружный класс?

Ученики.

Весело, интересно, необычно.

На доске записаны мероприятия на первую четверть. Ученикам раздаются лепестки цветика-семицветика, на которых они пишут различные мероприятия.

 Цветик-семицветик склеивается и вывешивается на доске.

Итог классного часа.

Классный руководитель благодарит за участие и просит рассказать  родителям о том, чем они занимались в ходе классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"

Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а та...

«Формирование нравственных и морально- этических норм поведения, обучающихся на ступени начального общего образования»

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования            Ханты –Мансийского автономного округа – Югры...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Тест для 6кл.Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам.

Тест для 6кл.Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам....

Отчет по теме самообразования «Воспитание нравственных норм поведения в коллективе, обществе»

Нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал,...

«ПРОСТЫЕ НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ»

Разработка занятия по нравственному воспитанию...

Классный час в 7 классе «Простые нормы нравственности»

Предназначен классному руководителю для формирования нравственности подростков.. Классному руководителю, Мероприятия, 7 класс, Классный час в...